Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 00:07, контрольная работа
Группа эмпирических методов в психологии традиционно считается основной.
Наблюдение - древнейший метод познания. Его примитивной формой - житейскими наблюдениями - пользуется каждый человек в своей повседневной практике. Наблюдение выступает в психологии в двух основных формах - как самонаблюдение, или интроспекция, и как внешнее, или так называемое объективное наблюдение.
Группа эмпирических
методов в психологии традиционно
считается основной.
Наблюдение - древнейший
метод познания. Его примитивной
формой - житейскими наблюдениями - пользуется
каждый человек в своей повседневной
практике. Наблюдение выступает в
психологии в двух основных формах
- как самонаблюдение, или интроспекция,
и как внешнее, или так называемое
объективное наблюдение.
Общая процедура
наблюдения складывается из следующих
процессов: определение задачи и
цели; выбор объекта, предмета и ситуации;
выбор способа наблюдения, наименее
влияющего на исследуемый объект
и наиболее обеспечивающего сбор
необходимой информации; выбор способов
регистрации наблюдаемых
Метод наблюдения состоит
в фиксации и отражении поведенческих
реакций другого человека. Наблюдатель
при этом занимает пассивную позиции,
он только наблюдает. Научное наблюдение
имеет свои критерии. Наблюдателем
должен быть профессионал-психолог, который
хорошо осознает возможности данного
метода. Только профессионал-психолог
может правильно
Как правило, явление,
подлежащее изучению, наблюдаются в
обычных для него условиях, без
внесения каких-либо изменений. Одним
из основных требований к данному
методу является наличие четкой целевой
установки. В соответствии с целью
должен быть определен план наблюдения,
зафиксированный в схеме. Плановость
и систематичность наблюдения составляют
самую существенную черту его
как научного метода. Они должны
исключить элемент случайности,
свойственный житейскому наблюдению.
Если наблюдение исходит из четко
осознанной цели, то оно должно приобрести
избирательный характер. Наблюдать
все вообще в силу безграничного
многообразия существующего совершенно
невозможно. Всякое наблюдение поэтому
носит избирательный, или выборочный,
частичный характер.
Наблюдение становится
методом научного познания лишь постольку,
поскольку оно не ограничивается
простой регистрацией фактов, а переходит
к формулировке гипотез с тем,
чтобы проверить их на новых наблюдениях.
Отделение субъективного
Основное преимущество
метода объективного наблюдения заключается
в том, что оно позволяет изучать
психические процессы в естественных
условиях. Однако объективное наблюдение,
сохраняя свое значение, по большей
части должно дополняться другими
методами исследования.
Наблюдение проводится
не однократно, а систематически в
отношении одного и того же лица
и в отношении одного и того
же явления у многих лиц и в
различных, наиболее характерных ситуациях.
Наблюдение используется в первую очередь,
когда требуется минимальное
вмешательство в естественное поведение,
взаимоотношения людей, когда стремятся
получить целостную картину
Различают следующие
виды наблюдения: срез (кратковременное
наблюдение), лонгитюдинальное (длительное,
иногда в течение ряда лет). Наблюдение
может быть лабораторным и естественным.
Лабораторное наблюдение - это наблюдение
в искусственных условиях, чаще всего
в лабораториях. Естественное наблюдение
- это наблюдение в привычных для
человека условиях и обстановке.
Наблюдение может
быть включенным и не включенным. При
включенном наблюдении наблюдатель
включается в ту деятельность, в
которую вовлечены наблюдаемые.
Наблюдаемые в данном случае ничего
не знают о проводимом наблюдении.
При не включенном наблюдении распределяются
роли людей: одни из них - наблюдаемые,
а другие - наблюдатели. Наблюдаемые
знают о наблюдении.
Метод наблюдения может
быть структурированным и
Наблюдение может
быть сплошным и выборочным. При
сплошном наблюдении происходит фиксация
всех поведенческих реакций. Выборочное
наблюдение предполагает ограничение
области наблюдения.
Наблюдение бывает
непосредственным и опосредованным.
При непосредственном наблюдении изучение
осуществляет само лицо, которое делает
выводы по результатам этого наблюдения.
Опосредованное наблюдение встречается
в тех случаях, когда получают
сведения о наблюдении, проводимом
другим человеком.
Метод наблюдения не
лишен недостатков. Установки, интересы,
психологические состояния, личностные
особенности наблюдателя могут
весьма сильно влиять на результаты наблюдения.
Искажение восприятия событий тем
больше, чем сильнее наблюдатель
ориентирован на подтверждение своей
гипотезы. Он воспринимает избирательно
только часть происходящего. Длительное
наблюдение приводит к усталости, адаптации
к ситуации, вызывает чувство монотонности,
что увеличивает опасность неточных записей.
Определенную трудность представляет
интерпретация данных. Кроме того, наблюдение
требует значительных затрат времени.
Одна из разновидностей
наблюдения - самонаблюдение, непосредственное
либо отсроченное (в воспоминаниях,
заметках, дневниках человек анализирует
свои чувства, мысли и переживания).
