Экспериментальное исследование по определению особенностей проявления стилей саморегуляции у наркозависимых

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в изучении особенностей проявления саморегуляции у наркозависимых.
Объект: саморегуляция наркозависимых.
Предмет: особенности проявления саморегуляции у наркозависимых.
Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что у наркозависимых имеются определённые особенности проявления саморегуляции;
Задачи исследования:
1.Проанализировать теоретически материал по проблеме исследования.
2. Изучить особенности саморегуляции наркозависимых.
3. Обобщить полученные результаты исследования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
ГлаваI. Теоретические аспекты изучения проблемы саморегуляции
в современной психологии
1.1. Понятие «саморегуляция» и её сущность……………..……………..7
1.2. Личностные аспекты саморегуляции..……………………………...12
1.3. Стилевые особенности саморегуляции……………………………..17
1.4. Особенности саморегуляции у людей, страдающих наркоманией.19
Выводы по I главе………………………………………………………...23
Глава II. Экспериментальное исследование по определению
особенностей проявления стилей саморегуляции у наркозависимых
2.1. Организация и методы исследования…………………….................25
2.2. Анализ и интерпретация экспериментального исследования… ..30
Заключение………………………………………………………………. 37
Список использованной литературы…………………………………. 40
Приложение……………………………………………………………….45

Работа содержит 1 файл

курсовая 1.docx

— 104.22 Кб (Скачать)

     При диагностике индивидуальной развитости представлений о системе внешних и внутренних значимых условий, степень их осознанности, детализированности и адекватности, что относится к шкале

       «Моделирование» выявилось следующее: самый высокий показатель у 3 испытуемых – 8-9 совпадений из 9. Таких испытуемых 10%. Такие испытуемые способны выделять значимые условия достижения целей, как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем, что проявляется в адекватности программ действий планам деятельности, соответствии получаемых результатов принятым целям. В условиях неожиданно меняющихся обстоятельств, при смене образа жизни, переходе на другую систему работы такие испытуемые способны гибко изменять модель значимых условий и, соответственно, программу действий. У испытуемых с низкими показателями по шкале, а таких 16 человек (54%) – всего 1-3 совпадения, что говорит о слабой сформированности процессов моделирования. Это приводит к неадекватной оценке значимых внутренних условий и внешних обстоятельств, что проявляется в фантазировании, которое может сопровождаться резкими перепадами отношения к развитию ситуации, последствиям своих действий. У таких испытуемых часто возникают трудности в определении цели и программы действий, адекватных текущей ситуации, они не всегда замечают изменение ситуации, что также часто приводит к неудачам.

     В результате обследования выявилось, что  в шкале «Планирование» самым  высоким показателем было 8 (4испытуемых попадали под эту шкалу). Это 13% респондентов. Исходя из того, что это не наивысший показатель, то можно констатировать, что у наркозависимых, набравших по этой шкале наибольшее число совпадений, сформирована потребность в осознанном планировании деятельности, планы их в этом случае реалистичны, детализированы, действенны и устойчивы, цели деятельности выдвигаются ими самостоятельно. Самые низкие показатели у 14 респондентов (1-3 совпадений) (47%) Это свидетельствует о том, что у таких наркозависимых потребность в планировании развита слабо, планы подвержены частой смене, поставленная цель редко бывает выдвинута, планирование не действенно, малореалистично. Эти испытуемые предпочитают не задумываться о своём будущем, цели выдвигаются ситуативно и обычно несамостоятельно.

     Шкала «Самостоятельность» характеризует развитость регуляторной автономности. Наличие высоких показателей по шкале самостоятельности свидетельствует об автономности в организации активности человека, его способности самостоятельно планировать деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, контролировать ход ее выполнения, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности. Всего 4-7 совпадений было у 9 (30 %) человек, что явилось самым высоким показателем по данной шкале. 12 (40%;) испытуемых имели 1-3 совпадения, что свидетельствовало о низких показателях. Такие люди зависимы от мнений и оценок окружающих. Планы и программы действий разрабатываются несамостоятельно, такие испытуемые часто и некритично следуют чужим советам. При отсутствии посторонней помощи у таких испытуемых неизбежно возникают регуляторные сбои. Средний уровень – 9 чел. (30%) свидетельствует о частичной сформированности регулировать своё поведение.

