Эмоциональность как тип характера

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

Цель – теоретическое исследование эмоциональности как типа характера

Гипотеза – эмоциональность является типом характера

Задачи:

1. Рассмотреть характер в структуре личности человека: история возникновения и развития.

2. Рассмотреть эмоциональность как одну из важнейших характеристик человека.

3. Доказать связь эмоциональности с типами характера человека.

Содержание

Введение 3

Глава 1 Характер и эмоциональность в структуре личности 5

§1.1 Характер в структуре личности человека 5

§1.2 Эмоциональность, как одна из важнейших характеристик человека. 13

Глава 2 Эмоциональные типы характера……………………………………19

§2.1 Эмоциональные типы и их классификация…………………………..…19

§2.2 Классификации типов характера 25

Заключение. 30

Глоссарий: 31

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Готовая курсовая.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

       Содержание  характера,  отражающее  общественные  воздействия,   влияния, составляет  жизненную  направленность  личности,  т.е.  ее  материальные   и  духовные потребности, интересы,  убеждения,  идеалы  и  т.д.  Направленность личности определяет цели, жизненный план  человека,  степень  его  жизненной активности. Характер человека предполагает  наличие  чего-то  значимого  для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят  мотивы  его  поступков,  цели его действий,  которые он себе ставит.

      В общей структуре личности характер занимает центральное место, объединяя  все другие свойства и особенности  поведения. Характер человека, несомненно, влияет на его познавательные процессы — восприятие, внимание, воображение, мышление и память. Это влияние осуществляется через волевые и инструментальные черты характера. Эмоциональная жизнь человека находится под прямым влиянием характера. То же самое можно сказать о мотивации и о самой воле. В первую очередь характер определяет индивидуальность и своеобразие личности.

      От  других черт личности характер отличается прежде всего своей устойчивостью  и более ранним формированием. Если, например, потребности, интересы, склонности, социальные установки, мировоззрение человека в целом могут меняться практически в течение всей жизни человека, то его характер, однажды сформировавшись, остается уже более или менее устойчивым. Исключение, пожалуй, составляют только случаи тяжелых заболеваний, захватывающие мозг человека, а также происходящие с возрастом глубокие органические изменения в центральной нервной системе, вслед за которыми по чисто органическим причинам может меняться характер человека. Наконец, некоторые его изменения могут происходить в период жизненных кризисов, которые также нельзя рассматривать как вполне нормальные явления.

       Решающим  для понимания характера является взаимоотношение между  общественно  и личностно значимым для человека каждом обществе имеются свои  важнейшие  и существенные, задачи. Именно  на  них  формируется  и  проверяется  характер людей. Поэтому понятие «характер» относится  в  большей  степи  к  отношению этих объективно существующих задач. Поэтому характер — это не  просто  любое, проявление твердости,  упорства  и т.п.  (формальное  упорство  может быть просто упрямством), а направленность на общественно значимую  деятельность.

       Именно  направленность личности лежит  в  основе  единства,  цельности,  силы характера. Обладание целями жизни  — главное условие  образования  характера. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие  или разбросанность  целей.

       Однако  характер и направленность личности — это не одной то же,  добродушным  и веселым может быть  как  порядочный,  высоконравственный  человек,  так  и человек с  низкими,  нечистоплотными  помыслами.  Направленность   личности накладывает огромный отпечаток на все поведение человека. И  хотя  поведение определяется не одним побуждением, а целостной системой отношений,  в  этой системе всегда что-то выдвигается на первый план, доминируя в ней,  придавая характеру человека своеобразный колорит.

