Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 22:42, курсовая работа
Целью данной работы является исследование типа и свойств темперамента у подростков.
Достижению данной цели отвечают следующие задачи:
Охарактеризовать сущность и свойства темперамента.
Проанализировать теоретические модели темперамента.
Описать типы темперамента.
Изучить методики психологической диагностики темперамента.
Изучить тип и свойства темперамента у подростков c помощью выбранной методики.
Введение ………………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования темперамента у подростков
1.1. Психологическая сущность темперамента и его свойства ………. 6
1.2. Теоретические модели темперамента ……………………………… 8
1.3. Типы темперамента …………………………………………………. 14
Глава II. Эмпирическое исследование темперамента у подростков
2.1. Психологическая диагностика типа темперамента ……………….. 17
2.2. Организация и проведение психодиагностического исследования темперамента у подростков ……………………………………………… 19
2.3. Результаты исследования ……………………………………………. 21
Заключение ………………………………………………………………… 26
Список использованной литературы …………………………………….. 29
Приложение 1 ………………………………………………………………
Сила процесса
торможения понимается И.П. Павловым как
«функциональная
Сила процесса
торможения проявляется в способности
к образованию различных
Говоря об уравновешенности
нервных процессов, И.П. Павлов имел
в виду равновесие процессов возбуждения
и торможения. Отношение силы обоих
процессов решает, является ли данный
индивид уравновешенным или неуравновешенным,
когда сила одного процесса превосходит
силу другого.
Позднее других было открыто третье свойство нервной системы, каковым, по И.П. Павлову, является подвижность нервных процессов. Сущность подвижности, считал он, «состоит в быстроте перехода
одного нервного
процесса в другой, оба процесса
должны, так сказать, поспевать за
этими колебаниями, т.е. должны обладать
высокой подвижностью, способностью
быстро, по требованию внешних условий,
уступать место, дать преимущество одному
раздражению перед другим, раздражению
перед торможением и обратно»
[13, с. 43].
Противоположностью подвижности является инертность нервных процессов. Нервная система тем более инертна, чем больше времени
или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому. По мнению И.П. Павлова, нарушения подвижности нервных процессов могут
приводить либо
к патологической инертности, либо
к патологической неустойчивости. Это
как бы крайние полюсы подвижности
нервной системы.
Указанные свойства нервных процессов образуют определенные системы, комбинации; таким образом, получается так называемый тип нервной системы, или тип высшей нервной деятельности. Он
складывается
из характерной для отдельных
индивидов совокупности основных свойств
нервной системы — силы, уравновешенности
и подвижности процессов
В факторных
теориях свойства темперамента увязываются
со специфическими личностными характеристиками.
Например, в концепции Л. Тэрстоуна
сущность темперамента описывается
таким набором факторов:
1. Активность-пассивность.
2. Энергичность
– пассивность.
3. Импульсивность
– уравновешенность.
4. Доминантность
– конформность.
5. Стабильность
– изменчивость.
6. Социабельность
– склонность к уединению.
7. Рефлексивность
– практическая деятельность [19,
с. 97].
В модели Г. Айзенка
представлены три фундаментальных
свойства: 1) интроверсия—экстраверсия;
2) нейротизм (эмоциональная неустойчивость
— эмоциональная стабильность);
3) психотизм [19, с. 217].
1.3. Типы темперамента
Выделяют четыре
типа темперамента: сангвинический, холерический,
флегматический и меланхолический.
Я. Стреляу определяет их таким образом
[18, с. 18].
Сангвиник. Человек
с повышенной реактивностью, но при
этом активность и реактивность у
него уравновешены. Он живо, возбужденно
откликается на все, что привлекает его
внимание, обладает живой мимикой и выразительными
движениями. По незначительному поводу
он громко хохочет, а несущественный факт
может сильно его рассердить. По его лицу
легко угадать его настроение, отношение
к предмету или человеку. У него высокий
порог чувствительности, поэтому он не
замечает очень слабых звуков и световых
раздражителей. Обладая повышенной активностью
и будучи очень энергичным и работоспособным,
он активно принимается за новое дело
и может долго работать, не утомляясь.
Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован,
при желании может сдерживать проявление
своих чувств и непроизвольные реакции.
Ему присущи быстрые движения, гибкость
ума, находчивость, быстрый темп речи,
быстрое включение в новую работу. Высокая
пластичность проявляется в изменчивости
чувств, настроений, интересов и стремлений.
Сангвиник легко сходится с новыми людьми,
быстро привыкает к новым требованиям
и обстановке. Без усилий не только переключается
с одной работы на другую, но и переучивается,
овладевая новыми навыками. Как правило,
он в большей степени откликается на внешние
впечатления, чем на субъективные образы
и представления о прошлом и будущем, экстраверт.
Холерик. Как
и сангвиник отличается малой
чувствительностью, высокой реактивностью
и активностью. Но у холерика реактивность
явно преобладает над активностью,
поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив,
вспыльчив. Он менее пластичен и более
инертен, чем сангвиник. Отсюда — большая
устойчивость стремлений и интересов,
большая настойчивость, возможны затруднения
в переключении внимания.
У холериков
можно также отметить цикличность
в деятельности и переживаниях. Такая
цикличность есть одно из следствий
неуравновешенности их нервной деятельности.
