Эмоции и воля

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 22:05, контрольная работа

Описание работы

Самовоспитание – очень важная сторона воспитания, которая реализуется как под влиянием педагогов и социальной среды, так и на основе индивидуальных качеств человека.
Самооценка (самоанализ). Человек должен точно знать, какие качества следует воспитывать у себя, поэтому самовоспитание начинается с самооценки.

Работа содержит 1 файл

тема 4.doc

— 33.00 Кб (Скачать)

Тема 4. Эмоции и воля

Задание 1. Приемы работы над  собой, способствующие формированию волевых  качеств личности.

Самовоспитание – очень важная сторона воспитания, которая реализуется как под влиянием педагогов и социальной среды, так и на основе индивидуальных качеств человека. 

Самооценка (самоанализ). Человек должен точно знать, какие качества следует воспитывать у себя, поэтому самовоспитание начинается с самооценки. 

Самоконтроль. Самоконтроль обязательный прием самовоспитания, способствует концентрации всех сил в нужном направлении и экономному расходованию сил.

Самосознание, самоуважение. Выражает установку одобрения или неодобрения по отношению к самому себе и указывает, в какой мере индивид считает себя успешным. 

Самовнушение. Оно помогает вести себя, не выходя за рамки принятых в данном обществе правил культурного поведения, владеть собой в самых трудных ситуациях.

Самоприказ – это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе: «Разговаривать спокойно!», «Не поддаваться на провокацию!», «Молчать, молчать!» помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики.

Самопринуждение – обязательный прием самовоспитания, которым должны владеть все школьники и взрослые люди.

Саморегуляция – этот прием предусматривает обучение умению следить за внешними проявлениями эмоциональных состояний.

Самостимуляция. Мнительным и самолюбивым людям, большую помощь в самовоспитании могут оказать методы самоободрения, самопоощрения, самоосуждения и самонаказания.

Задание 1. Почему оценка знаний должна быть объективной? В каких случаях оценка стимулирует развитие волевых качеств личности?

    Оценка включает в себя квалификацию степени развитости определенного свойства у оцениваемого лица, а также количественную и качественную оценку его действий или результатов деятельности.

    Оценка - это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком. От оценки зависит вся наша ориентировочная и вообще любая деятельность в целом. Точность и полнота оценки определяют рациональность движения к цели.

      Функции оценки, как известно, не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка - одно из действенных средств, находящихся в распоряжении педагога, стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием объективного оценивания у школьников создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам. Поэтому значимость оценки, разнообразие ее функций требуют поиска таких показателей, которые отражали бы все стороны учебной деятельности школьников и обеспечивали их выявление. С этой точки зрения ныне действующая система оценивания знаний, умений требует пересмотра с целью повышения ее диагностической значимости и объективности. Отметка является педагогическим стимулом, сочетающим в себе свойства поощрения и наказания: хорошая отметка является поощрением, а плохая - наказанием.

      В процессе воспитания воли у учеников преподавателю необходимо учитывать возрастные особенности воли детей. Так, младший школьник еще не способен делать длительных волевых усилий, особенно при выполнении однообразных заданий. Отсюда понятна необходимость постоянно разнообразить деятельность младшего школьника. Важным фактором в воспитании воли у школьника является совместная работа в коллективе. Дружный, целеустремленный коллектив оказывает положительное влияние наличность школьника, воспитывая его волю. Школьник подражает лучшим в школьном коллективе, старается не отстать от коллектива, стремится воспитать у себя те волевые качества, которые особенно ценятся в коллективе. Оценка коллективом поступков, поведения конкретного ученика существенно влияет на формирование его воли.

Чем можно объяснить, что если дать возможность  человеку «выговориться», «поплакать», то ему легче перенести горе?      

Горе  — это не просто одно из чувств, это  одно из тех чувств, которое делает человека человеком. Человеческое горе не деструктивно (забыть, оторвать, отделится), а конструктивно, оно призвано не разбрасывать, а собирать, не уничтожать, а творить - творить память.

    Если человек пожелает с вами поговорить, нужно всегда быть в его распоряжении, выслушать его (даже если вы слушаете это все в сотый раз и вам самому тяжело) и поддержать.

    Слезы дают возможность сильнейшей эмоциональной разрядки. Наши слезные железы устроены таким образом, что слезы способствуют выработке успокоительных веществ. Недаром, поплакав, так хорошо спится.

     Один из способов перенести горе - это многократно о нем рассказывать. При этом отреагируются сильные эмоции. Вам нужно внимательно слушать человека, отвечать на его вопросы при необходимости. Давать человеку выразить его эмоции, переживания. Это могут быть слезы, гнев, раздражение, печаль. Вы не даете оценок и интерперетаций, просто внимательно слушаете, находитесь рядом. Возможен тактильный контакт, то есть человека можно обнять, взять за руку.  
 

Задание 2. Опишите, какие  эмоциональные состояния  возникают у Вас  при подготовке к  экзамену, семинару, выступлению перед  аудиторией?

      Экзамены это стресс и для меня, и для преподавателей, и для студентов. Хорошо бы выработать конструктивное отношение к ним всех участников, научиться и научить воспринимать экзамен не как испытание, а как возможность проявить себя, улучшить оценки, приобрести экзаменационный опыт, стать более внимательными и организованными. Нужно помочь созданию позитивного эмоционального настроя на экзамены; снизить экзаменационные страхи, тревоги; обучить себя эмоциональной саморегуляции при сдаче экзаменов, развить чувство эмпатии. 
   
Экзамен- это не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса. И значит, необходимо разобраться с тем, что такое стресс и какое влияние оказывает на человека ситуация неопределенности. Стресс-это своего рода сигнал бедствия, который заставляет тело приготовиться «либо к бою, либо к бегству». Стресс мобилизует нас на борьбу с неожиданным препятствием.

Информация о работе Эмоции и воля