Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 22:42, курсовая работа
Целью данной работы является исследование типа и свойств темперамента у подростков.
Достижению данной цели отвечают следующие задачи:
Охарактеризовать сущность и свойства темперамента.
Проанализировать теоретические модели темперамента.
Описать типы темперамента.
Изучить методики психологической диагностики темперамента.
Изучить тип и свойства темперамента у подростков c помощью выбранной методики.
Введение ………………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования темперамента у подростков
1.1. Психологическая сущность темперамента и его свойства ………. 6
1.2. Теоретические модели темперамента ……………………………… 8
1.3. Типы темперамента …………………………………………………. 14
Глава II. Эмпирическое исследование темперамента у подростков
2.1. Психологическая диагностика типа темперамента ……………….. 17
2.2. Организация и проведение психодиагностического исследования темперамента у подростков ……………………………………………… 19
2.3. Результаты исследования ……………………………………………. 21
Заключение ………………………………………………………………… 26
Список использованной литературы …………………………………….. 29
Приложение 1 ………………………………………………………………
Параметры: | Человек: | В % |
Экстраверсия | 20 | 50 |
Интроверсия | 2 | 50 |
Нейротизм | 20 | 60 |
Эмоциональная устойчивость | 16 | 40 |
Охарактеризуем
результаты исследования.
Шкала «экстраверсия
— интроверсия». Характеризуя типичного
экстраверта, автор методики Г.Ю. Айзенк
отмечает его общительность и обращенность
индивида вовне, широкий круг знакомств,
необходимость в контактах. Действует
под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив.
Он беззаботен, оптимистичен, добродушен,
весел. Предпочитает движение и действие,
имеет тенденцию к агрессивности. Чувства
и эмоции не имеют строгого контроля, склонен
к рискованным поступкам. На него не всегда
можно положиться. Такое поведение демонстрируют
50 % обследованных подростков.
Типичный интроверт
— это спокойный, застенчивый, интроективный
человек, склонный к самоанализу, сдержан
и отдален от всех, кроме близких
друзей. Планирует и обдумывает свои
действия заранее, не доверяет внезапным
побуждениям, серьезно относится к
принятию решений, любит во всем порядок.
Контролирует свои чувства, его нелегко
вывести из себя. Обладает пессимистичностью,
высоко ценит нравственные нормы. Данное
поведение диагностировано у 50 %
обследованных подростков.
Шкала «нейротизм
— эмоциональная устойчивость»
характеризует эмоциональную
Эмоциональная
устойчивость — черта, выражающая сохранение
организованного поведения, ситуативной
целенаправленности в обычных и
стрессовых ситуациях. Характеризуется
зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием
большой напряженности, беспокойства,
а так же склонностью к лидерству,
общительности. Эмоциональная устойчивость
выявлена у 40 % обследованных подростков.
Нейротизм выражается
в чрезвычайной нервности неустойчивости,
плохой адаптации, склонности к быстрой
смене настроений (лабильности), чувстве
виновности и беспокойства, озабоченности,
депрессивных реакциях, рассеянности
внимания, неустойчивости стрессовых
ситуациях. Нейротизму соответствует
эмоциональность, импульсивность; неровность
в контактах с людьми, изменчивость
интересов, неуверенность в себе,
выраженная чувствительность, впечатлительность,
склонность к раздражительности. Нейротическая
личность характеризуется неадекватно
сильными реакциями по отношению к вызывающим
их стимулам. Нейротические черты обнаружили
60 % подростков.
Сочетание шкал
«экстраверсия-интроверсия» и «нейротизм
– эмоциональная устойчивость»
позволяют сделать вывод о
типе темперамента подростков на основании
опросника Г.Ю. Айзенка (таблица 2).
Таблица 2
Тип темперамента
подростков (по результатам методики Г.Ю.Айзенка)
Типы: | Человек: | В %: |
Сангвинический | 7 | 17,5 |
Холерический | 13 | 32,5 |
Флегматический | 9 | 22,5 |
Меланхолический | 11 | 27,5 |
Из данных таблицы
2 следует, что в выборке сангвинический
тип темперамента встречается в 17,5 % случаев.
Сангвиник быстро приспосабливается к
новым условиям, быстро сходится с людьми,
общителен. Чувства легко возникают и
сменяются, эмоциональные переживания,
как правило, неглубоки. Мимика у сангвиника
богатая, подвижная, выразительная. Несколько
непоседлив, нуждается в новых впечатлениях,
недостаточно регулирует импульсы, не
умеет строго придерживаться распорядка
жизни, системы в работе и учебе. В связи
с этим может успешно выполнять дело, требующее
равной траты сил, длительного и методичного
напряжения, усидчивости, устойчивости
внимания, терпения. При отсутствии серьезных
целей, глубоких мыслей, творческой деятельности
вырабатываются поверхностность и непостоянство.
Холерический
тип темперамента встречается в
32,5 % случаев. Холерик отличается повышенной
возбудимостью, действия прерывисты. Ему
свойственны резкость и стремительность
движений, сила, импульсивность, яркая
выраженность эмоциональных переживаний.
Вследствие неуравновешенности, увлекшись
делом, склонен действовать изо
всех сил, истощаться больше, чем следует.
Имея общественные интересы, темперамент
проявляет в инициативности, энергичности,
принципиальности.
Флегматический
тип темперамента отмечен у 22,5 % подростков.
