Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 17:52, реферат
Спектр эмоциональных нарушений в детском и подростковом возрасте чрезвычайно велик. Это могут быть тяжелые невротические конфликты, неврозоподобные состояния у ребенка вследствие органического поражения центральной нервной системы, преневротические состояния и др.
Введение 2 -3
1. Факторы риска возникновения эмоциональных нарушений
в детском возрасте. 4 - 7
2. Методы психологической коррекции эмоциональных
нарушений у детей. 8 - 12
- Опросник для диагностики эмоционального неблагополучия детей. 13 - 15
- Оценка положительного эмоционального отношения к членам семьи
по рисунку «Моя семья». 16
- Оценка отрицательного эмоционального отношения к членам семьи
по рисунку «Моя семья». 16 - 20
- Фазы групповой психокоррекции. 21 - 36
Заключение 37 - 38
Список используемой литературы. 39
Психологическое обследование. В контакт вступает легко, адекватно отвечает на вопросы. Уровень интеллектуального развития соответствует возрастной норме. Наблюдается незначительное снижение динамики психических процессов. Структура личности в целом гармоничная. Выявлена высокая степень тревожности, повышенная фрустрированность. В ситуации фрустрации склонна к самообвинительным реакция и к застреванию на источнике конфликта. Показатель адаптации (CGR) несколько ниже нормативных данных. Мать подчеркивает, что девочка до смерти бабушки была активным, спокойным ребенком, однако отмечала ее повышенную чувствительность.
У девочки эмоциональная неустойчивость, обусловленная стрессовой ситуацией (смерть бабушка, приход в школу новой учительницы). Девочке были рекомендованы психорегулирующие тренировки в форме групповых занятий.
Девочка включилась в занятия. Уже на первых этапах наблюдалась позитивная динамика. Мать отмечала, что у дочки улучшился аппетит, нормализовался сон. Систематические занятия ПРТ способствовали стабилизации эмоциональных проессов.
Опыт нынешней работы показал, что занятия ПРТ помогают ребенку управлять своим эмоциональным состоянием, подавлять вспышки раздражения и гнева. Особенно целесообразно использовать ПРТ с детьми, у которых эмоиональные проблемы проявляются в основном в сфере межличностных конфликтов.
Кроме ПРТ, с целью коррекции эмоционального напряжения целесообразно использовать психомышечные тренировки (А.В. Алексеев, 1985).
Данный метод
Психомышечные тренировки подходят для работы с детьми от 10 лет и старше.
При
выполнении психорегулирующих и
психомышечных тренировок необходимо
учитывать возрастные, индивидуально-психологические
и клинические характеристики ребенка.
Не рекомендуется проводить
Следует неукоснительно придерживаться следующих методических требований:
В детской и подростковой клинике широко используется психогимнастика, предложенная чешским психологом Г.Юновой и модифицированная М.И. Чистяковой.
Психогимнастика – это метод, при котором участники психокоррекции проявляются себя и общаются без помощи слов (Осипова, 2000). Термин психогимнастика можно рассматривать как в широком, так и в узком значении. В широком – это курс специальных психокоррекционных занятий, направленный на формирование и коррекцию различных сторон психики ребенка: познавательных, эмоционально-волевых, эмоционально-личностных.
В узком значении – это специальные психокоррекционные техники, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного способа коммуникации в группе. Являясь невербальным методом психологической коррекции, психогимнастика предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, эмоциональных проблем с помощью движений, мимики, пантомимики, танца, игры.
Юнова, работая с детьми, считает целесообразным включение в занятия по психогимнастике ритмику, пантомиму, коллективные танцы и игры. Занятия состоят из трех фаз:
1 фаза – снятие напряжения с помощью различных вариантов бега, ходьбы, имеющих социально – психологическое значение (кого выбрать в напарника и т.д.).
2 фаза – пантомима (например, изображение страха, растерянности, удивления и пр.).
3
фаза – заключительная, основной
целью которой является
М. И. Чистякова выделила 4 фазы занятий:
1.
Мимические и пантомимические
этюды. Основной целью этих
занятий является изображение
отдельных эмоциональных
2. Этюды и игры, направленные на выражение отдельных свойств личности и эмоций, целью которых является моделирование поведения персонажей с теми или иными чертами характера, закрепление и расширение уже полученные детьми сведений о социальной компетентности. Привлечение внимания детей ко всем компонентам выразительных движений одновременно.
3. Этюды и игры, имеющие терапевтическую направленность на определенного ребенка и на группу в целом. Цель – коррекция настроения, отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.