       В  сформировавшемся  характере  ведущим  компонентом   является   система  убеждения. Убежденность  определяет  долгосрочную  направленность  поведения  человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет. Особенности характера тесно связаны с интересами человека при том условии,   что   эти интересы устойчивые и глубокие. Поверхностность и неустойчивость  интересов  нередко сопряжены с большой подражательностью,  с  недостатком  самостоятельности  и цельности личности  человека.  И,  наоборот,  глубина  и  содержательность интересов  свидетельствуют  о  целенаправленности,  настойчивости  личности. Сходство интересов не предполагает аналогичных особенностей характера.  Так, среди рационализаторов можно обнаружить людей веселых и  грустных,  скромных и навязчивых, эгоистов и альтруистов.

 

§1.2  Эмоциональность, как одна из важнейших характеристик человека.

 

   Эмоциональность, являющаяся одной  из важнейших характеристик человека, оказывает влияние практически  на все аспекты его деятельности. В связи с этим выявление  и анализ особенностей эмоциональности  представляется весьма актуальным  как для более детального понимания специфики развития человека вообще, так и для эффективности осуществления образовательного процесса в частности.

    Эмоциональность как свойство  человека упоминалась еще Гиппократом,  когда он говорил о холерическом  типе темперамента. В конце XIX века П. Малапер (P. Malapert, 1897) выделял особый тип эмоциональных людей наряду с апатичными и страстными. Г. Хейманс и Е. Вирсма (G. Heymans, E. Wiersma, 1908, 1909) выделяли три главных фактора личности: эмоциональность, активность и реактивность. Об эмоциональности они судили по тому, как близко к сердцу принимает человек пустяки, восторгается он или плачет по незначительному поводу.

    Если обратиться к эмоциональности  непосредственно, то в зарубежной  психологии первоначально она  чаще всего понималась как эмоциональная возбудимость (отзывчивость человека на эмоциогенные ситуации) и реактивность. П. Фресс, например, дал следующее определение эмоциональности: "эмоциональность как черта личности - это чувствительность к эмоциогенным ситуациям" (1975, с. 181). Эмоциональность, отмечает П. Фресс, употребляется как синоним гиперэмоциональности, т. е. как проявление более частых и более сильных эмоциональных реакций, чем это в среднем свойственно людям. Эмоциональность как качественную характеристику гиперэмоциональности рассматривает и Г. Крейг. Для нее эмоциональность - это склонность легко поддаваться страху и гневу.

 В  отечественной психологии исследование  эмоциональности было начато  по предложению Б. М. Теплова  в 1964 году. Б. М. Теплов ставил  цель выявить наиболее "сензитивные" к эмоциональному воздействию физиологические показатели и раскрыть характер соотношения между индивидуальным своеобразием физиологических сдвигов при эмоциональных состояниях и некоторыми свойствами нервной системы. Работа, по существу, была направлена на исследование физиологической детерминанты эмоциональных состояний, но ее результаты дали принципиальный толчок для исследования эмоциональности и с точки зрения психологии. Определенным итогом явилось данное В.Д. Небылицыным (1976), учеником Б.М. Теплова, развернутое определение эмоциональности как обширного комплекса свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений.

    В качестве основных характеристик  эмоциональности он выделяет впечатлительность, импульсивность и эмоциональную лабильность. Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость человека, чуткость его к эмоциогенным воздействиям. Импульсивность В.Д. Небылицын понимает как быстроту, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Под эмоциональной лабильностью он понимает быстроту, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим.

    Положения, высказанные В.Д. Небылицыным,  в конкретных исследованиях начала  воплощать А.Е. Ольшанникова со  своими учениками. Прежде всего,  в основу эмоциональности она  положила знак и модальность  эмоций. Основываясь на физиологических данных, она первоначально выделила три основные эмоции: удовольствие-радость, гнев и страх. Позднее, в качестве самостоятельной эмоции к этой триаде добавилась печаль.

Затем Ольшанникова стала рассматривать эмоциональность значительно шире, как свойство человека, характеризующее содержание, качество и динамику его эмоций и чувств.