И.П. Павлов так объясняет это: «Когда
у сильного человека нет такого равновесия,
то он, увлекшись каким-нибудь делом,
чрезмерно налегает на свои средства
и силы и в конце концов рвется,
истощается больше, чем следует, он
дорабатывается до того, что ему
все невмоготу» [13, с. 104].
Флегматик обладает
высокой активностью, значительно
преобладающей над малой
Меланхолик. Человек
с высокой чувствительностью
и малой реактивностью. Повышенная
чувствительность при большой инертности
приводит к тому, что незначительный
повод может вызвать у него
слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно
чувствителен. Мимика и движения его
невыразительны, голос тихий, движения
бедны. Обычно он неуверен в себе, робок,
малейшая трудность заставляет его
опускать руки. Меланхолик неэнергичен,
ненастойчив, легко утомляется и мало
работоспособен. Ему присуще легко отвлекаемое
и неустойчивое внимание и замедленный
темп всех психических процессов.
Итак, темперамент
– это совокупность свойств, характеризующих
динамические особенности протекания
психических процессов и
Для объяснения
сути темперамента применяются гуморальные,
морфологические концепции, теория
высшей нервной деятельности, факторные
теории.
Выделяют четыре
типа темперамента: сангвинический, холерический,
флегматический, меланхолический.
Глава II. Эмпирическое
исследование темперамента у подростков
2.1. Психологическая
диагностика типа темперамента
В настоящее
время применяются разные методики
для диагностики типа темперамента.
Опросник Я. Стреляу
позволяет выявить объективные
количественные оценки свойств ВНД
и на этой основе отнести индивидов
к тому или иному типу темперамента:
Сангвиник –
сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный,
быстрый тип;
Флегматик –
сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный,
медленный тип;
Холерик – сильный,
повышенно возбудимый, безудержный,
неуравновешенный;
Меланхолик –
слабый, пониженно возбудимый, неуравновешенный
тип.
По результатам
тестирования испытуемых выявляется количественная
оценка силы процессов возбуждения
и торможения, подвижности нервных
процессов индивидов, производится
расчет степени уравновешенности нервной
системы.
Опросник Г. Айзенка
основан на идее экстравертированности
и нейротизма.
Привлекая данные
из физиологии высшей нервной деятельности,
Г. Айзенк высказывает гипотезу о
том, что сильный и слабый типы
по И.П. Павлову очень близки к
экстравертированному и интровертированному
типам личности. Природа интро- и
экстраверсии предполагается во врожденных
свойствах центральной нервной
системы, которые обеспечивают уравновешенность
процессов возбуждения и
Опросник структуры
темперамента (ОСТ) В.М. Русалова используется
для диагностики свойств «
2.2. Организация
и проведение
Цель – исследовать
тип и свойства темперамента у
подростков.
Достижению данной
цели отвечают следующие задачи:
Подобрать методики,
сформировать выборку.
Изучить тип
и свойства темперамента у подростков
Обработать данные,
сделать выводы.
Гипотеза: существует
взаимосвязь между типом
Испытуемые: в
исследовании принимали участие 40 испытуемых
в возрасте 11-14 лет, в том числе 20 мальчиков
и 20 девочек.
Методы исследования:
сбор данных - тестирование;
Методики исследования:
тест диагностики темперамента Г.Ю.Айзенка
(приложение 1). Указанная методика позволяет
выявить тип темперамента, исходя из данных
об уровне психотизма, нейротизма и экстраверсии-интроверсии
[1, с. 206-216].
Опросник содержит
101 вопрос, на которые испытуемый должен
ответить «да» («+»), либо «нет» («-»). Время
ответов не ограничивается, хотя затягивать
процедуру обследования не рекомендуется.
Инструкция: «Вам
предлагается ответить на вопросы, касающиеся
Вашего обычного способа поведения.
Постарайтесь представить типичные
ситуации и дайте первый «естественный»
ответ, который придет Вам в голову.
Если Вы согласны
с утверждением, рядом с его
номером поставьте «+» («.да»), если
нет — знак «-» («нет»). Отвечайте
быстро и точно. Помните, что нет
«хороших» или «плохих» ответов».
Обработка результатов.
С помощью «ключа»
За ответ, совпадающий
с ключом, начисляется 2 балла, за ответ
«не знаю» - 1 балл, за ответ, не совпадающий
с ключом – 1 балл. Полученные баллы
суммируются. Показателем интроверсии
является сумма до 11 баллов, экстраверсии
– свыше 12 до 24 баллов. Об эмоциональной
устойчивости (психотизме) свидетельствует
сумма до 14 баллов, о неустойчивости
(нейротизме) – свыше 15 баллов;
2.3. Результаты
исследования
Для диагностики
типа темперамента был применен тест-опросник
Г.Ю.Айзенка. По результатам методики
был сделан вывод о типе темперамента
испытуемых, данные отображены в таблицах
1 и 2.
Таблица 1
Интровертивные,
экстравертивные качества, нейротизм
и эмоциональная устойчивость в
личности испытуемых (по результатам
методики Г.Ю. Айзенка)
Информация о работе Эмпирическое исследование темперамента у подростков