Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 10:42, контрольная работа
Главной детерминантой воздействия людей друг на друга является процесс совместной групповой деятельности. Все чисто психологические механизмы воздействия опосредованы этой деятельностью. Воздействие с помощью знаков, использование механизмов идентификации, рефлексии реализуются в ходе деятельности, в том числе учебной, в содержательном плане задаются ее характеристиками.
1. Методы психологического воздействия в рамках активного социально-психологического обучения.
2. Эксперимент в психологии и как метод обучения.
3. Разработка метода «Эксперимент»
Приложения.
А. Женщины
по сравнению с мужчинами:
- имеют меньший стаж использования Интернета
- имеют большую потребность в раскрепощенности
(отвечают "да" на вопрос "я не люблю
контролировать себя и заботиться о том,
что обо мне подумают").
- Воспринимают Интернет как среду, в большей
степени предоставляющую раскрепощенность
и свободу (чаще отвечают "да" на вопрос
"в Интернете я могу вести себя как хочу,
не заботясь о том, что обо мне подумают
").
Очевидно, женщины в Интернете более эмансипированы
(или же желающая быть таковой), и более
конкурентна, по сравнению со среднестатистической.
Б. Чем старше
респондент, тем более вероятно,
что:
- у него меньше ников (псевдонимов);
- он общается в меньшем количестве сетевых
сообществ;
- он Интернет-зависимый;
- он проявляет активность при общении
в Сети;
- он не воспринимает сеть как источник
эмоциональной поддержки;
- он воспринимает реальное социальное
окружение как позволяющее вести себя,
не заботясь о мнении окружающих.
Большее количество "ников" (псевдонимов)
и сетевых сообществ у более младших респондентов
может быть как отражением современной
возрастной нормы общения в Интернете
среди 16-25 летних, так и отражением свойственного
подростковому и юношескому возрасту
во все времена стремлению пробовать себя
в разных ролях и разных группах.
Про "старшее поколение" (понятие
"старшее" здесь условно, это люди
30-40 лет) - можно сказать, что в данном случае
Интернет-зависимость, скорее всего свойственна
людям, которые не сумели вписаться в социальное
окружение, и приобрести достаточное число
социальных контактов. Отказ от Сети как
от средства эмоциональной поддержки
в случае Интернет-зависимости, скорее
всего, связано с тем, что человек имеет
стереотип примерно такого плана "Я
не сумел получить эмоциональную поддержку
в реальной жизни, следовательно, я не
сумею получить ее и по Сети."
В более старшем возрасте общение в Интернете,
в отличие от "нового поколения" -
это скорее исключение из правил, некоторая
маргинальность среди своей возрастной
группы. То есть, если в более молодом возрасте
общение в Интернете - это норма, то в более
старшем возрасте скорее исключение из
правил, отклонение от среднестатистических
стандартов поведения 35-45 летних. То, что
наши респонденты более старшего возраста
- исключение из своей возрастной группы,
подтверждается и тем, что респонденты
более старшего возраста в большей степени
склонны пренебрегать мнением о них реального
социального окружения; и тем, что им в
большей степени свойственна Интернет-зависимость.
В.
Чем больше у респондента стаж использования
Интернета, тем более вероятно, что:
- это мужчина
- он проводит там больше времени в неделю
- он познакомился по сети с большим количеством
людей
- он чаще проверяет почту
- он воспринимает Интернет как источник
эмоциональной поддержки.
Связь
стажа и принадлежности к мужскому полу
объясняется достаточно просто: чем больше
у человека стаж пользования Интернетом,
тем более вероятно, что он подключился
к Интернету в числе первых - а значит,
скорее всего, это выпускник технического
вуза, профессионально связанный с компьютерами
- а среди таких людей большинство мужчин.
За долгое время
пребывания в сети такой человек успевает
обрасти кругом сетевых знакомств, и начинает
относиться к сети как к средству эмоциональной
поддержки. Будучи профессионально связанным
с компьютерами, он продолжает проводить
в сети достаточно много времени в неделю,
попутно часто проверяя почту.
Г.
Чем больше времени человек проводит в
Интернете, тем более вероятно, что:
- у него больше ников, он познакомился
по сети с большим количеством людей и
чаще проверяет почту
- он воспринимает Интернет как источник
общения, когда скучно и не с кем поговорить
- он воспринимает Интернет как источник
эмоциональной поддержки в трудные минуты.
(при этом не будучи Интернет-зависимым
- Интернет-зависимость отрицательно связана
с количеством времени, проводимого в
сети.)
Относительно
взаимосвязи времени, проводимого в Сети
в неделю, общего стажа, количества ников
и количества сетевых сообществ достаточно
было сказано выше. Что же касается связи
времени, проводимого в сети, и восприятия
Сети как источника общения и эмоциональной
поддержки, то, возможно, связь здесь следующая:
чем больше времени человек проводит в
Интернете, тем большее часть его социальных
контактов приходится на сетевых знакомых.
Д.
