Этап становления социально–психологического знания (60-е г. 19в.-20-е г. 20в.) : борьба взглядов и направлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть этап становления социально–психологического знания (60-е г. 19в.-20-е г. 20в.) : борьба взглядов и направлений. Для достижения поставленной цели выделены следующие задачи:
- проследить историю формирования социально-психологических идей;
- рассмотреть отечественную социальную психологию (60-е годы XIX в. - 20-е годы XX в.)
При написании данной работы были использованы учебники и учебные пособия, содержащие информацию по выработанной теме.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. История формирования социально-психологических идей….............5
1.1. Предпосылки возникновения социальной психологии………………….5
1.2. Выделение социальной психологии в самостоятельную область
знания: борьба взглядов и направлений……………………………………….8
1.3. Активно развивающиеся отрасли современной социальной
психологии……………………………………………………………………..19
Глава 2. Отечественная социальная психология (60-е годы XIX в. - 20-е
годы XX в.)………………………………………………………………………24
2.1. Первый период (60-е годы XIX - начало XX вв.)……………………….24
2.2. Второй период (20-е годы - первая половина 30-х годов XX века)…...29
Заключение……………………………………………………………………….34
Библиография…………………………………………………………………….36

Работа содержит 1 файл

Глава 1.docx

— 59.73 Кб (Скачать)

     1.3. Активно развивающиеся отрасли современной социальной психологии 
 

           Среди наиболее активно развивающихся отраслей социальной пси хологии А.Л.Журавлев называет политическую психологию, экономическую психологию и этническую психологию [7, с. 209].

Политическая  психология

     Историю политической психологии можно исчислять  с тех времен, когда появились  первые, пусть самые примитивные  политические отношения между людьми и вопросы о том, кто, кому и  почему должен подчиняться (проблема власти), и кто, какие права и почему имеет в отношениях между различными сообществами (проблема социальных и  международных отношений).

     Задолго до возникновения политической психологии интерес к ее проблемам проявляли  почти все авторитетные представители  психологической науки (З.Фрейд, А.Адлер, Б.Скиннер и др.).

     Россию  можно по праву назвать первой страной, где уже в XIX в, были проведены  серьезные социально-психологические  и политико-психологические исследования. Не случайно, подчеркивает А. Л. Журавлев, Г. Спенсер и В. Вундт, признанные мировые авторитеты, высказывали  сожаление по поводу незнания русского языка, полагая, что российские исследователи  в некоторых вопросах опередили  их.

     К политико-психологическим исследованиям  можно отнести, например, изучение поведения  солдат при разгоне толпы и  демонстраций (Д. Д. Безсонов), работы по проблемам массовых психических  заражений и самоубийств (В. X. Кандинский, А. А. Токарский и др.), попытки  анализа психологических основ правосознания (Л. И. Петражицкий, М. А. Рейснер) и многие другие.

     Таким образом, политическая психология - это  наука о психологических компонентах  политической жизни общества, которые  формируются и проявляются в  политическом сознании наций, социальных групп и индивидов и реализуются  в практических действиях всех субъектов  политических процессов.

Экономическая психология

     Одной из характерных особенностей современного состояния психологической науки  стало появление и стремительное  развитие экономической психологии.

     Среди психологов проблемы экономической  психологии одним из первых начал  разрабатывать французский ученый Габриэль Тард, чей двухтомный труд под таким названием был опубликован  в 1902 г. По определению Г. Тарда «экономическая психология имеет дело с психологическими основам» экономики или, говоря другими  словами, с психологическими положениями, на которых основывается экономическая  теория.

     В США отцом экономической психологии считается Джордж Катона, который  первый начал систематически применять  психологическую теорию и методы к исследованию экономических проблем  в сотрудничестве с группой экономистов  и социологов. Именно Катона сформулировал  одну из базовых идей экономической  психологии: покупка зависит не только от способности (экономической возможности) сделать покупку, но и от желания  ее сделать (психологической готовности).

     Организационное оформление экономической психологии произошло в начале 80-х годок, когда ведущие исследователи (в  первую очередь западноевропейские), занимающиеся проблемами экономической  психологии, объединились в Международную  ассоциацию исследователей экономической  психологии.

     Среди отечественных мыслителей большое  внимание роли психологических факторов в хозяйственной деятельности уделяли  С.Н. Булгаков (1871-1944), П.Б. Струве (1870-1944), П.Н.Савицкий (1895-1965) и др. Характерной  особенностью российских работ является повышенное внимание к социально-психологическим  аспектам феномена хозяйствования: проблемам  общения, взаимодействия и взаимоотношений  между людьми и группами в хозяйстве  иной деятельности.