     Так как опросник в целом работает как единая шкала «Общий уровень» саморегуляции, то он характеризует общий уровень сформированности индивидуальной системы осознанной саморегуляции произвольной активности человека. Для испытуемых с высокими показателями общего уровня саморегуляции, а таковых всего 1 (3 %) человек, характерна осознанность и взаимосвязанность в общей структуре индивидуальной регуляции регуляторных звеньев. Такие испытуемые самостоятельны, гибко и адекватно реагируют на изменение условий, выдвижение и достижение цели у них в большой степени осознанно. При высокой мотивации достижения они способны формировать такой стиль саморегуляции, который позволяет компенсировать влияние личностных, характерологических особенностей, препятствующих достижению цели. Чем выше общий уровень осознанной саморегуляции, тем легче человек овладевает новыми видами активности, увереннее чувствует себя в незнакомых ситуациях, тем стабильнее его успехи в привычных видах деятельности. В процессе беседы было выявлено, что у данного респондента два высших образования, воспитывался в образцовой семье. Наркотики начал употреблять уже в 28 лет.

     У испытуемых с низкими показателями по данной шкале  - 16 человек (54%), потребность в осознанном планировании и программировании своего поведения не сформирована, они более зависимы от ситуации и мнения окружающих людей. Возможность компенсации неблагоприятных для достижения поставленной цели личностных особенностей, у таких испытуемых снижена по сравнению с испытуемыми с высоким уровнем регуляции. Соответственно успешность овладения новыми видами деятельности в большой степени зависит от соответствия стилевых особенностей регуляции и требований осваиваемого вида активности. Испытуемых со средним «Общим уровнем» саморегуляции показателями общего уровня саморегуляции - 13 человек (44%).

     Таким образом, в результате диагностического исследования было выявлено, что большинство наркозависимых имеют низкий уровень саморегуляции. Такие испытуемые предпочитают действовать импульсивно, они не могут самостоятельно сформировать программу действий, часто сталкиваются с неадекватностью полученных результатов целям деятельности и при этом не вносят изменений в программу действий, действуя путем проб и ошибок. В динамичной, быстро меняющейся обстановке чувствуют себя неуверенно, с трудом привыкают к переменам в жизни, смене обстановки и образа жизни. В таких условиях несмотря даже на сформированность процессов регуляции, они не способны адекватно реагировать на ситуацию, быстро и своевременно планировать деятельность и поведение, разрабатывать программу действий, выделять значимые условия, оценивать рассогласование полученных результатов с целью деятельности и вносить коррекции. В результате у таких испытуемых неизбежно возникают регуляторные сбои и, как следствие, неудачи в выполнении деятельности. При слабой сформированности процессов моделирования это приводит к неадекватной оценке значимых внутренних условий и внешних обстоятельств, что проявляется в фантазировании, которое может сопровождаться резкими перепадами отношения к развитию ситуации, последствиям своих действий. У таких испытуемых часто возникают трудности в определении цели и программы действий, адекватных текущей ситуации, они не всегда замечают изменение ситуации, что также часто приводит к неудачам. Потребность в планировании развита слабо, планы подвержены частой смене, поставленная цель редко бывает выдвинута, планирование не действенно, малореалистично. Эти испытуемые предпочитают не задумываться о своём будущем, цели выдвигаются ситуативно и обычно несамостоятельно. Такие люди зависимы от мнений и оценок окружающих. Планы и программы действий разрабатываются несамостоятельно, такие испытуемые часто и некритично следуют чужим советам. При отсутствии посторонней помощи у таких испытуемых неизбежно возникают регуляторные сбои. Соответственно успешность овладения новыми видами деятельности в большой степени зависит от соответствия стилевых особенностей регуляции и требований осваиваемого вида активности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     «Саморегуляцию» понимают иногда как непроизвольный психический процесс. Такое понимание существенно обедняет смысл саморегуляции, приводя, в конечном счете к представлению о параллельном развитии мыслительной деятельности и некоего психического процесса, направленного на совершенствование. Спорно уже представление о саморегуляции как психическом процессе. Саморегуляция – это принцип, который должен  объяснить целостность и устойчивость деятельности и личности, организацию психических процессов, посредством которых совершается деятельность, их внутреннюю связь и единство, направленность деятельности и ее детерминацию.

     Субъектом саморегуляции является сам человек, а в качестве объектов могут выступать  присущие ему психические явления, выполняемая им деятельность, или  собственное поведение

     Место и роль психической саморегуляции  в жизни человека достаточно очевидны, если принять во внимание, что практически  вся его жизнь есть бесконечное  множество форм деятельности, поступков, актов общения и других видов  целенаправленной активности.

