Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 14:12, курсовая работа
Цель – теоретическое исследование эмоциональности как типа характера
Гипотеза – эмоциональность является типом характера
Задачи:
1. Рассмотреть характер в структуре личности человека: история возникновения и развития.
2. Рассмотреть эмоциональность как одну из важнейших характеристик человека.
3. Доказать связь эмоциональности с типами характера человека.
Введение 3
Глава 1 Характер и эмоциональность в структуре личности 5
§1.1 Характер в структуре личности человека 5
§1.2 Эмоциональность, как одна из важнейших характеристик человека. 13
Глава 2 Эмоциональные типы характера……………………………………19
§2.1 Эмоциональные типы и их классификация…………………………..…19
§2.2 Классификации типов характера 25
Заключение. 30
Глоссарий: 31
Список литературы
У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.
Эмоционально-
§2.2
Классификации типов характера
Обидчивые и мстительные.
Обидчивость как эмоциональное свойство
личности определяет легкость возникновения
эмоции обиды. У гордых, тщеславных, самолюбивых
людей обострено чувство собственного
достоинства, вследствие чего они расценивают
как обидные самые обычные слова в их адрес,
подозревают людей в том, что их намеренно
обижают, хотя те даже и не думали об этом.
У отдельного человека могут иметься особо
чувствительные пункты обидчивости, с
которыми он связывает наибольшую ущемленность
чувства собственного достоинства и при
задевании которых может дать бурную аффективную
реакцию.
Обидчивость, по данным Ковалева, связана
со склонностью к агрессивному поведению,
причем эта связь более тесная у девочек
по сравнению с мальчиками.
Мстительность — это склонность человека
к мести, т. е. к агрессии в отплату за причиненное
зло. Изучение мстительности П. А. Ковалёвым
у школьников 5-11-х классов показало, что,
во-первых, во всех возрастах мстительность
у мальчиков выражена больше, чем у девочек,
и во-вторых, наибольшая мстительность
у мальчиков наблюдается в возрасте 12
и 14-15 лет.
Эмпатийные.
Когда объектом эмоциональной восприимчивости
индивида становятся переживания других
людей, у него проявляется свойство, называемое
эмпатией (от греч. pathos — сильное и глубокое
чувство, близкое к страданию, с префиксом
«em», означающим направление внутрь). Эмпатия
означает такое духовное единение личности,
когда один человек настолько проникается
переживаниями другого, что временно отождествляется
с ним, как бы растворяется в нем. Эта эмоциональная
особенность человека играет большую
роль в общении людей, в восприятии ими
друг друга, установлении взаимопонимания
между ними. Л.Н. Толстой считал, например,
что лучший человек живет своими мыслями
и чужими чувствами, а худший — своими
чувствами и чужими мыслями. Посредине
писатель располагал все разнообразие
человеческих душ.
З.Фрейд полагал, что соучастие в эмоциональном
состоянии другого осуществляется с помощью
двух механизмов — заражения и подражания.
К. Роджерс полагает, что быть в состоянии
эмпатии значит воспринимать внутренний
мир другого точно, но без потери ощущения
«как будто». Это значит, что сохраняется
способность в любой момент вернуться
в собственный мир переживаний. Если этот
оттенок «как будто» исчезает, то речь
идет уже об идентификации с эмо циональным
состоянием другого, о заражении его эмоцией
и переживании её в такой же степени по-настоящему.
В. В. Бойко рассматривает эмпатию как
рационально-эмоционально-
Особенности личности высокоэмпатийных.
Для высокоэмпатичных характерны мягкость,
доброжелательность, общительность, эмоциональность,
высокий интеллект, а для низкоэмпатичных
— замкнутость, недоброжелательность.
П. Мартин и Т. Туми выявили, что высокоэмпатийные
лица проявляют себя как поленезависимые..
По некоторым данным, женщины более склонны
к эмпатии, чем мужчины. Однако Т. П. Гаврилова
показала, что две формы эмпатичного поведения
— сопереживание и сочувствие по-разному
проявляются у детей разного возраста
и пола.
Сопереживание более характерно для младших
школьников, а сочувствие — для подростков.
Сопереживание взрослым и животным чаще
наблюдалось у мальчиков, а сочувствие
— у девочек. По отношению же к сверстникам
все оказалось наоборот: сопереживание
чаще выражалось девочками, а сочувствие
— мальчиками. В целом же и те и другие
чаще сочувствовали, чем сопереживали.
Тревожные.
У многих людей имеется высокая тревожность,
т. е. выраженное эмоциональное свойство
личности, предрасполагающее к частым
проявлениям состояния тревоги (беспокойства)
в самых различных жизненных ситуациях,
в том числе и таких, которые к этому не
предрасполагают. В.С.Мерлин определяет
тревожность как высокую эмоциональную
возбудимость в угрожающей ситуации. По
определению К. Изарда, тревожность понимается
как комплекс отрицательных эмоций: страха,
гнева и печали.
Определенный уровень тревожности — естественная
и обязательная особенность активной
деятельности личности. У каждого человека
существует свой оптимальный, или желательный,
уровень тревожности — это так называемая
полезная тревожность.
