Содержание
характера, отражающее общественные
воздействия, влияния, составляет
жизненную направленность личности,
т.е. ее материальные и
духовные потребности, интересы, убеждения,
идеалы и т.д. Направленность
личности определяет цели, жизненный план
человека, степень его жизненной
активности. Характер человека предполагает
наличие чего-то значимого для
него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят
мотивы его поступков, цели его
действий, которые он себе ставит.
В
общей структуре личности характер
занимает центральное место, объединяя
все другие свойства и особенности
поведения. Характер человека, несомненно,
влияет на его познавательные процессы
— восприятие, внимание, воображение,
мышление и память. Это влияние осуществляется
через волевые и инструментальные черты
характера. Эмоциональная жизнь человека
находится под прямым влиянием характера.
То же самое можно сказать о мотивации
и о самой воле. В первую очередь характер
определяет индивидуальность и своеобразие
личности.
От
других черт личности характер отличается
прежде всего своей устойчивостью
и более ранним формированием. Если,
например, потребности, интересы, склонности,
социальные установки, мировоззрение
человека в целом могут меняться практически
в течение всей жизни человека, то его
характер, однажды сформировавшись, остается
уже более или менее устойчивым. Исключение,
пожалуй, составляют только случаи тяжелых
заболеваний, захватывающие мозг человека,
а также происходящие с возрастом глубокие
органические изменения в центральной
нервной системе, вслед за которыми по
чисто органическим причинам может меняться
характер человека. Наконец, некоторые
его изменения могут происходить в период
жизненных кризисов, которые также нельзя
рассматривать как вполне нормальные
явления.
Решающим
для понимания характера является
взаимоотношение между общественно
и личностно значимым для человека
каждом обществе имеются свои важнейшие
и существенные, задачи. Именно на
них формируется и проверяется
характер людей. Поэтому понятие «характер»
относится в большей степи
к отношению этих объективно существующих
задач. Поэтому характер — это не просто
любое, проявление твердости, упорства
и т.п. (формальное упорство
может быть просто упрямством), а направленность
на общественно значимую деятельность.
Именно
направленность личности лежит в
основе единства, цельности,
силы характера. Обладание целями жизни
— главное условие образования
характера. Бесхарактерному человеку
свойственно отсутствие или разбросанность
целей.
Однако
характер и направленность личности
— это не одной то же, добродушным
и веселым может быть как
порядочный, высоконравственный
человек, так и человек с
низкими, нечистоплотными помыслами.
Направленность личности накладывает
огромный отпечаток на все поведение человека.
И хотя поведение определяется
не одним побуждением, а целостной системой
отношений, в этой системе всегда
что-то выдвигается на первый план, доминируя
в ней, придавая характеру человека
своеобразный колорит.
В
сформировавшемся характере ведущим
компонентом является система
убеждения. Убежденность определяет
долгосрочную направленность поведения
человека, его непреклонность в достижении
поставленных целей, уверенность в справедливости
и важности дела, которое он выполняет.
Особенности характера тесно связаны
с интересами человека при том условии,
что эти интересы устойчивые и глубокие.
Поверхностность и неустойчивость
интересов нередко сопряжены с большой
подражательностью, с недостатком
самостоятельности и цельности личности
человека. И, наоборот, глубина
и содержательность интересов свидетельствуют
о целенаправленности, настойчивости
личности. Сходство интересов не предполагает
аналогичных особенностей характера.
Так, среди рационализаторов можно обнаружить
людей веселых и грустных, скромных
и навязчивых, эгоистов и альтруистов.
§1.2
Эмоциональность, как
одна из важнейших характеристик
человека.
Эмоциональность, являющаяся одной
из важнейших характеристик человека,
оказывает влияние практически
на все аспекты его деятельности.
В связи с этим выявление
и анализ особенностей эмоциональности
представляется весьма актуальным
как для более детального понимания
специфики развития человека вообще, так
и для эффективности осуществления образовательного
процесса в частности.
