Эмпатия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 15:37, реферат

Описание работы

Содержание понятия «эмпатия» определяется как способность приобщаться к эмоциональной жизни другого человека, переживать его состояния как свои собственные, сочувствовать ему. Именно эмпатия проявляется в тех эмоциональных ситуациях, когда, говоря словами В. А. Сухомлинского, «человек сердцем ощущает тончайшие движения сердца другого человека и отвечает на них собственными душевными движениями».

Работа содержит 1 файл

эмпатия.docx

— 74.19 Кб (Скачать)

        Алексей Новиков           37\3 
     
     
     
     
     
     
     

 

    

    Заключение

        Исследование  влияния эмпатии на возникновение дружеских диад в малых группах выглядело следующим образом: была сформирована выборка из однородного коллектива (секции дзюдо), члены которого были примерно одинаковы по возрасту и социальному статусу. После этого, с помощью методики «Исследование уровня эмпатийных тенденций» были установлены два явных лидера, с самым высоким уровнем развития эмпатии -  Сергей Савенко, набравший 73 бала и Александр Лапшин,  набравший 68 балов.

        Такое количество балов свойственно людям  с высокой эмпатийностью. Они чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относятся к людям. Окружающие ценят их душевность. Они хорошо переносят критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяют своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитают работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаются в социальном одобрении своих действий.

        В следующей  методике, социометрическом исследовании, группе было предложено выбрать из всего коллектива,  людей, с которыми они хотели бы жить в одной комнате  в общежитии или кого хотели пригласить на день  рождения. У каждого человека было по три бала, которые они  могли зачислить на счет тех, к  кому испытывали симпатию. Исследование показало, что есть прямая связь  между высоким уровнем эмпатийности и формированием дружеских диад, потому как два человека с явным преимуществом развития эмпатии показали и явное преимущество в выборе дружеской диады, то есть их выбрало наибольшее число испытуемых  -  Сергей Савенко  73\6 балов, Александр Лапшин       68\5 балов.

        Отсюда  можно сделать вывод, что эмпатия является очень ценным качеством личности, которое способствует дружбе между людьми.

 

         Литература 

    
  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., МГУ, 1988.
  2. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии / Методологические проблемы социальной психики. М., 1976. С.130.
  3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1987.
  4. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
 
    
  1. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
 
    
  1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  2. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1978.
  3. Заззо Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды // Вопросы психологии 1967 №2.
  4. Плаже Ш. Роль действий в формировании мышления // Вопросы психологии. 1965 №6.
  5. Общая психология – М., 1986
  6. Обухов Л.Ф. Концепция Шана Плаже: за и против – М., 1981. 12. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы, М.. 1990.

    12. Агеев B.C., Сыродеева А.А. Интегративные процессы в межгрупповом взаимодействии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1984. № 2.

    13. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс. 2000.

    14. Барлас Т.В. От конфликтов к обретению Я. //Популярная психология М.: Аcаdemiа, 1997

    15. Борожин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 19S9.

    16. Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе. /Отв. ред. А.Л. Журавлев. М.: Институт психологии РАН, 1996.

    17. Донцов А.И. Психология коллектива. М.: МГУ, 1984.

    18. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2001.

    19. Ермаков П. Н., Терехин В. А. Способ прогнозирования эффективности совместной деятельности на основе сочетания членов группы с разной функциональной латерализацией. // Методики социально-психологической диагностики личности и группы. М., 1990. С. 128-135.

    20. Журавлев А.Л. Совместная деятельность как объект социально-психологического исследования. // Совместная деятельность: методология, теория, практика. /Отв. ред. А.Л. Журавлев, П.Н. Шихирев, Е.В. Шорохова. М.: Наука, I988.

    21. Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности в условиях организационно-экономических изменении. Дисс. д-ра психол. наук. М., 1999.

    22. Коллектив и личность. /Под ред. К.К. Платонова, О.И. Зотовой, Е.В. Шороховой М.: Наука, 1975.

    23. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М.: Изд-во МГУ, 1991.

