Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 17:03, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение внимания и деятельности с позиции теоретического подхода.
Основные задачи:
Рассмотреть внимание как основной компонент любой деятельности и психического процесса
Рассмотреть вопрос организации деятельности человека
Определить особенности внимания
Выявить специфическую роль сознания в деятельности человека
Определить рефлекторную природу человеческой деятельности
Рассмотреть типы высшей нервной деятельности человека
Охарактеризовать физиологические основы внимания
Определить виды внимания
Рассмотреть разновидности и формы внимания
Подвести итоги исследования
Введение.
Глава I. Проблема изучения внимания как избирательной направленности на объект.
1.1 История изучения.
1.2 Определение, виды и функции внимания и деятельности.
1.3 Методы изучения внимания и деятельности.
Глава II. Эмпирическое исследования внимание и деятельности.
2.1 Организация исследования.
2.2 Описание и анализ результатов.
Заключение
Список использованной литературы
Особенно важно
выполнять какие-либо действия с
предметом. Это поддерживает деятельное
состояние коры мозга, необходимое
для сохранения оптимальной возбудимости
отдельных ее участков, что характерно
для внимания. «Внимание к объекту, -- говорил
Станиславский, -- вызывает естественную
потребность что-то сделать с ним. Действие
же еще более сосредоточивает внимание
на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь
с действием и взаимно переплетаясь, создает
крепкую связь с объектом» .
Большое значение имеют
внешне выраженные, практические действия
с предметами, оперирование ими. Это
способствует разнообразию получаемых
впечатлений, более полному, разностороннему
ознакомлению с предметом, лучшему
его восприятию.
Д) От отвлекаемости
внимания надо отличать переключаемость,
или переключение, внимания как переход
к другой деятельности, подчиненной
новой задаче. Во многих случаях
переключение внимания осуществляется
преднамеренно и вызывается тем,
что мы или выполнили уже предыдущую
работу, или считаем новую более
важной или интересной. Если при
отвлечении внимания выполняемая деятельность
нарушается (благодаря действию посторонних
раздражителей), то при переключении
внимания происходит правомерная смена
одной деятельности другой. И чем
быстрее она осуществляется, тем,
значит, быстрее происходит переключение
внимания. Наоборот, продолжительное
последействие предыдущей деятельности,
ее тормозящее влияние на новую деятельность
означает медленное и недостаточное
переключение внимания.
Быстрота и успешность
переключения внимания зависят от того,
насколько интенсивно оно было привлечено
к предыдущей деятельности, а также
от характера новых объектов и
новых действий, на которые оно
переносится. Чем интенсивнее было
внимание ранее и чем меньше новые
объекты (или новая деятельность)
отвечают условиям привлечения внимания,
тем больше затрудняется его переключение.
Физиологически переключение
внимания означает возникновение торможения
в имевшемся ранее очаге
Е) Противоположностью
внимания является рассеянность. Это то
состояние, когда человек ни на чем основательно
и долго удерживать внимание не может,
все время отвлекается посторонним, причем
ничто не привлекает к себе надолго его
внимания, а сейчас же уступает свое место
чему-либо другому.
Такое состояние, характеризующееся
полной неорганизованностью
Рассеянностью часто
называют и другое состояние, характеризующееся
не отсутствием сосредоточенности,
не малой интенсивностью, не недостаточной
устойчивостью внимания, а, наоборот,
его большой интенсивностью и
длительным удерживанием на чем-либо одном,
в силу чего человек не замечает
всего остального, забывает то, что
ему надо было сделать, и т. п. Такая
рассеянность во многих случаях также
весьма нежелательна, но она говорит
не о недостатках внимания, а об его
качественном своеобразии -- о максимальном
подчинении его какой-либо одной задаче
и полном отвлечении от всего остального.
Непреднамеренное
внимание вызывается внешними причинами
теми или другими особенностями
действующих на человека в данный
момент объектов.
Особенности, благодаря
которым внешние предметы могут
привлекать наше внимание.
Более сильный, чем
другой, одновременно с ним действующий
на организм, объект (более сильный
звук, более яркий плакат и т. д.)
скорее привлечет к себе внимание.
