Измененные состояния сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 21:40, контрольная работа

Описание работы

За тонкой поверхностью сознания человека лежит относительно неизведанная область психической деятельности, природа и функции которой никогда не были ни систематически исследованы, ни адекватно изучены. Несмотря на существование большого количества клинического и экспериментального материала, касающегося мечтаний и грез, сна и дремоты, гипноза и гипнотических состояний, сенсорной депривации, истерических состояний диссоциации и деперсонализации, фармакологически индуцированных психических расстройств и т.д., сделано мало попыток организовать и систематизировать эту разрозненную информацию в согласованную теоретическую систему.

Содержание

Введение.. 3
Продуцирование ИСС............................................................................4
Основные признаки ИСС........................................................................7
Функции ИСС..........................................................................................8
Вывод..................................................................................................................16
Список литературы……………………

Работа содержит 1 файл

психофизиология.docx

— 45.96 Кб (Скачать)

     Фармакологически  индуцированные ИСС также играли большую роль в исцеляющих действиях. Абреактивные или катарсические техники, когда употребляются пейот, эфир, СО2, амитал, метамфетамин и ЛСД-25, всегда широко использовались в психиатрии.

     Вероятно, не связанные со специфическими эффектами  ИСС в лечении являются неспецифические  последствия других изменений в  сознании, направленных на поддержание  психического равновесия и здоровья. Например, сон традиционно считается  великим целителем и, по-видимому, служит важной биологической и психологической функцией у человека. ИСС, связанное с сексуальным оргазмом, можно считать еще одним благотворным психическим изменением, которое имеет не только значение биологического выживания в виде позитивного подкрепления сексуального влечения, но также служит выходом для многочисленных человеческих желаний и фрустраций.

     2. Путь к новому знанию или  опыту. Человек всегда стремился  вызывать у себя ИСС в попытке  получить новое знание, вдохновение  или опыт. Религиозный человек  использовал горячие молитвы,  пассивную медитацию, состояния  откровений и пророчества, мистические  и трансцендентальные переживания,  обращение в религию и божественные  состояния, чтобы открывать новые  горизонты опыта, пересматривать  нравственные ценности, разрешать  эмоциональные конфликты; это  часто позволяло ему лучше  справляться с личными трудностями  и проблемами окружающей действительности. Интересно также отметить, что  у многих примитивных групп  считается, что одержимость духами  наделяет сверхчеловеческими знаниями, которые невозможно получить  при нормальном бодрствующем  состоянии сознания. Предполагается, что во время приступов одержимости  демонстрируются такие паранормальные  способности, как величайшая мудрость, "способность к языкам" или ясновидение.

     ИСС, по-видимому, обогащают человеческий опыт во многих других сферах жизни. Интенсивные  эстетические переживания, когда человек  полностью захвачен некой величественной сценой, произведением искусства  или музыкой, могут расширить  его эмоциональный опыт и послужить  источником творческого вдохновения. Известны многочисленные примеры внезапного озарения, творческого инсайта и  разрешения сложных проблем, случающихся  у человека, когда он погружен в  такие ИСС, как транс, дремота, сон, пассивная медитация или наркотическая интоксикация.

     3. Социальная функция. ИСС, случающиеся  в групповой обстановке, по-видимому, обслуживают многие индивидуальные  и социальные потребности. Хотя  короткое обсуждение не сможет  воздать должное широкому разнообразию  функций, которым служат ИСС  в различных культурах, мы можем  упомянуть по крайней мере  некоторые.

     Если  взять одержимость духами за парадигму  потенциальной ценности ИСС, обнаруживается весомость ее социального значения и последствий. С точки зрения личной выгоды одержимость одним из родовых или местных божеств или Святым Духом во время религиозных церемоний позволила бы индивиду достигнуть высокого статуса через исполнение своей культовой роли, получить временное освобождение от ответственности за свои действия и речи или позволить ему отыграть агрессивные и сексуальные конфликты или желания в социально приемлемой форме. Напряжения и страхи рассеиваются, и новое чувство духовной защищенности и уверенности вытесняет отчаяние и безнадежность маргинального существования.