Чем больше у человека ников, тем более
вероятно, что:
- он проводит в Сети больше времени, познакомился
по Интернету с большим количеством человек
и общается в большем количестве сетевых
сообществ;
- он не Интернет-зависимый;
- ему относительно мало лет ;
- он воспринимает реальное социальное
окружение как источник меньшей эмоциональной
поддержки, по сравнению с теми людьми,
у которых мало ников или нет их вообще.
Е. Чем в большем количестве сетевых сообществ
(чатов, форумов, конференций и т.п.) общается
человек, тем более вероятно, что:
- у него больше ников, больше знакомых
по Сети и он чаще проверяет почту;
- это мужчина;
- он в меньшей степени воспринимает реальное
окружение как источник общения самого
по себе и в большей степени воспринимает
Интернет как источник такого общения.
Чем в большем количестве сетевых сообществ
общается человек, тем выше вероятность,
что он будет воспринимать Интернет как
место, где можно просто пообщаться в любое
время, и тем менее вероятно, что он воспринимает
так же реальную жизнь. То есть, у активного
пользователя Интернет, принадлежащего
ко множеству различных сетевых групп,
"центр трёпа" постепенно смещается
из реальной жизни в сеть. Что вполне естественно.
Ж. Чем с большим количеством людей
человек познакомился через Интернет,
тем более вероятно, что:
- у него больший стаж использования Интернета,
он проводит там больше времени в неделю,
у него больше ников, он общается в большем
количестве сетевых сообществ и чаще проверяет
почту;
- Он скорее стремится вести себя с учетом
мнения окружающих;
- Он воспринимает Интернет как источник
общения и эмоциональной поддержки, не
будучи при этом Интернет-зависимым.
Относительно
связи количества сетевых знакомых и стремления
ориентироваться на мнение окружающих
можно сказать следующее: чем больше у
человека сетевых знакомых, тем больше
вероятность опредмечивания в реальной
жизни контактов, полученных по сети.
Соответственно, велика вероятность проецирования
модели поведения в реальной жизни на
поведение в сети. Иными словами - если
человеку не все равно, что о нем подумают
в реальной жизни, в связи с его поведением,
то при потенциальном стремлении находить
новых знакомых в Интернете, человек будет
себя вести в сети так же, как и в реальной
жизни. То есть, грань между виртуальным
и реальным общением стирается, ограничения,
накладываемые на самовыражение в реальной
жизни, переносятся в Интернет.
З. Чем чаще
человек проверяет почту, тем более вероятно,
что:
- у него большой стаж использования Интернета,
он проводит в Сети больше времени и общается
в большем количестве сетевых сообществ;
- он воспринимает Интернет как источник
общения и эмоциональной поддержки.
Последнее может быть связано с использованием
Сети как средства приобретения социальных
связей, как деловых, так и общечеловеческих,
людьми, проводящими много времени в Интернете.
В данном случае - электронная почта - это
индикатор. Очевидно, что чем больше у
человека знакомых - тем больше корреспонденции
он получает, и тем больше вероятность,
что социальные связи в Интернете продублированы
в реальной жизни.
Далее, мы выясняли,
какие факторы лежат в основе формирования
Интернет-зависимости.
Обычно
считается, что Интернет-зависимые - это
люди, страдающие от одиночества в реальной
жизни, те, кто стремится получить недостающие
им эмоциональную поддержку и общение
в Интернете. Чтобы проверить это предположение,
в опросник были введены вопросы, отражающие
то, насколько испытуемый может получить
в Интернете и в реальном общении эмоциональную
поддержку, возможность пообщаться тогда,
когда ему скучно, и раскрепощенность,
а также вопросы, отражающие потребность
в поддержке, общении и раскрепощенности.
Выяснилось,
что Интернет-зависимость отрицательно
коррелирует с тем, насколько человек
оценивает Интернет как такую среду, что
гарантирует общение и получение поддержки.
Более того, Интернет-зависимость положительно
коррелирует с тем, насколько высоко человек
оценивает свое реальное окружение как
источник поддержки и общения: Интернет-зависимые
считают, что они могут получить поддержку
и общение в реальной жизни, и при этом
не могут получить их в Сети.
То есть, Интернет-зависимые
воспринимают реальное окружение как
предоставляющее поддержку и общение,
а Интернет - как среду, не предоставляющую
поддержку и общение. Таким образом, вопреки
устоявшемуся мнению, Интернет-зависимые
не решают в сети свои проблемы в общении
и не пытаются спастись от одиночества.
Причиной
обращения к Интернет как инструменту
общения может быть:
1. Недостаточное насыщение общением в реальных контактах. В подобных случаях пользователи быстро теряют интерес к Интернет-общению, если появляются возможности для удовлетворения соответствующих потребностей в реальной жизни.
2. Возможность реализации
Литература
1. Активные
формы социально-
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2007.
3. Бачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учеб. пособие. М., 2005.
