Измененные состояния сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 21:40, контрольная работа

Описание работы

За тонкой поверхностью сознания человека лежит относительно неизведанная область психической деятельности, природа и функции которой никогда не были ни систематически исследованы, ни адекватно изучены. Несмотря на существование большого количества клинического и экспериментального материала, касающегося мечтаний и грез, сна и дремоты, гипноза и гипнотических состояний, сенсорной депривации, истерических состояний диссоциации и деперсонализации, фармакологически индуцированных психических расстройств и т.д., сделано мало попыток организовать и систематизировать эту разрозненную информацию в согласованную теоретическую систему.

Содержание

Введение.. 3
Продуцирование ИСС............................................................................4
Основные признаки ИСС........................................................................7
Функции ИСС..........................................................................................8
Вывод..................................................................................................................16
Список литературы……………………

Работа содержит 1 файл

психофизиология.docx

— 45.96 Кб (Скачать)

     Опыт "потери контроля" - весьма сложный  феномен. Снижение сознательного контроля может вызвать чувства бессилия и беспомощности либо, что парадоксально, обеспечить еще большим контролем  и силой через утрату контроля. Последнее переживание обнаруживается у загипнотизированных людей  или аудитории, компенсаторно идентифицирующейся с силой и всемогуществом, которые  она приписывает гипнотизеру  или другому властному лидеру. Это также наблюдается в состояниях мистической или спиритической  одержимости, когда человек фактически отказывается от контроля над своим  сознанием - в надежде испытать божественную истину, ясновидение, "космическое  сознание", единение с духами или  сверхъестественными силами и пр.

     Г) Изменения в эмоциональном выражении. С ослаблением сознательного контроля или запретов часто становятся заметными изменения в эмоциональном выражении. Происходят внезапные, неожиданные вспышки более примитивных и интенсивных, чем в нормальном состоянии, эмоций. Возникают крайние эмоциональные состояния - от экстаза и состояния, близкого к оргазму, до глубокого страха и депрессии.

     Существует  еще одна модель (принцип) эмоционального выражения, характерный для подобных состояний. Индивид может отдалиться, отстраниться или испытывать интенсивные переживания, никак не проявляя их. Чувство юмора тоже снижается.

     Д) Изменение образа тела. В ИСС происходят многообразные искажения образа тела. Весьма распространенной также является склонность у индивидов испытывать глубокое чувство деперсонализации, разделения тела и души, потери самоосознания или размывание границ между собой и другими, миром или вселенной.

     Если  подобные субъективные переживания  вызываются токсическими или делириозными состояниями, предвестниками припадков  или возникают после приема определенных наркотиков и пр., они нередко  воспринимаются индивидом как странные и даже пугающие. Тем не менее  при возникновении таких ощущений при мистических или религиозных  обстоятельствах они могут интерпретироваться как трансцендентальные или мистические  переживания "исключительности", "расширения сознания", "океанских  чувств" или "забвения".

     Имеются и другие общие характеристики, которые  можно сюда отнести. Может не только показаться, что разные части тела увеличились, уменьшились, потеряли вес, потяжелели, отделились от тела, приняли  необычный или смешной вид, но и появиться спонтанное ощущение головокружения, неясности зрения, оцепенения, потери чувствительности и ощущения покалывания тела.

     Е) Искажения восприятия. Общим для большинства ИСС является наличие перцептивных аберраций, включая галлюцинации, псевдогаллюцинации, преувеличенную визуальную образность, гиперобостренность восприятия и самые многообразные иллюзии. Содержание этих перцептивных отклонений обусловливается культурными, групповыми, индивидуальными или нейрофизиологическими факторами и представляет либо скрытые желания и фантазии, выражение базовых страхов или конфликтов, либо простые явления незначительной динамической важности, такие как галлюцинации света, цвета, геометрических форм или очертаний. В некоторых ИСС, вызванных, например, психоделическими наркотиками, марихуаной или при мистических переживаниях, могут проявляться синестезии, когда одни формы сенсорных ощущений переводятся в другие. Например, человек может сообщить, что видит или чувствует звуки или способен ощутить вкус того, что видит.

