Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:40, курсовая работа
Цель исследования заключается в изучении особенностей проявления саморегуляции у наркозависимых.
Объект: саморегуляция наркозависимых.
Предмет: особенности проявления саморегуляции у наркозависимых.
Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что у наркозависимых имеются определённые особенности проявления саморегуляции;
Задачи исследования:
1.Проанализировать теоретически материал по проблеме исследования.
2. Изучить особенности саморегуляции наркозависимых.
3. Обобщить полученные результаты исследования.
Введение…………………………………………………………………….3
ГлаваI. Теоретические аспекты изучения проблемы саморегуляции
в современной психологии
1.1. Понятие «саморегуляция» и её сущность……………..……………..7
1.2. Личностные аспекты саморегуляции..……………………………...12
1.3. Стилевые особенности саморегуляции……………………………..17
1.4. Особенности саморегуляции у людей, страдающих наркоманией.19
Выводы по I главе………………………………………………………...23
Глава II. Экспериментальное исследование по определению
особенностей проявления стилей саморегуляции у наркозависимых
2.1. Организация и методы исследования…………………….................25
2.2. Анализ и интерпретация экспериментального исследования… ..30
Заключение………………………………………………………………. 37
Список использованной литературы…………………………………. 40
Приложение……………………………………………………………….45
Примеры саморегуляции на клеточном уровне: самосборка клеточных органелл из биологических макромолекул, самоорганизация разнородных клеток с образованием упорядоченных клеточных ассоциаций: поддержание определённого значения трансмембранного потенциала у возбудимых клеток и закономерная временная и пространственная последовательность ионных потоков при возбуждении клеточной мембраны. Процессы саморегуляции занимают важное место в явлениях клеточного деления и дифференцировки: так, у млекопитающих после удаления части печени оставшаяся часть, регенерируя, автоматически компенсирует потерю (пример: саморегуляция на органном уровне). На организменном уровне хорошо изучены нервные, гуморальные и гормональные механизмы, посредством которых у млекопитающих животных и человека устанавливаются и поддерживаются на определённом уровне показатели внутренней среды — температура, кровяное и осмотическое давление, уровень сахара в крови и т. п. Один из основных механизмов саморегуляции функций — нервная регуляция. Разнообразны проявления и механизмы саморегуляции надорганизменных систем — популяций (видовой уровень) и биоценозов (надвидовой уровень)— регуляция численности популяций, соотношения полов в них, старение и смерть биологических особей и т. д. Явлениям саморегуляции присущи общие закономерности, которые изучает кибернетика биологическая. В биологических системах обнаруживаются как регулирование по возмущению, так и по отклонению (2-й способ отличается от 1-го наличием обратной связи — от выходов системы к её регуляторам)[5].
Понятие саморегуляция оценивается различными специалистами по-разному. Это связано с неравнозначностью биологических систем, в которых происходит автоматическое регулирование. К ним относят системы, в которых регулируемые параметры константны и результат регуляции стереотипен (например, стереотипное и потому «бессмысленное» при некоторых условиях поведение насекомого), а также адаптивные системы (самонастраивающиеся, самоорганизующиеся, самообучающиеся), которые автоматически приспосабливаются к меняющимся внешним условиям.
Необходимо отметить, что отсутствие или недостаточная сформированность деятельности саморегуляции усиливает власть актуальных потребностей и связанных с неуспехом в их реализации эмоций, способствует фиксации отрицательного эмоционального состояния, упрочивает телесные сдвиги. Т.е. это источник стойких соматических изменений. Невозможность эффективной саморегуляции может актуализировать защитные автоматизмы из прошлого опыта. Создается замкнутый круг: неуспех в реализации актуальной деятельности - отрицательные эмоции - защитные автоматизмы - хронизация эмоций - соматические сдвиги - усиление эмоции - упрочение соматических проявлений. Вероятность возникновения этого круга увеличивается в критических ситуациях, требующих повышения активности в области саморегуляции[10].
В современной психологии еще не сложилось удовлетворительное толкование понятий самоуправления и саморегулирования.
Таким
образом, под психическим саморегулированием
понимается сознательное воздействие
человека на присущие ему психические
явления (процессы, состояния, свойства),
выполняемую им деятельность, собственное
поведение с целью поддержания (сохранения)
или изменения характера их протекания.
Субъектом саморегуляции является сам
человек, а в качестве объектов могут выступать
присущие ему психические явления, выполняемая
им деятельность или собственное поведение.
1.2.
