Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 15:37, реферат
Содержание понятия «эмпатия» определяется как способность приобщаться к эмоциональной жизни другого человека, переживать его состояния как свои собственные, сочувствовать ему. Именно эмпатия проявляется в тех эмоциональных ситуациях, когда, говоря словами В. А. Сухомлинского, «человек сердцем ощущает тончайшие движения сердца другого человека и отвечает на них собственными душевными движениями».
В бытовом обиходе у слова дружба очень много распространенных значений, некоторые из которых с самим понятием дружбы вяжутся слабо.
Первое значение: знакомые. Большинство людей называет всех своих знакомых друзьями, хотя это всего лишь люди, которых индивид выделяет из остальной массы. С ними можно поддерживать прекрасные отношения, иногда обращаться за помощью, но полного доверия между индивидом и такими знакомыми не возникает. Часто за отношениями подобного рода стоят зависть, вражда, скрытые конфликты. [23].
Второе значение: коллективная солидарность. Коллективная солидарность возникает на почве занятия какой-либо общей деятельностью, участия в каких-либо формальных или неформальных организациях. Член той же организации рассматривается как друг. Человек ассоциирует себя с определенной общностью и называет всех других членов этой общности друзьями. Однако, здесь на первый план выходят коллективные, Ане личностные отношения.
Третье значение: функциональные отношения. Это личностные связи, основанные на социальной функции. Это так называемая утилитарная дружба. В таких отношениях отношений присутствует малая доля эмоциональной привязанности, а длятся они до тех пор, пока существует взаимный и взаимовыгодный интерес [24]. К этой же группе можно отнести отношения в профессиональных коллективах, на работе, соседские отношения.
Четвертое значение: симпатия и дружелюбие. Это люди, общение с которыми индивиду приятно, они испытывают взаимную симпатию и дружелюбие, но в большинстве своем такие эмоциональные связи являются непродолжительными и поверхностными.
Эмпирические же исследования показывают, что подавляющее большинство людей вкладывает в понятие дружбы гораздо более глубокий смысл.
По возрастным категориям дружбу можно разделить на 3 типа: детская, юношеская и взрослая. Далее рассматриваются только юношеская и взрослая дружбы.
Юношеская дружба.
Юность - период наиболее интенсивного и эмоционального общения со сверстниками, групповой жизни и т.д.
В основе юношеской тяги к дружбе - потребность в нахождении взаимопонимания с другим человеком. [25]
Одной из главных неосознаваемых функций юношеской дружбы является поддержание самоуважения. Дружба иногда выполняет роль психотерапии, что позволяет человеку выразить свои чувства и эмоции и найти полное понимание.
Этот вид дружбы характеризуется повышенной эмоциональностью. Эта эмоциональность в основном находит выражение в неязыковых средствах общения (интонация, недомолвки, выделение в речи отдельных слов и фраз). Однако данный вид дружеских отношений обычно длится недолго.
Дружба взрослых.
В юности дружба играет очень важную роль в системе личных отношений и привязанностей. Однако появляются новые привязанности, и дружба постепенно отходит на второй план.
Взрослая дружба от юношеской отличается тремя основными моментами:
1)
относительное завершение
2) расширение и дифференциация сферы общения и деятельности;
3)
появление новых интимных
Изменения также касаются структуры и содержания самого дружеского общения. Главный признак здесь – терпимость к различиям.
Существует еще множество классификаций и определений дружбы – романтическая, творческая, духовная, будничная и т.д. Они разнятся уровнем эмоциональной привязанности, частотой и тематикой общения, но связывает их один общий признак – всякая дружба возникает на основе взаимной симпатии индивидов и исходя из их потребности в эмоциональном общении.
Выводы
В теоретической части работы были рассмотрены категории и термины, имеющие непосредственное отношение к теме курсовой.
К таким
терминам относятся – Эмпатия, малые
группы и их разновидности, такие как:
формальные группы, неформальные группы,
межличностные отношения. Рассматривались
так же такие термины, как чувства (коньюктивные,
дизьюнктивные), структура общения (коммуникативная
сторона, кнтерактивная
сторона, перцептивная
сторона), а также дружба, ее различные
значения и виды (юношеская дружба, дружба
взрослых).
РАЗДЕЛ 2. Исследование
влияния эмпатии
на дружеские отношения.
В практической части работы было проведено исследование выборки размером 10 человек, целю которого являлось установления связи между уровнем эмпатичности человека и его способностью создавать дружеские диады с другими членами группы.
В качестве
выборки был взят целостный коллектив
– вечерняя группа одной из харьковских
секций дзюдо.
Участники группы:
10) Евгений
Акмурадов.
2.1 Методика «Исследование уровня эмпатийных тенденций»
Данная методика применяется для оценки уровня эмпатии (сопереживания).
Сопереживание – это восприятие чувств, которые испытывает другой человек, как своих собственных.
Эмпатия способствует сохранению равновесия в межличностных отношениях и подгоняет поведение человека под требования общества. Хорошо развитая эмпатия дает человеку реализоваться в тех сферах деятельности, где важно вжиться в Развитая у человека эмпатия – ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют сопереживания другому.
Уровни эмпатийности.
