Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 17:52, реферат
Спектр эмоциональных нарушений в детском и подростковом возрасте чрезвычайно велик. Это могут быть тяжелые невротические конфликты, неврозоподобные состояния у ребенка вследствие органического поражения центральной нервной системы, преневротические состояния и др.
Введение 2 -3
1. Факторы риска возникновения эмоциональных нарушений
в детском возрасте. 4 - 7
2. Методы психологической коррекции эмоциональных
нарушений у детей. 8 - 12
- Опросник для диагностики эмоционального неблагополучия детей. 13 - 15
- Оценка положительного эмоционального отношения к членам семьи
по рисунку «Моя семья». 16
- Оценка отрицательного эмоционального отношения к членам семьи
по рисунку «Моя семья». 16 - 20
- Фазы групповой психокоррекции. 21 - 36
Заключение 37 - 38
Список используемой литературы. 39
Психологическое обследование. В контакт вступает легко, адекватно отвечает на вопросы. Уровень интеллектуального развития соответствует возрастной норме. Наблюдается незначительное снижение динамики психических процессов. Структура личности в целом гармоничная. Выявлена высокая степень тревожности, повышенная фрустрированность. В ситуации фрустрации склонна к самообвинительным реакция и к застреванию на источнике конфликта. Показатель адаптации (CGR) несколько ниже нормативных данных. Мать подчеркивает, что девочка до смерти бабушки была активным, спокойным ребенком, однако отмечала ее повышенную чувствительность.
У девочки эмоциональная неустойчивость, обусловленная стрессовой ситуацией (смерть бабушка, приход в школу новой учительницы). Девочке были рекомендованы психорегулирующие тренировки в форме групповых занятий.
Девочка включилась в занятия. Уже на первых этапах наблюдалась позитивная динамика. Мать отмечала, что у дочки улучшился аппетит, нормализовался сон. Систематические занятия ПРТ способствовали стабилизации эмоциональных проессов.
Опыт нынешней работы показал, что занятия ПРТ помогают ребенку управлять своим эмоциональным состоянием, подавлять вспышки раздражения и гнева. Особенно целесообразно использовать ПРТ с детьми, у которых эмоиональные проблемы проявляются в основном в сфере межличностных конфликтов.
Кроме ПРТ, с целью коррекции эмоционального напряжения целесообразно использовать психомышечные тренировки (А.В. Алексеев, 1985).
Данный метод
Психомышечные тренировки подходят для работы с детьми от 10 лет и старше.
При
выполнении психорегулирующих и
психомышечных тренировок необходимо
учитывать возрастные, индивидуально-психологические
и клинические характеристики ребенка.
Не рекомендуется проводить
Следует неукоснительно придерживаться следующих методических требований:
В детской и подростковой клинике широко используется психогимнастика, предложенная чешским психологом Г.Юновой и модифицированная М.И. Чистяковой.
Психогимнастика – это метод, при котором участники психокоррекции проявляются себя и общаются без помощи слов (Осипова, 2000). Термин психогимнастика можно рассматривать как в широком, так и в узком значении. В широком – это курс специальных психокоррекционных занятий, направленный на формирование и коррекцию различных сторон психики ребенка: познавательных, эмоционально-волевых, эмоционально-личностных.
В узком значении – это специальные психокоррекционные техники, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного способа коммуникации в группе. Являясь невербальным методом психологической коррекции, психогимнастика предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, эмоциональных проблем с помощью движений, мимики, пантомимики, танца, игры.
Юнова, работая с детьми, считает целесообразным включение в занятия по психогимнастике ритмику, пантомиму, коллективные танцы и игры. Занятия состоят из трех фаз:
1 фаза – снятие напряжения с помощью различных вариантов бега, ходьбы, имеющих социально – психологическое значение (кого выбрать в напарника и т.д.).
2 фаза – пантомима (например, изображение страха, растерянности, удивления и пр.).
3
фаза – заключительная, основной
целью которой является
М. И. Чистякова выделила 4 фазы занятий:
1.
Мимические и пантомимические
этюды. Основной целью этих
занятий является изображение
отдельных эмоциональных
2. Этюды и игры, направленные на выражение отдельных свойств личности и эмоций, целью которых является моделирование поведения персонажей с теми или иными чертами характера, закрепление и расширение уже полученные детьми сведений о социальной компетентности. Привлечение внимания детей ко всем компонентам выразительных движений одновременно.
3. Этюды и игры, имеющие терапевтическую направленность на определенного ребенка и на группу в целом. Цель – коррекция настроения, отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.