4. Емельянов
Ю.Н. Активное социально-
5. Оганесян
Н.Т. Методы активного
6.http://doshkolniki.org/
7. Материалы
1-й Московской конференции
8.Чудова И.В. Особенности образа "Я" "Жителя Интернета" // Психологический журнал. 2002. Т.22. № 1. С.113-117.
9. Шавамиш В.В. Зависимое поведение школьников. СПб., 2001.
http://psyfactor.org/lib/
10. www.netaddiction.com/parents. htm
11. http://www.fid.ru
12. http://www.psy. msu.ru
13. http://www.cpsr.org
14. http://psynet.
carfax
Приложение
1
По мнению И. Голдберг, можно констатировать Интернет-зависимость при наличии 3 или более пунктов.
1. Толерантность.
1.1 количество
времени, которое нужно
1.2 если
человек не увеличивает
2. Синдром отказа.
2.1 характерный "синдром отказа":
2.1.1 прекращение
или сокращение времени,
2.1.2 два
или больше из следующих
а) психомоторное возбуждение;
б) тревога;
в) навязчивые размышления о том, что сейчас происходит в Интернет;
г) фантазии или мечты об Интернет;
д) произвольные или непроизвольные движения пальцами, напоминающие печатание на клавиатуре.
Симптомы, перечисленные в пункте 2, вызывают снижение или нарушение социальной, профессиональной или другой деятельности.
2.2 использование Интернет позволяет избежать симптомов "синдрома отказа".
3. Интернет часто используется в течение большего количества времени или чаще, чем было задумано.
4. Существуют постоянное желание или безуспешные попытки прекратить или начать контролировать использование Интернет.
5. Огромное количество времени тратится на деятельность, связанную с использованием Интернет (покупку книг про Интернет, поиск новых браузеров, поиск провайдеров, организация найденных в Интернет файлов).
6. Значимая
социальная, профессиональная деятельность,
отдых прекращаются или
7. Использование Интернет продолжается, несмотря на знание об имеющихся периодических или постоянных физических, социальных, профессиональных или психологических проблемах, которые вызываются использованием Интернет.
Приложение
2
Как распознать появление у человека киберсексуальной зависимости?
1. Изменения в режиме сна - чаты и другие места встреч в виртуальном мире оживают ближе к ночи, поэтому человеку придется задерживаться допоздна, чтобы участвовать в этом. Часто такие люди отправляются в постель уже утром, или наоборот, встают на несколько часов раньше чтобы обменяться романтическими письмами со своими партнерами.
2. Потребность
в скрытности - если кто-то начинает
лгать в реальной жизни, то
это может быть симптомом того,
что он пытается скрыть свои
виртуальные отношения от
3. Игнорирование
домашних забот - с возрастанием
времени, проведенного он-лайн, время
отведенное на выполнение
4. Очевидная ложь - сюда можно отнести такие моменты, как скрывание счетов от провайдера, телефонных счетов за звонки кибер-любовникам и ложь о необходимости использовать Интернет в таком большом объеме. Многие лгут, чтобы скрыть свои виртуальные связи.
5. Изменения в характере - у кибер-зависимых людей наблюдаются заметные отличия в настроении, поведении по сравнению с поведением до начала использования Интернета. Например, нежная и ласковая жена может стать холодной и безучастной, а веселый и жизнерадостный муж - спокойным и серьезным. Если их спросить о таких изменениях, то ответом скорее всего окажется какое-нибудь рациональное объяснение или же ответа не будет вовсе. Для людей, которые пристрастились к Интернету подобные разговоры будут казаться лишь досадной помехой, которая мешает им проводить время так, как они хотят.
6. Потеря
интереса к сексу - некоторые
киберзависимости превращаются
в занятие сексом по телефону
и другие сексуальные
7. Общее
безразличие к семейным
Приложение
3
1. Тест, разработанный профессором психологии Питсбургского университета в Брэтфорде доктором Кимберли Янг.
Пройдите тест, отвечая на вопросы предельно честно. Оцените свои ответы на каждый из вопросов по следующей шкале.
Никогда или крайне редко - 1 балл.
Иногда - 2 балла.
Регулярно - 3 балла.
Часто - 4 балла.
Всегда - 5 баллов.
Часто ли вы:
1. Замечаете,
что проводите в онлайне
2. Пренебрегаете домашними делами, чтобы подольше побродить в сети?
3. Предпочитаете пребывание в сети интимному общению с партнером?
4. Заводите знакомства с пользователями интернета, находясь в онлайне?
5. Раздражаетесь
из-за того, что окружающие интересуются
количеством времени,
6. Отмечаете,
что перестали делать успехи
в учебе или работе, так как
слишком много времени
7. Проверяете электронную почту раньше, чем сделаете что-то другое, более необходимое?
8. Отмечаете,
что снижается
9. Занимаете
оборонительную позицию и
10. Блокируете беспокоящие мысли о вашей реальной жизни мыслями об интернете?
11. Обнаруживаете себя предвкушающим очередной выход в Сеть?
Информация о работе Эксперимент в психологии и как метод обучения