От 82 до 90 баллов – очень высокий уровень эмпатийности. Сопереживание развито болезненно. Тонкая реакция на переживания собеседника. Окружающие могут использовать такого человека для сброса собственного эмоционального напряжения. У окружающих вызывает доверие. Нередко испытывает комплекс вины, опасаясь задеть людей словом или взглядом. Очень раним. Нужна поддержка со стороны. Высока угроза нервных срывов.
От 63 до 81 балла – высокая эмпатийность. Чувствителен, великодушен, склонен прощать. К людям относится с интересом. Эмоционально отзывчив, общителен, легко идет на контакт, быстро находит общий язык. Неконфликтен, склонен к компромиссам. Критику переносит хорошо, события оценивает, руководствуясь своими чувствами и интуицией. Плохо переносит одиночество. Аккуратен, точен. Легко вывести из равновесия.
От 37 до 62 баллов – средний уровень эмпатийности. Чувствительность средняя. О других судит больше по их поступкам, чем по своим впечатлениям. Выражение эмоций контролирует. Внимателен, старается понять собеседника, но быстро теряет терпение. Не спешит озвучивать свою точку зрения, если не уверен, что ее адекватно воспримут. Плохо прогнозирует поведение людей, поэтому часто для него их действия оказываются полной неожиданностью. Из-за сильного контроля над эмоциями не может полностью оценить глубину переживаний других людей.
12–36
баллов – низкий уровень
11 баллов и менее – очень низкий уровень эмпатийности. Чувство сопереживания не развито. В коллективе держится отдельно, не вступает первым в беседу. Неумение общаться часто порождает чувство неловкости. Тяжело находит общий язык с окружающими. Любит острые ощущения, чувство риска, азарта. В работе сосредоточен, но взаисодействовать с другими получается не всегда. Плохо переносит критику, хотя внешне это может никак не проявляться.
Результаты:
Дмитрий Блинов 40 Б. Андрей Шапошников 32 Б.
Сергей Савенко 73 Б. Александр Лапшин 68 Б.
Валерий Кузниченко 37 Б. Алексей Новиков 48 Б.
Евгений Демин 44 Б. Антон Ржевский 59 Б.
Сергей Лейман 30 Б. Евгений Акмурадов 37 Б.
2.2 Методика «Социометрия»
Методика
социометрии разработана Дж. Морено
[31]. Она применяется для изучения и оценки
межличностных и межгрупповых отношений
в целях их изменения, улучшения и совершенствования.
Социометрия дает возможность изучать
поведение людей в условиях группы, а также
судить о психологической совместимости
членов одной группы.
Целями социометрии могут быть:
а) измерение степени сплоченности-разобщенности
в группе;
б) выявление «социометрических позиций»,
т. е. авторитета отдельных членов группы
по признакам симпатии-антипатии, где
на крайних полюсах оказываются «лидер»
группы и «отвергнутый»;
в) выявление внутригрупповых подсистем,
стойких образований, неформальных лидеров.
Методика
социометрии позволяет
При социометрическом исследовании соблюдается
следующая последовательность. После
постановки задач исследования и выбора
объектов измерений определяются основные
положения относительно направления опроса
членов группы. Социометрия не предполагает
анонимности опроса, в противном случае
ее результаты окажутся искажены. Требование
озвучить свои симпатии и антипатии могут
вызвать внутреннее сопротивление опрашиваемых,
вплоть до отказа участвовать в опросе.
Когда выбор вопросов завершен, они заносятся
на карточку. Опрос производится в устной
форме. Отвечать должен каждый член группы,
выбирая тех или иных членов группы.
Задаваемые вопросы должны обеспечивать возможность выявления симпатий и антипатий, которые существуют внутри группы, отношение к лидеру, определение аутсайдеров. Исследователь зачитывает два вопроса: а) и б) и дает испытуемым такую инструкцию: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второго». После этого исследователь зачитывает вопрос о личных отношениях и также проводит инструктаж.
Чтобы максимально снизить эффект случайных ответов, социометрия может проводиться в группе несколько раз. Каждое повторное исследование должно содержать другие вопросы, не похожие по содержанию.
Результаты
Дмитрий Блинов 3 Б. Андрей Шапошников 2 Б.
Сергей Савенко 6 Б. Александр Лапшин 5 Б.
Валерий Кузниченко 4 Б. Алексей Новиков 3 Б.
Евгений Демин 1 Б. Антон Ржевский 4 Б.
Сергей Лейман 1 Б. Евгений Акмурадов 1 Б.
Выводы
После исследования выборки с помощью двух методик было установлено, что уровень эпматии влияет на выбор этого человека в дружескую диаду другими членами коллектива.
Это объясняется тем что человек с высоко развитой способностью сопереживать, настраиваться на эмоции собеседника всегда будет более приятным собеседником, чем те люди, аналогичные способности которых, развиты плохо.
Ниже
приводятся сравнительная шкала, которая
показывает связь между двумя
исследуемыми критериями.
Дмитрий Блинов 40\1
Сергей Савенко 73\6
Валерий Кузниченко 37\3
Евгений Демин 44\4
Сергей Лейман 30\1
Андрей Шапошников 32\1
Александр Лапшин 68\5
Евгений Акмурадов 48\2
Антон Ржевский 59\4