Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 17:03, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение внимания и деятельности с позиции теоретического подхода.
Основные задачи:
Рассмотреть внимание как основной компонент любой деятельности и психического процесса
Рассмотреть вопрос организации деятельности человека
Определить особенности внимания
Выявить специфическую роль сознания в деятельности человека
Определить рефлекторную природу человеческой деятельности
Рассмотреть типы высшей нервной деятельности человека
Охарактеризовать физиологические основы внимания
Определить виды внимания
Рассмотреть разновидности и формы внимания
Подвести итоги исследования
Введение.
Глава I. Проблема изучения внимания как избирательной направленности на объект.
1.1 История изучения.
1.2 Определение, виды и функции внимания и деятельности.
1.3 Методы изучения внимания и деятельности.
Глава II. Эмпирическое исследования внимание и деятельности.
2.1 Организация исследования.
2.2 Описание и анализ результатов.
Заключение
Список использованной литературы
Положение Сеченова
о неразрывной связи всех звеньев
рефлекса имеет важнейшее значение
для научного понимания психической
деятельности. Психическая деятельность
не может рассматриваться
Последовательно анализируя
психические явления, Сеченов показал,
что все они включены в целостный
рефлекторный акт, в целостный ответ
организма на воздействие окружающей
среды, регулируемый головным мозгом человека.
Рефлекторный принцип
психической деятельности позволил
Сеченову сделать важнейший для
научной психологии вывод о детерминированности,
причинной обусловленности всех
действий и поступков человека внешними
воздействиями. «Первоначальная причина
всякого поступка, -- писал он, -- лежит
всегда во внешнем чувственном
Свое высшее развитие
и глубокое экспериментальное обоснование
рефлекторный принцип деятельности
головного мозга получил в
трудах И. П. Павлова и его школы.
Павлов экспериментально доказал правильность
понимания Сеченовым
Образование временных
связей есть важнейшая функция коры
головного мозга. Павлов характеризовал
временную связь как «
Так как всякая временная
связь образуется в результате воздействия
на мозг тех или иных раздражителей,
основную массу которых составляют
раздражители, воздействующие извне, то
началом любого психического процесса
в конечном итоге являются внешние воздействия
на мозг. Конечный же результат любых психических
процессов, как и любой временной связи,
есть вовне выявленное действие как ответ
на это внешнее воздействие. Психическая
деятельность есть, следовательно, отражательная,
рефлекторная деятельность мозга, вызываемая
воздействием предметов и явлений действительности
и представляющая собой отражение их,
образ того, что воздействует на мозг.
Любой психический
процесс не может возникнуть сам
по себе, без действия на мозг тех
или иных раздражителей. Он всегда детерминирован,
причинно обусловлен их воздействием
на мозг. Принцип детерминизма, причинной
обусловленности психической
Нетрудно видеть,
что все эти положения целиком
подтверждают понимание психики
как отражения объективной
Исходя из указанных
выше строго научных положений, создатели
рефлекторной теории Сеченов и Павлов
всегда резко критиковали тех
психологов и физиологов, которые
отрывали психическую деятельность
от рефлекторной деятельности мозга, и
называли их взгляды пережитками
дуализма и анимизма. С этой точки
зрения они критиковали и всю
старую, субъективистскую, идеалистическую
психологию, которая оказалась не
в состоянии дать правильное, подлинно
научное понимание психических
явлений.
Признание важнейшего
значения временных нервных связей
как физиологического механизма
всякой психической деятельности не
означает, однако, отождествления психических
явлений с физиологическими. Психическая
деятельность характеризуется не только
ее физиологическим механизмом, но и ее
содержанием, т. е. тем, что именно отражается
мозгом в реальной действительности. Содержание
же отражения действительности определяется
тем, что человек является не только природным,
но и общественным существом. Сущность
человека есть «совокупность всех общественных
отношений» (Маркс). Человек живет в обществе,
находится в постоянном общении с другими
и действует совместно с ними, подвергается
непрерывному воздействию со стороны
общества - и это не может не определять
собой всей его психической деятельности.
Условия жизни человека играющие определяющую
роль в его развитии, -- это не только внешняя
среда, которая его окружает. Это прежде
всего вся система общественных отношений,
в которые он вступает с окружающими людьми,
с обществом, в котором живет.
Несомненно что 5 людей
разных исторических эпох, социальных
групп, разного уровня общественного и
культурного развития разных профессий
и т. д. физиологические механизмы психической
деятельности одни и те же. Однако содержание
того, что отражается людьми, может быть
очень различным, и оно определяется общественно-историческими
условиями их жизни и деятельности.
Человек отражает действительность
в процессе деятельности, исходя из
общественных потребностей и задач,
общественных взглядов и отношений,
регулирующих также и личные потребности
и отношения человека. «В головах
людей, -- пишет Энгельс, -- непременно отражается
все то, что побуждает их к деятельности,
но как отражается -- это зависит от обстоятельств».
