Экспериментальное исследование эмпатии у учителей (на примере СОШ №30 г. Петропавловска-Камчатского)

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в том, чтобы дать характеристику эмпатии как профессионально-личностной характеристики личности учителя и разработать систему мероприятий, способствующих развитию способностей к эмпатии у учителей и внедрить эту систему в практику образовательного учреждения.
Основными задачами данной работы являются:
- изучение научной литературы по психологии и педагогике и методической литературы по поставленной проблеме;
- определение роли и значимости эмпатии в структуре личности педагога;
- разработка методических рекомендаций педагогу для повышения у себя уровня эмпатии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретико - методологическое обоснование способности к
эмпатии у учителя как важной профессионально - личностной характеристики.
Сущность эмпатии как личностной характеристики……………..6
1.2 Эмпатия как профессионально-личностная характеристика личности учителя…………………………………………………………11
Глава 2. Экспериментальное исследование эмпатии у учителей (на примере СОШ №30 г. Петропавловска-Камчатского).
2.1 Диагностика эмпатии у учителей ………………………………….18
2.2 Система мероприятий по развитию эмпатии у учителей как профессионально-личностного качества…………………………………….19
2.3 Диагностика эффективности системы мероприятий по развитию эмпатии у учителей СШ №30 …………………………………………………28
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы…………………

Работа содержит 1 файл

4_3698895_KURSOVA.doc

— 285.50 Кб (Скачать)

    Признавая эмпатию одним из важнейших феноменов человеческого общения, в заключение зафиксируем её «статус» и специфику в сравнении с другими процессами межличностного познания:

         1.Эмпатия – это процесс, позволяющий  понимать другого. Таким образом,  эмпатия является одним из  механизмов межличностного познания.

         2.Эмпатия – это особый вид  соучастия в переживаниях другого,  базирующийся на глубинной гуманистической  установке, позволяющий особым  образом строить общение. И  в обыденной жизни, и в практике  «помогающих» профессий эмпатия может являться целенаправленной деятельностью.

         3.Эмпатия (эмпатичность, эмпатийность) - это также свойство личности.

    4.Эмпатия  - аффективное понимание, эмоционально окрашенное соучастием в переживаниях другого.

    5.Эмпатия  – понимание другого “изнутри”, из его внутренней системы координат. Как указывает Ф.Е. Василюк, для спецификации различных видов понимания необходимо определить особенности контекстов понимания. Таким контекстом  при эмпатии является собственная феноменологическая перспектива партнёра по общению  (или внутренний аспект его жизненного мира). Этим эмпатия отличается от других процессов межличностного познания – проекции, интерпретации, стереотипизации, каузальной атрибуции и т.п. Так, например, контекстом понимания при психоаналитической интерпретации являются «предданные» конкретному анализу представления о динамических силах, определяющих сознание и поведение” [5, с.33]. Понимание же в контексте объективных обстоятельств другого, внешнего аспекта его жизненного мира будет скорее рациональным осмыслением.

    Безусловно, пытаясь понять другого эмпатически, проникая в его внутренний мир,  нельзя полностью освободиться от влияния  собственных стереотипов и предубеждений,  теоретических представлений, «проблемных  мест» своего личного, профессионального опыта. Здесь важна  способность субъекта эмпатии к рефлексии того контекста понимания, который преобладает в конкретной ситуации.

    6.Сохранение  психологических границ общающихся, собственной позиции эмпатирующего  отличает эмпатию от процесса идентификации.

    Настоящая,  глубинная эмпатия является не таким  уж частым, трудным для того, кто  стремиться так понимать другого  человека, явлением. Но значение её для  роста и развития, эмоционального благополучия, причём, и эмпатизируемого, и эмпатизирующего, трудно переоценить. 

    1. Эмпатия как профессионально-личностная характеристика        личности учителя.

   Способность учителя к эмпатии на сегодняшний  день является одной из важнейших профессионально-личностных характеристик. Для того чтобы учитель мог максимально точно понять ребенка, помочь ему в решении его проблем, педагог должен быть способен понимать его психологическое состояние, должен уметь сопереживать. А сопереживание это и есть эмпатия.

