Эмпирическое исследование темперамента у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 22:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование типа и свойств темперамента у подростков.


Достижению данной цели отвечают следующие задачи:


Охарактеризовать сущность и свойства темперамента.


Проанализировать теоретические модели темперамента.


Описать типы темперамента.


Изучить методики психологической диагностики темперамента.


Изучить тип и свойства темперамента у подростков c помощью выбранной методики.

Содержание

Введение ………………………………………………………………… 3


Глава I. Теоретические аспекты исследования темперамента у подростков


1.1. Психологическая сущность темперамента и его свойства ………. 6


1.2. Теоретические модели темперамента ……………………………… 8


1.3. Типы темперамента …………………………………………………. 14


Глава II. Эмпирическое исследование темперамента у подростков


2.1. Психологическая диагностика типа темперамента ……………….. 17


2.2. Организация и проведение психодиагностического исследования темперамента у подростков ……………………………………………… 19


2.3. Результаты исследования ……………………………………………. 21


Заключение ………………………………………………………………… 26


Список использованной литературы …………………………………….. 29


Приложение 1 ………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая (диагностика темперамента подростков) - копия.docx

— 55.46 Кб (Скачать)
Параметры: Человек: В %
Экстраверсия 20 50
Интроверсия 2 50
Нейротизм 20 60
Эмоциональная устойчивость 16 40
 
 

Охарактеризуем  результаты исследования. 

Шкала «экстраверсия — интроверсия». Характеризуя типичного экстраверта, автор методики Г.Ю. Айзенк отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив. Он беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться. Такое поведение демонстрируют 50 % обследованных подростков. 

Типичный интроверт  — это спокойный, застенчивый, интроективный  человек, склонный к самоанализу, сдержан  и отдален от всех, кроме близких  друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным  побуждениям, серьезно относится к  принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко  вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы. Данное поведение диагностировано у 50 % обследованных подростков. 

Шкала «нейротизм — эмоциональная устойчивость»  характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная  стабильность или нестабильность). 

Эмоциональная устойчивость — черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной  целенаправленности в обычных и  стрессовых ситуациях. Характеризуется  зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием  большой напряженности, беспокойства, а так же склонностью к лидерству, общительности. Эмоциональная устойчивость выявлена у 40 % обследованных подростков. 

Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой  смене настроений (лабильности), чувстве  виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует  эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. Нейротические черты обнаружили 60 % подростков. 

Сочетание шкал «экстраверсия-интроверсия» и «нейротизм – эмоциональная устойчивость»  позволяют сделать вывод о  типе темперамента подростков на основании  опросника Г.Ю. Айзенка (таблица 2). 
 

Таблица 2 

Тип темперамента подростков (по результатам методики Г.Ю.Айзенка) 

Типы: Человек: В %:
Сангвинический 7 17,5
Холерический 13 32,5
Флегматический 9 22,5
Меланхолический 11 27,5
 
 

Из данных таблицы 2 следует, что в выборке сангвинический тип темперамента встречается в 17,5 % случаев. Сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика у сангвиника богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует импульсы, не умеет строго придерживаться распорядка жизни, системы в работе и учебе. В связи с этим может успешно выполнять дело, требующее равной траты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство. 

Холерический  тип темперамента встречается в 32,5 % случаев. Холерик отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему  свойственны резкость и стремительность  движений, сила, импульсивность, яркая  выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись  делом, склонен действовать изо  всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент  проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. 

Флегматический  тип темперамента отмечен у 22,5 % подростков. 

Флегматик характеризуется  сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью  и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Он редко выходит  из себя, не склонен к аффектам, рассчитав  свои силы, доводит дело до конца, ровен  в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости  от условий, в одних случаях флегматик  может характеризоваться «положительными» чертами: выдержка, глубина мыслей, постоянство, основательность и  т. д., в других — вялость, безучастность  к окружающему, лень и безволие, бедность и слабость эмоций, склонность к  выполнению одних лишь привычных  действий. 

Меланхолический тип темперамента представлен в  выборке в 27,5 % случаев. У подростка  с таким типом темперамента реакция  часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему  трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную  тормозную реакцию. Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик — человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают. 
 
 

На основании  полученных данных были сделаны такие  выводы: 

1. Сангвинический  тип темперамента свойственен  17,5 % подростков. Холерический тип  темперамента встречается у 32,5 % испытуемых. Флегматический тип  темперамента отмечен у 22,5 % подростков. Меланхолический тип темперамента  представлен в выборке в 27,5 % случаев. 

2. Степень выраженности  свойств зависит от типа темперамента. Подростки холерического типа  темперамента обладают выраженной  предметной и социальной эргичностью,  предметной и социальной пластичностью,  предметным и социальным темпом. Подростки меланхолического типа  темперамента не обладают выраженной  предметной и социальной эргичностью. 

То есть, гипотеза исследования подтвердилась для  холерического типа темперамента и  для таких свойств темперамента, как предметная и социальная эргичность, предметная и социальная пластичность, предметный и социальный темп. 

Заключение: 
 

Темперамент является важным психологическим феноменом. Он представляет собой совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических  процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение  и изменение. 