Флегматик характеризуется
сравнительно низким уровнем активности
поведения, новые формы которого
вырабатываются медленно, но являются
стойкими. Обладает медлительностью
и спокойствием в действиях, мимике
и речи, ровностью, постоянством, глубиной
чувств и настроений. Он редко выходит
из себя, не склонен к аффектам, рассчитав
свои силы, доводит дело до конца, ровен
в отношениях, в меру общителен, не
любит попусту болтать. Экономит
силы, попусту их не тратит. В зависимости
от условий, в одних случаях флегматик
может характеризоваться «
Меланхолический
тип темперамента представлен в
выборке в 27,5 % случаев. У подростка
с таким типом темперамента реакция
часто не соответствует силе раздражителя,
присутствует глубина и устойчивость
чувств при слабом их выражении. Ему
трудно долго на чем-то сосредоточиться.
Сильные воздействия часто
На основании
полученных данных были сделаны такие
выводы:
1. Сангвинический
тип темперамента свойственен
17,5 % подростков. Холерический тип
темперамента встречается у 32,
2. Степень выраженности
свойств зависит от типа
То есть, гипотеза
исследования подтвердилась для
холерического типа темперамента и
для таких свойств
Заключение:
Темперамент является
важным психологическим феноменом.
Он представляет собой совокупность
свойств, характеризующих динамические
особенности протекания психических
процессов и поведения
Содержательная
характеристика темперамента раскрывается
в его свойствах. Свойства темперамента
- это такие отличительные
В психологической
науке представлено несколько видов
концепций, описывающих суть темперамента.
Теории гуморального направления Гиппократа-Галена
связывали темперамент с
Выделяют четыре
типа темперамента: сангвинический, холерический,
флегматический, меланхолический. Каждый
тип темперамента различается разным
уровнем выраженности силы, уравновешенности,
подвижности.
В психологической
практике для диагностики темперамента
применяются разные методики. Тип
темперамента позволяют установить
опросник Я. Стреляу и опросник Г.
Айзенка. Опросник структуры темперамента
В.М. Русалова используется для диагностики
свойств темперамента. темп, эмоциональность,
социальная эмоциональность и контроль.
Теппинг-тест Е.П. Ильина направлен
на определение коэффициента функциональной
асимметрии и свойств нервной
системы по психомоторным показателям.
В эмпирическом
исследовании было выдвинуто предположение
о том, что существует взаимосвязь
между типом темперамента у подростков
и степенью выраженности предметной
и социальной эргичности, предметной
и социальной пластичности, предметного
и социального темпа, предметной
и социальной эмоциональности, контроля.
Полученные данные
свидетельствуют о
Данный факт
позволяет психологу и педагогу
организовать работу с подростками
с учетами выявленных особенностей.
Например, «задавать» более быстрый темп
при работе с подростками с холерическим
типом темперамента и придерживаться
более медленного ритма, когда речь идет
о подростках с меланхолическим типом
темперамента.
Список использованной
литературы:
Альманах психологических
тестов. – М.: КСП, 1996. – 400 с.
Белоус В.В. Проблема
типа темперамента в современной
дифференциальной психофизиологии // Психологический
журнал. 1981. т. 2. № 1, с. 45-55.
Введение в
психологию / Под общ. ред. А.В.Петровского.
– М.: Академия, 1996.
Гиппенрейтер
Ю.Б, Романов В.Я. Психология индивидуальных
различий. – М.: ЧеРо, 2000. – 780 с.
Ковалев А. Г., Мясищев
В.Н. Психологические особенности
человека. Т. 1. Л, 1957.
Кречмер Э. Теория
темпераментов. В кн.: Гиппенрейтер
Ю.Б, Романов В.Я. Психология индивидуальных
различий. – М.: ЧеРо, 2000. – С. 341-351.
Леонтьев А.Н.
Деятельность. Сознание. Личность. –
М.: Наука, 1975. – 227 с.
Мерлин В.С. Личность
как предмет психологического исследования.
– Пермь, 1988. – 220 с.
Мерлин В.С. Психология
индивидуальности. – М.-Воронеж: МОДЭК,
1996. – 448 с.
Небылицын В.Д. Основные
свойства нервной системы человека.
– М.: Просвещение, 1966. – 156 с.
Небылицын В.Д. Психофизиологические
исследования индивидуальных различий.
- М.: Прогресс , 1976. – 128 с.
Общая психология/Под
ред. Е. И Рогова. – М.: Владос, 1995.
– 448 с.
Павлов И.П. Полное
собрание сочинений. – Т 3, кн. 2. М.- Л.:
АН СССР, 1951.
Русалов В.М. О
природе темперамента и его месте
в структуре индивидуальных свойств
человека // Вопросы психологии. 1985.
№ 1. С. 19-32.
Русалов В.М. Психофизиологическая
основа взаимодействия темперамента и
способностей человека. - В кн.: Проблемы
психологии личности. - М.: Просвещение,
1982. С.198 - 204
Русалов В.М. Теоретические
проблемы построения специальной теории
индивидуальности человека // Психологический
журнал. 1986. том 7 №4. С. 23-35.
Психодиагностика:
Справочник практического психолога
/ Под ред. С.Т.Посоховой. – М.-СПб.:
Сова, 2005. – 671 с.
Стреляу Я. Роль
темперамента в психическом развитии/Под
общей ред. И.В.Роевич. – М.: Прогресс,
1982. – 280 с.
Хьелл Л, Зиглер
Д. Теории личности. – СПб: Питер, 2000.
– 608 с.
Шелдон У. Анализ
конституциональных различий по биографическим
данным. В кн.: Гиппенрейтер Ю.Б, Романов
В.Я. Психология индивидуальных различий.
– М.: ЧеРо, 2000. – С. 461-471.
Информация о работе Эмпирическое исследование темперамента у подростков