3
балла присваивается, если черный,
серый или коричневый вагончик
поставлен на первую позицию; синий –
на седьмую; красный, желтый, зеленый –
на восьмую позицию.
Если
в результате суммирования полученных
данных, баллов оказывается менее
трех, то психическое состояние оценивается
как позитивное, при 4-6 баллах – как
негативное психическое состояние низкой
степени (НПС нс); при 7-9 баллах – как НПС
средней степени; больше 9 баллов – НПС
высокой степени.
Наряду
с полученным индивидуальным результатом
можно определить и общий психологический
климат в группе. Для этого определяется
сумма всех ППС (а) и НПС (б), разница между
ними делится на количество детей и умножается
на 100 %.
Оценка
результатов:
- 70
% и выше – высокая степень благоприятности
психологического климата (сБПК);
- 42-69
% – средняя сБПК;
- 26-41,9
% – незначительная сБПК;
- 0-25
% – начальная степень неблагоприятного
психологического климата (сНПК);
- -1
до-25% – средняя сНПК;
- -26
% и ниже – сильная сНПК.
Эти
методики помогут взглянуть на ситуацию
с позиции ребенка и в связи
с ней оценить его поведение,
посмотреть уровень развития его эмоционально-волевой
сферы, адаптацию в школе и его мотивационную
готовность к обучению, увидеть имеющиеся
у него негативные установки. Так же они
предусматривают возможность проведения
параллели на всем классе и оценки его
психологического климата.
Заключение
В
данной работе мы раскрыли поставленные
перед нами задачи. На основе изученной
литературы мы рассмотрели эмоционально-волевую
сферу детей с задержкой психического
развития. Выяснили, что в онтогенезе эмоционально-волевой
и личностной сфер детей с задержкой психического
развития проходят те же этапы, что и нормально
развивающиеся дети, только под влиянием
неблагоприятных факторов и церебро-органических
нарушений становление этапов находится
в состоянии запаздывания. Так же, мы увидели,
что основные нарушения эмоционально-волевой
сферы детей с задержкой психического
развития проявляются в лабильности собственных
эмоций и отсутствии контроля за ними,
что говорит об эмоциональной незрелости.
Эмоциональная зрелость является показателем,
определяющим готовность к школе. Дети
с задержкой психического развития к семилетнему
возрасту к школе не готовы: у них отсутствует
учебная мотивация, не сформирована позиция
школьника и наблюдается преобладание
игровых интересов над учебными. В следствии,
мы проследили, что учебная неуспешность
вызывает фрустрационные состояния у
детей, что свидетельствует о страхе перед
будущим.
Изученные
особенности эмоциональной сферы
детей с задержкой психического
развития определили выбор методик,
направленных на диагностику эмоционально-волевой
сферы детей с задержкой психического
развития. Нами были выбраны методики,
результаты которых дадут нам понимание
об индивидуальных особенностях ребенка,
состоянии его мотивационного компонента,
отношении ребенка к учителю и одноклассникам,
его адаптации в школе, наличии состояний
тревожности, страха и ситуаций их вызывающих,
а так же помогут оценить психологический
климат всего класса.
Данная
работа может служить базой для проведения
экспериментального исследования с детьми,
имеющими задержку психического развития.
Она направлена на оценку эмоциональной
зрелости ребенка и его готовности к школьному
обучению. В дальнейшем это поможет составить
методические рекомендации по работе
с детьми, имеющими задержку психического
развития и подобрать коррекционные программы,
которые помогут специалистам найти подход
к ребенку и правильно воздействовать
на его психические процессы, чтобы добиться
положительных результатов, как можно
эффективнее сгладить следы дефекта и
социализировать ребенка в обществе.
Список
литературы
- Психодиагностика
и психокоррекция. / Под ред. А.А. Александрова.
– СПб.: Питер, 2008. – 384 с.
- Бардышевская
М.К. Привязанности у эмоционально депривированных
детей. // Дефектология 2006. №1. С. 6-20.
