Эмоциональные нарушения у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 17:52, реферат

Описание работы

Спектр эмоциональных нарушений в детском и подростковом возрасте чрезвычайно велик. Это могут быть тяжелые невротические конфликты, неврозоподобные состояния у ребенка вследствие органического поражения центральной нервной системы, преневротические состояния и др.

Содержание

Введение 2 -3
1. Факторы риска возникновения эмоциональных нарушений
в детском возрасте. 4 - 7
2. Методы психологической коррекции эмоциональных
нарушений у детей. 8 - 12
- Опросник для диагностики эмоционального неблагополучия детей. 13 - 15
- Оценка положительного эмоционального отношения к членам семьи
по рисунку «Моя семья». 16
- Оценка отрицательного эмоционального отношения к членам семьи
по рисунку «Моя семья». 16 - 20
- Фазы групповой психокоррекции. 21 - 36
Заключение 37 - 38
Список используемой литературы. 39

Работа содержит 1 файл

Глава 9 (Автосохраненный).doc

— 228.50 Кб (Скачать)

      Дима  К: «Здесь сидят мама с щенком. Мама хочет  вытереть щенку попу. А он вырывается, вырвался и убежал. А мама за ним побежала: «Ах ты какой, ты весь грязный, дай мне  попу вытереть» и  шлепнула его. А щенок: «У-у-у». Вопрос психолога: «Почему он не дает маме вытереть?». «Она больно вытирает».

      В отличие от здорового ребёнка, Дима К. затрагивает тему соперничества  с младшей сестрой, со сверстниками. Его герои испытывают недостаток любви родителей, одиночество среди  сверстников, страх холода, желание иметь друга, защитника. Взаимоотношения главного героя с матерью, сверстниками, сестрой описываются Димой как конфликтные. Позиция в конфликте-пассивная, когда герой терпит обиды, боль (рассказ по картине № 10), ждёт отмщения обидчикам от более сильного персонажа. Наблюдается агрессивная позиция, когда сам пытается ответить злом на зло, при этом герой доволен, успокаивается, наблюдая, как родители огорчены его пропажей и всё-таки любят его.

     Полученные  диагностические данные позволяют психологу найти дифференцированные методы психологической коррекции. Следует подчеркнуть, что процесс диагностики и коррекции - это единый процесс. На диагностическом этапе мы осуществляем первичную диагностику, а сам диагностический процесс должен продолжаться на последующих этапах психологической коррекции.

     Установочный  блок включает в себя главную цель-это формирование положительной установки ребёнка и его родителей на процесс занятия.

           Основными задачами этого блока являются:

  1. Снижение эмоционального напряжения у ребёнка.
  2. Активизация родителей на самостоятельную психологическую работу с ребёнком.
  3. Повышение веры родителей в возможность достижения позитивных результатов коррекции.
  4. Формирование эмоционально-доверительного контакта психолога с участниками процесса (А.С. Спиваковская, 1988).

     Для реализации этих задач используются разнообразные психотехнические приёмы: это организации встречи родителей, дети которых успешно закончили курс психокоррекции,с начинающими; организация весёлой, эмоционально насыщенной игры с детьми в начале психокоррекции с привлечением родителей и пр. Особое значение для установочного этапа психокоррекции имеет место, где проводятся занятия. Это должно быть просторное, хорошо оборудованное помещение с мягким освещением, где ребёнок должен чувствовать себя спокойно и безопасно. Игровая комната может гарантировать ребёнку защиту от посторонних глаз. Поэтому рекомендуется использовать комнаты со стеклянными дверями и множеством окон. Для групповых занятий выбирают комнату не менее 30 кв. м. Стены игровой комнаты должны быть выкрашены в светлые тона, так как они способствуют созданию яркой жизнерадостной атмосферы в группе. Желательно, чтобы были полки с игрушками в зоне досягаемости ребёнка. Мебель должна быть твёрдой с деревянной поверхностью. Предпочтительным покрытием для пола является линолеум, но целесообразно иметь ковровые дорожки, которые стелятся на пол, если ребенок предпочитает играть на полу. Освещение комнаты должно быть мягким. Не рекомендуется использовать лампы дневного света, так как их шум может раздражать детей.

      При подборе игрушек необходимо учитывать  широкий спектр игровой деятельности ребенка. А. А. Осипова предлагает три  группы игрушек:

    1. Игрушки из реальной жизни.
    2. Игрушки, помогающие ребенку отреагировать на агрессию.
    3. Игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций (Осипова, 2000).