     Стилевыми особенностями саморегуляции являются типичные для человека и наиболее существенные индивидуальные особенности  самоорганизации и управления внешней  и внутренней целенаправленной активностью, устойчиво проявляющейся в различных  ее видах

     Феномен стиля саморегуляции проявляется  в том, каким образом человек  планирует и программирует достижение жизненных целей, учитывает значимые внешние и внутренние условия, оценивает  результаты и корректирует свою активность для достижения субъективно приемлемых результатов, в том, в какой мере процессы самоорганизации развиты  и осознанны.

     Индивидуальный  стиль саморегуляции характеризуется  комплексом стилевых особенностей регуляторики. К этим комплексам относятся типичные для данного человека особенности регуляторных процессов реализующие основные звенья системы саморегуляции (планирование, программирование, моделирование, оценивание результата), а также регуляторно-личностные свойства или инструментальные свойства личности, такие как самостоятельность, надежность, гибкость и т.д.

     Особенности проявления саморегуляции наркозависимых проявляется в том, что все  испытуемые имеют низкие показатели количества совпадений по шкалам стилей саморегуляции поведения, проявляют  меньше адекватности и не способны проявлять в деятельности такие качества, как развитый самоконтроль, уверенность в себе, склонность к самостоятельному выполнению любой работы. Потребность в планировании у наркозависимых развита слабо, планы подвержены частой смене, поставленная цель редко бывает достигнута, планирование не действенно, малореалистично. Такие испытуемые предпочитают не задумываться о своем будущем, цели выдвигают ситуативно и обычно несамостоятельно. У них слабо сформированы процессы моделирования, что приводит к неадекватной оценке значимых внутренних условий и внешних обстоятельств, что проявляется в фантазировании, которое может сопровождаться резкими перепадами отношения к развитию ситуации, последствиям своих действий. У таких испытуемых часто возникают трудности в определении цели и программы действий, адекватных текущей ситуации, они не всегда замечают изменение ситуации, что также часто приводит к неудачам.

     Обследуемые респонденты не умет и не желают продумывать последовательность своих действий. Они предпочитают действовать импульсивно, они не могут самостоятельно сформировать программу действий, часто сталкиваются с неадекватностью полученных результатов целям деятельности и при этом не вносят изменений в программу действий, действуя путем проб и ошибок.

     Испытуемые не замечают своих ошибок, некритичны к своим действиям. Субъективные критерии успешности недостаточно устойчивы, что ведет к резкому ухудшению качества результатов при увеличении объема работы, ухудшении состояния или возникновении внешних трудностей. При возникновении непредвиденных обстоятельств такие испытуемые легко перестраивают планы и программы исполнительских действий и поведения, способны быстро оценить изменение значимых условий и перестроить программу действий. При возникновении рассогласования полученных результатов с принятой целью своевременно оценивают сам факт рассогласования, вносят коррекцию в регуляцию. Гибкость регуляторики позволяет адекватно реагировать на быстрое изменение событий и успешно решать поставленную задачу в ситуации риска.

     В процессе исследования было выявлено, что у некоторых испытуемых имеются высокие показатели по шкалам. Подобный феномен, возможно, основывается на сроке зависимости и социального статуса до употребления наркотиков.

     Таким образом, можно утверждать, что у  наркозависимых нарушен процесс саморегуляции и имеются определённые особенности её проявления, следовательно, ранее выдвинутая гипотеза о том, что у наркозависимых имеются определённые особенности проявления саморегуляции подтверждена. 
 
 

