Эмпирическое исследование социально-психологической толерантности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 05:33, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать особенность толерантности как фактора эмоциональной устойчивости.
Объект исследования: толерантность.
Предмет исследования: толерантность личности как фактора эмоциональной устойчивости.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ явления толерантности как фактора эмоциональной устойчивости.
2. Провести эмпирическое исследование общей коммуникативной толерантности студентов в контексте эмоциональной устойчивости.
3. Проанализировать результаты исследования толерантности как фактора эмоциональной устойчивости.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы изучения толерантности как фактора эмоциональной устойчивости 5
2. Общие проблемы эмоциональной устойчивости 16
2.1. Факторы, влияющие на эмоциональную устойчивость 16
2.2. Эмоциональная устойчивость, её зависимость от совершенства
управления деятельностью 18
3. Эмпирическое исследование социально-психологической
толерантности 24
3.1. Методические основы исследования 24
3.2 Анализ результатов эмпирического исследования 28
Заключение 30
Библиографический список 32

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

     Очевидно, что одной из глобальных основополагающих педагогических категорий, с которыми так или иначе связаны обсуждаемая  нами толерантность, является категория "воспитание" -на это указывают не только разработки отечественных ученых, но и документы международного уровня. Так, например, в 1995 году ООН приняла даже специальный документ, названный "Декларация принципов терпимости", в которой раскрыто содержание исследуемого нами понятия и, в частности отмечено: "толерантность означает ... правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений" [12, с.30].

     Далее целесообразно проанализировать те ведущие и основополагающие идеи и принципы, на которых основывается современная система высшего  профессионального образования  и выделить специально те, с которыми так или иначе связано воспитание толерантности.

     Далее следует попытаться представить  описание категории "толерантность" на языке теории высшего профессионального  образования.

     Проведенный в рамках нашего исследования анализ показал, что упомянутые выше связи имеют троякое проявление:

     1. толерантность проявляется на уровне составляющей, предполагаемой в процессе реализации в конкретном образовательном пространстве того или иного принципа;

     2. реализация того или иного принципа способствует формированию толерантности субъектов высшего профессионального образования;

     3. реализация того или иного принципа предполагает изначальную сформированность толерантности у субъектов образовательного процесса.

     К первому подразделению относится  выделенный в рамках идеи гуманитаризации принцип гуманизации профобразования, а также принцип деятельностной направленности профобразования.

     Ко  второму относятся принцип общественно-государственного управления профобразованием (в рамках идеи демократизации), а также выделенные в рамках идеи непрерывного образования принципы маневренности, преемственности и гибкости образовательных структур.

     К третьему подразделению относятся  принцип равных возможностей при  получении профобразования, принцип  сотрудничества и принцип открытости, выделенные в рамках идеи демократизации профобразования и, конечно, принцип саморазвития личности, выделенный A.M. Новиковым в рамках идеи опережающего образования.

     Приводя данную классификацию, мы отдаем себе отчет в том, что она весьма условна, т.к. каждый из принципов "проявляет" себя в той или иной форме одновременно в трех типах связей, однако, в разной степени. Поэтому приведенная выше классификация, конечно же, отражает то соотношение при котором принцип соотносится с тем типом связи, где его проявление наиболее значимо.

     Обсудим теперь все вышеперечисленное подробно и начнем с первого типа связей, с которым были соотнесены принципы гуманитаризации и деятельностной направленности профобразования.

     Как следует из цитированной работы, гуманитаризация  профобразования означает "формирование сугубо человеческой формы отношения к миру производства и к своей собственной профессиональной деятельности в этом мире". В контексте толерантности нам представляется важным следующий особо выделенный A.M. Новиковым тезис: "гуманитаризация образования противостоит его технократизации, т.е. направленность образования на подчинение человека научно-техническому прогрессу... Технократизация - это и обязательный жадный поиск образа врага — /неважно какого/ - лишь бы он был: в лице коммунистов или демократов, евреев или татар — лишь бы можно было взвалить на него всю ответственность за все свои несчастья и лишения. В отличие от гуманитарного сознания, когда человек в первую очередь сознает свою личную ответственность за свою судьбу, судьбу своих близких и вообще за судьбы своего народа и всего мира — то качество, которое мы называем гражданственностью" [68].

