Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 16:37, реферат
Все, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, вызывает у нас определенное отношение. Один объекты и явления взывают у нас симпатию, другие, наоборот, отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство, другие — безразличие. Даже те отдельные свойства предметов, информацию о которых мы получаем через ощущения, например цвет, вкус, запах, не бывают безразличны для нас. Ощущая их, мы испытываем удовольствие или неудовольствие, иногда отчетливо выраженные, иногда едва заметные.
Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и, на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные "факторы риска" при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.
Страсть - еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек. С.Л. Рубинштейн писал, что "страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель... Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели".
Мы описали
основные виды качественно своеобразных
эмоциональных процессов и
Кроме
качественного описания и соответствующей
классификации эмоциональных
Эмоции,
таким образом, отличаются по многим
параметрам: по модальности (качеству),
по интенсивности, продолжительности,
осознанности, глубине, генетическому
источнику, сложности, условиям возникновения,
выполняемым функциям, воздействию на
организм. По последнему из названных
параметров эмоции делят на стенические
и астенические. Первые активизируют организм,
поднимают настроение, а вторые - расслабляют,
подавляют. Кроме того, эмоции делят на
низшие и высшие, а также по объектам, с
которыми они связаны (предметы, события,
люди и т.д.).
Какова роль эмоций в жизни человека?
На
данный вопрос можно отвечать обобщенно,
имея в виду ту роль, которую играют
в жизни человека все без исключения
эмоции, и дифференцированно, оценивая
ту частную роль, которую выполняют
отдельные разновидности
Коммуникативная функция эмоций заключается в том, что с их помощью люди могут общаться друг с другом, передавая друг другу важную для их жизни информацию. Правильнее было бы говорить, что не сами эмоции как внутренние переживания человека реализуют данную функцию, а сопровождающие эмоции телодвижения и телесные изменения. В число этих телесных изменений входят жесты, мимика, пантомимика, модуляции голоса, покраснение, побледнение, высыхание или увлажнение кожи и другое.
Телодвижения
и телесные состояния обычно соответствуют
внутренним, психологическим состояниям,
а также мыслям и образом человека,
выражают его отношение к тому,
что сейчас происходит с ним и
вокруг него. Эта информация является
важной в общении людей, она передается
с помощью соответствующих
Мотивационная функция эмоций проявляется в том, что они могут выступать в качестве самостоятельных источников активности или поведения человека, то есть в качестве мотивов поведения. В данной функции эмоций есть две стороны. Одна заключается в том, что эмоции могут явиться отдельными, вполне самостоятельными мотивами. Эту роль в жизни людей играют, например, чувства и страсти. Эмоции могут направлять и поддерживать активность человека на определенном уровне. В данной роли кроме чувств и страстей выступают настроения, биологические эмоции, аффекты. Регулирующая функция эмоций выражается в том, что они могут устанавливать общий уровень активности человека, понижая или повышая ее. Соответственно, выделяют астенические эмоции, которые снижают общий уровень активности, и стенические эмоции, которые этот уровень повышают. Стеническую, то есть стимулирующую, роль обычно выполняют приятные, положительные переживания; астеническую роль — неприятные, отрицательные переживания. Например, хорошее настроение человека стимулирует его активность, а плохое настроение тормозит активность. Есть, однако, исключения из данного правила: почти все аффекты, как положительные, так и отрицательные, обычно играют в жизни человека стимулирующую роль. Тем не менее и в случае стимулирования деятельности со стороны отрицательных эмоций они выступают в своей регулирующей функции.
Сигнальная функция эмоций состоит в том, что они в сознании человека могут служить сигналами происходящих в данный момент процессов в его организме. Эта функция эмоций имеет прямое отношение к потребностям человека, к процессу их удовлетворения. Можно считать доказанным, что положительные, приятные эмоциональные переживания возникают у человека, когда процесс удовлетворения его потребностей идет нормально. Отрицательные эмоции возникают в случае, если с удовлетворением потребностей человека не все обстоит благополучно. В данной функции, прежде всего, выступают такие эмоции, как настроение, биологические эмоции и аффекты.