     Список  литературы 

     
  1. Абульханова-Славская, К.А. О субъекте психической деятельности [Текст] / К.А. Альбуханова-Славская. - М.; Наука, 1973. - С. 3-27.
  2. Абульханова, К.А. С.Л. Рубинштейн - ретроспектива и перспектива [Текст] // Проблема субъекта в психологической науке / Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой, В.Н. Дружинина. - М.; Изд-во «Академический проект», 2000. С. 11-26.
  3. Ананьев, Б.Г. Некоторые черты психологической структуры личности [Текст] // Психология личности. Тексты / Б.Г. Ананьев. - М.; 1982. - С. 39-41.
  4. Ананьев, Б.Г. Строение характера [Текст] // психология индивидуальных различий. Тексты / Б.Г. Ананьев. - М., 1982. - С. 172.
  5. Анохин, П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса [Текст] / П.К. Анохин. - М.; 1968. С – 115.
  6. Анохин, П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем [Текст] / П.К. Анохин. - М.; 1968. - С. 260.
  7. Басов, М.Я. Общие основы педологии [Текст] / М.Я. Басов. 1928. С. 226.
  8. Бодалев, А.А. Личность и общение [Текст] / А.А. Бодалев. - М.; Международная педагогическая академия, 1995. - С. 216.
  9. Бодалев, А.А. Психология личности [Текст] / А.А. Бодалев. - М.; 1988. - С. 272.
  10. Бояринцев, В.П. Проблемы психологии и психофизиологии активности и саморегуляции личности [Текст] / В.П. Бояринцев. - М.; 1988.- С. 219.
  11. Братусь, Б.С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте [Текст]. Вестник Московского ун-та. Серия 14. Психология / Б.С. Братусь. 1980. - С. 3-12.
  12. Брушлинский, А.В. Проблемы психологии субъекта [Текст] // Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой, В.Н. Дружинина. М.; Изд-во «Академический проект», 2000. - С. 7-12.
  13. Выготский, Л.С. Предисловие к книге Торндайка «Принципы обучения, основанные на психологии» [Текст]. Том1 / Л.С. Выготский. – М.; 1982. - С.186.
  14. Выготский, Л.С. Генезис высших психических функций [Текст] // Собрание сочинений. Т. 3 / Л.С. Выготский. - М.; Прогресс, 1983. - С. 224.
  15. Герасимов, В.П. Математическое обеспечение психологических исследований [Текст]: Учебное пособие / В.П. Герасимов. - Бийск: НИЦ БиГПИ, 1997. - С. 129.
  16. Зейгарник, Б.В., Братусь Б.С. К проблеме соотношения «биологического» и «психического» в формировании патологически изменённой личности [Текст]: В кн.: Соотношение биологического и социального в человеке / Б.В. Зейгарник. - М.; 1975. - С. 557-562.
  17. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции [Текст] / В.А. Иванников. М.; 1991. - С. 238.
  18. Конопкин, О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности [Текст] / ОА. Конопкин. - М.; 1980. - С. 221.
  19. Конопкин, О.А. Психическаясаморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) [Текст] // Вопросы психологии / О.А. Конопкин. 1995. № 1.- С. 5-12.
  20. Конопкин, О.А., Степанский, В.И. Саморегуляция деятельности в условиях временной неопределенности используемых сигналов [Текст] //Вопросы психологии / О.А. Конопкин. 1972. №4. С. 100.
  21. Крупнов, А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности [Текст] // Системные исследования свойств личности / А.И. Крупнов. - М.; 1994. - С. 9-23.
  22. Кабанов, М.М., Личко, А.Е., Смирнов, В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике [Текст] / М.М. Кабанов. - Л.; 1983. - С. 179.
  23. Клочко, В.Е. Саморегуляция мышления и ее формирование [Текст] / В.Е. Клочко. - М.; 1987. С. 216.
  24. Клочко, В.Е. Цели образования и формирования оценок в ходе постановки и решения мыслительных задач [Текст] / В.Е. Клочко. - М.; 1987. С. 232.
  25. Ковалев, А.Г., Мясищев, В. Н. Темперамент и характер [Текст] // Психология индивидуальных различий. Тексты / А.Г. Ковалёв. - М.; 1982. - С. 167.
  26. Крылов, А.А. Психология [Текст] / А.А. Крылов. - М.; 1998. С. 246.
  27. Леонова, А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека [Текст] / А.Б. Леонова. - М.; 1984. С. 198.
  28. Лазурский, А.Ф. Классификация личностей [Текст] // Психология индивидуальных различий. Тексты / А.Ф. Лазурский. - М.; 1982. - С. 179.
  29. Леонград, К. Акцентуированные личности [Текст] / К. Леонград. - Киев, 1981.- С. 244.
  30. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.; 1975. С. 268.
  31. Майерс Дэвид. Социальная психология [Текст] / Дэвид Майерс. - СПб.; Питер Пресс, 1997. - С. 198.
  32. Моросанова, В.И. Вопросы психологии [Текст] / В.И. Моросанова. 1991. №1 С. 118-127, №2 – 2000. - С. 223.
  33. Моросанова, В.И. Стилевые особенности саморегулирования личности [Текст] // Вопросы психологии / В.И. Моросанова. 1991. № 1. - С. 121-127.
  34. Моросанова, В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека [Текст] // Психол. журн. / В.И. Моросанова. 1995. № 4. - С. 26-35.
  35. Моросанова, В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека [Текст] / В.И. Моросанова. - М.; 1998. - С. 198.
  36. Моросанова, В.И., Агафонова А.О. Индивидуальные особенности саморегуляции и личностные защиты [Текст] // Регуляция психических состояний / Под ред. А.О. Прохорова. Казань, 2001. Вып. 3. - С. 12-13.
  37. Моросанова, В.И., Зателепина Н.В. Структура мотивации и саморегуляции поведения человека [Текст] // Социальная психология в периоды кризиса общества: Тез. докл. Всероссийской науч. конф. (Набережные Челны, 21-23 августа 2000). / Под ред. В.В. Новикова, М.Г. Рогова, Г.С. Прыгина и С.П. Дырина. Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2000. - С. 187-188.
  38. Моросанова, В.И., Коноз Е.М. Стилевая саморегуляция поведения человека [Текст] // Вопросы психологии / В.И. Моросанова. 2000. №2. - С. 118-127.
  39. Моросанова В.И., Коноз Е.М. Диагностика и психологическая характеристика саморегуляции при экстраверсии и нейротизме [Текст]: Учебно-методическое пособие для преподавателей психологии и студентов, школьных психологов и учителей / В.И. Моросанова. Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2001. - С. 44-49.
  40. Моросанова, В.И., Сагиев P.P. Диагностика индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции в учебной деятельности студентов [Текст] // Вопросы психологии / В.И, Моросанова. 1994. № 5. - С. 134-140.
  41. Моросанова, В.И., Соколова Л.А. Опросный метод для диагностики осознанного уровня саморегулирования деятельности [Текст]. Сообщение 1. О связи осознанного уровня саморегулирования с успешностью деятельности // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии / В.И. Моросанова. 1989. № 2. - С. 14- 18.
  42. Мясищев, В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности [Текст]. В кн.: Психология личности. Тексты / В.Н. Мясищев. - М., 1982. - С. 35-38.
  43. Никифоров, Г.С. Самоконтроль человека [Текст] / Г.С. Никифоров. - Л.; 1989. - С. 19-20.
  44. Павлов, И.П. Избранные труды [Текст] / И.П. Павлов. - М.; 1949. - С. 328.
  45. Рубинштейн, С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности [Текст] // Психология личности. Тексты / С.Л. Рубинштейн. - М.; 1982. - С. 28-34.
  46. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Концепция алекситимии [Текст] // Социальная и клиническая психиатрия / А.Б. Холмогоров. 2003. - №1. - С. 128-145.
  47. Хьелл, Л., Зиглер Д. Теории личности [Текст] (Основные положения, исследования и применение) / Л. Хьелл. - СПб.; Питер Пресс, 1997. С. 226.
  48. Шибутани, Т. Социальная Психология [Текст] / Т. Шибутани. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. - С. 122-153.
  49. Юркевич, В.С. Индивидуальные различия в саморегуляции и обучаемости [Текст] // Вопросы психологии / В.С. Юркевич. 1974 №4. - С. 84.
  50. Якобсон, П.Н. Мотивация деятельности человека [Текст] / П.Н. Якобсон. - М.; Прогресс, 1969. - С. 177.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                   Приложение 1 

