Мысли, эмоции, воля для обеспечения безопасности человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 22:53, реферат

Описание работы

Для безопасного состояния системы "человек-среда" необходимо согласование характеристик человека и элементов, составляющих среду. В тех случаях, когда такого согласования нет, возможны следующие последствия:
- снижение работоспособности;
- развитие общих и профессиональных заболеваний;
- аварии, пожары, взрывы;
- травматизм и т.д.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 95.65 Кб (Скачать)

Введение

Для безопасного  состояния системы "человек-среда" необходимо согласование характеристик  человека и элементов, составляющих среду. В тех случаях, когда такого согласования нет, возможны следующие  последствия: 
       -  снижение работоспособности; 
       - развитие общих и профессиональных заболеваний; 
       - аварии, пожары, взрывы; 
       - травматизм и т.д. 
Для обеспечения безопасности труда большое значение имеют психические факторы, к которым относят внимание, мышление, воля, эмоции, память, воображение и другие. Совокупность этих качеств определяет личность. Личные качества человека существенно влияют на безопасность.

Психология безопасности труда составляет важное звено в  структуре мероприятий по обеспечению  безопасной деятельности человека. Проблемы аварийности и травматизма на современных производствах невозможно решать только инженерными методами.

Опыт свидетельствует, что  в основе аварийности и травматизма (до 60 - 90 % случаев) часто лежат не инженерно-конструкторские дефекты, а организационно-психологические  причины: низкий уровень профессиональной подготовки по вопросам безопасности, недостаточное воспитание, слабая установка  специалиста на соблюдение безопасности, допуск к опасным видам работ  лиц с повышенным риском травматизации, пребывание людей в состоянии утомления или других психических состояний, снижающих надежность и безопасность деятельности специалиста.

 

 

 

 

 

 

1 Психические процессы, свойства  и состояния, влияющие на безопасность

В психической деятельности человека различают три основные группы компонентов: психические процессы, свойства и состояния.

Психические процессы составляют основу психической деятельности и являются динамическим отражением действительности. Без них невозможно формирование знаний и приобретение жизненного опыта. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы (ощущения, восприятия, память и др.).

Психические свойства (качества личности) - это свойства личности или ее существенные особенности (направленность, характер, темперамент). Среди качеств личности выделяют интеллектуальные, эмоциональные, волевые, моральные, трудовые. Эти свойства устойчивы и постоянны.

Психическое состояние  человека - это относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека (как обладателя психики) с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией. Психические состояния отличаются разнообразием и временным характером, определяют особенности психической деятельности в конкретный момент и могут положительно или отрицательно сказываться на течении всех психических процессов. Исходя из задачи психологии труда и проблем психологии безопасности труда целесообразно выделять производственные психические состояния и особые психические состояния, имеющие важное значение в организации профилактики производственного травматизма и предупреждения аварийности.

 

2 Психические процессы, определяющие  безопасность человека

Память – это свойство запоминания, сохранения и последующего воспроизведения человеком информации, непосредственно связанной с безопасностью, особенно оперативного характера.

Запоминание тесно связано  с забыванием. Психологами установлено, что в среднем за первые 9 часов  информация, которую помнит человек, уменьшается на 65 %. Следовательно, для того чтобы восполнить утраченную информацию, необходимо проводить обучение, инструктажи и т. д.

Внимание – это направленность сознания человека на определенные объекты, имеющие в данной ситуации существенное значение, а также сосредоточение сознания, предполагающее повышенный уровень умственной или двигательной активности.

В безопасности труда для  привлечения внимания человека к  опасностям используются различные  средства – звуковые, зрительные, световые. Визуальная информация по безопасности представлена в виде плакатов, надписей, знаков, световых сигналов, различных  видов окраски опасных объектов и др.

Восприятие – это отражение в сознании человека предметов или явлений при их воздействии на органы чувств. Для восприятия используется информация от нескольких видов анализаторов (зрительного, слухового, тактильного).

Исследованиями установлено, что качественное восприятие информационных средств по безопасности труда должно соответствовать определенным правилам; в частности, должны обеспечиваться актуальность и новизна информации, эмоциональность воздействия, краткость  сообщений (текст из нескольких слов) и т. д.