     При таком широком понимании гуманитаризации  существенно меняются акценты и  приоритеты — термин "противостояние" заменяется термином "единение", термин "борьба" — термином "согласие", термин "конфронтация" — словосочетанием "поиск взаимоприемлемых решений".

     При таком понимании толерантности  в контексте принципа гуманитаризации  данная смена акцентов должна охватывать широкий спектр, а точнее - целую систему отношений, которые следует сформировать у студента:

     а) отношение к самому себе и другим людям, в частности,

     понимание собственных путей личностной реализации через

     осознание в тесном единстве двух "формул": 1) никто не обязан быть

     совершенством и 2) нет предела самосовершенствованию;

     б) отношение к государству (единство и сочетаемость целей

     индивидуальной  направленности и реализации с понятиями "долг",

     "обязанность", "уважение законов и норм"); в) отношение к природе,

     искусству и целый ряд других.

     Здесь же следует отметить и принцип  деятельностной направленности профобразования  — в контексте формирования толерантности  он означает включение студентов  в такие виды активной деятельности, которые, с одной стороны, иллюстрировали бы им некие "эталоны" толерантности в самых различных общих и конкретных проявлениях, а с другой — способствовали бы выработке у студентов указанных выше отношений с учетом проведенной расстановки акцентов.

     Далее согласно приведенной выше классификации  следует остановиться на втором типе связей и прежде всего на принципе общественно-государственного управления профобразованием, предполагающем в контексте исследуемой нами проблемы включение демократических механизмов управления и прежде всего гласности и передачи функций управления общественности и под ее контроль: сюда относятся и распределение потоков финансирования по обоснованным заявкам на конкурсной основе, создание для управления учебными заведениями попечительских советов с широкими полномочиями контроль общественности за соблюдением правовых норм в отношении преподавателей и обучаемых, участие заказчиков в оценке качества подготовки специалистов и многое другое.

     Данный (второй по представленной выше классификации) тип связи толерантности с  принципами организации системы высшего профобразования охватывает и принципы маневренности, преемственности и гибкости профессиональных образовательных структур - прежде всего в плане осознания обучаемым наличия у него как можно более широкого выбора для достижения собственных целей посредством тех возможностей, которые представляет система профобразования. К ним относятся возможности индивидуального проектирования собственной образовательной "траектории", выбор формы обучения (очная, заочная, очно-заочная, вечерняя, дистанционная, экстернат, одновременное обучение по двум специальностям, получение второго высшего или среднего специального образования и др.), выбор специализации на старшей ступени обучения, возможности реализации программ профессиональной мобильности. Эти возможности обеспечиваются преемственностью образовательных программ различных учебных заведений, декларируемой и закрепляемой на законодательном уровне;

     И, наконец, третья группа принципов, выделенная при первоначальном классифицировании - к ней относятся: принципы равных возможностей при получении профобразования, сотрудничества, открытости и саморазвития личности, которые, как уже было указано, предполагают определенный уровень сформированности толерантности у студентов и преподавателей. Так, например, в принципе открытости профобразования в контексте обсуждаемой в работе толерантности следует выделить такие его составляющие как внутренне раскрепощение от догм и мифов, открытость по отношению к различным философским, экономическим, педагогическим и т.д. течениям и взглядам, к разным научным школам, которые есть в каждой отрасли научного знания, активные партнерские связи образовательных учреждений с общественностью, различными общественными институтами, с предприятиями и организациями, с разными государственными ведомствами (учреждениями культуры, науки, службами занятости населения, социальной защиты и т.д.), а также с другими учебными заведениями, деловые, научные и другие связи с образовательными учреждениями других регионов России, а также с зарубежными коллегами, стажировки и программы обмена педагогами и учащимися представленные учащимся и студентам права и возможности перейти в другие учебные заведения, одновременно учиться в двух или нескольких учебных заведениях, посещать занятия в различных учебных заведениях. Это взаимное признание учебными заведениями сданных учащимися, студентами экзаменов и зачетов, что также сегодня чрезвычайно актуально и связи с проблемами построения системы непрерывного образования.