     Главным при организации помещения для  занятий является создание комфорта, свободы и безопасности для участников психокоррекции.

     Коррекционный блок. Основной целью данного блока занятий является гармонизация процесса развития личности ребенка с эмоциональным неблагополучием:

     Конкретные  задачи:

  1. Преодоление внутрисемейного кризиса.
  2. Изменение родительских установок.
  3. Снятие проявлений дезадаптации и поведении ребенка.
  4. Расширение сферы социального взаимодействия ребенка.
  5. Формирование у ребенка адекватного отношения к себе и к другим участникам занятий.

     Внутри  этого блока выделяются два основных этапа (А. С. Списваковская, 1988).

     1 этап – ориентировочный (2-3 занятия), где ребенку предоставляется возможность спонтанной игры. Психолог на данном этапе наблюдает за детьми. На этом этапе занятий у ребенка формируется положительный эмоциональный настрой на занятия, что является чрезвычайно важным для отреагирования внутренних конфликтов. Кроме того, на данном этапе продолжается диагностика форм поведения и особенностей общения детей с целью окончательного формирования группы.

     Психотехнические  приемы на данном этапе коррекции  состоят из различных невербальных коммуникаций, коммуникативных игр.

     2 этап – реконструктивный, основной  целью которого является коррекция  неадекватных эмоциональных и  поведенческих реакций. Психотехническими  приемами на данном этапе являются  сюжетно-ролевые игры, разыгрывание  детьми проблемных жизненных  ситуаций. Эти игры способствуют эмоциональному отреагированию и вытеснению негативных переживаний. Ребенок обучается самостоятельно находить нужные способы поведения и формы эмоционального реагирования.

     При оценке эффективности психологический  коррекции (оценочный блок) анализируется отчеты родителей о поведении детей в начале занятий. Оцениваются также поведенческие и эмоциональные реакции ребенка с помощью метода наблюдения, анализа продуктов деятельности ребенка до занятий и после. Для оценки эмоциональных состояний ребенка до и после занятий целесообразно использовать цветовой тест Люшера, методику цветописи, разработанную Лутошкиным, рисуночные тесты. Для оценки значимых межличностных отношений целесообразно использовать цветовой тест отношений (ЦТО), адаптированный Эдкиным.

      Для детей и подростков с эмоциональными нарушениями нами предложены следующие  фазы групповой психокоррекции: установочная, подготовительная, реконструктивная, закрепляющая.

      При комплектовании группы детей с эмоциональными нарушениями необходимо учитывать их возраст, степень тяжести эмоциональных нарушений, направленность конфликта к индивидуально-психологические особенности.

     Желательно, чтобы возраст детей – участников группы был одинаковым, допустима  небольшая разница плюс, минус  один год. Необходимо, чтобы группы не должно превышать 7-8 человек (малые группы). Опыт нашей работы показал, что группа обязательно должна быть закрытой т.е. с постоянным составом ее членов. Не рекомендуется включать в группу детей с тяжелыми формами эмоциональных нарушений, например с ранним детским аутизмом. Желательно, чтобы в группе были дети с различной направленностью конфликта. Перед началом групповых занятий необходимо предварительно побеседовать с каждым родителем, разъяснить им необходимость и значение занятий, раскрыть им основные принципы работы группы:

           - придерживаться  строгого распорядка групповых  занятий (систематическое посещение  занятий, в случае пропусков  – предупреждать психолога);

           - исключать опоздания;

           - не обсуждать  с ребенком, что происходило в группе, не расспрашивать, какие были занятия, как ребенок их выполнял;

           - все проблемы  и претензии можно обсуждать  только с психологом.

     Очень важным является создание у родителей адекватной установки на психологическую коррекцию. Объяснять родителям, что это не школьные занятия, они не должны оцениваться, все дети принимают активное участие в них, имеют равные права и обязанности.

     Важным  является оценка групповой динамики, которая рассматривается как  совокупность групповых действий и  интеракций, возникающих в результате взаимоотношений и взаимодействий членов группы, их деятельности и влияния членов группы друг друга, и представляет развитие или движение группы во времени (Осипова, 2000). Психолог в процессе занятий анализирует систему отношений детей, их установки, особенности эмоциональных и поведенческих реакций. Психолог анализирует также социально-психологические характеристики группы: сплоченность группы, лидерство, групповое напряжение, групповые роли. 
 