     Ж) Изменения смысла или значения. В этом разделе я бы хотела подробно остановиться на весьма занимательном качестве почти всех ИСС, понимание которого поможет объяснить некоторые, на первый взгляд не связанные между собой явления. После исследования и изучения разнообразных ИСС, вызываемых различными способами или средствами, стала очевидна склонность людей в таких состояниях вкладывать повышенный смысл и значение в свои субъективные переживания, размышления или восприятия. Иногда кажется, будто человек испытывает что-то вроде опыта "эврика", во время которого часто возникают чувства абсолютного понимания, озарения и инсайта. При токсических и психотических состояниях это обостренное чувство понимания может проявляться в приписывании неверных значений репликам извне, идеях отношений и многочисленных случаях "психотических инсайтов".

     Уильям  Джеймс, американский психолог, философ и основатель прагматизма описывает свои личные переживания, связанные с другими случаями изменения сознания. "Одно из очарований опьянения, - пишет он, - бесспорно, заключается в глубинном чувстве реальности и истине, которая достигается через него. В каком бы свете ни представали перед нами вещи, они видятся безоговорочными, "совершенно совершенными", чем когда мы трезвые". В своей книге "Многообразие религиозного опыта" он добавляет:

     ...Закись  азота и эфир, особенно закись  азота, достаточно разведенная  воздухом, стимулирует мистическое  сознание экстраординарной степени.  Кажется, что глубина всей земной  истины обнаруживается в ингаляторе. Однако, когда человек приходит  в себя, истина растворяется или  ускользает, и если остаются слова, в которых она, казалось, была воплощена, то они оказываются совершеннейшей бессмыслицей. Тем не менее чувство глубокого смысла остается. Я лично знаю людей, которые убеждены, что в трансе, вызванном закисью азота, возможны настоящие метафизические откровения.4

     3) Чувство невыразимости. Чаще всего из-за уникальности субъективного переживания, связанного с ИСС (например, трансцендентального, эстетического, творческого, психотического, мистического состояний), люди говорят, что бессмысленно или невозможно передать природу или сущность опыта тому, кто не испытывал подобных переживаний. Отдаваясь чувству невыразимости, люди доходят до той или иной степени амнезии в отношении своего опыта в состоянии глубокого изменения сознания, такого, например, как гипнотический или сомнамбулический транс, припадки одержимости, сновидческие состояния, мистические переживания, делириозные состояния, наркотическая интоксикация, предвестники припадков, оргиастические и экстатические состояния и т.п. Амнезия имеет место отнюдь не во всех случаях, о чем свидетельствуют ясные воспоминания, остающиеся после психоделического опыта, курения марихуаны или некоторых состояний откровения или озарения.

     И) Чувства возрождения. Многие, выйдя из некоторых состояний глубокого изменения сознания (например, после психоделического опыта, абреактивных состояний, вторично возникающих при применении закиси углерода, метамфитамина (метедрина), эфира или амитала, гипноза, религиозных обращений, трансцендентальных и мистических состояний, терапии инсулиновой комы, приступов спиритической одержимости, примитивных обрядов инициации и даже после некоторых случаев глубокого сна), заявляют о переживании нового чувства надежды, возрождения или перерождения.

     К) Гипервнушаемость. Исходя из более широкой перспективы, рассмотрим в качестве проявления гипервнушаемости в ИСС не только различные случаи "первичной" и "вторичной" внушаемости, но и возрастающую впечатляемость и предрасположенность людей некритично принимать и/или автоматически реагировать на конкретные высказывания (например, команды или инструкции лидера, шамана, вождя или гипнотизера) или неконкретные сигналы (например, культурные или групповые ожидания в отношении некоторых типов поведения или субъективных переживаний). К гипервнушаемости также можно отнести возрастающую склонность человека к ошибочному восприятию или пониманию различных стимулов или ситуаций, основанных на его внутренних страхах или желаниях.

