Эксперимент в психологии и как метод обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 10:42, контрольная работа

Описание работы

Главной детерминантой воздействия людей друг на друга является процесс совместной групповой деятельности. Все чисто психологические механизмы воздействия опосредованы этой деятельностью. Воздействие с помощью знаков, использование механизмов идентификации, рефлексии реализуются в ходе деятельности, в том числе учебной, в содержательном плане задаются ее характеристиками.

Содержание

1. Методы психологического воздействия в рамках активного социально-психологического обучения.

2. Эксперимент в психологии и как метод обучения.

3. Разработка метода «Эксперимент»
Приложения.

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

При формировании основ естественно-научных и экологических  понятий экспериментирование можно  рассматривать как метод, близкий  к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие.

Пожалуй, нет ни одного выдающегося педагога или психолога, который не говорил  бы о преимуществах данного метода, но в реальной деятельности дошкольных учреждений он применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.

Обобщая собственный богатый фактический  материал, Н.Н. Поддъяков (1997) сформулировал  гипотезу о том, что в детском  возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято  считать, а экспериментирование. Для обоснования данного вывода приводятся многие доказательства. 

1.  Игровая  деятельность требует стимуляции  и определенной организации со  стороны взрослых; игре надо учить.  В деятельности же экспериментирования  ребенок самостоятельно воздействует  различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.

2.  В  экспериментаторстве достаточно  четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные, преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели.

3.  Некоторые  дети не любят играть; они предпочитают  заниматься каким-то делом; но  их психическое развитие протекает  нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.

4.  Наконец,  фундаментальным доказательством  является тот факт, что деятельность  экспериментирования пронизывает  все сферы детской жизни, в  том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.

Таким образом, нельзя отрицать справедливость утверждения, что наблюдения и эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия  превращаются в сухие абстракции (А.И. Иванова, 1999). Это хорошо понимали и неоднократно подчеркивали выдающиеся педагоги, что подтверждается их высказываниями, приведенными ниже.

Я.А. Коменский:«Основной предпосылкой для того является требование, чтобы чувственные предметы были правильно представлены нашим чувствам, дабы они могли быть правильно восприняты. Я утверждаю 

и повторяю во всеуслышание, что это требование есть основа всего остального»

Дж. Локк : «Они ведь путешественники, недавно прибывшие в чужую страну, о которой ничего не знают. Поэтому совесть обязывает нас не вводить их в заблуждение»  

И.Г. Песталоцци: «...созерцание (чувственное восприятие) человеком самой природы является единственным истинным фундаментом обучения, так как оно (созерцание) является существенной основой человеческого познания. Все, что следует затем, является просто результатом, или абстракцией, от этого чувственного восприятия».

«Я хочу, чтобы наблюдение всегда предшествовало слову и чтобы точные знания предшествовали суждению».

«Когда  птица очаровательно щебечет и когда червяк, только что появившийся на свет, ползет по листу, прекрати упражнения в языке. Птица учит, и червяк учит больше и лучше. Молчи!»

«Не торопись навязывать знания ребенку. Пускай истинный мир, явления и предметы ... проходят перед ним в возможно большем количестве, пускай они приходят и снова уходят, не навязываясь ему... Редко требуй от него суждений» . 

Обобщая собственный богатый фактический  материал, Н.Н. Поддъяков сформулировал  гипотезу о том, что в детском  возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования данного вывода приводятся многие доказательства.

1.  Игровая  деятельность требует стимуляции  и определенной организации со  стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.

2.  В  экспериментаторстве достаточно  четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые  ребенком, раскрывают перед ним  новые стороны и свойства объекта,  а новые знания об объекте,  в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные, преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели.

3.  Некоторые  дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.

4.  Наконец,  фундаментальным доказательством  является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Разработка метода «Эксперимент»

Целью исследования явилось изучение особенностей общения посредством Интернета.

Было  проведено первоначальное исследование с использованием наблюдения, анализа текстов переписки, беседы с пользователями Интернет. Кроме того, был проведен опрос пользователей в возрасте от 21 до 30 лет с высшим и незаконченным высшим образованием, разного пола и профессиональной принадлежности, статистическая обработка результатов опроса.

В Интернете  возможно:

Общение между людьми, знакомыми в реальной жизни (Интернет, как правило, используется как средство, более удобное в тех или иных условиях).

Общение между незнакомыми людьми:

а) Поиск  знакомств и общение посредством  сети, участники которого желают перехода к общению в реальной жизни. Интернет становится доступным и крайне облегченным, по сравнению с реальной жизнью, способом расширения круга общения, образования новых связей и знакомств. Подобного рода общение особо увлекает людей, испытывающих по тем или иным причинам трудности при первоначальном контакте в обыденной действительности.

