Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 10:44, курсовая работа
Изучение психологических особенностей детей, имеющих нарушения в развитии, в частности, детей с задержкой психического развития занимает важное место в коррекционной педагогике и психологии. Одним из направлений коррекционной работы с детьми является коррекция эмоционально-волевой сферы, т.к. незрелость интересов детей и слабость эмоциональной регуляции поведения затрудняет общение ребенка со взрослыми, сверстниками, мешает его социальной адаптации и так же может способствовать закреплению аффективных форм поведения и формированию личностной акцентуации.
Министерство образования и науки РФ ГОУ
ВПО «Красноярский им. В.П. Астафьева» Институт специальной педагогики Кафедра специальной психологии |
КУРСОВАЯ РАБОТА |
Эмоционально-волевая сфера детей с ЗПР младшего школьного возраста |
Выполнила студентка 3 курса, 32 группы, Очной формы обучения института специальной педагогики ____________. Научный руководитель: к. псих. н., доцент ____________ |
Красноярск 2011 |
Оглавление
Изучение психологических особенностей детей, имеющих нарушения в развитии, в частности, детей с задержкой психического развития занимает важное место в коррекционной педагогике и психологии. Одним из направлений коррекционной работы с детьми является коррекция эмоционально-волевой сферы, т.к. незрелость интересов детей и слабость эмоциональной регуляции поведения затрудняет общение ребенка со взрослыми, сверстниками, мешает его социальной адаптации и так же может способствовать закреплению аффективных форм поведения и формированию личностной акцентуации. Необходимо подчеркнуть, что проблемы в эмоциональной сфере осложняют обучение, так как в связи со страхами неудач у ребенка возникает отторжение к учебе, и не развивается учебная мотивация. Поэтому коррекцию эмоционально-волевой сферы относят к ряду приоритетных задач. Знание этой проблемы педагогами и психологами, их тактичное, чуткое и внимательное отношение к детям, поможет строить педагогический процесс так, чтобы ребенок наилучшим образом социализировался в обществе при максимальном развитии всех заложенных в нем способностей.
Изучением особенностей эмоциональной сферы детей с ЗПР занималось немало ученых. В своих исследованиях они установили, что по многим параметрам дети с задержкой психического развития находятся на более ранних этапах эмоционального развития в отличие от своих нормально развивающихся сверстников. Но, тем не менее, рядом исследователей (А. Валлон, 1967, В.В. Лебединский, 1998, М.К. Бардышевская, В.В. Лебединский, 2003 и др.) было показано, что «в процессе психического развития эмоциональные системы претерпевают качественное изменение – от ранних форм аффективного реагирования к более сложным взаимодействиям с другими мозговыми функциями».[17, с. 28] Это говорит о том, что эмоционально-волевая сфера развивается отогенетически. Так Е.З. Стернина (1988) установила, что младшие школьники с ЗПР значительно хуже своих нормально развивающихся сверстников определяют эмоциональное состояние персонажей сюжетных картин. Позднее Е.С. Слепович (1990) выявил особенность недоразвития эмоциональной сферы детей с ЗПР, заключающуюся в худшем распознавании чужих и собственных эмоций, по сравнению с нормально развивающимися детьми. Исследования Г.Б. Шаумарова (1990) показали, что в отношении с близкими людьми у детей с ЗПР проявляется некоторая ригидность чувств и недоразвитие их эмоциональной сферы в целом. Так же внимание исследователей уделялось выделению особенностей отдельных форм ЗПР, так И.Ф. Марковская (1994) разделила детей с ЗПР церебрально-органического генеза на две группы: с проявлениями психической неустойчивости и психической тормозимости. Л.Н. Белопольская (1999) отмечала у детей с ЗПР своеобразие регулирующей функции эмоций: сталкиваясь с трудностями при выполнении заданий, у детей возникали аффективные вспышки и страхи последующих неудач, что, в свою очередь, снижало продуктивность в решении задач и способствовало формированию заниженной самооценки.[5] Из наблюдений за младшими школьниками с ЗПР О.В. Фролова (2001) отметила, что в школе дети скованны, тревожны, пассивны и неуверены в себе.[22] И.В. Сычевич (2006) говорил о том, что самооценка детей с ЗПР формируется под воздействием оценок окружающих и выделил, общую с нормально развивающимися детьми закономерность – стремление к положительному оцениванию.[20]
Проблемы становления произвольных форм поведения у детей с ЗПР так же интересовал исследователей. По данным И.В. Кузнецовой (1986) уровень произвольной регуляции у них зависит от сложности деятельности, в частности той, которая требует четкого программирования. Т.Н. Павлий (2000) указывал на то, что трудности в поведении детей связаны с их эмоциональным состоянием. Так же, в связи с низкой произвольностью у детей с ЗПР отмечался плохой контроль своего поведения. В связи с этим Е.Н. Хохлина (2001) отмечала, что занятия ручным трудом у младших школьников благотворно сказываются как на формировании контроля за деятельностью и произвольности психических процессов.