- Бабкина
Н.В. Интеллектуальное развитие младших
школьников с задержкой психического
развития. Пособие школьного психолога.
/ Н.В. Бабкина. – М.: Школьная Пресса, 2006.
– 80 с.
- Белопольская
Л.Н. Оценка когнитивных и эмоциональных
компонентов зоны ближайшего развития
у детей с ЗПР. // Вопросы психологии. 1997.
№1. С. 19-26.
- Белопольская
Л.Н. Психологическая диагностика личности
детей с задержкой психического развития.
/ Л.Н. Белопольская. – М.: УРАО, 1999. – 178
с.
- Диагностика
психических состояний детей дошкольного
возраста: учебно-методическое пособие.
/ Сост. С.В. Велиева – СПб.: Речь, 2007. – 240
с.
- Венгер
А.Л. Психологические рисуночные тесты.
/ А.Л. Венгер – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160
с.
- Выготский
Л.С. Основы дефектологии. / Л.С. Выготский.
– СПб.: Лань, 2003. – 654 с.
- Гальперин
П.Я. Лекции по психологии. Учебное издание.
/ П.Я. Гальперин. – изд. 4-е. – М.: АСТ: КДУ,
2007. – 400 с.
- Психология
детей с задержкой психического развития.
Хрестоматия: учебное пособие для студ.
фак. Психологии. / Сост. О.В. Защиринская
– СПб.: Речь, 2003. – 432 с.
- Ильин
Е.П. Эмоции и чувства. / Е.П. Ильин. – СПб.:
Питер, 2002. – 752 с.
- Кузнецова
Л.В. Особенности мотивационной готовности
детей с ЗПР к обучению в школе. // Дефектология.
1981. №6. С. 10-18.
- Лебединский
В.В. Нарушения психического развития
в детском возрасте: учеб. пособие для
студ. психол. фак. высш. учеб. заведений.
– 2-е изд., испр. / В.В. Лебединский – М.:
Издательский центр «Академия», 2004. –
144 с.
- Лебединский
В.В. Нарушения психического развития
у детей: учебное пособие. / В.В. Лебединский
– М.: Издательство Московского Университета,
1985. – 163 с.
- Специальная
психология: учебное пособие для студ.
высш. пед. учеб. заведений. / В.И. Лубовский,
Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред.
В.И. Лубовского. – М.: Издательский центр
«Академия», 2003. – 464 с.
- Маклаков
А.Г. Общая психология. / А.Г. Маклаков. –
СПб.: Питер, 2000. – 592 с.
- Марковская
И.Ф. Типы регуляторных нарушений при задержке
психического развития. // Дефектология.
2006. №3. С. 28-34.
- Павлий
Т.Н. Некоторые подходы к изучению и коррекции
эмоциональной сферы детей с задержкой
психического развития. // Дефектология.
2000. №4. С. 36-43.
- Реан
А.А. Психология человека от рождения до
смерти. / А.А. Реан. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК,
2002 С. 275
- Сычевич
И.В. Исследование самооценки младших
школьников с задержанным и нормальным
развитием в разных условиях обучения.
// Дефектология. 2006. №4. С. 69-77.
- Ульенкова
У.В. Шестилетние дети с задержкой психического
развития. / У.В. Ульенкова. – М.: Педагогика,
1990. – 184 с.
- Фролова
О.В. Психологические особенности тревожности
в фрустрационных ситуациях и их психологическая
коррекция у детей с задержкой психического
развития младшего школьного возраста:
Дис. Канд. психол. наук: 19.00.10 : Екатеринбург,
2001. – 193 с.
- Подготовка
к школе детей с задержкой психического
развития. / С.Г. Шевченко, Р.Г. Триггер,
Г.М. Капустина и др.; Под ред. С.Г. Шевченко.
– М.: Школьная пресса, 2003. – 96 с.
- Юдина
Н.Ю. Особенности интеллектуальной и эмоционально-волевой
сферы детей с задержкой психического
развития. // Успехи современного естествознания.
2009. № 9. С. 176-177.