 

     Таблица 11. Фазы групповой  психокоррекции

     Фазы      Задачи      Психокоррекционные

     приемы

  1. Установочная
     Образование группы как целого.

     Формироваие положительного настроя и занятия

     Диагностика поведения и особенностей

     Спонтанные  игры

     Игры  на невербальные коммуникации.

     Коммуникативные игры

  1. Подготовительная
     Структурирование группы.

     Формирование  активности и самостоятельности. Формирование эмоциональной поддержки членов группы

     Сюжетно-ролевые  игры.

     Игры-драматизации

     Для снятия эмоционального напряжения

  1. Реконструктивная
     Коррекция неадекватных эмоциональных  реакций.

     Эмоциональное реагирование и вытеснение негативных переживаний.

     Обучение  ребенка самостоятельному нахождению нужных форм эмоционального реагирования

     
     Разыгрывание  детьми конкретных жизненных  проблемных ситуаций.
  1. Закрепляющая
     Закрепление у ребенка адекватного эмоционального реагирования на конфликт.

     Формировнаие  адекватных отношений к себе и  окружающим

     Специальные сюжетно-ролевые  игры, предложенные детьми
 

     На  основе выделенных структуры и этапов групповой динамики нами были разработаны  планы-схемы психокоррекционных занятий для детей с эмоциональными нарушениями и систематизированы в таблицу 12.

     Таблица 12

     Номер занятия и основная цель      Психотехнические  приемы      Радикалы  для психологического наблюдения      Критерии  эффективности занятий
     Занятие 1

     Цель: знакомство детей друг с другом:

     Формирование  позитивного настроя на занятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Игра в  мяч.
     Дети  встают в круг и поочередно бросают  мяч друг другу. При этом называют свое имя. Через некоторое время  предлагается кинуть мяч тому, с  кем хочешь поиграть, поговорить.
  1. 2. Игра в «Жмурки»
  2. Группа детей из 2-3 человек с завязанными или закрытми глазами догоняет и ловит остальных детей. Затем дети на ощупь узнают, которого поймали.
  3. Игра 3. Поочередное проникновение в круг.
  4. Группа детей образует круг, взявшись за руки. Один из желающих пытается проникнуть в круг, но группа его не пускает.
     Оценка  отношения ребенка к занятию.

     Коммуникативные навыки.

     Спонтанность  поведения

     Эмоциональные реакции на препятствия.

     Предпочтения  в выборе партнера.

     Специфические реакции (уходит от игры, активное стремление быть лидером, отношение к неуспехам).

     Спонтанное, естественное поведение ребенка;

     Проявление  активности на этапе занятий.

     Положительный эмоциональный фон в процессе занятий.

     Занятие 2

     Цель: Сплочение группы, снятие напряженности, скованности.

     Ход занятия:

     Приветствия.

     Разминка. Дети вспоминают имена друг друга  в процессе игры с мячом.

     Игра  «Кто громче крикнет».

     Детям предлагается издавать громкие звуки. Но крик должен постепенно превратиться в общую мелодию (хор).

     Игра  «Рисование коллективного рисунка».

     Психолог предлагает детям подойти к доске, на которой прикреплен большой ватман, и фломастерами нарисовать то, что каждый желает, но нарисовать так, чтобы получился общий рисунок. После выполнения задания рисунок коллективно просматривается и обсуждается

       1. Анализ включенности ребенка  в процесс занятий.

     2.Обратить  внимание на естественность поведения.

     3. В процессе выполнения коллективных  занятий проследить, какая позиция  у каждого участника коррекции:  не подчиняется групповому влиянию; быстро подчиняется; стремится к лидерским позициям.

     Проявляется выраженный интерес к занятию:

     Охотно  включается в процесс занятий.

     Положительный эмоциональный фон.

     В процессе беседы с родителями выяснить, как ребенок отзывался о занятии.

     Занятие 3.

     Формирование  эмоциональной поддержки членов группы созданием условий для  выбора и принятия коллективных решений. Формирование инициативы.

     Приветствия.

     Игра  по выбору детей. Психолог предлагает детям выбрать игру из тех, которые  были на прошлых занятиях и принять коллективное решение.

     Игра  «Испорченный телефон»

     Психолог  выбирает ведущего, который называет первое слово и «запускает испорченный  телефон»

     Игра  «Реши задачу»

     Ведущий предлагает детям задачи из матриц Равена, тестов Айзенка.

     Дети  коллективно находят правильный ответ.

     Дети  сами придумывают задачу и предлагают ее группе.

