Эмоциональные переживания в период старости

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 15:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности эмоциональных переживаний в период старости.
Объектом исследования : старость как социально- психологический феномен
Предметом исследования являются переживания людей старческого возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ
ПЕРЕЖИВАНИЙ В СТАРОСТИ

1.1 Психофизиологические изменения в пожилом возрасте…………………………....5
1.2 Эмоциональные переживания старения……………………………………………...9
1.3 Роль семьи в старости………………………………………………………………....17

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

2.1 Описание применяемых методик…………….…………………..............…………..20
2.2 Обработка полученных результатов……………...…………………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИE…………………………………………………………………….............27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

курс.doc

— 170.00 Кб (Скачать)


        МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ УКРАИНЫ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ СГГА

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

психолого-педагогический факультет

КАФЕДРА ОБЩЕЙ  ПСИХОЛОГИИ

 

Эмоциональные переживания в период старости

 

 

      Курсовая работа

                Студентки группы

                                 Специальности ПСИХОЛОГИЯ

 

                   Научный руководитель

                               

                                   старший преподаватель кафедры

          общей психологии

                                   Работа защищена «   »     2011 г.

                                 С оценкой__________________

                                      Зав. кафедрой Общей психологии

                                                 кандидат психологических наук, доцент

                                                 

 

 

                                               Севастополь

                                                      2011 

      

      

            

                    СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ

ПЕРЕЖИВАНИЙ В СТАРОСТИ

 

1.1 Психофизиологические изменения в пожилом возрасте…………………………....5

1.2 Эмоциональные переживания старения……………………………………………...9

1.3 Роль семьи в старости………………………………………………………………....17       

                     

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

 

2.1 Описание применяемых методик…………….…………………..............…………..20

2.2 Обработка полученных результатов……………...…………………………………..23

ЗАКЛЮЧЕНИE…………………………………………………………………….............27

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                ВВЕДЕНИЕ                                                                                                            

 

Увеличение доли пожилых людей в общей численности населения - характерная демографическая черта современного мира. В течение двух последних десятилетий в нашей стране возросло число людей пожилого возраста, особенно нуждающихся в медицинской и социальной защите.

В настоящее время старение рассматривается как фаза жизни, протекание которой проявляет себя «как биологическая, финансово — экономическая эпохальная и экологическая судьба». Поведение человека пожилого возраста определяется не столько объективными моментами ситуации, сколько формой и характером их субъективного восприятия и переживания [4,7, 12].

  Актуальность работы: анализ социопсихологических проблем, связанных со старением населения, показывает, что они тесно связаны с кардинальными переменами, происходящими в социальной структуре и семейной организации. Большинство пожилых людей, вне зависимости от состояния их физического и психического здоровья, сталкиваются с такими социальными проблемами как одиночество, изоляция, скука, связанными с изменением социальной роли, так же, эмоциональные переживания могут быть связаны с экономической нестабильностью в государстве, экологией. Все эти факторы и обуславливают актуальность данной темы.

Многие психологи изучали эмоциональные переживания в период старости                                      (М.Ермолаева , О.В.Краснова, А.Г.Лидерс, Т. А. Немчина и др.) используя различные подходы.

Цель исследования – выявить особенности  эмоциональных переживаний в период старости.

Объектом исследования : старость как социально- психологический феномен

Предметом исследования являются переживания людей старческого возраста.

Задачи:

1. Исследование теоретической литературы по проблеме старости.

2. Изучение основных деструктивных проявлений в эмоциональной сфере пожилого человека.

3. Описать стратегии отношения к старению.

4. Осуществить подбор психодиагностических  методик и эмпирическое изучение эмоциональных переживаний в период старости.

Методы исследования:

1.метод теоретического анализа исследуемой проблемы

2.экспериментальное исследование

Методики, которые применялись в данной работе:

1.Методика С.А.Н

2. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М.Фергюсона

3. Шкала депрессии Бека

База исследования: пенсионеры, проживающие в городе Севастополе, в возрасте от 65 до 75 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ В СТАРОСТИ

 

1.1. Психофизиологические изменения в пожилом возрасте

 

      В психологии нет чёткого определения границ позднего периода жизни.

Как правило, учёные выделяют группу пожилого возраста - от 60 до 75 лет ,

неодинаковые по своему психологическому и медицинскому состоянию. Для людей, входящих в эту группу, характерно сохранение достаточно высокого уровня активности, а наиболее значимыми проблемами для них являются нарушение социально - психологической адаптации и вызываемый этим психологический дискомфорт.

Психические изменения, наблюдающиеся в процессе старения, связаны с процессами инволюции в центральной нервной системе. Заметное увеличение

времени реакции считается наиболее общим и универсальным признаком начала

старения. Это проявляется в снижении силы и подвижности основных процессов

жизнедеятельности, охватывающих как большинство сенсорных функций, так и моторику, восприятие нового, запоминание - всё поведение человека, включая способность к адаптации в изменяющихся условиях.

Причины психологических изменений (Биррен) :

Первичное старение (внешнее) - это нормальный процесс, не отягощённый хроническими болезнями.

Вторичное старение (внутреннее) - старение связано с патологическим ухудшением здоровья и сопровождается разнообразными хроническими заболеваниями, влияющими на функционирование мозга.  На оба эти процесса

оказывает влияние стиль жизни: стрессы, морально - этические принципы, и т.д. Первичное старение снижает перцептивную скорость решения задач, т.е. скорость, с которой информация обрабатывается в ЦНС. Вторичное старение влияет не только на скорость перцепции, но и на логические рассуждения [11,

147]. Изменения силы и подвижности психических процессов в старости сугубо индивидуально. В основе индивидуального характера изменений психической деятельности в старости лежат как гетерохронность в нарушениях памяти, интеллекта, так и жизненный опыт, индивидуальные качества, качества личности, присущие конкретному человеку.  Это способствует формированию собственных механизмов компенсации и адаптации к возрастным изменениям.