     То  есть, экономическая психология - это  наука, изучающая психологические  закономерности экономического поведения  человека, связанного с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг.

     Значительная  часть исследований, относимых в  настоящее время к области  экономической психологии, изначально развивалась в русле организационной  психологии или психологии управления. Это исследования, связанные с  изучением влияния «человеческого фактора» или «человеческих отношений» на экономическую эффективность  функционирования организаций (А.И.Китов, В.Д.Попов. 1989, П. Альбо, Д. Антонидес, X. Лейбенштейн, П.Рейно и др.) [1, с. 124].

     В качестве относительно самостоятельных  направлений в экономической  психологии, указывает А.Л.Журавлев, традиционно выделяются эмпирические исследования: отношения представителей различных социальных групп к  деньгам и особенностей «денежного поведения» (Ямаучи и Темплер, 1982; А. Фенэм, 1995); сберегающего поведения (Д. Ван Вельдховен, Г. Грюнланд, 1993), отношения  к долгам и кредитам (С. Ли, 1987), психологии предпринимательства (К.Грей, 1997), В  последние годы все большее внимание исследователей в области экономической  психологии привлекают психологические  проблемы, связанные с налоговой  политикой государств, проблемы безработицы, инфляции, богатства и бедности (К.Э.Вернерид. Г.Ван Вельдховен и Ф.Ван Райя, 1988). Специальные исследования были выполнены в связи с анализом экономико-психологических проблем борьбы с загрязнением окружающей среды и сбережения энергии (Ли С., Вебли П., Янг В., 1992) [5, с. 131].

     В отечественной психологии в последние  годы активизировались психологические  исследования в сфере рекламы (А. Н. Лебедев, А. К. Боковиков). Проводится исследования психологических проблем  российского предпринимательства (В. А. Бодров, А. Л. Журавлев, В. П. Позняков). Особое внимание уделяется исследованию социально-психологических проблем  экономических изменений в российском обществе (А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова), экономико-психологической адаптации  российского населения к рынку (О. С. Дейнека), экономической депривации (К. Муздыбаев).

Этническая  психология

     Этническая  психология -- отрасль социальной психологии, которая занимается исследованием  психологии больших групп -- народов.

     В истории исследований по этнической и кросскультурной психологии за рубежом и в России выделяют четыре периода (этапа).

     Первый  этап (донаучный) включает работы до середины XIX века. В 1859 г. в Германии вышел первый номер журнала «Психология народов  и языкознание» под редакцией  Г. Шгейнталя и М. Лацаруса. В России в 1846 г. Н.И. Надеждин выступил с программным  заявлением на заседании Русского географического  общества по изучению народов, входящих в состав Российского государства. В программе исследования он выделил  три области: язык, «этнографию физическую»  и «этнографию психическую» (Будилова, 1983).

     Второй  этап (описательный) в западной этнической психологии закончился в 1905 г. Наиболее известной работой данного периода  являются первые тома многотомного издания  немецкого ученого В. Вундта «Психология  народов» (Вундт, 2001). В России этот период длился до 1935 г. Наиболее известной  работой этого периода является работа Г.Г. Шпета «Введение в  этническую психологию», которая была опубликована в 1927 г. (Шпет, 1996).

     Третий  период (создание научных основ) в  западной этнической психологии начался  в 1906 г., когда В. Риверс в Великобритании опубликовал результаты исследований по зрительному восприятию в разных этносах, полученные с помощью экспериментальных  методов. 1925 г. -- знаменательная дата в  истории развития этнической психологии: в США был впервые опубликован  психологический и социально-психологический  тест на этническую предубежденность (шкала Богардуса) (Bogardus, 1925). Это позволило  в дальнейшем перейти от описательных характеристик этносов к количественным замерам. В 1934 г. в США сложилось  первое научное направление в  этнической психологии «Модели культуры», основоположником которого является Р. Бенедикт (Benedict, 1934).

     Четвертый период (становление этнической психологии) на Западе с 1946 г. и продолжается по настоящее время.

     Данный  этап характеризуется лавинообразным потоком публикаций по кросскультурной  и этнической психологии и стремительной  тенденцией использования экспериментальных  методов. В научных изысканиях также  участвуют этнологи, психологические  антропологи и представители  других профессий, использующие качественные методы исследования.