   Содержательные аспекты эмоциональности  отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для  человека. Качественные свойства  эмоциональности характеризующие отношение индивида к явлениям окружающего мира и находят свое выражение в знаке и модальности доминирующих эмоций. К динамическим свойствам эмоциональности А. Е. Ольшанникова относит особенности возникновения, протекания и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения (экспрессию).

    Как показывает предыдущий обзор,  в отечественной психологии эмоциональность  трактуется несколько шире, нежели  в зарубежной, где эмоциональность рассматривается только со стороны ее динамической характеристики.

    Другой отличительной чертой  отечественной психологии в плане  изучения эмоциональности является  то, что были предприняты небезуспешные  попытки выявить то, как эмоциональность  влияет на особенности поведения,  на эффективность общения и  на другие виды практической деятельности. Например, О. П. Санникова (1982) показала, что широкий круг общения, большая активность общения в сочетании с ее недолговременностью характерны для лиц с положительными эмоциональными установками, а узкий круг общения, малая активность общения на фоне устойчивых отношений - для лиц со склонностью к переживанию отрицательных эмоций. М. В. Депенчук выявлено, что лица с высокой эмоциональностью хуже адаптируются в новой социокультурной среде. А. И. Палеем обнаружена связь между качественными особенностями эмоциональности, ее модальной структурой и когнитивным стилем деятельности.

    В последние годы интерес к  проблеме эмоциональности в отечественной  психологии после некоторого  спада вновь возрастает. Так, Е.  П. Ильиным и его учениками ведутся исследования в области половозрастных особенностей эмоциональности, учета ее специфики в образовательном процессе и т. д. И несомненно, что дальнейшее изучение эмоциональности как важной характеристики человека на сегодняшний день актуально как в нашей стране, так и за рубежом: по мнению А. Ребера (A. Reber, 1995), в современной зарубежной психологии эмоциональность трактуется в терминах актов поведения, которые можно наблюдать и которые теоретически связаны с лежащей в их основе эмоцией, т. е. эмоциональность является поведенческим проявлением, которое считается основным компонентом при оценке испытываемой эмоции.

В энциклопедическом  словаре «Общая психология» А.В. Петровского эмоциональность рассматривается  как свойства человека, характеризующее  содержание, качество и динамику его  эмоций и чувств. Содержательные аспекты  эмоций отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности, её нравственным потенциалом: направленностью мотивационной сферы, мировоззрением, ценностными ориентациями.

      Качественные  свойства эмоциональности характеризуют отношение индивида к явлениям окружающего мира и находят своё выражение в знаке и модальности доминирующих эмоций. К динамическим свойствам эмоциональности относятся особенности возникновения, протекания и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения. Эмоциональность является одной из основных (наряду с активностью) составляющих темперамента.2

      Эмоциональные состояния связаны с поведением человека, с его побуждением предпринять  те или иные действия.

Как известно эмоциональные состояния – это психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена, но и направленность поведения. А поведение  является совокупностью направленных действий субъекта, реализуемых им согласно закономерностям внутреннего развития и взаимодействия со средой.3 Из выше сказанного можно сделать вывод, что страх провоцирует бегство и избегание, гнев побуждает к нападению, стыд заставляет скрываться от других, вина мотивирует проявление внимания к партнёру.

Выделяют  три типа эмоционального поведения:

  1. Эмоциональное резонирование – это способность личности откликаться на различные эмоциональные состояния партнёров. Эмоциональный резонанс между партнёрами вызывает сложение их энергий, заключённых в эмоциях, и стимулирует дополнительный психологический эффект взаимодействия – синергизм.
  2. Эмоциональная отстранённость – человек в ответ на эмоциональное состояние окружающих проявляет не выразительные, приглушённые эмоции.
  3. Эмоциональное диссонирование характеризуется демонстративным выключением личности из эмоциональной сферы общения или проявлением эмоций, противоположных по смыслу ситуации взаимодействия: «Мне грустно потому, что…весело тебе» (М.Ю. Лермонтов).

Информация о работе Эмоциональность как тип характера