Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:47, курсовая работа
Цель данной работы заключается в том, чтобы дать характеристику эмпатии как профессионально-личностной характеристики личности учителя и разработать систему мероприятий, способствующих развитию способностей к эмпатии у учителей и внедрить эту систему в практику образовательного учреждения.
Основными задачами данной работы являются:
- изучение научной литературы по психологии и педагогике и методической литературы по поставленной проблеме;
- определение роли и значимости эмпатии в структуре личности педагога;
- разработка методических рекомендаций педагогу для повышения у себя уровня эмпатии.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретико - методологическое обоснование способности к
эмпатии у учителя как важной профессионально - личностной характеристики.
Сущность эмпатии как личностной характеристики……………..6
1.2 Эмпатия как профессионально-личностная характеристика личности учителя…………………………………………………………11
Глава 2. Экспериментальное исследование эмпатии у учителей (на примере СОШ №30 г. Петропавловска-Камчатского).
2.1 Диагностика эмпатии у учителей ………………………………….18
2.2 Система мероприятий по развитию эмпатии у учителей как профессионально-личностного качества…………………………………….19
2.3 Диагностика эффективности системы мероприятий по развитию эмпатии у учителей СШ №30 …………………………………………………28
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы…………………
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретико - методологическое обоснование способности к
эмпатии у учителя как важной профессионально - личностной характеристики.
1.2
Эмпатия как профессионально-личностная
характеристика
личности учителя…………………………………………………………
Глава 2. Экспериментальное исследование эмпатии у учителей (на примере СОШ №30 г. Петропавловска-Камчатского).
2.1 Диагностика эмпатии у учителей ………………………………….18
2.2 Система мероприятий по развитию эмпатии у учителей как профессионально-личностного качества…………………………………….19
2.3 Диагностика эффективности системы мероприятий по развитию эмпатии у учителей СШ №30 …………………………………………………28
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложения
Введение.
Проблема повышения роли эмпатии в личностном развитии учителя давно стала предметом научного исследования в педагогике. Это связано с тем обстоятельством, что эмпатия как психологический феномен оказывает существенное влияние на всю личность в целом, повышая мотивацию и продуктивность деятельности педагога и расширяя представление об ее эффективности.
В
профессиональной подготовке педагогов
не уделяется достаточное внимание к личностной
готовности к профессиональной деятельности,
к способности проявления эмпатии, и в
то же время выражена высокая потребность
гуманистического отношения к человеку.
В реальной жизненной практике специалисты
профессиональной сферы «человек-человек»
встречаются не только с дружественным
отношением, но и с жесткостью как социально-психологической
проблемой общества. Именно эмпатия как
способность к сочувствию, сопереживанию,
пониманию внутреннего мира человека
является для профессионала спасительным
средством сохранения собственной целостности,
доброжелательности, но для этого она
должна выступать высокоразвитым и устойчивым
личностным качеством человека выбранной
профессии. Поэтому развитие и совершенствование
ее проявления во взаимоотношениях с другими
людьми является важной задачей становления
личности в условиях высшего образования.
Наряду с этим профессия педагога, которая
является особенно ценной для выстраивания
гуманистических отношений в обществе,
привлекает к себе внимание. Именно это
послужило основанием выбора темы исследования.
Объектом
исследования является эмпатия как фактор,
влияющий на становление личности педагога.
Предметом
данной работы является развитие эмпатии
у учителей.
Цель
данной работы заключается в том, чтобы
дать характеристику эмпатии как профессионально-личностной
характеристики личности учителя и разработать
систему мероприятий, способствующих
развитию способностей к эмпатии у учителей
и внедрить эту систему в практику образовательного
учреждения.
Основными задачами данной работы являются:
- изучение научной литературы по психологии и педагогике и методической литературы по поставленной проблеме;
- определение роли и значимости эмпатии в структуре личности педагога;
-
разработка методических
Гипотеза данной курсовой работы заключается в том, что способность к эмпатии является важнейшей профессиональной характеристикой личности учителя. Способность к эмпатии может развиваться, если:
Базой исследования являлась СОШ №30 г. Петропавловска-Камчатского, педагогический коллектив, учителя в количестве 15 человек.
Методами исследования являлись:
Структура:
работа состоит из введения, двух глав
и заключения.
Глава 1. Теоретико - методологическое обоснование способности к
эмпатии
у учителя как
важной профессионально -
личностной характеристики.
Термин «эмпатия» пришёл в научную психологию в начале ХХ века. Словом эмпатия (от греческого empatheia - сопереживание) Э.Титченер перевёл немецкое слово Einfuhlung, которым Т.Липпс описывал процесс эстетического восприятия: субъект «вчувствуется» в объект природы или искусства, проецирует себя в него, внутренне имитирует и таким образом понимает. Своё отражение в понятии эмпатии нашли и этические концепции симпатии Смита, Шелера, Шопенгауэра и др. Они говорили о симпатии как сочувствии, сострадании, являющимися особой формой познания другого человека – человека как высшей ценности. Именно понимание как вчувствование признавалось Дильтеем и его последователями в качестве основного метода наук о духе как наук «понимающих» в отличие от рассудочного объяснения в науках о природе, науках «объяснительных».