Наконец, защитная
функция эмоций заключается в
том, что в некоторых жизненных
ситуациях эмоции могут предохранять
организм от различного рода угроз
для его благополучия. Предохранительная
функция эмоций может проявляться
в следующих вещах: эмоции мобилизуют
организм на преодоление препятствий,
представляющих угрозу для организма,
предохраняют организм от перегрузок,
экономя энергию, необходимую для
жизни. Аффекты, например, способствуют
мобилизации энергии организма
или ее разрядке, если она является
излишней и угрожает благополучию организма;
стрессы, делая организм малоактивным,
способствуют экономии и использованию
его энергии для выполнения наиболее
важных жизненных функций.
1
Психологические методики.
методика "Шкала состояний"
Методика направлена
на оценку степени субъективной комфортности
переживаемого человеком ФС в
данный момент времени. Она состоит
из 10 биполярных шкал, полюса которых
обозначены противоположными по своему
значению прилагательными, описывающими
характерные признаки «хорошего» и
«плохого» субъективного
Для оценки степени
выраженности переживаний по каждой
паре признаков используется традиционная
7-балльная шкала с фиксированной
нейтральной оценкой «0» и
Следует отметить, что в состав методики входят как прямые, так и обратные шкалы. В случае прямых шкал оценка в 7 баллов находится на левом полюсе шкалы (оценочная шкала выглядит как последовательность «по убывающей»: 7 6 5 4 3 2 1). В случае обратных шкал оценка в 7 баллов перемещается на правый полюс шкалы — оценочная шкала как бы «переворачивается» и имеет вид последовательности «по возрастающей» (1 2 3 4 5 6 7).
Основным показателем данной методики является так называемый индекс субъективного комфорта (ИСК), который рассчитывается как общая сумма баллов, набранная испытуемым по всем 10 шкалам. Оценки испытуемых могут варьировать в диапазоне от 10 до 701 баллов. Чем выше значение ИСК, тем благополучнее общее субъективное состояние испытуемого. Интерпретация результатов строится с учетом следующих градаций ИСК:
ИСК > 54 баллам -
Высокий уровень субъективного комфорта,
хорошее самочувствие.
48 < ИСК < 54 баллов - Приемлемый уровень
субъективного комфорта, нормальное самочувствие.
41 < ИСК < 48 баллов - Сниженный уровень
субъективного комфорта, пониженное самочувствие.
ИСК < 41 балла - Низкий уровень субъективного
комфорта, плохое самочувствие.
Бланк 1. Шкала состояний
Ф.И.О. ______________________________ Дата______________ Инструкция. Прочтите
каждую из представленных ниже пар
полярных утверждений и на оценочной шкале
отметьте, в какой степени ваши ощущения
в данный момент времени ближе к тому или
иному полюсу шкалы. Отсутствию сколь-нибудь
выраженного сдвига в сторону того или
иного переживания по данной шкале соответствует
оценка «О». Не задумывайтесь, пожалуйста,
долго над выбором ответа — обычно первое
ощущение, которое приходит вам в голову,
оказывается наиболее точным.
Индекс субъективного комфорта __________________ |
Методику
"Интеллектуальная
лабильность" рекомендуется использовать
с целью прогноза успешности в профессиональном
обучении, освоении нового вида деятельности
и оценки качества трудовой практики.
Материал для проведения методики: карандаш
или ручка, специальный бланк для ответов.
Инструкция: "Будьте внимательны. Работайте
быстро. Прочитанное мною задание не повторяется.
Внимание! Начинаем!"
Перед проведением теста экспериментатор
должен ознакомиться с заданиями и во
время процедуры обследования четко произносить
номер квадрата, в котором будет выполняться
задание, так как номера заданий и квадратов
на бланке не совпадают.
Содержание методики:
1. Напишите первую
букву имени "Сергей" и последнюю
букву первого месяца года (3 сек).
2. (квадрат 4) Напишите слово пар так, чтобы
любая одна буква была написана в треугольнике
(3 сек).
3. (квадрат 5) Разделите четырехугольник
двумя вертикальными и двумя горизонтальными
линиями (4 сек).
4. (квадрат 6) Проведите линию от первого
круга к четвертому так, чтобы она проходила
под кругом 2 и над кругом 3 (3 сек).
5. (квадрат 7) Поставьте плюс в треугольнике,
а цифру 1 - в том месте, где треугольник
и прямоугольник имеют общую площадь (3
сек).
6. (квадрат 8) Разделите второй круг на
три, а четвертый на две части (4 сек).