     Этот  период в нашей стране характеризуется  активным привлечением экспериментальных  методов в проводимые исследования, увеличением числа публикаций и  подготовкой высококвалифицированных  специалистов (кандидатов и докторов наук) по проблемам этнической психологии.

     Основоположниками этнической психологии в России можно  считать Г. Г. Шпета, С. И. Королева, И. С. Кона, Б. Ф. Поршнева, в экспериментальном  плане -- А. Р. Лурию и Г.У. Кцоеву (Солдатову) [11, с. 98].

 

 

     Глава 2. Отечественная социальная психология  (60-е годы XIX в. - 20-е годы  XX в.) 

2.1. Первый период (60-е годы XIX - начало XX вв.) 

     В этот период развитие российской социальной психологии обусловливалось особенностями  общественно-исторического развития общества, состоянием и спецификой развития общественных и естественных наук, особенностями развития обшей  психологии, спецификой научных традиций, культуры, менталитета общества.

     Большое влияние на развитие социальной психологии оказал процесс самоопределения  психологии в системе наук о природе, обществе, человеке. Шла острая борьба за статус психологии, дискутировалась  проблема ее предмета, методов исследования. Стоял кардинальный вопрос о том, кому и как разрабатывать психологию. Существенное значение имела проблема общественной детерминации психики. Происходило  столкновение интраспекционистского  и поведенческого направления в  психологии.

     Развитие  социально-психологических идей происходило  главным образом внутри прикладных психологических дисциплин. Обращалось внимание на психологические особенности  людей, проявляющиеся в их взаимодействии, совместной деятельности и общении [2, с. 179].

     Основной  эмпирический источник социальной психологии был вне психологии. Знания о поведении  личности в группе, групповых процессах  накапливались в военной и  юридической практике, в медицине, в изучении национальных особенностей повеления, при изучении верований  и обычаев. Эти исследования в  смежных областях знания, в разных сферах практики отличали богатство  поставленных социально-психологических  вопросов, своеобразие принимаемых  решении, уникальность социально-психологического материала, собранного исследованиями, наблюдениями, экспериментами (Е.А. Будилова, 1983).

     Социально-психологические  идеи в этот период успешно развивались  представителями общественных наук, прежде всего социологами. Для истории  социальной психологии большой интерес  представляет психологическая школа  в социологии (П.Л. Лавров (1865), Н.И. Кареев (1919), М.М. Ковалевский; (1910), Н.К. Михайловский (1906)). Наиболее разработанная социально-психологическая  концепция содержится в трудах Н.К. Михайловского. По его мнению, социально-психологическому фактору принадлежит решающая роль в ходе исторического процесса. Законы, действующие в социальной жизни, надо искать в социальной психологии, Михайловскому принадлежит разработка психологии массовых социальных движений, одной из разновидностей которых  являются революционные движения[3, с. 79].

     Действующими  силами социального развития являются герои и толпа. Сложные психологические  процессы возникают при их взаимодействии. Толпа в концепции Н.К. Михайловского  выступает как самостоятельное  социально-психологическое явление. Вожак управляет толпой. Его выдвигает  конкретная толпа в те или иные моменты исторического процесса. Он аккумулирует разрозненные, функционирующие  в толпе чувства, инстинкты, мысли. Отношения между героем и толпой определяются характером данного исторического  момента, данного строя, личными  свойствами героя, психическими настроениями толпы. Общественные настроения являются фактором, который с необходимостью должен учитывать герой, чтобы массы  шли за ним. Функция героя заключается  в том, чтобы управлять настроением  толпы, быть способным использовать его для достижения поставленных целей. Он должен использовать общую  направленность деятельности толпы, обусловленную  сознанием общих нужд. Социально-психологическая  проблематика особенно отчетливо проявилась в научных представлениях Н.К. Михайловского  о психологических особенностях вожака, героя, о психологии толпы, о  механизмах взаимодействия людей в толпе. Исследуя проблему общения между героем и толпой, межличностное общение людей в толпе, он в качестве механизмов общения выделяет внушение, подражание, заражение, противопоставление. Главный из них - подражание людей в толпе. Основой подражательности является гипнотизм. В толпе нередко осуществляется автоматическое подражание, "нравственная или психическая зараза".

     Итоговый  вывод Н.К. Михайловского состоит  в том, что психологическими факторами  развития общества являются подражание, общественное настроение и социальное поведение [5, с. 115].

Информация о работе Этап становления социально–психологического знания (60-е г. 19в.-20-е г. 20в.) : борьба взглядов и направлений