За прошедшее столетие слово “эмпатия” прочно утвердилось в понятийном поле психологии и всё активнее проникает в разговорный язык. Если попытаться проанализировать всё многообразие определений этому слову, то можно выделить 2 основных смысловых оттенка, которыми отличаются многочисленные определения и концептуализации:
2) эмпатия – это особый тип межличностного познания, проникновение во внутренний мир другого, такое понимание, при котором “понимание” собственно означает видение внутреннего мира другого так, как его видит он сам, из его внутренней системы координат.
Первоначально смысл термина «эмпатия» был буквальным: вчувствование - явление эмоциональное и, следовательно, эмпатия – это различные эмоциональные реакции на состояние другого. В концепциях эмоциональной эмпатии, понимающих её как эмоциональное переживание, говорится о различных видах эмпатии, которые иногда интерпретируются как уровни её развития:
1.Ответная
эмоциональная реакция по типу
заражения, примитивная
2.Сопереживание
и сочувствие как более
Типичные экспериментальные исследования эмоциональной эмпатии организовывались в рамках лабораторных и полевых экспериментов. Например, широко известная схема Мильгрема и другие исследования, в которых по различным психофизиологическим показателям диагностировалась эмпатия испытуемых, наблюдающих за “страданиями” других.
Концепции
чисто эмоционального понимания
эмпатии преобладали в
-
сопереживание – более
- сочувствие - переживание неблагополучия другого как такового, безотносительно к собственному благополучию.
Постепенно, по мере утверждения понятия эмпатии в психологии, взгляд на её природу и содержание эмпатического процесса становился шире. В 1934 году появляется одно из наиболее распространённых определений эмпатии как «способности принять роль другого человека» [25, с.2]. Говорится уже не об эмоциональной реакции на переживания другого, а о когнитивной реконструкции внутреннего мира другого, идентичности ментальных процессов субъекта и объекта эмпатии, способности предсказывать поведение других людей. Для так понимаемых процессов некоторые исследователи (Даймонд, Бронфенбреннер) выделяют новые виды эмпатии – когнитивную, предикативную [9,с.25]. Но всё-таки большинство авторов начинает определять её как целостный процесс проникновения во внутренний мир другого и понимания его. Например, Сарджвеладзе Н. И. считал, что «эмпатия – особый психический акт, целостное образование когнитивных, эмоциональных и моторных компонентов, суть которого – проникновение во внутренний мир другого человека» [18, с.485]. Часто вместо слова эмпатия как синоним используется выражение «эмпатическое понимание».
Наибольший
импульс развитию представлений
об эмпатии во второй половине ХХ века
был дан гуманистической
Самое раннее описание эмпатии, имеющее отношение к психотерапии, содержится в работе З.Фрейда “Остроумие и его отношение к бессознательному” (1905): «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стремимся понять его, сравнивая его со своим собственным» [ 20,с.58]. Эмпатия обсуждалась в психоанализе с точки зрения её роли в процессе психотерапии. Она считалась эффективным способом доступа аналитика к бессознательному пациента для того, чтобы построить модель динамики бессознательного и затем вернуть найденное понимание в виде интерпретации. Также, по мнению Фрейда и Ференци, эмпатия как сочувственное понимание, как основа такта терапевта, очень важна для установления прочных терапевтических отношений. Но, естественно, что для классического психоанализа эмпатия не могла являться «агентом» исцеления. Позже, частично, в теории объектных отношений, и, значительно, в «Я-психологии» Х.Кохута, за эмпатией психотерапевта была признана функция компенсации той любви и тех понимающих отношений, которых пациенту не хватало в детстве. Для Кохута переживание эмпатии заботящегося о ребёнке лица является универсальной потребностью развития. Поэтому психотерапевтическая ситуация должна воссоздать нормальные, без эмпатических «провалов», отношения, чтобы пациент мог достроить недостающие структуры Я.
Рассмотрим подробно клиент-центрированный (личностно-центрированный) подход Карла Роджерса и его последователей, в котором понятию эмпатии принадлежит ключевая роль.
«Центральная гипотеза этого подхода может быть кратко сформулирована так: человек в самом себе может найти огромные ресурсы для самопознания, изменения Я-концепции, целенаправленного поведения, а доступ к этим ресурсам возможен только при соблюдении трёх условий, которые способствуют созданию фасилитирующего психологического климата»[16, с.48]. Эти условия - эмпатия психотерапевта, его подлинность (конгруэнтность) и безусловное принятие клиента.
Придание такого значения эмпатическому пониманию обусловило глубокую проработку гуманистическими психологами вопросов о специфике эмпатии, факторах ей способствующих, функциях и значении.
«Хрестоматийные» определения эмпатии Роджерса говорят о «способе бытия с клиентом» [29, с.16], который означает «войти в личный мир другого и быть в нём как дома. Это значит быть сензитивным к изменениям чувственных значений, непрерывно происходящих в другом человеке. Это означает временное проживание жизни другого, продвижение в ней осторожно, тонко, без суждения о том, что другой едва ли осознаёт... Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Если этот оттенок исчезает, то возникает состояние идентификации» [17, с.429-430].