Эмоциональность как свойство
человека упоминалась еще Гиппократом,
когда он говорил о холерическом
типе темперамента. В конце XIX века
П. Малапер (P. Malapert, 1897) выделял особый тип
эмоциональных людей наряду с апатичными
и страстными. Г. Хейманс и Е. Вирсма (G.
Heymans, E. Wiersma, 1908, 1909) выделяли три главных
фактора личности: эмоциональность, активность
и реактивность. Об эмоциональности они
судили по тому, как близко к сердцу принимает
человек пустяки, восторгается он или
плачет по незначительному поводу.
Если обратиться к эмоциональности
непосредственно, то в зарубежной
психологии первоначально она
чаще всего понималась как эмоциональная
возбудимость (отзывчивость человека
на эмоциогенные ситуации) и реактивность.
П. Фресс, например, дал следующее определение
эмоциональности: "эмоциональность
как черта личности - это чувствительность
к эмоциогенным ситуациям" (1975, с. 181).
Эмоциональность, отмечает П. Фресс, употребляется
как синоним гиперэмоциональности, т.
е. как проявление более частых и более
сильных эмоциональных реакций, чем это
в среднем свойственно людям. Эмоциональность
как качественную характеристику гиперэмоциональности
рассматривает и Г. Крейг. Для нее эмоциональность
- это склонность легко поддаваться страху
и гневу.
В
отечественной психологии исследование
эмоциональности было начато
по предложению Б. М. Теплова
в 1964 году. Б. М. Теплов ставил
цель выявить наиболее "сензитивные"
к эмоциональному воздействию физиологические
показатели и раскрыть характер соотношения
между индивидуальным своеобразием физиологических
сдвигов при эмоциональных состояниях
и некоторыми свойствами нервной системы.
Работа, по существу, была направлена на
исследование физиологической детерминанты
эмоциональных состояний, но ее результаты
дали принципиальный толчок для исследования
эмоциональности и с точки зрения психологии.
Определенным итогом явилось данное В.Д.
Небылицыным (1976), учеником Б.М. Теплова,
развернутое определение эмоциональности
как обширного комплекса свойств и качеств,
характеризующих особенности возникновения
и прекращения разнообразных чувств, аффектов
и настроений.
В качестве основных характеристик
эмоциональности он выделяет впечатлительность,
импульсивность и эмоциональную лабильность.
Впечатлительность выражает аффективную
восприимчивость человека, чуткость его
к эмоциогенным воздействиям. Импульсивность
В.Д. Небылицын понимает как быстроту,
с которой эмоция становится побудительной
силой поступков и действий без их предварительного
обдумывания и сознательного решения
выполнить их. Под эмоциональной лабильностью
он понимает быстроту, с которой прекращается
данное эмоциональное состояние или происходит
смена одного переживания другим.
Положения, высказанные В.Д. Небылицыным,
в конкретных исследованиях начала
воплощать А.Е. Ольшанникова со
своими учениками. Прежде всего,
в основу эмоциональности она
положила знак и модальность
эмоций. Основываясь на физиологических
данных, она первоначально выделила три
основные эмоции: удовольствие-радость,
гнев и страх. Позднее, в качестве самостоятельной
эмоции к этой триаде добавилась печаль.
Затем
Ольшанникова стала рассматривать эмоциональность
значительно шире, как свойство человека,
характеризующее содержание, качество
и динамику его эмоций и чувств.
Содержательные аспекты эмоциональности
отражают явления и ситуации,
имеющие особую значимость для
человека. Качественные свойства
эмоциональности характеризующие отношение
индивида к явлениям окружающего мира
и находят свое выражение в знаке и модальности
доминирующих эмоций. К динамическим свойствам
эмоциональности А. Е. Ольшанникова относит
особенности возникновения, протекания
и прекращения эмоциональных процессов
и их внешнего выражения (экспрессию).
Как показывает предыдущий обзор,
в отечественной психологии эмоциональность
трактуется несколько шире, нежели
в зарубежной, где эмоциональность
рассматривается только со стороны ее
динамической характеристики.
