Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 11:27, курсовая работа
Цель : – изучить особенности памяти у детей младшего школьного возраста с ЗПР и исследовать объем кратковременной слухоречевой памяти у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Объект : память детей с задержанным психическим развитием ,младшего школьного возраста(Школа специальная (коррекционная) общеобразовательная (7-го вида).
Предмет : особенности кратковременной слухоречевой памяти у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Без специального обучения приёмам запоминания дети с ЗПР испытывали серьёзные затруднения в применении наглядных опор при воспроизведении словесного материала. Вспомогательные средства в виде картинок не всегда превышали продуктивность их работы. Т.А. Власова, В.И. Лубовский выявили, что владение операцией установления смысловых связей ещё не гарантирует её успешного использования в качестве приёма запоминания (умение установить связи между словами и картинками не помогает ребёнку вспомнить эти слова при последующем предъявлении картинок). Любая мыслительная операция может быть использована в качестве приёма запоминания при условии её обратимости. Дети с нормальным развитием легко переходят от прямых операций к обратным. Например, без труда вспоминают слово по ассоциировавшейся с ним при запоминании картинке. По словам Т.В. Егоровой, для многих детей с ЗПР эта задача оказывается непосильной .
В психологии стало неоспоримым положение о закономерном возрастании в онтогенезе роли логической памяти, будь то нормально развивающийся или аномальный ребёнок. Вместе с тем в жизни человека на долю запоминания, близкого по характеру к механическому, так или иначе выпадает большая нагрузка, и чем выраженнее отклонение в умственном развитии, тем эта нагрузка выше .
Изучение логической памяти показало, что данный вид памяти страдает у детей с ЗПР во многом за счёт недостаточности смысловой переработки получаемой информации. Наличие нарушений на уровне механической памяти свидетельствует о том, что страдает и сама мнемическая основа единого, целостного процесса усвоения .
Структура нарушений механической памяти детей с ЗПР непроста. Т.А. Власова, В.И. Лубовский, Н.А. Цыпина отмечают, что эффективность мнемической деятельности в значительной мере определяется способом предъявления экспериментального материала и организацией процесса воспроизведения. В частности, группировка элементов словесного ряда приводит к более быстрому и безошибочному усвоению всего материала. Вместе с тем расчленение материала не приводит к немедленному положительному эффекту. При первой попытке заучивания объём правильно воспроизведённых слов выше, если запоминался нечленный словесный материал. Иными словами, даже такой классический способ, каким является группировка заучиваемого материала, не сразу приводит к улучшению запоминания .
Словесные пробы А.Р. Лурия позволили выявить ещё одну качественную особенность процесса запоминания у аномальных детей. Некоторые из них при первом воспроизведении не смогли репродуцировать ни одного элемента. Ребёнок не мог вспомнить первую часть сообщения, находясь под влиянием только что прослушанной второй группы слов, а к тому моменту, когда он начинал припоминать вторую часть, предшествующая активность подавляла следы последней. Существенно, что такое «застопоривание» встречалось только у испытуемых из групп аномальных детей и никогда не наблюдалось у них нормально развивающихся сверстников .
Несмотря на существенные достижения в овладении произвольным запоминанием, господствующим видом памяти к концу дошкольного возраста остается память непроизвольная. К произвольному запоминанию и воспроизведению дети обращаются в сравнительно редких случаях, когда соответствующие задачи возникают в их деятельности или когда этого требуют взрослые.
Специалисты, работающие в дошкольном образовательном учреждении должны помнить, что само собой, непроизвольно запоминающееся нормально развивающимися детьми не всегда запечатлевается в сознании учащихся с ЗПР. Поэтому необходимо специально активизировать познавательную деятельность дошкольников данной категории.
Таким образом, картина нарушений памяти имеет сложный и своеобразный вид. Отличительным признаком структуры дефекта при задержке психического развития является затронутость одних сторон памяти при относительной сохранности других. Конкретные проявления указанной неоднородности в значительной мере индивидуальны .
Т.А. Власова, В.И. Лубовский, Н.А. Ципина считают, что причинами нарушения памяти у детей с ЗПР обусловлены как различными клиническими факторами, так и психолого-педагогическими факторами. В связи с этим у таких детей выявляются разнообразные нарушения памяти: повышенная заторможенность следов под воздействием помех и внутренней интерференции (взаимовлияние различных мнемических следов друг на друга), уменьшение объёма памяти и скорости запоминания. Одной из главных причин снижения эффективности мнемической деятельности у детей с ЗПР является их неумение рационально организовать и контролировать свою работу, а также применять приёмы запоминания .
Несмотря на наличие значительного круга нарушений, по мнению Т.А. Власовой, дети с ЗПР обладают достаточно высокими потенциальными возможностями интеллектуального развития. При целенаправленной коррекции им можно привить необходимые навыки мнемической деятельности, что позволяет в существенной мере компенсировать наблюдающиеся у них недоразвитие процессов памяти. Основной коррекционных мероприятий является формирование у детей специальных приёмов запоминания, то есть развитие у них логической памяти. К другому важному направлению этой работы Т.А. Власова и М.С. Певзнер относят обучение детей правильной организации повседневной деятельности, формирование у них прилежания и аккуратности, что позволяет преодолевать свойственные им импульсивность и неумение сосредоточить своё внимание.