    24. Куликов В., Гительмайер Р. Приборы в социально-психологическом исследовании. Иваново, 1985. С.

    25. Майерс Д. Социальная психология. М., 1997.

    26. Мастенбрук У. Переговоры. Калуга, 1993.

    27. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М.: Инфра-М, 1996.

    28. Методики социально-психологического исследования личности и малых групп. / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Журавлева. М.. 1995.

    29. Методы социальном психологии. / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л., 1977. С. 161- I65.

    30. Пайке Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Изд-во «Питер», 2000.

    31. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий М.: Изд-во «Высшая школа», 1981.

    32. Позняков В.П. Социально-психологические отношения в трудовом коллективе в условиях изменения форм собственности. // Совместная деятельность: методы исследования и управления. М.: ИП РАН. 1992.

    33. Позняков В.П. Психологические отношения субъектов экономической деятельности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2000.

    34. Позняков В. П. Психологии малых групп // Современная психология; Справочное руководство / Отв. рея. В.Н.Дружинин. М.: Инфра-М, 1999.

    35. Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций / Отв. ред. А.Л. Журавлев. Е.В. Шорохова. М.: Изд-во «Социум», «Институт психологии РАН», 2001.

 

     Приложения

  1. Исследование уровня эмпатийных тенденций

    Инструкция: «Для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам следующие числа: если вы ответили "не знаю" – 0, "нет, никогда" – 1, "иногда" – 2, "часто" – 3, "почти всегда" – 4, и ответу "да, всегда" – 5. Отвечать нужно на все пункты».

    1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».

    2. Взрослых детей раздражает забота родителей.

    3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудачах других людей.

    4. Среди всех музыкальных передач предпочитаю передачи о современной музыке.

    5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.

    6. Больному человеку можно помочь  даже словом.

    7. Посторонним людям не следует  вмешиваться в конфликт между двумя лицами.

    8. Старые люди, как правило, обидчивы без причин.

    9. Когда в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.

    10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.

    11. Я равнодушен к критике в мой адрес.

    12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.

    13. Я всегда прощал все родителям, даже если они были не правы.

    14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.

    15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.

    16. Родители относятся к своим  детям справедливо.

    17. Видя ссорящихся подростков или  взрослых, я вмешиваюсь.

    18. Я не обращаю внимание на плохое настроение моих родителей.

    19. Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.

    20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.

    21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.

    22. В детстве я приводил домой  кошек и собак.

    23. Все люди необоснованно озлобленны.

    24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.

    25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.

    26. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.

    27. Человеку станет легче, если внимательно слушать его жалобы.

    28. Увидев уличное происшествие, я  стараюсь не попадать в число свидетелей.

    29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.

    30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своих хозяев.

    31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.

    32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.

    33. Молодежь должна удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.

    34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были задумчивы.

    35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.

    36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.  

     

    Подсчет результатов

    Прежде  чем подсчитать полученные результаты, проверьте степень откровенности, с которой вы отвечали. Не ответили ли вы «не знаю» на некоторые из утверждений под номерами: 3, 9, 11, 13, 28, 36, а также не пометили ли пункты 11, 13, 15, 27, ответами «да, всегда»? Если это так, то вы не пожелали быть откровенными перед собой, а в некоторых случаях стремились выглядеть в лучшем свете. Результатам тестирования можно доверять, если по всем перечисленным утверждениям вы дали не более трех неискренних ответов, при четырех же следует сомневаться в их достоверности, а при пяти – можете считать, что работу выполнили напрасно. Теперь просуммируйте все баллы, приписанные ответам на пункты: 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29 и 32. Соотнесите результат со шкалой развитости эмпатийных тенденций.

 

   2.  Методика «Социометрия»

        Впросы:

        1) Если  бы все члены Вашей группы жили в общежитии, с кем из них Вам хотелось бы поселиться в одной комнате?

        2) Если  бы всю Вашу группу переформировали, кого из ее членов Вы не хотели бы оставить в своей группе?

        3) Кого  из группы Вы пригласили бы на день рождения

Информация о работе Эмпатия