Другой отличительной чертой
отечественной психологии в плане
изучения эмоциональности является
то, что были предприняты небезуспешные
попытки выявить то, как эмоциональность
влияет на особенности поведения,
на эффективность общения и
на другие виды практической деятельности.
Например, О. П. Санникова (1982) показала,
что широкий круг общения, большая активность
общения в сочетании с ее недолговременностью
характерны для лиц с положительными эмоциональными
установками, а узкий круг общения, малая
активность общения на фоне устойчивых
отношений - для лиц со склонностью к переживанию
отрицательных эмоций. М. В. Депенчук выявлено,
что лица с высокой эмоциональностью хуже
адаптируются в новой социокультурной
среде. А. И. Палеем обнаружена связь между
качественными особенностями эмоциональности,
ее модальной структурой и когнитивным
стилем деятельности.
В последние годы интерес к
проблеме эмоциональности в отечественной
психологии после некоторого
спада вновь возрастает. Так, Е.
П. Ильиным и его учениками
ведутся исследования в области половозрастных
особенностей эмоциональности, учета
ее специфики в образовательном процессе
и т. д. И несомненно, что дальнейшее изучение
эмоциональности как важной характеристики
человека на сегодняшний день актуально
как в нашей стране, так и за рубежом: по
мнению А. Ребера (A. Reber, 1995), в современной
зарубежной психологии эмоциональность
трактуется в терминах актов поведения,
которые можно наблюдать и которые теоретически
связаны с лежащей в их основе эмоцией,
т. е. эмоциональность является поведенческим
проявлением, которое считается основным
компонентом при оценке испытываемой
эмоции.
В энциклопедическом
словаре «Общая психология» А.В.
Петровского эмоциональность рассматривается
как свойства человека, характеризующее
содержание, качество и динамику его
эмоций и чувств. Содержательные аспекты
эмоций отражают явления и ситуации, имеющие
особую значимость для субъекта. Они неразрывно
связаны со стержневыми особенностями
личности, её нравственным потенциалом:
направленностью мотивационной сферы,
мировоззрением, ценностными ориентациями.
Качественные
свойства эмоциональности характеризуют
отношение индивида к явлениям окружающего
мира и находят своё выражение в знаке
и модальности доминирующих эмоций. К
динамическим свойствам эмоциональности
относятся особенности возникновения,
протекания и прекращения эмоциональных
процессов и их внешнего выражения. Эмоциональность
является одной из основных (наряду с активностью)
составляющих темперамента.2
Эмоциональные
состояния связаны с поведением
человека, с его побуждением предпринять
те или иные действия.
Как известно
эмоциональные состояния – это психические
состояния, которые возникают в процессе
жизнедеятельности субъекта и определяют
не только уровень информационно-энергетического
обмена, но и направленность поведения.
А поведение является совокупностью
направленных действий субъекта, реализуемых
им согласно закономерностям внутреннего
развития и взаимодействия со средой.3
Из выше сказанного можно сделать вывод,
что страх провоцирует бегство и избегание,
гнев побуждает к нападению, стыд заставляет
скрываться от других, вина мотивирует
проявление внимания к партнёру.
Выделяют
три типа эмоционального поведения:
Эмоциональное
резонирование – это способность личности
откликаться на различные эмоциональные
состояния партнёров. Эмоциональный резонанс
между партнёрами вызывает сложение их
энергий, заключённых в эмоциях, и стимулирует
дополнительный психологический эффект
взаимодействия – синергизм.
Эмоциональная
отстранённость – человек в ответ на эмоциональное
состояние окружающих проявляет не выразительные,
приглушённые эмоции.
Эмоциональное
диссонирование характеризуется демонстративным
выключением личности из эмоциональной
сферы общения или проявлением эмоций,
противоположных по смыслу ситуации взаимодействия:
«Мне грустно потому, что…весело тебе»
(М.Ю. Лермонтов).