4.
Фаза психомышечной тренировки,
основной целью которой
Между первой и второй фазами делается перерыв на несколько минут, во время которого дети предоставлены сами себе. Между третьей и четвертой фазами предлагается включать этюды на развитие внимания, памяти, сопротивление автоматизму или подвижную игу. В каждое занятие включены этюды, которые по мнению автора, должны быть коротки, доступны детям по содержанию.
В нашей практике психогимнастика использовалась для детей с преневротическими нарушениями, элементы, психогимнастики использовались на начальных этапах групповой психокоррекции.
Мы выделяем три основных этапа психогимнастики: обучающий, собственно коррекционный и закрепляющий.
Основные задачи обучающего этапа:
- обучение детей специальным упражнениям для снятия напряжения;
-
обучение способности выражать
свои чувства, эмоциональные
Используются следующие психотехнические приемы:
Передача движений
по кругу. Дети образуют круг. Один из
членов группы (ведущий) выполняет отдельные
движения, например, поочередно поднимает
правую и левую руку. Остальные дети выполняются
это задание. Психолог предлагается увеличить
темп выполнения задания.
Передача ритма по кругу. Дети образуют круг. Ведущий хлопает в ладоши в определенном ритме. Все члены группы поочередно по кругу повторяют, хлопая в ладоши, заданный ритм. |
Игра «Зеркало». Дети Игра «Моргалки». Дети разбиваются и пристально смотрят друг на друга. Задание – как можно дольше, не моргая, смотреть в глаза друг другу. Игра «Письмо цифр в воздухе». Играющие разделяются на пары. Один из детей пишет цифры «в воздухе», второй участник на пальцах показывает прочитанную цифру. Игра способствует развитию внимания у детей, а также вызывает положительные эмоции. |
Использование пантомим способствует снятию эмоционального напряжения у детей в группе. Детям предлагается следующие этюды: «Я иду по очень горячим камням». Ребенку предлагается вообразить себе, что он движется по раскаленным камням. «Я несу тяжелую сумку, набитую камнями», «Я иду по тоненькому мостику через овраг» и пр. Затем используются пантомимы, связанные с жизненными ситуациями ребенка. Например: «Иду в школу», «Иду в гости к бабушке», «Иду навстречу с другом или подругой».
Для
решения второй задачи обучающего этапа
(формирование способности ребенка
выражать свои чувства, эмоциональные
состояния невербальными
Игра «Угадай мое чувство». Ребенку
предлагается выразить чувство
удивления, радости, обиды, Упражнение на понимание невербального поведения участников группы. Игра «Я пришел со школы, у меня хорошее настроение, я сел обедать». Игра «Я пришел со школы, у меня хорошее настроение, я сел обедать». Играющий изображает данный этюд. Остальные члены группы внимательно смотрят на играющего и отвечают на поставленные психологом вопросы: Что делает играющий? Какое у него настроение? Откуда он пришел? |
Содержание этюдов может быть предложено не только психологом, но и играющими.
Игра «Я за стеклом и меня
не слышно, я хочу сообщить
что-то собеседнику».
Ход игры. Играющий предварительно
на бумаге записывает
Эти упражнения направлены на
установление эмоционального |
Собственно-коррекционный этап влючает в себя следующие задачи:
- коррекция негативных эмоциональных переживаний у ребенка;
- коррекция имеющихся
межличностных конфликтов в
- формирование у
ребенка активности, самостоятельнсти,
уверенности в процессе
Решение этих задач достишается с помощью следующих психотехнических приемов:
Игра «Я заблудился в лесу».
Дети по очереди изображают, как они выходят из темного леса, где много препятствий: овраги, болото и пр. Можно использовать мебель (стулья, скамейки и пр.). Игра «Меня обидели». Ребенок с помощью пантомимы изображает свое поведение в данной ситуации.
Игра «Я обманул друга, и
из-за меня у него |
Содержание игра зависит от проблем, которые наблюдаются у членов группы.
На закрепляющем этапе мы использовали коллективные пантомимы. Дети самостоятельно разрабатывали сценарии и представляли их другим членам группы. После просмотра проводилось коллективное обсуждение. Все это способствовало закреплению у ребенка чувства принадлежности к группе, формированию доверия и уверенности в своих возможностях.
Занятия психогимнастикой предъявляют повышенные требования к их организации.
Психогимнастику можно использовать не только в коррекционных, но и в профилактических целях с детьми с эмоциональными нарушениями.