Экзистенциальная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:56, реферат

Описание работы

Экзистенциальная психология (от лат. existentia — существование) —одно из направлений «гуманистической психологии». Экзистенциальная психология изучает: 1) проблемы времени, жизни и смерти; 2) проблемы свободы, ответственности и выбора; 3) проблемы общения, любви и одиночества; 4) проблемы поиска смысла существования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….2-3
Работа над поиском смысла…………………………………………………………..4-9
В. Франкл……………………………………………………………………………………….9-12
Человек перед вопросом о смысле………………………………………...12-15
Список литературы…………………………………………………………………………16

Работа содержит 1 файл

Копия Экзистенциальная психология.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

году опубликована в «Международном журнале психоанализа». Однако молодого

человека в  не меньшей мере интересовали идеи «отступника» Адлера, создавшего Вторую

венскую школу  психотерапии (первой по праву считалась фрейдистская).

Еще не получив  законченного образования, Франкл примкнул к адлерианцам.

Впрочем, сотрудничество длилось недолго. В 1927 году на почве очевидных разногласий с коллегами Франкл покинул Общество индивидуальной психологии. Однако эти годы не прошли бесследно. Они наложили отпечаток на все последующее творчество Франкла: практически во всех его трудах присутствуют и Фрейд, и Адлер — как явные и неявные оппоненты. 

Фрейд и Адлер  уже принадлежат истории, последующее  развитие оставило их далеко

позади... Штекель  удачно определил положение дел, когда заметил, поясняя свое

отношение к  Фрейду, что карлик, стоящий на плечах гиганта, может видеть дальше, чем

сам гигант. В  конце концов, хотя индивид может  восхищаться Гиппократом и

Парацельсом, нет никакой необходимости, чтобы он следовал их предписаниям или

методам хирургии. 

Психоанализ говорит  о принципе удовольствия, индивидуальная психология — о

стремлении  к статусу. Принцип удовольствия может быть обозначен как воля к

удовольствию; стремление к статусу эквивалентно воле к власти. Но где же то, что

является наиболее глубоко духовным в человеке, где  врожденное желание человека

придать своей  жизни так много смысла, как  только возможно, актуализировать так  много

ценностей, сколь  это возможно, — где-то, что я назвал бы волей к смыслу? 

Эта воля к смыслу —  наиболее человеческий феномен, так как животное не бывает

озабочено смыслом  своего существования. Однако психотерапия превращает эту волю к

смыслу в  человеческую слабость, в невротический  комплекс. Терапевт, который

игнорирует  духовную сторону человека и, следовательно, вынужден игнорировать волю к

смыслу, отрицает одно из самых ценных его достоинств. 

Пройдя Первую и Вторую венские школы психотерапии, Франкл встал на путь создания

собственной — Третьей. Именно так впоследствии назовут созданное им учение. Но

должны были пройти еще годы накопления опыта, годы тяжелейших жизненных

испытаний, прежде чем юношеские идеи оформились в  стройную концепцию. 

 

О своем юношеском  мироощущении Франкл писал: «Будучи молодым человеком, я

прошел через  ад отчаяния, преодолевая очевидную  бессмысленность жизни, через

крайний нигилизм. Со временем я сумел выработать у  себя иммунитет против нигилизма.

Таким образом  я создал логотерапию».

Термин «логотерапия»  Франкл предложил еще в 20-е годы, впоследствии в качестве

равноценного  использовал термин «экзистенциальный  анализ». «Логос» для Франкла  —

это не просто «слово», как это обычно понимается в отечественной традиции.

Франкл опирается  на более широкое понимание греческой основы: «логос» — это «слово»

не просто как  вербальный акт, а как квинтэссенция  идеи, смысла, то есть это и есть сам

смысл. Такая  трактовка проясняет многие недоразумения  при толковании евангельского

текста: «В начале было слово...»

Получив в 1930 году степень доктора медицины, Франкл продолжил работать в области

клинической психиатрии, и уже к концу 30-х годов в  статьях, опубликованных им в

разных медицинских  журналах, можно найти формулировки всех основных идей, на

основе которых  впоследствии выросло здание его теории — логотерапии и

экзистенциального анализа.

Еще в 1928 году Франкл основал Центр консультирования молодежи в Вене и возглавлял

его до 1938 года.  

«ЕСЛИ ЕСТЬ ЗАЧЕМ...»

Присоединение Австрии к нацистскому рейху  для еврейской части населения страны (а к

ней принадлежал  и Франкл) означало верную гибель. Незадолго  до аншлюса у него была

возможность эмигрировать в США, однако он ее отверг: полученное из Америки

приглашение не распространялось на его родных, а  Франкл считал недопустимым их

бросить. (Наверное, в науке о душе различия в мировоззрении сказываются во всех

сферах: Зигмунд  Фрейд, уехавший в эмиграцию с  женой и дочерью, не проявил никакой

заботы о  своих родных сестрах, и все они  сгинули в концлагерях.)

Фортуна дала Франклу  несколько лет отсрочки. По счастливой случайности, гестаповец,

оформлявший отправку Франкла в лагерь смерти, оказался его бывшим пациентом и

вычеркнул его  из списка. Но в 1942 году про доктора  Франкла вспомнили снова. Да и  как

было не вспомнить  про заведующего отделением Венской Ротшильдовской еврейской

больницы!

