Эмпирическое изучение особенностей памяти в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: память как познавательный психический процесс.
Предмет исследования: особенности памяти у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: изучить память как познавательный психический процесс, ее особенности и специфику развития у детей младшего школьного возраста.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……...3
Глава 1. Особенности памяти детей младшего школьного возраста как психолого-педагогическая проблема…………………………………………….6
1.1. Понятие памяти и теории памяти……...…….………………….……………..6
1.2. Виды памяти и психологическая характеристика процессов памяти…………………………………………………………………………...15
1.3. Специфика развития памяти у детей младшего школьного возраста……………………………..…………………………………..……….23
Выводы по главе 1………………………………..……………………………….29
Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей памяти в младшем школьном возрасте…………………………………...……….………………......31
2.1. Цели, задачи и методики исследования……………...…………………..…..31
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования…………………….......33
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по развитию памяти у детей младшего школьного возраста…………………………………………………….35
Выводы по главе 2………………………………..……………………….………37
Заключение…………………………………………………………………...……38
Список литературы………………………………………………………….……41

Работа содержит 1 файл

1 Курсовая.doc

— 331.50 Кб (Скачать)

    Было  выявлено, что ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. А ведущие виды памяти у них — эмоциональная и образная. 

    Стало известно, что первоначально память носит непроизвольный характер, т.к. в дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запомнить. Развитие же произвольной памяти в младшем школьном возрасте происходит в играх и в процессе воспитания. Само по себе развитие памяти не происходит. 
 
 

Выводы  по главе 1

    Таким образом, анализ психолого – педагогической литературы позволяет сделать нам  некоторые выводы, которые могут  служить теоретическим основанием для эмпирической части данной работы:

  1. Память – это запечатление, сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков.
  2. Человек может объективно правильно воспроизводить события, но не осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно. Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся.
  3. Виды памяти вычленяются по трем основным критериям: 1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; 2) по характеру целей деятельности – на непроизвольную и произвольную; 3) по продолжительности закрепления и сохранения материалов - на кратковременную, долговременную и оперативную.
  4. Механическая память постепенно дополняется и замещается логической. Непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств.
  5. Бурное развитие характеристик памяти происходит в школьные годы. Это связано с процессом обучения. В процессе обучения школьник учится ставить перед собой дифференцированные задачи по заучиванию учебного материала, т. е. определяет способ заучивания и воспроизведения информации в зависимости от уровня ее сложности и постепенно овладевает осмысленным запоминанием.
  6. Младший школьный возраст – это возраст интенсивного развития памяти. Принято считать, что в этот период память является ведущим познавательным процессом, психической функцией.
  7. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе.
  8. Ведущие виды памяти у младших школьников — эмоциональная и образная. Основным направлением развития памяти в младшем школьном возрасте является стимулирование словесно-логического запоминания.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей памяти в младшем школьном возрасте

    2.1. Цель, задачи и  методики исследования

    Цель эмпирического исследования: определить особенности памяти у детей младшего школьного возраста.

    Гипотеза  исследования состояла из предположения, что в данной работе перед нами были поставлены следующие задачи:

  1. Определить выборку испытуемых.
  2. Определить преобладающий тип памяти у детей младшего школьного возраста.
  3. Выявить влияние смысловых связей на различные психические процессы памяти.
  4. Разработать психолого-педагогические рекомендации по результатам исследования.

    Для решения диагностических задач мы использовали методики: «Тип памяти» и «10 слов».

    Цель  первой методики «Тип памяти» заключается в выявлении преобладающего типа памяти.

    Оборудованием служат листочек, разбитый на колонки, и ручка.

    Инструкция: Начинаем с прочтения слов первого ряда с интервалом в три секунды, затем испытуемые записывают запомнившиеся слова. Спустя десять минут показываем карточку со словами второго ряда (в течение тридцати секунд). Дети записывают и отдыхают десять минут. Слова третьего ряда читаем вслух, а дети шепотом повторяют их и записывают. Через десять минут показываем карточки четвёртого ряд, которые затем зачитываем вслух. Учащиеся повторяют шепотом и «пишут» их в воздухе. Потом записывают на листочке.

    Стимульный  материал

Для запоминания вслух При зрительном восприятии При моторно-слуховом При комбиниро-ванном
Трава

Чашка

Море

Дом

Банк

Год

Книга

Лес

Мяч

Шкаф

Лампа

Ночи

Бревно

Вода

Глаз

Гроза

Озеро

Заря

Гриб

Чашка

Сено

Шутка

Слива

Утка

Ягода

Парта

Жук

Ветер

Мед

Заяц

Луна

Капля

Лиса

Поле

Марка

Сыр

Труба

Пол

Торт

Спица

 

    Цель второй методики «10 пар слов» заключается в выявлении влияния смысловых связей на запоминание и воспроизведение словесного материала, а также прочности запоминания при образовании логических связей.

    Оборудованием служат листочек, на котором написаны первое слово пары, и ручка.

    Инструкция: Вначале читаем детям каждую пару слов. Тестируемые стараются установить связь между словами пары. Потом называем только первое слово пары, а учащиеся должны воспроизвести второе, пользуясь установленной связью.

Стимульный  материал

   
1 Шум Вода
2 Путь Дорога
3 Год Месяц
4 Стол Обед
5 Нож Вилка
6 Сад Цветы
7 Мост Река
8 Час Время
9 Глаз Ухо
10 Снег Зима
 

    Таким образом, подобранные нами методики отвечают целям и задачам исследования и помогут доказать, как мы считаем, рабочую гипотезу. 

    2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования

    Мы  провели 2 методики – «Тип памяти»  и «10 слов».

