Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:38, курсовая работа
Объект исследования: память как познавательный психический процесс.
Предмет исследования: особенности памяти у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: изучить память как познавательный психический процесс, ее особенности и специфику развития у детей младшего школьного возраста.
Введение……………………………………………………………………...……...3
Глава 1. Особенности памяти детей младшего школьного возраста как психолого-педагогическая проблема…………………………………………….6
1.1. Понятие памяти и теории памяти……...…….………………….……………..6
1.2. Виды памяти и психологическая характеристика процессов памяти…………………………………………………………………………...15
1.3. Специфика развития памяти у детей младшего школьного возраста……………………………..…………………………………..……….23
Выводы по главе 1………………………………..……………………………….29
Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей памяти в младшем школьном возрасте…………………………………...……….………………......31
2.1. Цели, задачи и методики исследования……………...…………………..…..31
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования…………………….......33
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по развитию памяти у детей младшего школьного возраста…………………………………………………….35
Выводы по главе 2………………………………..……………………….………37
Заключение…………………………………………………………………...……38
Список литературы………………………………………………………….……41
Было выявлено, что ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. А ведущие виды памяти у них — эмоциональная и образная.
Стало
известно, что первоначально память носит
непроизвольный характер, т.к. в дошкольном
возрасте дети обычно не ставят перед
собой задачу что-либо запомнить. Развитие
же произвольной памяти в младшем школьном
возрасте происходит в играх и в процессе
воспитания. Само по себе развитие памяти
не происходит.
Выводы по главе 1
Таким
образом, анализ психолого – педагогической
литературы позволяет сделать нам
некоторые выводы, которые могут
служить теоретическим
Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей памяти в младшем школьном возрасте
2.1. Цель, задачи и методики исследования
Цель эмпирического исследования: определить особенности памяти у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования состояла из предположения, что в данной работе перед нами были поставлены следующие задачи:
Для решения диагностических задач мы использовали методики: «Тип памяти» и «10 слов».
Цель первой методики «Тип памяти» заключается в выявлении преобладающего типа памяти.
Оборудованием служат листочек, разбитый на колонки, и ручка.
Инструкция: Начинаем с прочтения слов первого ряда с интервалом в три секунды, затем испытуемые записывают запомнившиеся слова. Спустя десять минут показываем карточку со словами второго ряда (в течение тридцати секунд). Дети записывают и отдыхают десять минут. Слова третьего ряда читаем вслух, а дети шепотом повторяют их и записывают. Через десять минут показываем карточки четвёртого ряд, которые затем зачитываем вслух. Учащиеся повторяют шепотом и «пишут» их в воздухе. Потом записывают на листочке.
Стимульный материал
Для запоминания вслух | При зрительном восприятии | При моторно-слуховом | При комбиниро-ванном |
Трава
Чашка Море Дом Банк Год Книга Лес Мяч Шкаф |
Лампа
Ночи Бревно Вода Глаз Гроза Озеро Заря Гриб Чашка |
Сено
Шутка Слива Утка Ягода Парта Жук Ветер Мед Заяц |
Луна
Капля Лиса Поле Марка Сыр Труба Пол Торт Спица |
Цель второй методики «10 пар слов» заключается в выявлении влияния смысловых связей на запоминание и воспроизведение словесного материала, а также прочности запоминания при образовании логических связей.
Оборудованием служат листочек, на котором написаны первое слово пары, и ручка.
Инструкция: Вначале читаем детям каждую пару слов. Тестируемые стараются установить связь между словами пары. Потом называем только первое слово пары, а учащиеся должны воспроизвести второе, пользуясь установленной связью.
Стимульный материал
№ | ||
1 | Шум | Вода |
2 | Путь | Дорога |
3 | Год | Месяц |
4 | Стол | Обед |
5 | Нож | Вилка |
6 | Сад | Цветы |
7 | Мост | Река |
8 | Час | Время |
9 | Глаз | Ухо |
10 | Снег | Зима |
Таким
образом, подобранные нами методики отвечают
целям и задачам исследования и помогут
доказать, как мы считаем, рабочую гипотезу.
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
Мы провели 2 методики – «Тип памяти» и «10 слов».
Обработка полученных данных проходила в два этапа. Первый этап включал в себя обработку методики «Тип памяти» и выявление преобладающего типа. Второй этап включал обработку методики «10 слов» и выявление влияния смысловых связей на психические процессы.
По полученным данным был проведен количественный и качественный анализ.
Мы получили следующие результаты.
1. Выявление преобладающего типа памяти при предъявления различного материала младшим школьникам (см. Приложение 3).
В данной методике участвовало 10 человек.
О преобладающем виде памяти испытуемых мы сделали вывод, подсчитав коэффициент объема памяти (С):
С =а/в*100%,
Где а – общее количество правильно воспроизведенных слов, в –количество слов ряда (оно всегда равно 10).
Преобладающий
тип памяти при разных типах предъявления
словесного материала определяют путем
сравнения количества правильно воспроизведенных
слов в каждом из четырех опытов. Чем ближе
коэффициент памяти к 10, тем лучше развит
у испытуемого данный тип памяти.
Нормальным объемом непосредственной памяти следует считать запоминание 5-9 слов. Если в каком-либо опыте испытуемый запомнил 10 слов, значит он использовал какую-то систему средств о которой желательно узнать из самоотчета и наблюдений.
Преобладающий тип памяти связан с соответствующей репрезентативной системой представлений человека. Ее выявление поможет сделать многоплановые рекомендации испытуемому, особенно в плане запоминания им наиболее значимой информации.
Слуховая память
С=(5+5+5+5+4+7+5+6+5+5)/10=5,2
Зрительная память
С=(6+6+3+5+4+3+4+4+4+3)/10=4,2
Моторно-слуховая
С=(5+6+5+4+5+3+3+4+4+4)/10=4,3
Комбинированная память
С=(3+5+4+3+1+4+4+1+3+2)/10=3,0
Таким образом, можно сделать вывод, что в данном классе преобладающим видом памяти является слуховая. Она на прямую связана с развитым воображением. Зрительная память (коэффициент типа памяти 4,2) предполагает для лучшего запоминания наглядный материал. Моторно-слуховая, коэффициент которой 4,3 – предполагает запоминание и воспроизведение многообразных и сложных движений и звуков. Комбинированный тип памяти самый неразвитый, так как коэффициент запоминаемых слов там равен всего лишь 3 (См. Таблицу 1).
2.
Выявление влияния смысловых
связей на запоминание и
В данной методике участвовало 10 человек.
Методика направлена на изучение особенностей механической памяти, ее тренированности. С помощью ее также можно судить об устойчивости и концентрации внимания. Использование этой методики дает информацию о способности ребенка к поддержанию относительно продолжительной деятельности, не подкрепленной каким-либо значимым для него зрительным материалом или игровой ситуацией.
Коэффициент смысловой памяти, С=(а/в)*100%, где а – запомнившиеся слова, в – количество слов ряда.
10 - 50% - 2 человека; 60 - 80% - 2 человека; 90 - 100% - 6 человек
Исходя
из полученных данных видно, что у
подавляющего большинства класса преобладает
смысловое (логическое) запоминание, основой
которого является понимание связей,
отражающих существенные стороны и отношения.
Ученики прочнее и больше запоминают тот
материал, который им более понятен.
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по развитию памяти у детей младшего школьного возраста
Информация о работе Эмпирическое изучение особенностей памяти в младшем школьном возрасте