б) Общение  посредством сети, участники которого не стремятся или избегают перехода к общению в реальной жизни.

Существуют  следующие особенности общения  через Интернет:

Анонимность.

Несмотря  на то, что иногда возможно получить некоторые сведения анкетного характера, и даже фотографию собеседника, они не дают реальной картины личности. Кроме того, часто наблюдается эффект сокрытия или презентации ложных сведений. Следствием этого является безответственность и безнаказанность в сети, то есть пользователь может проявить большую свободу высказываний (вплоть до оскорблений), передавать ложную информацию, вводить в заблуждение, практически не получая за подобные действия наказания или отрицательной оценки.

Добровольность.

Пользователь  добровольно завязывает контакты или уходит от них, а так же может прервать их в любой момент.

Затрудненная  эмоциональность, которая частично компенсируется специально разработанной  знаковой системой передачи эмоций.

Ролевостъ.

Зачастую  пользователь подает себя по-иному, чем в реальной жизни, и, воспринимая своего собеседника, домысливает, создает его образ, отличный от реального. Личный опыт пользователей по переходу от виртуальных контактов к реальным показывает, что, как правило, они испытывают удивление или разочарование от несоответствия их представлений и реальной личности.

Выделены  следующие причины обращения  к Интернету как средству общения:

Недостаточное насыщение общением в реальных контактах.

Большинство опрошенных оценивают общение по Интернет как «суррогатное», «малоценные контакты», «развлекательная, игровая деятельность» и предпочитают реальное общение, используя сеть в случае, когда реальные контакты по тем или иным причинам затруднены. Эта категория людей легко отказывается от Интернет-общения, испытывает потерю интереса к нему в случае насыщения и удовлетворения потребности в общении в условиях реальных контактов.

Реализация  качеств личности, ролей, которые  не находят воплощения в реальной жизни или скрываются (так как считаются человеком социально неприемлемыми, несоответствующими его социальному статусу и т.д.)

Например, социальный статус женатого мужчины  не соотносится с активным флиртом  и многочисленными романтическими взаимоотношениями и контактами. Но в Интернете за счет анонимности и безответственности можно проиграть любые флиртовые роли и другие проявления сексуальности (вплоть до порнографических). 50% из опрошенных женщин и мужчин, находящихся в браке, признают, что Интернет является для них возможностью иметь романтические отношения (из не состоящих в браке на это указывают лишь 17%).

Интернет-общение  позволяет проиграть и реализовать  любое фантастическое «Я», то есть самореализоваться в новом качестве, не свойственном привычным социальным ролям в реальной жизни. Появляется качественно новое маскарадное поведение и общение.

Получение психотерапевтической помощи, поддержки, сочувствия и понимания.

В отличие  от подобного рода контактов в  реальной жизни, терапевтическое общение в Интернет обладает большей открытостью, доверительностью, разнообразием проблем, открытых для обсуждения. 

И другая сторона  полученных данных.

Сравнение того, как наши респонденты воспринимают Сеть и реальное социальное окружение, дало следующие результаты:  
А.  В реальном общении участники с большей уверенностью могут получить эмоциональную поддержку (оказание помощи в трудные минуты - спасение от грусти и одиночества), чем в Интернете.  
Б.  В реальном общении участники с большей уверенностью могут пообщаться или просто провести время.  
В.  Интернет воспринимается как среда, в которой можно вести себя, в меньшей степени считаясь с мнением окружающих, чем в реальном общении.  
Итак, большинство опрошенных считает Интернет средой, более свободной, нежели реальная жизнь, и при этом в меньшей степени, чем реальная жизнь, предоставляющей эмоциональную поддержку и общение. Очевидно определенное "смещение акцентов" от диалога между людьми (общения и поддержки) в реальном общении к монологу, свободному от чужих мнений и оценок самовыражению в Интернете. Сеть - место, где можно показать себя, не думая о последствиях, но при этом она скорее безразлична по отношению к человеку. Реальность по сравнению с Сетью в большей степени заставляет считаться с окружающими, но при этом она более дружелюбна, человечна. Хотя лично я с этим не согласна, мне кажется, что и Реальность и Сеть одинаково безразличны к человеку. 
Несколько забегая вперед, следует уточнить, что восприятие Сети как источника эмоциональной поддержки зависит от опыта пользования сетью: чем больше у человека "стаж Интернета", тем в большей степени он воспринимает сеть как источник эмоциональной поддержки, помощи в трудную минуту. По мере увеличения времени, проведенного в сети, люди обзаводятся хорошими знакомыми и близкими друзьями, осваивая Сеть так же, как они осваивают традиционную Реальность.  
Взаимосвязь различных показателей поведения в Интернете с различного рода объективными переменными - социально-демографическим статусом и количественными показателями взаимодействия в Сети. Было установлено, что:

Информация о работе Эксперимент в психологии и как метод обучения