Вклад ученых в понимание проблемы показывает, как взаимосвязаны между собой эмоции, воля, а так же личность ребенка с ЗПР. Это как замкнутая цепь – разрыв в одном звене влечет за собой проблемы в другом. Эмоции непосредственно влияют на общение с окружающими и учебную деятельность, обладают, своего рода, контролем над поведением ребенка, вкладывают в него целенаправленность и произвольность. А это в свою очередь влияет на личность: в зависимости от модальности полученного опыта у ребенка формируются положительные и отрицательные черты. Поэтому немаловажно своевременно диагносцировать негативное эмоциональное состояние ребенка, увидеть его проблемы, чтобы начать своевременную коррекцию, дабы не закрепилась отрицательная установка.
К сожалению, детей с задержкой психического развития с каждым годом не становится меньше. Каждому ребенку нужно квалифицированное сопровождение, которое поможет повернуть психическое развитие в нормальное русло, поэтому изучение психофизических особенностей детей, а в частности эмоционально-волевой сферы не теряет своей актуальности на сегодняшний день.
Объектом
исследования выступает эмоционально-
Цель работы: изучение эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
В соответствии с поставленными задачами были выбраны следующие методики диагностики эмоционально-волевой сферы: рисуночный тест «Школа», наблюдение за детьми по критериям оценивания Т.Н. Павлия и методика «Паровозик».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, без приложений.
Дети
с ЗПР характеризуются
Развитие
эмоционально-волевой сферы
Развитие
эмоционально-волевой сферы
В возрасте от 0 до 3 лет (период раннего детства) доминирует соматовегетативный тип реагирования. Состояния дискомфорта или недомогания у ребенка до 3 лет проявляется в общей вегетативной и повышенной эмоциональной возбудимости, которые могут сопровождаться нарушениями сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройствами.
В возрасте от 3 до 7 лет (дошкольный возраст), доминирует психомоторный тип реагирования. Для этого возраста характерны повышение общей эмоциональной возбудимости, проявления негативизма, оппозиционности, формирования различных реакций страха и испуга. Эмоциональные и поведенческие реакции могут быть следствием воздействия различных факторов, в первую очередь психологических. Наиболее выражены данные особенности в периоды связанные с интенсивным физическим развитием детского организма и соответствующие возрастным кризисам 3-4 и 7 лет. В период возрастного кризиса 3-4 лет преобладают реакции оппозиции, протеста, упрямства как одного из вариантов негативизма, которые протекают на фоне повышенной эмоциональной возбудимости, обидчивости, плаксивости. Возраст 7 лет сопровождается более глубоким осознанием своих внутренних переживаний на основе, формирующегося опыта социального общения. В этот период закрепляются позитивные и негативные эмоциональные реакции. Например, различные реакции страха или уверенности в своих возможностях.
В возрасте от 7 до 11 лет (младший школьный возраст) доминирует аффективный тип реагирования. Для этого возраста характерны повышение эмоциональной восприимчивости, впечатлительность, тревожность, формирование различных состояний страха (тревоги), которые отличаются стабильностью. Эмоциональные и поведенческие реакции являются следствием воздействия психологических факторов. Эти особенности наиболее выражены в периоды, связанные с возрастными кризисами 7 и 11 лет. Возраст 11 лет сопровождается более глубоким осознанием своих внутренних потребностей, более сложными и глубокими переживаниями. Происходит обобщение переживаний и осознание ситуаций, повторяющихся неоднократно, и формирование, как следствие, отношения к себе, своим успехам, своему положению. В этот период формируется самооценка, проявляются характерологические особенности личности. Волевые черты характера, такие как самостоятельность, настойчивость, целеустремлённость в данном возрасте появляются периодически при достижении потребностей, актуальных для ребёнка, и могут сочетаться с внушаемостью, неуверенностью в ситуациях, для решения которых он не обладает необходимым запасом знаний и опыта.
В возрасте от 12 до15 лет (средний школьный возраст) доминирует эмоционально-идеаторный тип реагирования. Для данного возраста характерны эмоциональная неуравновешенность, раздражительность, обидчивость, обусловленные частыми колебаниями настроения в течение дня, проявление определённых характерологических особенностей, склонность к формированию конфликтных ситуаций, что затрудняет социальную адаптацию подростка. Возрастной кризис 12-14 лет нередко способствует проявлению отрицательных черт характера, различных форм негативного поведения, эмоциональной и волевой нестабильности. Для большинства подростков данный возраст проходит без выраженных эмоциональных и поведенческих отклонений.
В возрасте 16-18 лет (ранняя юность или старший школьный возраст) наблюдается стабилизация эмоционального состояния. Старшие школьники чаще проявляют волевые черты характера: целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержку, самообладание при достижении важных для них целей, разрешении сложных ситуаций. Он имеет определенное представление о своих возможностях и стремится реализовать их путем выбора будущей специальности.
У детей с ЗПР формирование эмоциональных, волевых, личностных особенностей происходит с запозданием, а неблагоприятный семейный климат, депривация, плохие условия обучения могут негативно сказаться на их развитии в дальнейшем. Социальная незащищенность, недостаточный жизненный опыт способствуют формированию эмоционально-волевой неустойчивости личности.
Информация о работе Эмоционально-волевая сфера детей с ЗПР младшего школьного возраста