Метод интроспекции (самонаблюдения)
заключается как в наблюдении
за своей внешне выраженной деятельностью,
психологически значимыми фактами
из жизни, так и в наблюдении за
своей внутренней жизнью, за своим
психическим состоянием. Научная
ценность данных самонаблюдения зависит
от того, насколько они объективны,
соответствуют реальным фактам. Как
показывают экспериментальные
Экспериментальный
метод представляет собой активное
вмешательство исследователя в
деятельность испытуемого с целью
создания условий, в которых выявляется
психологический факт. Основными
достоинствами всех видов экспериментов
является то, что можно специально
вызвать какой-то психический процесс,
проследить зависимость психического
явления от изменяемых внешних условий.
История науки доказала
ведущую роль экспериментального метода
в развитии научных знаний. Достаточно
вспомнить тот факт, что психология
- одна из древнейших наук - отделилась
от философии в самостоятельную
отрасль знаний только в середине
XIX столетия, когда началось систематическое
экспериментирование в
Метод эксперимента
направлен на изучение психических
явлений в специально созданных
для этого условиях и предполагает
активную позицию экспериментатора
по отношению к испытуемому. При
эксперименте меняется сама психика
человека, он может измениться внешне
и внутренне. Эксперимент - это исследовательская
деятельность в целях изучения причинно-следственных
связей, которая предполагает, что
экспериментатор сам вызывает изучаемое
им явление и активно воздействует
на него, изменяя условия, при которых
протекает явление. Эксперимент
позволяет неоднократно воспроизводить
результаты, устанавливать количественные
закономерности. Основная задача психологического
эксперимента заключается в том,
чтобы сделать допустимыми для
объективного внешнего наблюдения существенные
особенности внутреннего
Эксперимент как
метод психологии возник в области
психофизики и психофизиологии
и получил широкое
Анализ эксперимента
как научной деятельности позволяет
выделить систему необходимых
I теоретический этап
исследования (постановка проблемы).
На этом этапе решаются
а) формулировка проблемы
и темы исследования,
б) определение объекта
и предмета исследования,
в) определение экспериментальных
задач и гипотез исследования.
При этом важно, чтобы название темы
включало основные понятия предмета
исследования.
Границы предмета исследования
следует устанавливать, учитывая цель
и задачи исследования; объект исследования;
материальные и временные возможности
экспериментирования; результаты научной
разработки вопроса.
II методический этап
исследования. На этом этапе разрабатывается
методика эксперимента и
В эксперименте выделяют
два ряда переменных: независимые
и зависимые. Фактор, изменяемый экспериментатором,
называется независимой переменной;
фактор, изменение которого вызывает
независимая переменная, называется
зависимой переменной.
Разработка экспериментального
плана предполагает составление
программы экспериментирования
как рабочего плана и последовательности
процедур опыта и математическое
планирование обработки экспериментальных
данных, т.е. математическую модель обработки
результатов эксперимента;
III экспериментальный
этап. На этом этапе осуществляется
непосредственное проведение
Основная проблема
этого этапа состоит в создании
у испытуемых идентичного понимания
задачи их деятельности в эксперимента.
Эта проблема решается через воспроизводство
константных условий для всех
испытуемых и инструкцию, которая
выполняет роль единой установки на
деятельность. На этом этапе очень важны
роль экспериментатора и его поведение,
так как испытуемые включают его личность
в контекст экспериментальной ситуации.
Инструкция имеет своей целью привести
всех испытуемых к единому пониманию задачи,
выполняя роль своеобразной психологической
установки;
IV аналитический
этап. На этом этапе осуществляется
количественный анализ
Следует учитывать,
что математические коэффициенты вариационной
статистики сами по себе не открывают
сущности изучаемых психических
свойств личности, так как являются
внешними по отношению к их сущности,
описывая всего лишь вероятностный
исход их проявления и отношения
между частотами сравниваемых событий,
а не между их сущностями. Сущность
явлений раскрывается посредством
последующей научной
Эксперимент может
быть лабораторным, естественным, мыслительным,
законодательным, формирующим (обучающим),
ассоциативным.
Лабораторный эксперимент
протекает в специальных
Недостатком данного
метода является трудность использования
лабораторной техники в условиях
практической деятельности, а также
отличие протекания психических
процессов в лабораторных условиях
от их протекания в обычных условиях
(искусственность, абстрактность эксперимента).
При естественном эксперименте
его участники воспринимают все
происходящее как подлинное событие,
хотя изучаемое явление ставится
экспериментатором в нужные ему
условия и подвергается объективной
фиксации. Естественный эксперимент
представляет собой как бы промежуточную
форму между наблюдением и
экспериментом. Он был предложен
русским ученым А.Ф.Лазурским (1910). Данный
метод сочетает экспериментальность
исследования с естественностью
условий. Логика этого метода такова:
экспериментальному воздействию подвергаются
условия, в которых протекает
изучаемая деятельность, сама же деятельность
наблюдается в ее естественном протекании.
Вместо того, чтобы переводить изучаемые
явления в лабораторные условия,
исследователи стараются учесть
влияние и подобрать
Информация о работе Эмпирические методы (наблюдение, опрос, тестирование и др.)