Однако это свое свойство объекты
сохраняют лишь до тех пор, пока человек
не привык к данной степени интенсивности.
Даже очень сильные раздражители,
если они стали привычными, перестают
вызывать наше внимание.
Иногда даже и
не выделяющиеся своей интенсивностью
объекты привлекают к себе наше внимание,
если только они для нас новы;
например, некоторые изменения в
привычной обстановке, появление нового
лица в классе или спортивной секции и
т. д.
Резкая смена, а
также динамичность объектов, часто
наблюдающиеся при сложных и
длящихся долгое время действиях, например
при наблюдении за спортивным состязанием,
восприятии кинокартины и т. д. В
этих случаях нарушение относительно
спокойного течения раздражителей
вследствие внезапного усиления или
ослабления отдельных раздражителей,
введения паузы или изменения
ритма и темпа движений невольно
привлекает наше внимание.
Во всех случаях
непреднамеренное внимание возникает
в результате внешних раздражений,
которые на основании постоянных
врожденных или предварительно выработанных
условных связей вызывают оптимальное
возбуждение в определенных участках
коры головного мозга и
Зная особенности
раздражителей, благодаря которым
они способны привлечь к себе внимание,
можно легко вызвать
Непреднамеренное
внимание характеризуется следующими
основными особенностями:
При непреднамеренном
внимании человек предварительно не
готовится к данному восприятию
или действию.
Непреднамеренное
внимание наступает внезапно, немедленно
вслед за воздействием раздражения
и в своей интенсивности
Непреднамеренное
внимание скоропреходяще: оно длится,
пока действуют соответствующие
раздражители, и, если не принять необходимых
мер к его закреплению в
форме преднамеренного,-- прекращается.
Преднамеренное внимание
отличается следующими особенностями:
Произвольное внимание
определяется задачами, которые мы
ставим перед собой в той или
иной деятельности. При преднамеренном
внимании не всякие объекты привлекают
внимание, а только те, которые стоят
в связи с задачей, выполняемой
нами в данный момент; из многих объектов
мы выбираем те, которые нужны в
данном виде деятельности.
При преднамеренном
внимании мы заранее готовимся быть
внимательными к тому или другому
предмету, сознательно направляем свое
внимание на этот предмет, проявляем
умение организовать необходимые для
данной деятельности психические процессы.
Преднамеренное внимание
позволяет организовать работу на более
или менее долгое время, оно связано
с планированием этой работы.
По своим физиологическим
механизмам преднамеренное внимание связано
с оптимальными нервными возбуждениями
определенных участков коры больших
полушарий головного мозга, которые
вызываются и поддерживаются раздражениями
второй сигнальной системы.
Причинами, обусловливающими
преднамеренное внимание, являются:
Интересы человека,
побуждающие его к занятию
данным видом деятельности. Поэтому
воспитание произвольного или
Сознание долга
и обязанности, побуждающее возможно
лучше выполнять данный вид деятельности.
Не всегда преднамеренное внимание строится
на интересах. Человеку приходится усваивать
разнообразные знания и заниматься
различными видами деятельности, а
интересы его могут лежать только
в одной какой-нибудь области. В
этих случаях преднамеренное внимание
основывается на сознательно-волевом
отношении человека к выполняемой
им деятельности. Воспитание преднамеренного
внимания связывается поэтому с формированием
мировоззрения, моральных убеждений и
принципов, сознания общественной значимости
и необходимости данной деятельности.
По существу преднамеренное внимание
является волевым процессом и должно быть
связано с воспитанием воли.
Статическое и динамическое
внимание. Эти два вида внимания
обнаруживают себя в процессе длительной
работы, требующей большого времени
на свое выполнение.
Статическим называется
такое внимание, высокая интенсивность
которого легко возникает в самом
начале работы и сохраняется на протяжении
всего времени ее выполнения. Такое
внимание не требует особого «разгона»,
постепенного накапливания; оно с
самого начала работы отличается максимальной
степенью интенсивности. Отличающийся
статическим вниманием ученик сразу
же включается в учебную работу,
как только начался урок, и сохраняет
более или менее на одном уровне
эту интенсивность внимания во все
время работы.