   Отличие между эмпатией (чувством переживания  и сопереживания) и симпатией (влечением, внутренним расположением, состраданием, жалостью, интересом к кому-нибудь) состоит в том, что эмпатия - это «чувствовать вместе с кем-либо», а не «чувствовать вместо». Нередко понятие «эмпатия» используется неправильно, под этим подразумеваются лишь поддерживающие, ободряющие, теплые отношения к ученику, независимо от его эмоционального состояния. Нэнси Мак-Вильямс, психотерапевт с Соединенных Штатов, объясняет термин «эмпатия» в его буквальном значении, которое указывает на способность эмоционально воспринять душевное состояние ученика. Эта способность зависит от способности временно и частично идентифицироваться с другим человеком. Для успешной работы способность к эмпатии должна присутствовать и у ученика, и у учителя.

   Эмпатия является специфической формой психического отражения и играет важную роль в  познании человеком окружающего  мира. При оценке эмпатии как индивидуально-психологической характеристики следует учитывать, что для эмпатии характерно то, что она может возникать и проявляться с большой силой не только в отношении людей, реально существующих, но и в изображенных, в художественных произведениях литературы, кино, театра, живописи, скульптуры.

   А. С. Макаренко по этому поводу писал: «Нужно суметь читать по человеческому лицу, на лице ребенка… по лицу узнавать о некоторых признаках душевного движения. Педагогическое мастерство заключается в постановке голоса и в управлении своим лицом. Мимика, умение встать, умение сесть - все это особенно важно для педагога».

   Именно педагог зачастую является источником проблем, которые затем обнаруживаются у ребёнка. Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений, она делает поведение человека социально обусловленным, развитая у человека эмпатия - ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют чувствования в мир партнера по общению и, прежде всего, в обучении и воспитании. Поэтому эмпатия рассматривается как профессионально-важное качество педагога.

   Внутренние  миры людей отличаются вследствие многообразия форм жизнедеятельности людей (культурной, материальной). 0 несходстве этих миров все чаще говорит современная наука – история, этнография, социальная психология и т.п. Вот почему эмпатия как психологическое явление, в котором отражается возможность эмоционального познания другого человека посредством чувствования, вхождения, включения в данное состояние и данные обстоятельства, является профессионально значимым свойством для специалистов психолого-педагогического профиля.

   В целом схему по развитию эмпатии у педагога можно представить в следующей таблице:

     

   Исходя  из вышеприведенной схемы, были  сформулированы нижеперечисленные задачи:

1. Разработка плана и программы эксперимента.

2. Подбор испытуемых и контрольных групп, установка сроков и места их проведения.

3. Получение исходных данных.

4. Поиск тестовых заданий.

5. Управление ходом экспериментов.

6. Анализ, обобщение данных исследования.

7. Разработка программы и организация работы по развитию эмпатии.

8. Внедрение полученных результатов в практику работы преподавателей школы.

9. Проверка эффективности предполагаемой методики. 

   Подробно  рассмотрим аспекты формирования эмпатической культуры преподавателя.

   Управленческий  аспект подразумевает под собой изучение преподавателем теоретической литературы под руководством специалиста.

   Психолого-педагогический аспект подразумевает предоставление специалистом примеров, наглядно показывающих суть важности обладания преподавателем эмпатии как важным профессионально-личностным качеством.

   Коммуникативный аспект подразумевает общение специалиста и преподавателя, в ходе которого учитель предоставляет свои примеры как фактор успешного понимания темы, и при наличии ошибочных примеров специалист объясняет ошибки. С помощью специалиста преподаватель овладевает полным представлением об изучаемом предмете и способен привести свои правильные примеры. 

   Рудестамом  были названы 6 указаний, способствующих обучению эмпатии:

   1. Сосредоточенность на вербальных и невербальных сообщениях и формах эмоциональной экспрессии другого человека.

   2. Попытка на стадиях обучения эмпатии использования выражений, по значению и эмоциональному заряду взаимозаменяемых с теми, которые употреблялись во время акта коммуникации.

   3. Формулирование ответов на языке, который наиболее созвучен собеседнику.

   4. Использование эмоционального тона, соответствующему типу, взятому собеседником.

   5. Глубокое постижение эмоционального состояния собеседника, старание уточнить и расширить смысл его сообщения. Помочь собеседнику выразить чувства, которые до этого он выразить не мог.

   6. Попытки осознать и понять чувства и мысли, которые не были прямо выражены собеседником, но подразумевались в сообщении. Попытки восполнить то, что упущено в сообщении, чтоб была дана просто обратная связь собеседнику. 