Личностные аспекты
саморегуляции
Актуальность
исследования личностных аспектов саморегуляции
связана с развитием
Следует отметить, что вопрос, как соотносятся понятия «субъект» и «личность», в чем специфика обозначаемой ими реальности, до сих пор остается дискуссионным. В литературе нет единого мнения по поводу того, является ли личность зоной развития субъектности или субъект - это высший этап личностного развития. При анализе взглядов С.Л. Рубинштейна, как правило, подчеркивается, что в его работах трудно найти критерии различения феноменов субъекта и личности: часто он пишет о личности, субъекте и человеке рядоположно[45]. На наш взгляд, это свидетельствует не о синонимичности этих понятий, а о том, что человек - это всегда и субъект, и личность. Если понятие субъекта раскрывает его активное созидательное начало, способность к достижению субъектно принятых целей, специфически человеческие способы существования в форме сознания и деятельности, то, говоря о человеке как личности, мы подчеркиваем его индивидуальные способы существования в смысле индивидуально своеобразного проявления сознания и деятельности, индивидуальной системы саморегуляции. Права, на наш взгляд, К.А. Абульханова[1], интерпретируя раннего С.Л. Рубинштейна[45]: «…личность - это постольку личность, поскольку она как субъект способна выработать способ связи своих потребностей и способностей на основе характера и, более того, поскольку она может удовлетворить собственные потребности своими силами в соответствии со своим характером» [2, с. 16]. Она же утверждает, что сегодня мы можем говорить о принципе единства личности, сознания и деятельности, а А.В. Брушлинский пишет о личности как субъекте деятельности и сознания [12].
В
нашем контексте это означает,
что общие закономерности саморегуляции
достижения цели соотносимы с понятием
субъекта деятельности и сознания.
А когда мы обращаемся к личности
как субъекту деятельности и сознания,
необходимо развивать представления
об индивидуальных особенностях саморегуляции
в их взаимосвязи с личностно-
Развитие
научных представлений о
Еще
одно теоретическое основание
Осознанную саморегуляцию мы понимаем вслед за О.А. Конопкиным как системно организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых им целей [19].
Представления об индивидуальных и стилевых особенностях саморегуляции, концепция стиля саморегуляции произвольной активности человека разработаны нами для изучения типичных для него индивидуальных способов регулирования, устойчиво проявляющихся в различных деятельностных ситуациях и видах психической активности и системно характеризующих стиль саморегуляции [33]. В индивидуальных особенностях саморегуляции находит отражение то, как человек планирует и программирует достижение цели, учитывает значимые внешние и внутренние условия, оценивает и корректирует свою активность для получения субъективно приемлемых результатов.
Обобщая данные эмпирических исследований взаимосвязи особенностей личности с индивидуальными особенностями саморегуляции ее произвольной активности [38], можно утверждать, что понятия "субъект" и "личность" обозначают, с нашей точки зрения, различные проявления индивидуальности человека, которые, взаимодействуя, формируют внутренний мир и поведение, причем субъектные переменные - со стороны регуляции достижения целей субъектной активности, а личностные - со стороны содержания целей активности, придания индивидуального своеобразия особенностям их достижения. Итак, личностные структуры различного уровня оказывают существенное влияние на то, какие цели и как ставит перед собой человек, а также модулируют специфическим образом индивидуальный профиль саморегуляции, т.е. особенности достижения этих целей. А степень и своеобразие субъектной активности, проявляющейся в таких субъектных качествах, как творческость, автономность, настойчивость и др., определяют способность преодолевать субъективные и объективные трудности достижения жизненных целей и, в свою очередь, через регуляторный опыт влияют на формирование личностных качеств, например, таких, как самостоятельность и ответственность.
Таким
образом, изучение индивидуальных особенностей
и личностных аспектов саморегуляции
привело к созданию иных, чем при анализе
общих закономерностей саморегуляции
деятельности, эмпирических методов исследования.
На первый план выступило создание и использование
многошкальных опросных методик диагностики
саморегуляции, позволяющих определять
не только индивидуальную развитость
отдельных регуляторных процессов, но
и индивидуальные профили саморегуляции,
сопоставимые с результатами обследований
с помощью личностных вопросников, а также
квазиэкспериментальные методы исследования.
1.3.
Стилевые особенности
саморегуляции
Стилевыми
особенностями саморегуляции
В отечественной психологии стиль чаще описывают через устойчивые индивидуальные особенности выполнения деятельности, детерминированные свойствами индивидуальности самых различных уровней и спецификой деятельности, в которой стиль формируется. В.И. Моросанова [32], Е.М. Коноз[37]развивают новое направление в изучении проявлений особенностей стиля человека – исследования индивидуального стиля саморегуляции произвольной активности человека.