Он, однако, выжил. Здесь сошлись и случайность, и закономерность. Случайность —  что

он не попал  ни в одну из команд, направлявшихся на смерть.

 Закономерность  — что он прошел через все  это, сохранив себя, свою личность,

свое «упрямство духа», как он называл способность  человека не поддаваться, не ломаться

под ударами, обрушивающимися  на тело и душу. В концлагерях  получил проверку и

подтверждение его взгляд на человека, и вряд ли удастся найти хоть одну

психологическую теорию личности, которая была бы в такой степени лично выстрадана и

оплачена такой  дорогой ценой.

Любая попытка  восстановления внутренней силы узника предполагает в качестве

важнейшего  условия успеха отыскание некоторой  цели в будущем. Слова Ницше: «Если

есть Зачем жить, можно вынести почти любое Как» — могли бы стать девизом для любых

психотерапевтических  и психогигиенических усилий... Горе тому, кто не видел больше ни

цели, ни смысла своего существования, а значит, терял  всякую точку опоры. Вскоре он

погибал. 
 
 
 

ВОПРОС  К СЕБЕ

Конец сороковых  отмечен ярчайшим всплеском творческой активности Франкла. Его

книги — философские, психологические, медицинские —  появляются одна за другой.

Среди его наиболее значительных работ (помимо _______названных) — «Доктор и душа»,

«Психотерапия и экзистенциализм», «Воля к смыслу», «Время и ответственность»,

«Подсознательный  бог», «Психотерапия на практике».

В 1946 году Франкл становится директором Венской неврологической  больницы, с 1947

года начинает преподавать в Венском университете, в 1949 году получает степень доктора

философии, в 1950 году возглавляет австрийское общество психотерапевтов. В 60-е годы

издание его  трудов на английском языке принесло ему всемирную славу, запоздало

докатившуюся  до наших берегов лишь к началу 90-х.

Франкл дважды объехал вокруг света с лекциями о логотерапии, побывал во многих

странах, в том  числе и в СССР (аудитория психологов в МГУ встретила его овацией). Он

умер в глубокой старости в своей родной Вене.

В нашей стране его идеи еще ждут настоящего признания. Ведь логотерапия — это не

столько техника, сколько философия. В отличие от столь любимых многими

манипуляторских ухваток, его концепция не содержит директивных рекомендаций и

приемов. На вопрос, существуют ли таковые, Франкл любил  отвечать: «Это все равно, что

спрашивать  гроссмейстера, какой шахматный  ход самый лучший». Ведь смысл своей

жизни каждый человек  открывает для себя сам.

Человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни, но скорее должен осознать, что он

сам и есть тот, к кому обращен вопрос. 

Человек перед вопросом о  смысле (из книги «Человек в поисках смысла»)

У каждого времени  свои неврозы и каждому времени  требуется своя психотерапия.

Сегодня мы, по сути, имеем дело уже с фрустрацией  не сексуальных потребностей, как  во

времена Фрейда, а с фрустрацией потребностей экзистенциальных. Сегодняшний пациент

уже не столько страдает от чувства неполноценности, как во времена Адлера, сколько от

глубинного  чувства утраты смысла, которое соединено  с ощущением пустоты, -поэтому  я

и говорю об экзистенциальном вакууме Я бы хотел просто процитировать  здесь пару фраз

из письма, которое написал мне один американский студент: "Здесь, в Америке, я со всех

сторон окружен  молодыми людьми моего возраста, которые  отчаянно пытаются найти

смысл своего существования. Недавно умер один из моих лучших друзей, которому найти

этот смысл  не удалось". Мои личные впечатления от американских университетов - а

только в  США я имел возможность читать лекции и общаться таким образом  со

студентами  в 129 университетах - подтверждают репрезентативность приведенного

отрывка из письма в той мере, в какой оно касается общего настроения и ощущения

жизни, которые  владеют сегодня академической  молодежью.

И не только они. Что касается поколения сегодняшних  взрослых, я ограничусь лишь

ссылкой на результат  исследования, проведенного Рольфом  фон Экартсбергом на

выпускниках Гарвардского университета. Через 20 лет после  окончания многие из них,

несмотря на то, что за это время они не только сделали карьеру, но и жили внешне вполне

благополучной и счастливой жизнью, жаловались на непреодолимое ощущение полной

утраты смысла.

Когда меня спрашивают, как  я объясняю себе причины, порождающие этот

экзистенциальный  вакуум, я обычно использую следующую  краткую формулу: в отличие

от  животных инстинкты  не диктуют человеку, что ему нужно, и в отличие  от человека

вчерашнего  дня традиции не диктуют сегодняшнему человеку, что ему должно. Не зная

ни  того, что ему нужно, ни того, что он должен, человек, похоже, утратил  ясное

представление о том, чего же он хочет. В итоге  он либо хочет того же, чего и другие

(конформизм), либо делает то, что другие хотят от него (тоталитаризм).

За этими  двумя следствиями важно не пропустить и не забыть третье, а именно появление

специфических невротических заболеваний, которые  я обозначил как "ноогенные

неврозы"

Данные тестирований согласованно показывают, что примерно 20%

неврозов относятся  к ноогенным.

Информация о работе Экзистенциальная психология