     
     Обратить  внимание на сплоченность группы при  решении коллективных задач. Оценить  уровень самостоятельности и активности каждого ребенка.

     Обратить  внимание на лидерские позиции членов группы.

     Эмоционально  поддерживать детей, имеющих проблемы группового взаимодействия

     Активность  и самостоятельность детей в  процессе занятий.

     Появление инициативы

     Занятие 4.

     Цель: Формирование навыков самоконтроля в процессе группового взаимодействия.

     Приветствия.

     Игра  «Ручеек»

     Дети  становятся в пары, один проходит и  выбирает себе пару.

     Игра  «Моргалки»

     Дети  разбиваются на пары. Инструкция: пристально смотреть друг на друга как можно  дольше, не моргая. Победитель выигрывает, с кем он продолжит игру.

     Игра  «Зеркало»

     Ведущий изображает кого-то из животных.

     Члены группы угадывают. Ведущие поочередно меняются.

     Игра  «Все наоборот»

     Психолог  предлагает разделиться детям на пары.

     Каждой  паре вручает карточки, где символически изображены движения. Например, руки вверх, вправо влево. Играющие как можно быстрее должны выполнить эти движения, но наоборот. Ведущий оценивает число ошибок. Затем дети меняются ролями.

     Обратить  внимание на симпатии детей друг другу (выбор пары).

     На  способность детей конструктивно  общаться

     На  развитие навыков самоконтроля

     Интерес детей к занятию 

     Желания группового взаимодействия.

     Адекватная  оценка своих успехов.

     Занятие 5

     Развитие  воображения. Закрепление спонтанности поведения. Снятие напряжения.

     Ход занятия:

     Приветствие.

     Игра  «Изображение животных»

     Психолог  предлагает детям выбрать ведущего. Ведущий выбирает одного из членов группы, предварительно договаривается с ним о том, какое животное он будет изображать. Те дети, которые угадали выступают в роли ведущего и выбирают участника.

     Игра 2. Изображение неодушевленных предметов.

     Игра  проводится в той же последовательности, как и предыдущая.

     Игра 3. Коллективное изображение животных. Участвуют 2-3 детей, остальные должны угадать, кто изображен. Дети сами выбирают, с кем они хотели бы работать в паре.

     Обратить  внимание на способность ребенка  «вжиться в предложенную роль».

     На  особенность эмоционального реагирования ребенка при выполнении задания.

     На  предпочтения детей при выборе пары.

     На  особенности поведения детей (естественность, непринужденность общения).

     На  способы группового взаимодействия.

     Активное  участие ребенка при выполнении заданий.

     Положительный эмоциональный фон. Проявление инициативы.

     Занятие 6.

     Цель:

     Переработка и отреагирование негативных эмоций.

     Ход занятия:

     Приветствия

     Разминка: дети сами предлагают, какие игры использовать. «Ручеек», «Круг» и др.

     Игра  «Страшные сказки».

     Дети  рассаживаются вокруг рассказчика, который рассказывает страшную сказку»  или «страшную историю».

     Игра  «Коллективная страшная сказка». Детям  предлагается сочинить коллективную страшную сказку и обыграть ее.

     Ход игры. Психолог называет первые слова, например, «однажды …», ребенок продолжает, затем продолжает другой ребенок  и т.д.

     Игра  «Рисование страхов».

     Психолог  предлагает детям нарисовать свои страхи в специальном альбоме. Затем каждый рисунок обсуждается.

     Содержательный  анализ страхов у детей.

     Проследить  и проанализировать реакции детей  на конфликт.

     Проанализировать  особенности отреагирования негативных переживаний, эмоциональную палитру  чувств ребенка.

     Активное  включение ребенка в роль.

     Проявление  позитивных эмоций. Благоприятный эмоциональный  фон.

     Занятие 7

     Цель: Переработка, отреагирование страхов

     Ход занятия:

     Приветствие, разминка (упражнение, прыжки, ходьба парами с закрытыми глазами и пр.).

     Сюжетно-ролевые  игры:

     Игра  «Волк и семеро козлят».

     Игра  «Мальчик и разбойник».

     Игра  «Я пойду в темноте один».

     Игра  «Мой страшный день в жизни». Дети в  группе поочередно обыгрывают «страшные  ситуации».

     Обратить  внимание на эмоциональные и поведенческие  реакции ребенка в процессе игры:

     Замыкается, уходит от игры.

     Аффективные реакции (плачет, неадекватный смех, повышенная возбудимость).