Высокая тревожность проявляется в тенденции
оценивать явления, предметы, события,
объективно не опасные, как угрожающие,
с последующим переживанием состояния
тревоги. Тревожные люди боятся трудностей,
чувствуют себя неуверенно в группе. Некоторые
авторы говорят не об общей тревожности,
а о частной, специфической, связанной
с постоянным реагированием состоянием
тревоги только на определенные ситуации.
Психологические особенности высокотревожных.
О.Г.Мельниченко показала, что для высокотревожных
характерны эмоциональная неуравновешенность
(фактор С по Р. Кэттеллу), робость (фактор
Н), неуверенность в себе (фактор О) и взвинченность,
напряженность (фрустрированность — фактор
Q4)/ У них более высокий и менее стабильный
уровень притязаний. Тревожность имеет
связь с показателями шизотимии, покорности,
озабоченности, сентиментальности, негативизма,
подозрительности, страха.
Все эти личностные особенности имеют
природную основу, в качестве которых
выступают типологические особенности
проявления свойств нервной системы. Выявлено,
что высоко тревожные лица чаще имеют
слабую нервную систему, следовательно,
и высокую активацию в покое, которая связана,
скорее всего, с возбуждающим влиянием
на кору головного мозга ретикулярной
формации.
Совестливые.
В ряде работ зарубежных авторов совесть
или способность испытывать вину рассматривается
как личностная черта. Одними из первых
сделали такую попытку Дж. Уайтинг и И.
Чайлд. Правда, они изучали склонность
к переживанию вины только по отношению
к своей болезни. Была показана роль культурных
традиций в воспитании совестливости.
Было обнаружено, что представители некоторых
культур более склонны к переживанию стыда,
в то время как другие — к переживанию
вины. Способствует формированию совестливости
религиозное воспитание, вера в Бога, но
главным фактором остается нравственное
воспитание, формирование социально зрелой
личности. Показано, например, что фактор
пола оказывает более сильное влияние
на переживание вины, чем религиозность:
мужчины гораздо реже говорили с переживании
вины, чем женщины.
Любознательные.
К. К. Платонов определяет любопытство
как свойство личности, выражающее ся
в нецеленаправленной эмоционально окрашенной
любознательности. Достаточно вспомнить
людей, у которых «совать нос не в свои
дела» стало привычкой. Одна ко чаще всего
любознательность проявляется как положительное
отношение и целенаправленное стремление
к приобретению новых знаний, как пытливость.
Че ловек испытывает потребность в положительных
эмоциях именно от получения но вых знаний.
Таким образом, любознательность как устойчивая
черта личности, отражает и эмоциональную,
и мотивационную сферу личности в их единстве,
образуя своеобразный эмоционально-мотивационный
комплекс.
Заключение.
Рассмотрение различных эмоциональных
явлений даёт основание говорить о том,
что эмоциональная сфера человека имеет
сложное многоуровневое строение и включает
в себя эмоциональный тон, эмоции, эмоциональные
свойства личности, чувства, в результате
сочетания которых образуются эмоциональные
типы людей. Эмоциональный фон и эмоция
обладают набором свойств: универсальностью,
динамичностью, доминантностью, адаптацией,
пристрастностью, пластичностью, удержанием
в памяти, иррадиацией, переносом, амбивалентностью,
переключаемостью. У эмоций есть и свойство,
не присущее эмоциональному тону: заразительность.
Устойчивая индивидуальная выраженность
характеристик эмоций, глубина эмоциональных
переживаний, их устойчивость или быстрая
сменяемость дают основания говорить
об эмоциональных свойствах человека:
эмоциональной возбудимости, глубины,
ригидности – лабильности, устойчивости,
экспрессивности.
Поскольку эмоции
– это специфические реакции
на значимые стимулы, человек не может
испытывать их постоянно. В самом деле,
не все ситуации и стимулы, с которыми
человек встречается на протяжении дня,
расцениваются им как значимые.
Роль эмоций в управлении поведением и
деятельностью человека разнообразна.
Это и сигнализация о возникшей потребности,
и сигнализация об имеющейся на момент
принятия решения ситуации, и реакция
на прогноз удовлетворения потребности и на само
это удовлетворение, способствующая погашению
имевшейся потребности.
Деятельность - целеустремлённая активность, реализующая потребности субъекта
Индивид – человек как единица общества.
Индивидуальность – это личность конкретного человека как неповторимое сочетание своеобразных психических особенностей.
Личность – Совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях. (Леонтьев) Личность- общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении. (Ганзен).
Способности – психическое свойство личности, являющееся условием успешного выполнения определённых видов деятельности.
Характер – подструктура личности человека, образуемая индивидуально-своеобразным комплексом устойчивых особенностей (черт, диспозиций), определяющих присущие данному человеку типичные формы и способы достижения целей и самопроявления в общении с другими людьми.
Эмоциональность – свойства человека, характеризующее содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты эмоций отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности, её нравственным потенциалом: направленностью мотивационной сферы, мировоззрением, ценностными ориентациями.
Эмоции – особый класс психических явлений, выражающих в виде пристрастного субъективного переживания значения отражаемых предметов и ситуаций для удовлетворения потребностей живого существа.