     С социальной точки зрения потребности  племени или группы удовлетворяются  через их косвенную идентификацию  с человеком в состоянии транса, который не только получает личное удовлетворение от божественной одержимости, но и отыгрывает некоторые ритуализированные  групповые конфликты и устремления, например, темы смерти и воскрешения, культурные табу и т.д. Более того, впечатляющие поведенческие манифестации одержимостью духами способствуют убеждению  участников в сохраняющемся личном интересе их богов, еще раз подтверждают их местные верования, позволяют  им осуществлять некоторый контроль над неизвестным, увеличивать групповую  сплоченность и идентификацию, наделять высказывания человека в состоянии  транса, шамана или священника таким  значением, которого в обычной ситуации не присваивалось бы. Вообще существование  таких практик представляет прекрасный пример того, как общество создает  модели редукции фрустрации, стресса  и одиночества через групповые  акции.

     В заключение, таким образом, можно  сказать, что ИСС играют значительную роль в опыте и поведении человека. Также очевидно, что эти состояния  могут служить как адаптивным, так и неадаптивным выходом для  выражения многочисленных страстей человека, его потребностей и желаний. Более того, вряд ли следует сомневаться, что мы едва начали понимать аспекты и функций ИСС. В качестве заключения мне хотелось бы процитировать очень подходящее замечание У. Джеймса (James, 1929, pp. 378 - 379):

     Наше  нормальное или, как мы его называем, разумное сознание представляет лишь одну из форм сознания, причем другие, совершенно от него отличные формы  существуют рядом с ним, отделенные от него лишь тонкой перегородкой. Мы можем  совершить наш жизненный путь, даже не подозревая об их существовании; но как только будет применен необходимый  для их пробуждения стимул, они  сразу оживут для нас, представляя  готовые определенные формы духовной жизни, которые, быть может, имеют где-нибудь свою область применения. Наше представление  о мире не может быть законченным, если мы не примем во внимание и эти  формы сознания. Из них, правда, нельзя вывести точной формулы, и они  не могут дать нам плана той  новой области, какую они перед  нами раскрывают, но несомненно, что  должны помешать слишком поспешным  заключениям о пределах реального.5 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вывод.

     Несмотря  на существование многочисленного  клинического и исследовательского материала по определенным измененным состояниям сознания, предпринималось  мало попыток концептуализировать  взаимосвязи среди этих состояний  и условия, необходимые для их возникновения. С этой целью я попыталась интегрировать и обсудить соответствующие открытия в различных областях в попытке достижения лучшего понимания этих состояний и функций, которыми они бы могли послужить человеку и обществу.

     Наблюдения  за многими измененными состояниями  сознания, переживаемыми человеком, быстро позволяют сделать вывод, что есть некоторые обязательные условия, способствующие их возникновению. Более того, хотя внешние проявления и субъективный опыт, связанные с  различными изменениями в сознании, довольно разнообразны, существуют базовые  особенности, являющиеся общими для  многих. С функциональной точки зрения становится ясно, что многие изменения  состояний сознания служат в качестве "конечных общих путей" для  различных форм выражения человека - как адаптивных, так и дезадаптивных. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список Литературы: 

  1. Дрёмов  С.В. Сёмов И.Р. Измененные состояния  сознания: психологическая и философская  проблема в психиатрии. – Новосибирск.: Изд-во СО РАН, 2011. – 204с.
  2. Спивак Л. И. Изменённые состояния сознания у здоровых людей (постановка вопроса, перспективы исследований) // Физиология человека. — Т. 14, N 1, 1988. С. 138—147.
  3. Тарт Ч. Измененные состояния сознания/ Пер. с англ. Е. Филиной, Г. Закарян. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 288 с.
  4. http://www.town812.ru/ismenennye-sostoyaniya.html
  5. http://biblioteka.teatr-obraz.ru/node/8002

Информация о работе Измененные состояния сознания