Содержательная  характеристика темперамента раскрывается в его свойствах. Свойства темперамента - это такие отличительные индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют  особенности протекания психических  процессов, имеют более или менее  устойчивый характер, сохраняются в  течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения. Среди свойств  темперамента выделяются сензитивность, реактивность, активность, пластичность и ригидность, темп реакций, экстраверсия, интроверсия, эмоциональная возбудимость. 

В психологической  науке представлено несколько видов  концепций, описывающих суть темперамента. Теории гуморального направления Гиппократа-Галена связывали темперамент с преобладанием  жидкостей в организме. В конституциональных теориях (Э.Кречмер, У.Шелдон) темперамент  связывался с морфологическими особенностями  организма. В теории высшей нервной  деятельности тип темперамента связывался с типом нервной системы, который  складывается из характерной для  отдельных индивидов совокупности основных свойств нервной системы  — силы, уравновешенности и подвижности  процессов возбуждения и торможения. Факторные теории предполагают существование  определенной совокупности факторов, которые, образуя относительно устойчивую характеристику индивида, не связаны  с интеллектуальными способностями  и, как правило, не подвергаются значительным изменениям под влиянием социального опыта (Л. Тэрстоун, Г.Айзенк). 

Выделяют четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический. Каждый тип темперамента различается разным уровнем выраженности силы, уравновешенности, подвижности. 

В психологической  практике для диагностики темперамента применяются разные методики. Тип  темперамента позволяют установить опросник Я. Стреляу и опросник Г. Айзенка. Опросник структуры темперамента В.М. Русалова используется для диагностики  свойств темперамента. темп, эмоциональность, социальная эмоциональность и контроль. Теппинг-тест Е.П. Ильина направлен  на определение коэффициента функциональной асимметрии и свойств нервной  системы по психомоторным показателям. 

В эмпирическом исследовании было выдвинуто предположение  о том, что существует взаимосвязь  между типом темперамента у подростков и степенью выраженности предметной и социальной эргичности, предметной и социальной пластичности, предметного  и социального темпа, предметной и социальной эмоциональности, контроля. 

Полученные данные свидетельствуют о существовании  положительной связи между холерическим типом темперамента у подростков и такими параметрами, как предметная и социальная эргичность, предметная и социальная пластичность, предметный и социальный темп. Кроме того, было доказано, что существует отрицательная  связь между меланхолическим  типом темперамента у подростков и предметной и социальной эргичностью. 

Данный факт позволяет психологу и педагогу организовать работу с подростками  с учетами выявленных особенностей. Например, «задавать» более быстрый темп при работе с подростками с холерическим типом темперамента и придерживаться более медленного ритма, когда речь идет о подростках с меланхолическим типом темперамента. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованной литературы: 
 

Альманах психологических  тестов. – М.: КСП, 1996. – 400 с. 

Белоус В.В. Проблема типа темперамента в современной  дифференциальной психофизиологии // Психологический  журнал. 1981. т. 2. № 1, с. 45-55. 

Введение в  психологию / Под общ. ред. А.В.Петровского. – М.: Академия, 1996. 

Гиппенрейтер  Ю.Б, Романов В.Я. Психология индивидуальных различий. – М.: ЧеРо, 2000. – 780 с. 

Ковалев А. Г., Мясищев  В.Н. Психологические особенности  человека. Т. 1. Л, 1957. 

Кречмер Э. Теория темпераментов. В кн.: Гиппенрейтер Ю.Б, Романов В.Я. Психология индивидуальных различий. – М.: ЧеРо, 2000. – С. 341-351. 

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. –  М.: Наука, 1975. – 227 с. 

Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования. – Пермь, 1988. – 220 с. 

Мерлин В.С. Психология индивидуальности. – М.-Воронеж: МОДЭК, 1996. – 448 с. 

Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. – М.: Просвещение, 1966. – 156 с. 

Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. - М.: Прогресс , 1976. – 128 с. 

Общая психология/Под  ред. Е. И Рогова. – М.: Владос, 1995. – 448 с. 

Павлов И.П. Полное собрание сочинений. – Т 3, кн. 2. М.- Л.: АН СССР, 1951. 

Русалов В.М. О  природе темперамента и его месте  в структуре индивидуальных свойств  человека // Вопросы психологии. 1985. № 1. С. 19-32. 

Русалов В.М. Психофизиологическая основа взаимодействия темперамента и  способностей человека. - В кн.: Проблемы психологии личности. - М.: Просвещение, 1982. С.198 - 204 

Русалов В.М. Теоретические  проблемы построения специальной теории индивидуальности человека // Психологический  журнал. 1986. том 7 №4. С. 23-35. 

Психодиагностика: Справочник практического психолога / Под ред. С.Т.Посоховой. – М.-СПб.: Сова, 2005. – 671 с. 

Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии/Под  общей ред. И.В.Роевич. – М.: Прогресс, 1982. – 280 с. 

Хьелл Л, Зиглер Д. Теории личности. – СПб: Питер, 2000. – 608 с. 

Шелдон У. Анализ конституциональных различий по биографическим данным. В кн.: Гиппенрейтер Ю.Б, Романов  В.Я. Психология индивидуальных различий. – М.: ЧеРо, 2000. – С. 461-471. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Эмпирическое исследование темперамента у подростков