Динамическое внимание
отличается противоположными качествами;
в начале работы оно не интенсивно;
ученику требуется известное
усилие для того, чтобы заставить
себя быть внимательным к данному
уроку; он медленно втягивается в
учебную работу; первые минуты урока
проходят у него в постоянных отвлечениях,
и лишь постепенно и с трудом он
сосредоточивается на работе.
Сосредоточенное и
распределенное внимание. Сосредоточенным
называется внимание, направленное на
какой-либо один объект или вид деятельности.
Например, человек может сосредоточенно
писать, слушать, читать, выполнять
какую-либо работу, следить за ходом
спортивного состязания и т. д.
Во всех этих случаях
его внимание сосредоточивается
только на одном данном виде деятельности
и не распространяется на другие: когда
мы сосредоточенно читаем, мы не замечаем
происходящего вокруг нас и часто
даже не слышим обращенных к нам
вопросов.
Сосредоточенное внимание
характеризуется резко
Распределенным называется
внимание, направленное одновременно
на несколько объектов или видов
деятельности.
Мы говорим о
распределенном внимании, когда студент
слушает и одновременно записывает
лекцию, когда спортивный судья во
время футбольного матча следит
не за каким-либо одним, а за всеми, находящимися
в поле его зрения, игроками и
подмечает действия и ошибки каждого
из них, когда учитель объясняет
урок и в то же время следит за
поведением учащихся, когда шофер
управляет автомобилем и в то
же время внимательно следит за всеми
препятствиями на его пути, и т. п.
1.3 Методы изучения
внимания и деятельности
В лабораторных условиях
для выяснения объема внимания производятся
следующие опыты.
Перед испытуемым ставится
особый аппарат, служащий для этой цели,
-- тахистоскоп. В середине вертикальной
плоскости этого аппарата укрепляется
экспозиционная карточка, на которой нарисовано
некоторое количество букв или цифр, или
каких-либо фигурок. Перед этой плоскостью
находится падающая ширма, имеющая посередине
прорезь, по площади равную экспозиционной
карточке. До начала опыта карточка бывает
закрыта нижней частью ширмы, поднятой
кверху. При падении же ширмы карточка
на время открывается (когда мимо нее проходит
прорезь в ширме) и затем вновь закрывается
опустившейся верхней частью ширмы. Длительность
экспозиции ограничивается обычно кратким
промежутком времени для того, чтобы сделать
восприятие всех объектов максимально
одновременным. Обычно это время не превышает
долю секунды, так как за такой срок глаз
не успевает сделать сколько-нибудь заметных
движений и восприятие объектов практически
происходит одновременно. Количество
объектов, воспринятых при таком кратковременном
показе, и характеризует объем внимания.
Объем внимания зависит как от особенностей
воспринимаемых предметов, так и от задачи
и характера деятельности воспринимающего
человека. Если, например, предъявлять
на краткий промежуток времени буквы,
расположенные в строчку, но не составляющие
слова, и предлагать опознать их, то количество
букв, называемых в этом случае, значительно
меньше, чем тогда, когда показываются
буквы, составляющие одно или несколько
слов. В первом случае для выполнения поставленной
задачи требуется ясное восприятие каждой
буквы. Во втором случае та же задача решается
и при недостаточно ясном восприятии некоторых
букв, образующих слово. Существенные
изменения в объеме внимания наблюдаются
при вариации многих других особенностей
объектов. При показе, например, одноцветных
букв объем внимания больше, чем при предъявлении
букв, окрашенных в разные цвета. При одинаковом
расположении букв в строке он больше,
чем тогда, когда буквы размещены под разными
углами друг к другу. При одинаковом размере
букв они воспринимаются в большем числе,
чем тогда, когда все они имеют разную
величину, и т. д. При одной и той же задаче
объем внимания оказывается, следовательно,
неодинаковым вследствие различий в воспринимаемом
материале.
С другой стороны, если
при предъявлении одних и тех
же объектов усложняется задача восприятия,
то объем внимания может существенно
измениться. Так, если при показе букв,
не составляющих слова, ставится задача
указать некоторые
Информация о работе Эмпирическое исследования внимание и деятельности