   Анализируя современные исследования американских ученых,  Рудестам выделяет несколько методов, которые развивают эмпатию и могут ускорить развитие эмпатии - это и методика обмена ролями, используемая в процессе психодраматического действия, где, играя роль другого человека, человек может взглянуть на себя глазами другого человека и таким образом лучше понять проблему и конструктивно разрешить межличностные проблемы, конфликты; это и терапия искусства (элементы совладения в художественном творчестве членов группы приводит к ускорению развития эмпатии); это и тренинги умений - терапия улучшения взаимоотношений.

   Таким образом, программа коррекционной работы по развитию эмпатии должна начинаться прежде всего с тренировки невербального проявление этой способности и тренировка умения читать по лицу - выражение гнева, мимику, умения читать жесты, позы, так как человек говорит не только языком, но и глазами, лицом, всем телом. 

   Развитие  эмпатии осуществляется поэтапно.

   Первый  этап — подготовительный. В курсе общей психологии при изучении межличностных отношений преподавателям лекционно дается определение эмпатии, подчеркивается значение этого свойства личности в общении. При изучении познавательных процессов внимание учителей акцентируется на зависимости эмпатийности людей от их эмоциональной памяти и роли этого свойства в «интеллекте межличностных отношений». Ориентация в эмоциональном настрое других людей предстает как необходимое условие жизни. Появляется возможность для обобщения — в психологии эмпатия рассматривается и как свойство личности, и как эмоциональная форма познания другого человека, и как потребность.

      Дальнейшее  изучение понятия «эмпатия» осуществляется в теме «Чувства». Еще раз подчеркнув значение эмпатии и обратившись  к соотношению между понятиями  «эмпатия» и «психическое заражение» организуется эвристическая беседа, в ходе которой выясняется, что учитель, испытывая эмпатическое переживание по отношению к ученику, может тем не менее поставить ему справедливую двойку, а прокурор, сочувствуя преступнику, может потребовать серьезного наказания. Это позволяет поставить проблему о соотношении эмпатии и поведения. В результате учителя должны прийти к выводу о том, что эмпатия не окончательная детерминанта поведения человека. Она зависит от направленности личности в целом, от ее мировоззрения и уровня нравственного развития.

В курсе  возрастной и педагогической психологии вводится  понятие о межвозрастной  нисходящей эмпатии как особой, необходимой  именно учителю, форме эмпатии, что  эмпатия является неотъемлемой составляющей педагогической морали и педагогического такта, что она имеет непосредственное отношение к педагогической интуиции. Развитая эмпатия помогает решать дидактические проблемы, например преобразовывать научную информацию в информацию для учащихся, наиболее эффективно оказывать помощь слабоуспевающим ученикам.

     Второй  этап развития эмпатии  — проблемный. На спецлекции «Психология решения педагогических проблем» эмпатия рассматривается в качестве компонента мыслительного процесса, как эмоциональная форма познания детской психологии. Создается  на одном из занятий педагогическая проблемная ситуация (например – дети сорвали цветы для учителя в школьном саду), в которой путь к педагогически правильному решению лежит через проявление сочувствия по отношению к детям, допустившим нарушение нравственной нормы. Ожидается, что такой подход усиливает мотивацию развития у преподавателей эмпатии и делает ее более осознанной. После этого лектор организует обсуждение решений, завязывается спор. Далее он просит преподавателей соотнести свои решения с представленными образцами решений трех типов (одобрение с тактичным объяснением неправильности поступка, одобрение с оправдыванием поступка – такой тип решения можно назвать попустительским, и неодобрение -  учитель не принимает цветы и в строгой форме отчитывает учеников за проступок) и определить тип своего решения. При этом даются общие признаки каждого типа — проявление эмпатии и педагогическая целесообразность решения.

     Третий  этап специальные упражнения на развитие эмпатии в ходе спецсеминара, основная цель которого в формировании опыта решения задач, требующих проявления эмпатии, развития мотивов сочувствия детям. Чаще всего на этих занятиях речь идет о детях, лишенных эмоционального тепла, «отверженных» взрослыми или сверстниками и по тем или иным причинам оказавшихся педагогически запущенными. Это сильное эмоциональное воздействие само по себе заставляет преподавателей вчувствоваться в состояние таких детей и тем самым помогает постепенно превращать ситуационно, стечением обстоятельств порожденные мотивы (побуждения) в устойчивые личностные побуждения, способствует созданию внутренних условий для актуализации эмпатии в последующей деятельности.

Информация о работе Экспериментальное исследование эмпатии у учителей (на примере СОШ №30 г. Петропавловска-Камчатского)