     ИНСТРУКЦИЯ

     Предлагаем  Вам ряд высказываний об особенностях поведения. Последовательно прочитав каждое высказывание, выберите один из четырех возможных ответов: “Верно”, “Пожалуй, верно”, “Пожалуй, неверно”, “Неверно” и поставьте крестик в соответствующей графе на листе ответов. Не пропускайте ни одного высказывания. Помните, что не может быть хороших или плохих ответов, так как это не испытание Ваших способностей, а лишь выявление индивидуальных особенностей Вашего поведения.

     1. Свои планы на будущее люблю  разрабатывать в малейших деталях.

     2. Люблю всякие приключения, могу  идти на риск.

     3. Стараюсь всегда приходить вовремя,  но, тем не менее, часто опаздываю.

     4. Придерживаюсь девиза “Выслушай  совет, но сделай по-своему”.

     5. Часто полагаюсь на свои способности  ориентироваться по ходу дела  и не стремлюсь заранее представить  последовательность своих действий.

     6. Окружающие отмечают, что я недостаточно  критичен к себе и своим  действиям, но сам я это не  всегда замечаю.

     7. Накануне контрольных или экзаменов  у меня обычно появлялось чувство,  что не хватило 1–2 дней для  подготовки.

     8. Чтобы чувствовать себя уверенно, необходимо знать, что ждет  тебя завтра.

     9. Мне трудно себя заставить  что-либо переделывать, даже если  качество сделанного меня не  устраивает.

     10. Не всегда замечаю свои ошибки, чаще это делают окружающие  меня люди.

     11. Переход на новую систему работы  не причиняет мне особых неудобств.

     12. Мне трудно отказаться от принятого  решения даже под влиянием  близких мне людей.

     13. Я не отношу себя к людям,  жизненным принципом которых  является “Семь раз отмерь, один  раз отрежь”.

Информация о работе Экспериментальное исследование по определению особенностей проявления стилей саморегуляции у наркозависимых