    Обработка полученных данных проходила в два этапа. Первый этап включал в себя обработку методики «Тип памяти» и выявление преобладающего типа. Второй этап включал обработку методики «10 слов» и выявление влияния смысловых связей на психические процессы.

    По  полученным данным был проведен количественный и качественный анализ.

    Мы  получили следующие результаты.

    1. Выявление преобладающего типа памяти при предъявления различного  материала младшим школьникам (см. Приложение 3).

    В данной методике участвовало 10 человек.

    О преобладающем виде памяти испытуемых мы сделали вывод, подсчитав коэффициент объема памяти (С):

    С =а/в*100%,

    Где а – общее количество правильно воспроизведенных слов, вколичество слов ряда (оно всегда равно 10).

    Преобладающий тип памяти при разных типах предъявления словесного материала определяют путем сравнения количества правильно воспроизведенных слов в каждом из четырех опытов. Чем ближе коэффициент памяти к 10, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти. 

   Нормальным  объемом непосредственной памяти следует  считать запоминание 5-9 слов. Если в каком-либо опыте испытуемый запомнил 10 слов, значит он использовал какую-то систему средств о которой желательно узнать из самоотчета и наблюдений.

   Преобладающий тип памяти связан с соответствующей  репрезентативной системой представлений человека. Ее выявление поможет сделать многоплановые рекомендации испытуемому, особенно в плане запоминания им наиболее значимой информации.

    Слуховая  память

С=(5+5+5+5+4+7+5+6+5+5)/10=5,2

    Зрительная  память

С=(6+6+3+5+4+3+4+4+4+3)/10=4,2

    Моторно-слуховая

С=(5+6+5+4+5+3+3+4+4+4)/10=4,3

    Комбинированная память

С=(3+5+4+3+1+4+4+1+3+2)/10=3,0

    Таким образом, можно сделать вывод, что в данном классе преобладающим видом памяти является слуховая. Она на прямую связана с развитым воображением. Зрительная память (коэффициент типа памяти 4,2) предполагает для лучшего запоминания наглядный материал. Моторно-слуховая, коэффициент которой 4,3 – предполагает запоминание и воспроизведение многообразных и сложных движений и звуков. Комбинированный тип памяти самый неразвитый, так как коэффициент запоминаемых слов там равен всего лишь 3 (См. Таблицу 1).

    2. Выявление влияния смысловых  связей на запоминание и воспроизведение  словесного материала, а также  прочности запоминания при образовании  логических связей (См. Приложение 4).

    В данной методике участвовало 10 человек.

    Методика направлена на изучение особенностей механической памяти, ее тренированности. С помощью ее также можно судить об устойчивости и концентрации внимания. Использование этой методики дает информацию о способности ребенка к поддержанию относительно продолжительной деятельности, не подкрепленной каким-либо значимым для него зрительным материалом или игровой ситуацией.

    Коэффициент смысловой памяти, С=(а/в)*100%, где а – запомнившиеся слова, в – количество слов ряда.

    10 - 50% - 2 человека;   60 - 80% - 2 человека;   90 - 100% - 6 человек

    Исходя  из полученных данных видно, что у  подавляющего большинства класса преобладает  смысловое (логическое) запоминание, основой  которого является понимание связей, отражающих существенные стороны и отношения. Ученики прочнее и больше запоминают тот материал, который им более понятен. 

    2.3. Психолого-педагогические рекомендации по развитию памяти у детей младшего школьного возраста

  1. Необходимо постоянно развивать память ребенка,  например, на классных часах проводить игры и тренинги, способствующие развитию памяти детей.
  2. Для того, чтобы учебный материал хорошо запомнился, его необходимо подавать в более интересной форме, увлекать ребят учебным процессом.
  3. Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его индивидуальных особенностей памяти.
  4. Учебный материал и приемы учебной работы должны быть достаточно разнообразны. Разнообразие обеспечивается не только столкновением учащихся с различными объектами в ходе обучения, но и тем, что в одном и том же объекте можно открывать новые стороны. Тем самым это приводит к логическому мышлению в развитии памяти.
  5. Методы обучения должны быть активными. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся.
  6. Нужно стараться использовать выученный материал в дальнейшей деятельности. Это лучшая гарантия сохранения его в памяти.
  7. При запоминании и воспроизведении материала нужно активно использовать образное мышление и воображение.
  8. Время для изучения материала лучше поделить на разумные временные отрезки, так как малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго.
  9. Информация запомнится лучше, если ей придать эмоциональный окрас, и чем больше интереса вы к ней проявите, тем лучше она запомнится. Качество запоминания при этом в 7 раз выше, чем при безразличном отношении.
  10. Для лучшего запоминания материал следует повторить 4 раза: сразу, затем через 30 мин., через 8 часов после второго повторения и через сутки после третьего повторения.     
  11. Запоминание в состоянии релаксации (расслаблении) в 2 раза выше, чем при обычном бодрствовании. Это связано с уменьшением внешних и внутренних сигналов, мешающих фиксации внимания на материале. 
  12. Для успешного запоминания связанного материала используются смысловые "узелки на память". Это ключевые слова, которые помогут воспроизвести смысл выбранного отрывка. Их можно выписать, затем по ним постараться воспроизвести запомненный текст, затем сравнить его с первоисточником и выявить свои ошибки, не забыв сделать собственные комментарии. Затем, убрав выписанные ключевые слова, постараться вспомнить их и воспроизвести текст по памяти. Упражняясь таким способом, можно добиться непроизвольного запоминания текста.

Информация о работе Эмпирическое изучение особенностей памяти в младшем школьном возрасте