Мышление – это процесс познания действительности, характеризующийся обобщением. В процессе мышления осуществляется выбор решения, которое реализуется в последующих действиях человека. Ошибочный выбор решения связан со следующими причинами: неверная оценка ситуации, недостаточность опыта и ошибочное осмысление полученной информации. Ошибочное решение может привести к авариям, травмам, несчастным случаям.

Эмоции – это переживание человеком какого-либо чувства. Эмоции бывают различного типа – стенические и астенические. Стенические эмоции – решимость, радость, воодушевление, азарт – побуждают человека к активным действиям, преодолению препятствий и устранению причин угрозы для человека. Астенические эмоции – боязнь, опасение, страх, испуг, ужас – способствуют отказу от преодоления препятствий, замыканию в себе, необоснованным переживаниям. Тип эмоций связан с темпераментом и характером человека. Поэтому темперамент и характер человека учитываются при его допуске к некоторым видам работ, связанных с большой ответственностью, необходимостью принятия быстрых и адекватных решений (летчики, авиадиспетчеры, операторы, управляющие опасными производственными процессами).

В ряде случаев эмоции, определяемые характером и темпераментом человека, могут вызвать состояние аффекта  – эмоционального со- стояния, быстро овладевающего человеком, бурно протекающего и характеризующегося значительным изменением сознания, утратой само- обладания, неадекватными сложившейся ситуации действиями. В состоянии аффекта, например отчаяния, может возникнуть ступор (застывание в неподвижной позе) или обморок. После состояния аффекта может наступить шок, характеризующийся разбитостью, упадком сил, неподвижностью, вялостью. Людей, склонных к аффектам, нельзя допускать к особо ответственным и опасным работам, так как аффект может являться основной причиной  реализации опасной ситуации – аварии или травмы.

Настроение – это общее эмоциональное состояние человека, формирующее в течение определенного периода времени характер протекания отдельных психических процессов и поведение человека. Настроение в некоторой степени может являться причиной возникновения опасных ситуаций. Например, длительное эмоционально-отрицательное настроение может привести человека к снижению трудоспособности, неспособности к активным действиям в преодолении возникающих трудностей, что может являться причиной несчастных случаев. Это обстоятельство необходимо учитывать, и человек, находящийся в эмоционально подавленном настроении, может быть временно отстранен от выполнения ответственных и связанных с высокой опасностью операций.

Воля – это форма психической активности человека, которая характеризуется регулированием самим человеком своего поведения, ограничением или отказом от других стремлений и побуждений во имя достижения поставленной цели. Основными характеристиками воли являются:  осмысленность и направленность  действий  на  достижение цели, осознание ограничений, определяемых реальной ситуацией. Для профессиональной  деятельности,  требующей быстрых,  решительных и осознанных действий, должны привлекаться люди с сильной волей.

Антиподом сильной воли являются такие качества человека, как внушаемость, нерешительность, безволие, импульсивность. Людей с подобными качествами не следует использовать для выполнения ответственных работ, от результата которых зависят жизни людей, состояние технического или производственного объекта, вероятность возникновения аварии или чрезвычайной ситуации.

К психическим состояниям относится мотивация, которая очень тесно соприкасается с эмоционально-волевой сферой. Под мотивацией понимается совокупность желаний, устремлений, побуждений, мотивов, установок и других побудительных сил личности. Одним из важных мотивов  человека  является  обеспечение  безопасности.  Неразвитость или ослабление этого мотива может вовлечь человека в опасную ситуацию. Создание безопасных для труда условий, строгое соблюдение правил и требований безопасности должно всячески стимулироваться – морально, материально и т. д., чтобы формировать в трудовом коллективе устойчивые мотивы безопасного поведения, безопасного труда.

Мотивация связана с другим базовым понятием безопасности деятельности – риском, который может быть мотивированным и немотивированным (бескорыстным). Причинами мотивированного  рискованного поведения могут быть выгода или опасность каких-либо потерь проигрышей (карьерных, личностных и т. д.). Готовность к риску индивида определяется его психологическими свойствами, например: характером, темпераментом, легкомыслием, боязливостью и т. д.