Глава 2.Результаты исследование кратковременной слухоречевой памяти у детей с ЗПР
2.1.Программа исследования
Цель :
– изучить особенности
памяти у детей
младшего школьного
возраста с ЗПР
и исследовать
объем кратковременной
слухоречевой памяти
у детей младшего
школьного возраста
с ЗПР.
Объект
: память детей с задержанным
психическим развитием
,младшего школьного
возраста(Школа специальная
(коррекционная) общеобразовательная
(7-го вида).
Предмет :
особенности кратковременной
слухоречевой памяти
у детей младшего
школьного возраста
с ЗПР.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы вопроса развития памяти и её особенностей у детей с ЗПР;
2.
Сформировать выборку,
3. Провести исследование ;
4. Проанализировать объем кратковременной слухоречевой памяти;
Описание методики исследования:
Исследование объема кратковремеменной слухоречевой памяти по методике « десяти слов» А,Р,Лурии, текст и ключи обработки приведены в приложении №1.
Цель методики: измерение
объема кратковременной слухоречевой
памяти
2.2. Описание результатов и их анализ.
В результате проведения исследования кратковременной слухоречевой памяти по методике «десяти слов» А.Р.Лурии, было выявлено 20% с очень низким показателем, 30% с низким показателем, 40%, со средним показателем, 10% с высоким показателем уровня объема кратковременной слухоречевой памяти, что представлено в гистограмме.
На современном этапе развития дошкольного образования наблюдаются негативные тенденции роста числа детей с задержкой психического развития, обусловленные, с одной стороны, неблагоприятной микросредой развития детей, с другой стороны, недостаточным уровнем готовности специалистов дошкольных учреждений. Специальному психологу необходимо владеть системой теоретических знаний, акцентирующих внимание на особенностях развития детей с задержками развития, проблемах психологической готовности детей с ЗПР к школьному обучению. Кроме того, у психолога, работающего с детьми с ЗПР, должны быть сформированы практические навыки диагностики и коррекции задержки психического развития в целом и познавательных процессов – в частности.
На
современном этапе
дошкольное образовательное
учреждение должно осуществлять
психолого-педагогическое
изучение детей «групп
риска» с целью своевременного
оказания психокоррекционной
помощи детям с нерезко
выраженными отклонениями.
Период младшего школьного
возраста является наиболее
благоприятным для интенсивного
интеллектуального,
эмоционального, социального
развития. При условии
ранней диагностики
и оказания своевременной
коррекционно-педагогической
помощи дети с ЗПР способны
преодолеть психическое
недоразвитие до начала
систематического обучения.
Целью исследования была диагностика исходного уровня объема кратковременной слухоречевой памяти детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Для этого были
подобраны методики диагностики, отобраны
детей для экспериментального исследования,
проведено их обследование, сформулированы
выводы об исходном уровне объема кратковременной
памяти.
Использованная литература
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. /Под ред. К.С. Лебединской/ – М., 1982
2. Введение в психологию./ Под ред. А.В. Петровского. – М., 1996 .
3. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М., 1979.
4. Дети с временными задержками развития / под ред. Т.А. Власовой, М. С. Певзнер. – М., 1971.
5. Дети с задержкой психического развития. / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 1984.
6. Дефектология. Словарь – справочник. / Под ред. Пузанова / – М., 1996.
7. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. – М., 2001
8. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. – М., 1973.
9. Занков Л.В. Память. − М., 1949.
10. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. – М., 1961.
11. Лапшин В.А., Пузанов Б.Н. Основы дефектологии: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов. – М., 1991.
12. Леонтьев А.Н. Проблемы в развитии психики. – М., 1981
13. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. − М., 1972
14. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития. – М., 1990.
15. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. − М., 1989.
16. Лурия А.Р. Внимание и память. – М., 1975.
17. Немов Р.С. Психология в 3-х книгах. Книга 1, Общие основы психологии. − М., 1997.
18. Немов Р.С. Психология в 3-х томах. – М., 1993.
19. Общая психология. / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1997.
20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, в 2-х томах, – М., 1989.
21. Самохвалова В.И. Возрастные и индивидуальные различия в запоминании разных видов материала. // Возрастные и индивидуальные различия памяти /Под ред. А.А. Смирнова. – М.: 1967.
22. Смирнов А.А. Возрастные и индивидуальные различия памяти. – М., 1966.
23.
Столяренко Л.Д. Основы
психологии. – Ростов
Н/Д, 1997.
Приложение№1
Методика «10 слов» А.Р. Лурия
Стимульный материал теста «10 слов» представляет собой словесный ряд, предлагаемый детям для запоминания и состоящий из несвязанных между собой слов. Для детей 6-7 лет может быть следующий набор: самолет, чайник, бабочка, ноги, бревно, свеча, тачка, журнал, машина, волк.