     Поведенческие реакции: отказ, уход, протест в форме  неадекватных реакций, аутоагрессивные  тенденции.

     Отсутствие  негативных аффективных и поведенческих реакций.

     Проявление  активности, самостоятельности.

     Спонтанное,свободное  поведение.

     Занятие 8

     Цель:

     Формирование  у ребенка адекватного отношения  к себе

     Игра  «Наши чувства».

     Детям предлагается выбрать чувства, которые  они хотят сыграть: веселый грустный, разочарованный, обиженный, расстроенный, и пр.

     Игры  на релаксацию.

     «Как  мы дышим»

     Игра  «Я скульптор»

     Члены группы делятся на пары. Скульптор  придает напарнику позы животных, предметов. После этого спрашивает напарника, кого он изображает. Затем дети меняются ролями.

     Игра  «Нарисуй себя в будущем, а группа угадает, кем ты хочешь быть».

     Игра  «Нарисуй себя и свою группу»

     Проанализировать  реакции ребенка. Его отношение  к членам группы. Оценить его воображение, способность к саморасслаблению, его восприятие и оценку членов группы.      Успешное  выполнение заданий указывает на эффективность психокоррекционного  процесса.
     Занятие 9

     Цель: проигрывание ситуаций последних занятий. Создание условий адекватного восприятия ситуации расставания

     Ход занятий:

     Разминка (выбор игры по желанию детей)

     Игра  «Пожелания друг другу».

     Дети  выстраиваются в круг, кидают мяч  друг другу и одновременно высказывают  пожелания, приглашения в гости, на совместную прогулку и пр.

     Совместное  чаепитие детей с родителями.

     Оценить эмоциональное состояние детей.

     Проанализировать  особенности формирования навыков, умений детей на этапах занятий.

     Спланировать  дальнейшее формы психологической  помощи для каждого ребенка (консультирование, психологическая поддержка и  пр.)

     Позитивный  эмоциональный фон у детей. Улучшение межличностных контактов.

     Уверенность, адекватная самооценка. Отсутствие или  снижение негативных эмоциональных  реакций (страх, тревога, фрустрация и  пр.)

 

      Следует подчеркнуть, что представленная схема  занятий является своеобразным каркасом, по которому психолог может успешно проводить собственные «отделочные работы», но с учетом основных целей занятий. Содержательная характеристика занятий может быть использована психологом, но количество занятий зависит от структуры группы, динамики группового взаимодействия.

      В процессе групповых психокоррекционных занятий для детей с преневротическими  нарушениями рекомендуется использовать разработанные нами психорегулирующие  тренировки (Мамайчук И.И., 1987). Основной целью этих занятий является:

           - смягчение эмоционального  дискомфорта у ребенка;

           - обучение его примам релаксации;

           - развитие навыков  саморегуляции и самоконтроля  поведения.

     Занятия проводятся поэтапно с учетом возрастных и индивидуально-психологических  особенностей ребенка, через день с небольшой ( до 5 человек) группой детей.

           1 этап – успокаивающий, в процессе которого используется вербально-музыкальная психокоррекция с целью снятия психического напряжения. Затем предлагается детям зрительно-музыкальные стимулы, направленные на снятие тревожности и создание позитивных установок на последующие занятия.

           2 этап – обучающий, целью которого является обучение детей релаксирующим упражнениям. Используются упражнения на вызывание тепла, на регуляцию дыхания, рита и частоты сердечных сокращений (см. главу 8).

           3 этап – восстанавливающий.  На фоне релаксации дети выполняют  специальные упражнения, направленные  на коррекцию настроения, развитие  коммуникативных навыков, перцептивных  процессов и пр.

      Опыт  нашей работы показал, что психорегулирующая тренировка (ПРТ) способствует повышению устойчивости детей к экстремальным ситуациям, улучшению концентрации внимания, уменьшению эмоционального напряжения.

     Например, Вера К., 10 лет, учится в 5-ом классе массовой школы. Жалобы матери на повышенную раздражительность, аффективность: часто плачет, отказывается идти в школу, так как пришла новая учительница, и девочка не может найти с ней контакт. 3 месяца назад умерла бабушка, к которой Вера была очень привязана. Отмечается ухудшение аппетита, неустойчивый сон, аффективная лабильность. Девочка обследовалась врачами невропатологом и педиатром. По заключению специалистов у девочки ситуационные невротические реакции.

Информация о работе Эмоциональные нарушения у детей