Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 05:33, курсовая работа
Цель: исследовать особенность толерантности как фактора эмоциональной устойчивости.
Объект исследования: толерантность.
Предмет исследования: толерантность личности как фактора эмоциональной устойчивости.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ явления толерантности как фактора эмоциональной устойчивости.
2. Провести эмпирическое исследование общей коммуникативной толерантности студентов в контексте эмоциональной устойчивости.
3. Проанализировать результаты исследования толерантности как фактора эмоциональной устойчивости.
Введение 3
1. Теоретические основы изучения толерантности как фактора эмоциональной устойчивости 5
2. Общие проблемы эмоциональной устойчивости 16
2.1. Факторы, влияющие на эмоциональную устойчивость 16
2.2. Эмоциональная устойчивость, её зависимость от совершенства
управления деятельностью 18
3. Эмпирическое исследование социально-психологической
толерантности 24
3.1. Методические основы исследования 24
3.2 Анализ результатов эмпирического исследования 28
Заключение 30
Библиографический список 32
В
рамках данного исследования были продиагностированы
в общей сложности 30 человек из
пяти групп БГПУ.
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования
По
результатам диагностики общей
коммуникативной толерантности был
произведен расчет стандартных отклонений
на основе выборки учащихся. Была составлена
шкала стенов.
Количество баллов | 23 и меньше | 24-28 | 29-34 | 35-41 | 42-48 | 49-53 | 54-62 | 63-74 | 75 и больше |
Стен | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
По
результатам диагностики
1-я группа
Испытуемый | Количество взаимовыборов | Количество взаимоотклонений | Общая коммуникативная толерантность, стен |
Артем С. | 4 | 0 | 7 |
Владислав С. | 4 | 0 | 8 |
Максим К. | 8 | 1 | 8 |
2-я группа
Испытуемый | Количество взаимовыборов | Количество взаимоотклонений | Общая коммуникативная толерантность, стен |
Алена Т. | 4 | 0 | 9 |
Виктория П. | 4 | 0 | 8 |
Евгений М. | 5 | 0 | 7 |
Екатерина Б. | 4 | 0 | 9 |
3-я группа
Испытуемый | Количество взаимовыборов | Количество взаимоотклонений | Общая коммуникативная толерантность, стен |
Абай С. | 4 | 0 | 9 |
Алена Г. | 4 | 0 | 7 |
Филипп М. | 4 | 0 | 9 |
Яна К. | 6 | 0 | 9 |
4-я группа
Испытуемый | Количество взаимовыборов | Количество взаимоотклонений | Общая коммуникативная толерантность, стен |
Дмитрий М. | 9 | 0 | 8 |
Елена Ц. | 4 | 0 | 6 |
В 5-ой группе идет процесс формирования коллектива, на момент проведения диагностики лидеры не определились.
Анализируя различия между сравниваемыми выборками по личностным характеристикам, полученным с помощью опросника 16 – PF Кеттелла, можно отметить, что статистически значимого уровня достигли различия по 4 личностным факторам. Первым, наиболее сильным фактором, по которому значимо различаются сравниваемые выборки является фактор С – Слабость «Я» – Сила «Я», характеризующий эмоциональную устойчивость. При этом люди, вошедшие в экспериментальную выборку, характеризующуюся наличием выявленных психосоматических растройств, имеют в среднем более низкий уровень по фактору С (М=9.2), в отличии от контрольной выборки ( М=18.8). Эти различия между средними достигают статистически значимого уровня различий (W=126; р<0.01). При этом средний показатель у выборки “условно больных” (М=9.2) при переводе в стандартные баллы (стены) попадает в третий стен, относится к отрицательному полюсу фактора С – Слабость “ Я” и интерпритируется как слабость, эмоциональная неустойчивость, легко расстраивается, переменчив. Среднее значение контрольной группы, отнесенной нами к “условно здоровым” (М=17.8), попадает в шестой стен, и носит промежуточное значение. Таким образом люди, характеризующиеся наличием выявленных психосоматических растройств, имеют в среднем более низкий уровень по фактору С и в отличии от контрольной выборки им присуща Слабость “ Я”, проявляемая как слабость, эмоциональная неустойчивость, способность легко расстраиваться. Вторым фактором, по которому значимо различаются сравниваемые выборки – фактор F : Сдержанность – Экспрессивность. При этом люди, вошедшие в экспериментальную выборку, характеризующуюся наличием выявленных психосоматических растройств, имеют статистически значимо (W=126; р<0.01) более низкий уровень по фактору F (М=9.4), в отличии от контрольной выборки ( М=16.9). При этом люди, характеризующиеся наличием выявленных психосоматических растройств, проявляют беспокойство о будущем, ожидают неудач, окружающее представляется скучным и вялым. Третьим личностным фактором, по которому значимо различаются сравниваемые выборки – фактор Н: Трекция – Пармия (стесоустойчивость). При этом экспериментальную выборку характеризует наличие статистически значимо (W=135; р<0.01) более низккого уровня (М=6.8), в отличии от контрольной выборки (М=15.6). Таким образом люди, характеризующиеся наличием выявленных психосоматических растройств, обладают сниженной стрессоустойчивостью, остро реагируют на угрозы, имея сверхчуствительную нервную систему. Четвертым личностным фактором, по которому значимо различаются сравниваемые выборки – фактор Q3: Низкое самомнение – Высокое самомнение. При этом люди, вошедшие в экспериментальную выборку, характеризующуюся наличием выявленных психосоматических растройств, имеют статистически значимо (W=148;р<0.01) более низкий уровень по фактору Q3 (М=8.27), в отличии от контрольной выборки ( М=13.4), что характеризует их как слабовольных и проявляющих низкий самоконтроль, особенно в сфере желаний, людей.
В
результате практического исследования
выявились следующие
1.
В среднем юноши обладают
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Эмпирическое исследование социально-психологической толерантности