Основными психическими свойствами, влияющими на безопасность человека, являются характер и темперамент.

Характер человека играет важную роль в обеспечении безопасности человека и является совокупностью  индивидуально- психологических свойств, проявляющихся в типичных для конкретной личности действиях при определенных обстоятельствах и его отношении к этим обстоятельствам. Совокупность психологических свойств образует структуру характера. Психологи классифицируют много структур характеров. Характер должен учитываться при профессиональном отборе. Структура характера определяется психологами посредством специальных психологических тестов. С понятием характера неразрывно связано понятие темперамента.

Темперамент – это характеристика динамических психологических особенностей – интенсивности, скорости, темпа, ритма  психических процессов и состояний. По темпераменту люди подразделяются на холериков, меланхоликов, флегматиков  и сангвиников. Темперамент имеет  определенное значение для безопасности труда. Например, при неблагоприятных обстоятельствах меланхолик чаше становится жертвой, чем холерик или сангвиник.

Исходя из задачи психологии труда и проблем психологии безопасности труда, целесообразно выделять производственные психические состояния и особые психические состояния, имеющие  важное значение  в организации профилактики  производственного травматизма и предупреждении аварийности.

Психологическое состояние  человека оказывает существенное влияние  на безопасность, производительность и качество труда. Психологические  состояния, имеющие место в процессе трудовой деятельности человека, можно  подразделить:

- на длительные – определяющие отношение человека к выполняемой им работе и его общий психологический настрой. Это прежде всего удовлетворенность или неудовлетворенность выполняемой работой, наличие заинтересованности в труде или безразличие к нему, психологическая атмосфера в трудовом коллективе и т. д.;

- временные – возникающие из-за различных нарушений в производственном процессе, неполадок, конфликтных ситуаций:

- периодические – связанные с настроем на активную деятельность и желанием работать или, наоборот, с пониженной готовностью работать, утомлением, перенапряжением, сонливостью, апатией, скукой, вызванной однообразием и монотонностью работы.

 

3 Основные психологические  причины травматизма

Причинами травм могут  являться нарушения правил и инструкций по безопасности, нежелание выполнять  требования безопасности, неспособность  их выполнить. В основе этих причин травматизма лежат психологические  причины.

Психологические причины  возникновения опасных ситуаций можно подразделить на несколько  типов (рис.1).

1. Нарушение мотивационной  части действий человека, которое проявляется  в  нежелании  действия,  обеспечивающего  безопасность. Эти нарушения возникают, если человек недооценивает опасность, склонен к риску, критически относится к техническим рекомендациям, обеспечивающим безопасность. Причины этих нарушений действуют, как правило, в течение длительного времени или постоянно, если не принять специальных мер для их устранения.

Нарушения мотивационной  части действий могут иметь временный  характер, связанный, например, с состоянием депрессии или алкогольного опьянения.

2. Нарушение ориентировочной  части действий человека, которое  проявляется в незнании норм  и способов обеспечения безопасности, правил эксплуатации оборудования.

3. Нарушение исполнительской  части действий человека, которое  проявляется в невыполнении правил  и инструкций по безопасности  из- за несоответствия психофизических возможностей человека (недостаточная координация движения и скорость двигательных реакций, плохое зрение, несоответствие роста габаритам оборудования и т. д.) требованиям данной работы.

 

 

 

 

 

Рис. 1 Психологические причины возникновения опасных ситуаций

 

 

 

Такое подразделение психофизиологических (психофизических) причин позволяет наметить основные способы их устранения.

Для устранения причин мотивационной  части необходимо осуществлять пропаганду, воспитание и образование в области  безопасности.

Для устранения причин ориентировочной  части – обучение, выработку навыков  и приемов безопасных действий.

Для устранения причин исполнительской  части – профессиональный отбор, периодические медицинские освидетельствования, особенно для сложных, ответственных  и опасных видов трудовой деятельности.

Установлено, что травматизм зависит от возраста работника. Наибольший уровень травматизма наблюдается у молодых работников и у лиц, имеющих стаж более 15...20 лет.

Информация о работе Мысли, эмоции, воля для обеспечения безопасности человека