     Очень важен в контексте категории "толерантность" и принцип сотрудничества педагогов, обучаемых и руководителей образовательных учреждений профессионального образования, основанного на доверительности, взаимопонимании и взаимной требовательности, предполагающей широкие деловые контакты, совместную постановку задач и анализ результатов, позволяющий реализовать и принцип саморазвития личности педагога, учащегося, администратора.

     Таким образом, очевидно, что рассматриваемая  категория "толерантность", с одной  стороны, интегративная, многоаспектная и многоплановая проблема, проектирующаяся как на содержание профессионального образования, так и на методы организации учебно-познавательной деятельности студентов, как на формирование у них системы знаний, так и широкого комплекса мыслительных умений, а с другой -сложное, многокомпонентное качество личности, сформированность которого обусловливает ту или иную степень успешности социального и профессионального функционирования.

 

      2. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ  УСТОЙЧИВОСТИ 

     Проблема  психических состояний привлекает внимание уже много веков. Роль состояний в жизни человека отмечали еще ученые древности (Аристотель, Авиценна и др.). Особенно остро встал вопрос о необходимости профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний в XXI столетии.

     Научно-техническая  революция, наряду с великими прогрессивными преобразованиями в обществе породила ряд явлений, приведших к росту психических нагрузок. Это и убыстрение темпов жизни, и значительное увеличение интенсивности умственного труда, и связанная с ним гиподинамия, взрыв информации, урбанизация, обострившаяся экологическая проблема, небывалый рост числа дорожно-транспортных происшествий, увеличение количества природных катаклизмов и т.д. К этому следует добавить влияние последствий мировых и локальных войн и возросший масштаб военной угрозы для мира. В результате всего этого значимость нахождения путей оптимизации психического состояния человека намного увеличилась.

     В наше время (особенно благодаря исследованиям  Г. Селье) появилось огромное количество работ (десятки тысяч) по стрессу, большинство из которых направлено на изучение физиологических и психических компонентов психической напряженности. Проблема стресса заняла одно из ведущих мест во многих прикладных областях психологии, изучающих жизнедеятельность человека в экстремальных условиях (медицинская, инженерная, военная, авиационная, космическая, спортивная психология, психология искусства и т. д.)

     Вместе  с тем, несмотря на многочисленность исследований, посвященных этой проблеме, психические механизмы возникновения эмоционального стресса остаются малоизученными. Это оказывает отрицательное воздействие на выявление закономерностей управления психическим состоянием, что, в свою очередь, не позволяет психологам-практикам добиваться эффективных результатов в работе.

     Пилот вместе со вторым пилотом управляют  движением воздушного судна на всем протяжении полета, отвечая за его  успешность и прибытие в конечный пункт точно по расписанию. Полет  воздушного судна имеет несколько этапов: взлет, набор высоты, горизонтальный полет по маршруту, снижение и посадку. На всех этапах полет проходит под руководством диспетчера по управлению воздушным движением, с которым экипаж поддерживает радиосвязь на протяжении всего полета.

     В настоящее время существует множество  приборов, помогающих пилоту вести  самолет: от автопилота, самостоятельно поддерживающего заданный самолету курс, до радиолокатора, позволяющего самолету садиться в условиях полной оптической невидимости земли. Пилот управляет всеми этими приборами, находящимися в пределах доступности в его кабине. В то же время он постоянно анализирует поступающую от приборов информацию, представляя в деталях состояние и работу систем и агрегатов, положение самолета в пространстве, мысленно предвосхищая поведение его систем и агрегатов. Деятельность пилота проходит в условиях постоянной напряжённости и готовности к немедленной реакции на возникшие нештатные ситуации.

Информация о работе Эмпирическое исследование социально-психологической толерантности