Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 13:15, реферат
Мы часто слышим такие слова, как «эмоции», «чувства», «переживание»,
«настроение», или такие, как «стресс», «страсть». Но задумываемся ли мы, что
они означают? Чем отличаются друг от друга? Правильно ли мы их используем?
Ведь наш словарный запас весьма беден, чтобы выразить то, что мы чувствуем.
Разве можно утверждать, что говоря «я люблю мороженое», «я люблю свой город»,
«я люблю гулять», «я люблю этого человека», «я люблю маму», человек
испытывает одни и те же чувства?
Вступление
Виды и роль эмоций
Интерес
Радость
Удивление
Страдание
Гнев, отвращение, презрение
Страх
Стыд
Внутренние компоненты эмоций
Психологические теории эмоций
Теория эмоции как организмического возбуждения
Эволюционная теория Ч.Дарвина
Теория Джеймса – Ланге
Альтернатива к теории Джеймса – Ланге
Теория когнитивного диссонанса
Информационная теория П.В.Симонова
Заключение
Список литературы
ситуации, когда прогноз в лучшем случае предсказывал три дня тяжелейших
скитаний».
Однако не все эмоциональные проявления укладываются в эту концепцию. Например, к
какой категории
чувств – положительным или
удивление? Или представьте себе ситуацию, когда вы, проголодавшись, приходите в
гости. Вы видите накрытый стол с большим количеством еды и у вас улучшается
настроение. Хотя в данной ситуации вы вполне уверены, что и как будете есть,
т.е. Ин = Ис и эмоция должна быть Э = 0 .
Надо так же отметить, что чисто психологических теорий эмоций, не
затрагивающих физиологические и другие связанные с ними вопросы, на самом
деле не существует, а идеи, взятые из разных областей научных исследований, в
теориях эмоций обычно сосуществуют. Это не случайно, так как эмоцию как
психологическое явление трудно отделить от процессов, происходящих в
организме, и
нередко психологические и
эмоциональных состояний не просто сопровождают друг друга, но служат друг для
друга объяснением. Кроме того ряд теоретических вопросов, например, вопрос о
классификации и основных параметрах эмоциональных состояний, не может быть
решён без обращения к физиологическим составляющим эмоций.
Как правило, теории эмоций мало что могут сказать о роли эмоций в развитии
личности и об их влиянии на мысль и действие. Большинство исследований эмоций
было связано лишь с одним из компонентов эмоционального процесса. Хотя
некоторые теории
разрабатывают отдельные
разума, действий и личности, многое еще необходимо сделать как на
теоретическом, так и на эмпирическом уровнях.
Целостное определение эмоций должно учитывать характер её переживания,
включать
неврологический и
результат изменений в нервной системе, и эти изменения могут быть обусловлены
как внутренними, так и внешними событиями. Интенсивные эмоциональные
состояния привлекают внимание не только учёных, но наука об эмоциях не должна
останавливаться на изучении преходящих состояний. Существуют устойчивые
индивидуальные различия в частоте, с которой люди испытывают различные
эмоции, и эти различия могут анализироваться в терминах эмоциональных черт
или эмоциональных порогов.
Непротиворечивые
межкультурные факты
лишнем лет
назад тезис Дарвина о
внутрииндивидуальных процессов. Это означает, что эмоции имеют врождённые
нейронные программы, универсально понимаемую экспрессию и общие переживаемые
качества.
Эмоции удобно подразделять на положительные или отрицательные на основе
особенностей
их переживания и сенсорных
(например, радость,
страх) может быть
критерий для классификации основывается на адаптивности или дезадаптивности
эмоций в конкретной ситуации.
Эмоции влияют на человека в целом, и каждая эмоция влияет на субъект по-
разному. Эмоции воздействуют на уровень электрической активности мозга,
степень напряжения мышц лица и тела, на функционирование эндокринной,
кровеносной и дыхательной систем. Эмоции могут изменять восприятие
окружающего мира от яркого и светлого к тёмному и угрюмому, наши мысли от
творческих к меланхолическим и наши действия от неловких и неадекватных к
искусным и целесообразным.
Эмоция может рассматриваться как изменённое или особое состояние сознания.
Она может существовать относительно независимо от других состояний сознания,
но обычно взаимодействует с ними и влияет на сосуществующие состояния или
процессы в сознании.
Область эмоций сложна и междисциплинарна. Социальные психологи сделали вклад
в изучение эмоций как невербальной коммуникации. Психологи личности
подсказали пути, по которым эмоции могут соотноситься с другими
мотивационными конструктами, такими, как Я-концепция и психологические
потребности, и увеличила наше знание о связи аффективных состояний с
функционированием личности. Клиническая психология и психиатрия
способствовали пониманию роли сложных комбинаций эмоций в психопатологии и
акцентировали
необходимость
Неврологические науки содействовали получению знаний о роли различных
мозговых механизмов эмоций, а биохимия и психофармакология показали важность
гормональной и нейрогуморальной сфер в эмоциональных процессах и
эмоциональном поведении.
1. А.Н. Леонтьев. Потребности, мотивы и эмоции. – Москва, 1971 г.
2. В.Г. Крысько. Психология и педагогика. Схемы и комментарии. –
Москва, Владос - пресс, 2001 г.
3. Е.И. Рогов. Эмоции и воля. – Москва, Владос, 2001 г.
4. Краткий психологический словарь. Под общей редакцией
А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. – Москва,
Издательство политической литературы, 1985 г.
5. Р.С. Немов. Психология. Общие основы психологии. – Москва,
Владос, ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2002 г.
6. Кэррол Е. Изард. Эмоции человека. Пер. с английского –
Москва, Издательство Московского Университета, 1980 г.
7. Ч. Дарвин. О выражении эмоций у человека и животных. –
Санкт-Петербург, Питер, 2001 г.