4.
Фаза психомышечной тренировки,
основной целью которой
Между первой и второй фазами делается перерыв на несколько минут, во время которого дети предоставлены сами себе. Между третьей и четвертой фазами предлагается включать этюды на развитие внимания, памяти, сопротивление автоматизму или подвижную игу. В каждое занятие включены этюды, которые по мнению автора, должны быть коротки, доступны детям по содержанию.
В нашей практике психогимнастика использовалась для детей с преневротическими нарушениями, элементы, психогимнастики использовались на начальных этапах групповой психокоррекции.
Мы выделяем три основных этапа психогимнастики: обучающий, собственно коррекционный и закрепляющий.
Основные задачи обучающего этапа:
- обучение детей специальным упражнениям для снятия напряжения;
-
обучение способности выражать
свои чувства, эмоциональные
Используются следующие психотехнические приемы:
|
Передача движений
по кругу. Дети образуют круг. Один из
членов группы (ведущий) выполняет отдельные
движения, например, поочередно поднимает
правую и левую руку. Остальные дети выполняются
это задание. Психолог предлагается увеличить
темп выполнения задания.
Передача ритма по кругу. Дети образуют круг. Ведущий хлопает в ладоши в определенном ритме. Все члены группы поочередно по кругу повторяют, хлопая в ладоши, заданный ритм. |
|
Игра «Зеркало». Дети Игра «Моргалки». Дети разбиваются и пристально смотрят друг на друга. Задание – как можно дольше, не моргая, смотреть в глаза друг другу. Игра «Письмо цифр в воздухе». Играющие разделяются на пары. Один из детей пишет цифры «в воздухе», второй участник на пальцах показывает прочитанную цифру. Игра способствует развитию внимания у детей, а также вызывает положительные эмоции. |
Использование пантомим способствует снятию эмоционального напряжения у детей в группе. Детям предлагается следующие этюды: «Я иду по очень горячим камням». Ребенку предлагается вообразить себе, что он движется по раскаленным камням. «Я несу тяжелую сумку, набитую камнями», «Я иду по тоненькому мостику через овраг» и пр. Затем используются пантомимы, связанные с жизненными ситуациями ребенка. Например: «Иду в школу», «Иду в гости к бабушке», «Иду навстречу с другом или подругой».
Для
решения второй задачи обучающего этапа
(формирование способности ребенка
выражать свои чувства, эмоциональные
состояния невербальными
|
Игра «Угадай мое чувство». Ребенку
предлагается выразить чувство
удивления, радости, обиды, Упражнение на понимание невербального поведения участников группы. Игра «Я пришел со школы, у меня хорошее настроение, я сел обедать». Игра «Я пришел со школы, у меня хорошее настроение, я сел обедать». Играющий изображает данный этюд. Остальные члены группы внимательно смотрят на играющего и отвечают на поставленные психологом вопросы: Что делает играющий? Какое у него настроение? Откуда он пришел? |
Содержание этюдов может быть предложено не только психологом, но и играющими.
|
Игра «Я за стеклом и меня
не слышно, я хочу сообщить
что-то собеседнику».
Ход игры. Играющий предварительно
на бумаге записывает
Эти упражнения направлены на
установление эмоционального |
Собственно-коррекционный этап влючает в себя следующие задачи:
- коррекция негативных эмоциональных переживаний у ребенка;
- коррекция имеющихся
межличностных конфликтов в
- формирование у
ребенка активности, самостоятельнсти,
уверенности в процессе
Решение этих задач достишается с помощью следующих психотехнических приемов:
|
Игра «Я заблудился в лесу».
Дети по очереди изображают, как они выходят из темного леса, где много препятствий: овраги, болото и пр. Можно использовать мебель (стулья, скамейки и пр.). Игра «Меня обидели». Ребенок с помощью пантомимы изображает свое поведение в данной ситуации.
Игра «Я обманул друга, и
из-за меня у него |
Содержание игра зависит от проблем, которые наблюдаются у членов группы.
На закрепляющем этапе мы использовали коллективные пантомимы. Дети самостоятельно разрабатывали сценарии и представляли их другим членам группы. После просмотра проводилось коллективное обсуждение. Все это способствовало закреплению у ребенка чувства принадлежности к группе, формированию доверия и уверенности в своих возможностях.
Занятия психогимнастикой предъявляют повышенные требования к их организации.
Психогимнастику можно использовать не только в коррекционных, но и в профилактических целях с детьми с эмоциональными нарушениями.