Поздний возраст - заключительный период онтогенеза, ярким проявлением которого выступает действие процессов старения.

В настоящее время существуют различные определения старения.  Одни из авторов рассматривают старение как постепенное ослабление реактивности клеток за счёт изменения физико-химической структуры клеточного вещества. По мнению других, старение проявляется в снижении поведенческих физиологических и биохимических приспособлений к внутренней и внешней среде. Определяют старение и как изменение поведения организма с возрастом, которое приводит к снижению выживания и приспособления.

Старение - процесс разрушительный. Он приводит к уменьшению адаптационных возможностей организма. Причиной снижения адаптации стареющего организма является ослабление функций всех систем - нервной, эндокринной, иммунной, сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной и др.

Процесс старения представляет собой генетически запрограмированный процесс, сопровождающийся определёнными возрастными изменениями в организме. В период геронтогенеза происходит постепенное ослабление деятельности организма, ослабление процессов возбуждения и торможения, особенно внутреннего торможения. Наиболее сохранным оказывается оборонительный условный рефлекс по сравнению с пищевым. Все изменения в период старения носят индивидуальный характер [9, 359].

Сложный и противоречивый характер старения человека как индивида связан с количественными и качественными изменениями перестройки биологических

структур, включая и новообразования. Организм адаптируется к новым условиям; активизируются различные системы организма, что сохраняет его жизнедеятельность, позволяет преодолевать деструктивные (разрушительные, отрицательные) явления старения.

Старение - процесс очень сложный. Его проявление наблюдается на всех уровнях строения организма.

1) Прежде всего, это уровень всего организма в целом - то, что мы наблюдаем

визуально, общаясь с человеком. Со старением волосы редеют, кожа становится морщинистой и теряет эластичность, появляется сутулость и уменьшается рост, ухудшается зрение и слух, “садится” голос, становится хриплым, теряет звонкие верхние частоты, изменяется форма грудной клетки.

В психологии, характере, поведении человека, - а всё это тоже относится к целостным свойствам организма и может наблюдаться при непосредственном

общении - появляются свои изменения. Интересы становятся более однообразными и не связанными с необходимостью значительных затрат времени и сил на мышечную или умственную работу. Недостатки, такие, как скупость, завистливость, недоверчивость, неуживчивость, которые если и проявлялись в

молодости, но были вполне терпимыми для окружающих, теперь разрастаются,

делаются невыносимыми. Внимание пожилого человека всё больше заостряется на его собственных недомоганиях и переживаниях, и он старается заинтересовать ими всех остальных.

Эти наблюдаемые изменения во внешности и личности человека отражают глубинную перестройку его организма.

2) Уровень, который составляют отдельные органы и системы. Уменьшается

жизненный объём лёгких, теряется эластичность кровеносных сосудов. Грубеют и снижают чувствительность, все составляющие органы слуха. Сокращается объём необходимого для пищеварения желудочного сока, в костях появляется много извести, делающей их более хрупкими. Уменьшается объём мышечной массы; отмирающие в органах клетки уже не заменяются новыми, имеющими такие же свойства, а заменяются мало специализированной соединительной тканью и разрастающимися жировыми клетками.

3) Клеточный уровень организма. С возрастом они делятся всё реже и реже, а это значит, что ткани теряют способность к самообновлению. В клетках уменьшается содержание воды, следовательно, увеличивается вязкость содержащейся в них жидкости, уменьшается скорость происходящих в них химических реакций, жизненно необходимых организму, т.е. ограничивается производство и снабжение организма теми веществами, которые ему нужны. Применительно к позднему возрасту следует различать такие понятия, как “психическая старость” и “физическая немощность”. Первое понятие связано с особенностями изменения структуры личности старого человека, а второе – с протеканием биологических процессов в организме. Нельзя рассматривать биологическое одряхление как жёстко связанное с личностными изменениями [3,153].

На ранних этапах старения человек остро переживает любые признаки старческих изменений, а в позднем возрасте часто утрачивается критическое отношение к возрастным изменениям, себе, окружающим.

Таким образом, на раннем этапе старения человек остро переживают

любые признаки старческих  изменений, а в позднем возрасте часто утрачивается критическое отношение к возрастным изменениям, себе, окружающим.

 

1.2 Эмоциональные переживания в период старости

 

Одним из основных стрессоров людей пожилого возраста можно считать отсутствие чёткого жизненного ритма; сужение сферы общения; уход от активной трудовой деятельности; уход человека в себя; ощущение дискомфорта от замкнутого пространства и многие другие жизненные события и ситуации.     Наиболее сильным стрессором является одиночество в старости. Существенными оказываются такие психологические аспекты, как: изоляция, самоизоляция, отражающие осознание одиночества как непонимания, безразличия со стороны окружающих. Принятие или непринятие одиночества уходит корнями в более ранние периоды жизни, в старости же лишь отчётливо проявляются и обостряются отрицательные черты характера. Помимо психологического дискомфорта, жизнь в одиночестве осложняет решение разнообразных жизненных проблем, и без того усложнённых в связи со снижением психофизических возможностей человека и ухудшением его материального благополучия [10, 213].

Информация о работе Эмоциональные переживания в период старости