7. (квадрат 10) Если сегодня не среда, то
напишите предпоследнюю букву Вашего
имени (3 сек).
8. (квадрат 12) Поставьте в первый прямоугольник
плюс, третий зачеркните, в шестом поставьте
0 (4 сек).
9. (квадрат 13) Соедините точки прямой линией
и поставьте плюс в меньшем треугольнике
(4 сек).
10. (квадрат 15) Обведите кружком одну согласную
букву и зачеркните гласные (4 сек).
11. (квадрат 17) Продлите боковые стороны
трапециидо пересечения друг с другом
и обозначьте точки пересечения последней
буквой названия Вашего города (4 сек).
12. (квадрат 18) Если в слове синоним шестая
буква гласная, поставьте в прямоугольнике
цифру 1 (3 сек).
13. (квадрат 19) Обведите большую окружность
и поставьте плюс в меньшую (3 сек).
14. (квадрат 20) Соедините между собой точки
2, 4, 5, миновав 1 и 3 (3 сек).
15. (квадрат 21) Если два многозначных числа
неодинаковы, поставьте галочку на линии
между ними (2 сек).
16. (квадрат 22) Разделите первую линию на
три части, вторую на две, а оба конца третьей
соедините с точкой А (4 сек).
17. (квадрат 23) Соедините нижний конец первой
линии с верхним концом второй, а верхний
конец второй - с нижним концом четвертой
(3 сек).
18. (квадрат 24) Зачеркните нечетные цифры
и подчеркните четные (5 сек).
19. (квадрат 25) Заключите две фигуры в круг
и отведите их друг от друга вертикальной
линией (4 сек).
20. (квадрат 26) Под буквой А поставьте стрелку,
направленную вниз, под буквой В — стрелку,
направленную вверх, под буквой С — галочку
(3 сек).
21. (квадрат 27) Если слова дом и дуб начинаются
на одну и ту же букву, поставьте между
ромбами минус (3 сек).
22. (квадрат 28) Поставьте в крайней слева
клеточке 0, в крайней справа плюс, в середине
проведите диагональ (3 сек).
23. (квадрат 29) Подчеркните снизу галочки,
а в первую галочку впишите букву А (3 сек).
24. (квадрат 30) Если в слове подарок третья
буква не "и", впишите сумму числе
3 + 5 (3 сек).
25. (квадрат 31) В слове салют обведите кружком
согласные, а в слове дождь зачеркните
гласные (4 сек).
26. (квадрат 32) Если число 54 делится на 9,
опишите окружность вокруг четырехугольника
(3 сек).
27. (квадрат 33) Проведите линию от цифры
1 к цифре 7 так, чтобы она проходила под
четными цифрами и над нечетными (4 сек).
28. (квадрат 34) Зачеркните кружки без цифр,
кружки с цифрами подчеркните (3 сек).
29. (квадрат 35) Под согласными буквами поставьте
стрелку, направленную вниз, под гласными
— направленную влево (5 сек).
30. (квадрат 36) Напишите слово мир так, чтобы
первая буква была написана в круге, а
вторая в прямоугольнике (3 сек).
31. (квадрат 37) Укажите стрелками направления
горизонтальных линий вправо, а вертикальных
вверх (5 сек).
32. (квадрат 39) Разделите вторую линию пополам
и соедините оба конца первой линии с серединой
второй (3 сек).
33. (квадрат 40) Отделите вертикальными
линиями нечетные цифры от четных (5 сек).
34. (квадрат 41) Над линией поставьте стрелку,
направленную вверх, а под линией — стрелку,
направленную влево (2 сек).
35. (квадрат 42) Заключите букву М в квадрат,
К в круг, О в треугольник (4 сек).
36. (квадрат 43) Сумму чисел 5 + 2 напишите
в прямоугольнике, а разность этих чисел
— в ромбе (4 сек).
37. (квадрат 44) Зачеркните цифры, делящиеся
на 3, и подчеркните остальные (5 сек).
38. (квадрат 45) Поставьте галочку только
в круг, а цифру 3 —только в прямоугольник
(3 сек).
39. (квадрат 46) Подчеркните буквы и обведите
кружками четные цифры (5 сек).
40. (квадрат 47) Поставьте нечетные цифры
в квадратные скобки, а четные в круглые
(5 сек).