Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 00:07, контрольная работа
Группа эмпирических методов в психологии традиционно считается основной.
Наблюдение - древнейший метод познания. Его примитивной формой - житейскими наблюдениями - пользуется каждый человек в своей повседневной практике. Наблюдение выступает в психологии в двух основных формах - как самонаблюдение, или интроспекция, и как внешнее, или так называемое объективное наблюдение.
При мыслительном эксперименте
предполагается, что все изменения
происходят в воображении человека,
который экспериментирует с воображаемыми
образами.
Формирующий (обучающий)
эксперимент выступает в
Этот метод опирается
на конструирование и
Ассоциативный эксперимент
впервые был предложен
Психодиагностические
методы призваны фиксировать и описывать
в упорядоченном виде психологические
различия как между людьми, так
и между группами людей, объединенных
по каким-нибудь (не всегда относящимся
к психологии) признакам. В число
диагностируемых признаков в
зависимости от задач исследования
могут входить психологические
различия по возрасту, полу, образованию
и культуре в самом широком
понимании этих терминов, по психическим
состояниям, психофизиологическим особенностям
и т.п.
Психологические тесты
- это система специальных
Тест - это краткое,
стандартизированное испытание, не
требующее, как правило, сложных
технических приспособлений, поддающееся
стандартизации и математической обработке
данных, по результатам которого определяются
наличие и уровень развития определенных
психических качеств человека.
Главное достоинство
теста в том, что он позволяет
количественно оценить трудно поддающиеся
измерению психические качества
- интеллект, личностные особенности, порог
возникновения тревоги и т.д. От
других методов исследования тесты
отличаются тем, что предполагают четкую
процедуру сбора и обработки
первичных данных, а также своеобразие
их последующей интерпретации.
В настоящее время
метод тестов применяют в психологии
наряду с другими методами. С его
помощью стремятся выявить
Диагностическая ценность
теста в значительной степени
зависит от уровня научного эксперимента
и достоверности
Тесты должны быть научно
обоснованы и выявлять устойчивые психологические
характеристики. Разработка и использование
любых тестов должны отвечать некоторым
требованиям:
1. Надежность тестов
проявляется в исключении ряда
случайных или систематических
ошибок сбора данных и их
измерения.
2. Валидность (адекватность)
теста зависит от того, в какой
мере тест измеряет то
3. Стандартизация
тестов предусматривает
4. Сопоставимость
индивидуальных данных с
5. Практичность - в
виде достаточной простоты, экономичности,
эффективности использования
Системный подход к
тестированию предполагает: рассмотрение
изучаемого явления как системы,
то есть как отграниченного множества
взаимодействующих элементов; определение
состава, структуры, организации элементов
и частей системы, обнаружение ведущих
взаимодействий между ними; выявление
внешних связей системы, выделение
из них главных; определение функции
системы и ее роли среди других
систем; обнаружение на этой основе
закономерностей и тенденций
развития системы. Анализируя психологические
явления, необходимо рассматривать
их как сложно организованные объекты,
состоящие из подсистем и входящие,
в свою очередь, в качестве подсистем
в системы более высокого уровня.
Важно выявлять все многообразие
элементов, входящих в структуру
социально-психологического явления,
все связи между ними, а также
взаимоотношения изучаемого психологического
явления с внешними по отношению
к нему явлениями.
Системный подход ориентирует
психолога в методологии поиска
причин позитивных или негативных тенденций
в развитии того или иного психологического
явления. Если не в одном, а в нескольких
элементах системы появились
сходные положительные или
Применение метода
тестов должно проводиться с учетом
всех конкретных условий (места, времени,
конкретной сложившейся обстановки).
Метод опроса - это
выяснение мнения человека по какому-либо
вопросу или проблеме, получение
информации об объективных и субъективных
фактах со слов опрашиваемых. Данный метод
предполагает, что мы обращаемся к
субъективному опыту человека, к
его индивидуальному мнению.
Всё разнообразие методов
опроса, применяемых в психологических
исследованиях, можно свести к двум
основным типам: 1) опрос "лицом к
лицу" - интервью, проводимое исследователем
по определенному пиану; 2) заочный
опрос - анкеты, предназначенные для
самостоятельного заполнения.
Устный опрос является
методом, традиционным для психологических
исследований, и издавна используется
психологами разных научных школ
и направлений. Во время опроса могут
задаваться различные вопросы: прямые
(предполагают соответствие между формулировками
и тем, что хочет узнать опрашивающий),
косвенные (формулировка и цель не соответствуют
друг другу), проективные (например, человека
спрашивают о людях из его окружения,
при этом получают информацию о нем
самом), открытые (предполагают определенные
варианты ответов), закрытые (предполагают
наличие множество вариантов
ответов), наводящие, подсказывающие и
др.
Опросам как методам
сбора первичной информации свойственна
известная ограниченность. Их данные
во многом основаны на самонаблюдении
опрашиваемых и нередко свидетельствуют,
даже при условии полной искренности
со стороны опрашиваемых, не столько
об их искренних мнениях, сколько
о том, какими они их изображают.
Область применения
опросов в психологических
Выделяют два вида
интервью - стандартизированные и
нестандартизированные. В стандартизированном
интервью формулировки вопросов и их
последовательность определены заранее,
они одинаковы для всех опрашиваемых.
Исследователю не разрешается, переформулировать
какие-либо, вопросы или вводить
новые, а также изменять их порядок.
Методика
Анкетирование (заочный
опрос) тоже имеет свою специфику. Считается,
что к заочному опросу целесообразнее
прибегать в случаях, когда необходимо
либо выяснить отношение людей к
острым дискуссионным или интимным
вопросам, либо опросить большое число
людей в сравнительно небольшой
срок. Основное преимущество анкетирования
состоит в возможности
Беседа как психологический
метод является вспомогательным
средством для дополнительного
освещения изучаемой проблемы. Беседа
всегда должна быть планово организована
в соответствии с задачами исследования.
Вопросы, задаваемые в беседе, могут
представлять собой как бы задания,
направленные на выявление качественного
своеобразия изучаемых
Беседа должна соответствовать
определенным условиям. Наилучший результат
приносит беседа в случае установления
непринужденного личного
Метод беседы предполагает
также постановку вопросов самими обследуемыми.
Такая двусторонняя беседа дает больше
информации по исследуемой проблеме,
чем только ответы испытуемых на поставленные
вопросы.
Изучение продуктов
деятельности - как метод исследования
широко применяется в исторической
(позволяет изучить психологию человека
в предшествовавших исторических эпохах),
детской (изучение продуктов детского
творчества для психологического изучения
ребенка), юридической (изучение особенностей
психологических проявлений субъекта
в его отсутствие) психологии.
Данный метод используется
при невозможности, недоступности
непосредственного наблюдения или
экспериментирования.
Разновидностью метода
изучения продуктов деятельности является
биографический метод. Материалом здесь
служат письма, дневники, биографии, продукты
детского творчества, почерки и т.д.
Во многих случаях с целью
2.Экспериментальные
методы.
Экспериментальные
методы входят в категорию научных методов,
используемых в психол. исслед. Подлинные
эксперименты предполагают тщательное
наблюдение воздействия одной или более
входных переменных (независимые переменные)
на одну или более выходных переменных
(зависимые переменные) в тщательно контролируемых
условиях у испытуемых, случайно распределенных
в различающиеся по характеру оказываемого
воздействия группы.
Информация о работе Эмпирические методы (наблюдение, опрос, тестирование и др.)