Таким образом, учитывая
всё вышесказанное, психическая
деятельность человека по своему содержанию
есть отражение объективной
1.2 Определение, виды
и функции внимания и
Интенсивность (или
напряженность), распределение внимания,
его устойчивость и отвлеченность
и, наконец, переключение внимания.
А) Сосредоточенность
(или концентрация) внимания -- это выделение
ограниченного круга объектов, на которые
оно направлено. Чем уже круг объектов
внимания, тем оно сосредоточеннее (концентрирование).
Физиологически
Количество объектов,
на которые внимание распространяется
при одновременном их восприятии,
составляет объем внимания.
Б) Интенсивность (или
напряженность) внимания характеризуется
степенью направленности его на данные
объекты и одновременным
Высокая интенсивность
внимания достигается тогда, когда
в максимальной мере налицо то, что
характеризует собой условия
внимания (действие сильных, резко выступающих
на общем фоне раздражителей, сильный
интерес к предмету или явлению,
важное значение их для решения стоящей
перед человеком задачи и т. п.).
Физиологической основой
интенсивного внимания является наличие
резко выраженного возбуждения
в одном из очагов мозга при
столь же резко выраженном торможении
остальных участков коры. Действие
посторонних раздражителей не вызывает
в этих случаях (или с трудом вызывает)
в очаге оптимальной
Обе указанные особенности
внимания -- его сосредоточенность и интенсивность
-- тесно связаны между собой. Чем уже круг
объектов, на которые направлено внимание,
тем больше возможность усиленного внимания
к ним. И, наоборот, чем больше предметов
охвачено вниманием, тем труднее достичь
его высокого уровня. Когда требуется
напряженное внимание к чему-либо, круг
объектов, на которые оно направлено, суживается.
В) Распределение
внимания -- это то состояние его, которое
бывает при одновременном выполнении
двух или нескольких действий. Иллюстрацией
распределения внимания могут служить:
восприятие водителе» того, что встречается
на пути автомашины при одновременном
регулировании поворотов и скорости движения;
изложение нового материала учителем
при одновременном наблюдении за тем,
как ведут себя учащиеся в классе, и т.
п.
Физиологически распределение
внимания возможно потому, что при
наличии в коре мозга господствующего
очага возбуждения в некоторых
других участках коры имеется лишь
частичное торможение, вследствие чего
эти участки могут управлять
одновременно выполняемыми действиями.
«Разве это не обычная вещь, -- писал
И. П. Павлов, -- что мы, занятые главным
образом одним делом, одной мыслью, можем
одновременно исполнять другое дело, очень
привычное для нас, т. е. работать теми
частями полушарий, которые находятся
в известной степени торможения по механизму
внешнего торможения. Компликационный
аппарат, торможения, так как пункт полушария,
связанный с нашим главным делом, конечно,
является тогда сильно возбужденным?»
Возможность выполнения
действий при частичной заторможенности
соответствующих им участков коры мозга
тем больше, чем более привычны
и автоматизированы действия. Поэтому
одновременное выполнение действий
тем легче, чем лучше человек
овладел ими. Это одно из важнейших
условий распределения
Существенно также то
отношение, в котором находятся друг к
другу одновременно выполняемые действия.
Если они не связаны между собой, одновременное
выполнение их затрудняется. Наоборот,
если они в силу своего содержания или
частого повторения в предшествующем
опыте уже образовали некоторую систему
действий, одновременное выполнение их
удается легче.
Г) Устойчивость внимания
-- это длительное удерживание его на чем-либо,
подчиненном одной общей задаче. Это характеристика
его во времени. Устойчивость внимания
не означает направленности его все время
на один и тот же объект. Объекты действий
и сами действия могут меняться (и чаще
всего они действительно меняются), но
постоянным должно оставаться общее направление
деятельности. Когда ученик обнаруживает
устойчивое внимание при чтении книги,
в процессе письма или при решении математической
задачи, объект его действий (текст книги,
слова, которые он пишет, количественные
данные задачи), равно как и выполняемые
действия (движения руки при письме, математические
операции и т. д.), все время меняются. Однако
общее направление деятельности, определяющееся
задачей, которая должна быть выполнена
(прочитать или написать заданный текст
и т. п.), продолжает оставаться все время
одним и тем же. Об устойчивом внимании
говорят, следовательно, тогда, когда человек
длительно поглощен каким-либо делом,
подчиненным одной задаче.
Физиологически устойчивость
внимания означает, что очагами оптимальной
возбудимости последовательно являются
те участки коры мозга, которыми регулируются
действия, являющиеся звеньями единой
деятельности.
Одним из важных условий
устойчивости внимания является разнообразие
впечатлений или выполняемых
действий. Все однообразное быстро
снижает внимание. При длительном
воздействии одного и того же раздражителя
возбуждение в силу отрицательной
индукции вызывает в том же участке
коры торможение, а это и служит
физиологической основой
Информация о работе Эмпирическое исследования внимание и деятельности