     Что бы понять феномен гипервнушаемости, проанализируем некоторые субъективные характеристики, связанные с ИСС вообще. Параллельно с ухудшением у человека критических способностей ослабляются его способности к проверке реальности или различению субъективной и объективной реальностей. Это, в свою очередь, способствует возникновению у него компенсаторной потребности укрепить свои ослабленные способности через поиск постоянной поддержки или руководства, чтобы снизить некоторую тревогу, связанную с утратой контроля. Стремясь компенсировать свои ослабленные критические способности, человек сильнее доверяет внушениям гипнотизера, шамана, лидера, оратора, религиозного целителя, проповедника или доктора, которые представляются ему всемогущими, авторитетными фигурами. Кроме того, обычно с "размыванием границ себя", что является еще одним важным качеством ИСС, у человека появляется склонность идентифицироваться с авторитетной фигурой, чьи желания и указания воспринимаются как свои собственные. Противоречия, сомнения, несогласия и сдерживания сводятся на нет (все это характеристики "первичного процессуального" мышления), и внушения человека, наделенного авторитетом, принимаются как конкретная реальность. В состоянии измененного сознания эти внушения даже наделяются еще большей важностью, становятся первостепенными, внутренним и внешним стимулам приписываются возросшие значение и ценность.

     Когда срабатывают все эти факторы, достигается мономотивационное  или "надмотивационное" состояние, в котором человек стремится  реализовать в поведении мысли  и идеи, которые он переживает как  субъективную реальность. Субъективная реальность может определяться многими  влияниями, работающими по отдельности  или сообща, например, ожидания авторитетной фигуры, группы, культуры или даже "внутреннего  голоса" (например, в состоянии  самогипноза, молитвы, массовых галлюцинаций, спиритических сеансов), отражая  ожидания и страхи человека.

     Если  человек впадает в некоторые  другие ИСС - панику, острые психозы, токсический  делирий и т.д., когда внешние  направления или структуры двусмысленны или плохо определены, то он руководствуется  главным образом тем, что происходит у него внутри, и это играет большую  роль при определении его поведения. В таких состояниях он гораздо  более восприимчив к голосу своих  эмоций, фантазий и мыслей, связанных  с ними, чем к указаниям других людей. 

  1. Функции ИСС.

     Рассмотрев  конкретные характеристики, связанные с ИСС, можно поднять вопрос, удовлетворяют ли они каким-то полезным биологическим, психологическим или социальным функциям человека. Чарльз Тарт убежден, что уже само наличие и распространение таких состояний человека свидетельствует об их значимости в его повседневном функционировании. Трудно согласиться с тем, что человеческая способность входить в транс эволюционирует почти так же, как в ситуациях гипноза на сцене либо в клинических или лабораторных условиях. Более того, массовое распространение и использование миcтических и одержимых состояний, эстетических и творческих переживаний свидетельствуют, что эти ИСС удовлетворяют многие потребности человека и общества.

     Итак, ИСС могут рассматриваться как "конечные проводящие пути" для  многих самых разных форм выражения  и переживаний человека, как адаптивных, так и неадаптивных. В одних  случаях психологическая регрессия, обнаруженная в ИСС, может оказаться атавизмом и быть вредной для индивида или общества, в то время как в других случаях та же регрессия "встанет на службу эго" и позволит человеку переступить границы логики и формальности, выразить подавленные потребности и желания в социально санкционированной и конструктивной форме.

     А) Неадаптивные выражения. Неадаптивные выражения или применения ИСС многочисленны и разнообразны. Проявления этих ИСС могут представлять:

     а) попытки разрешения эмоционального конфликта (например, реакции бегства, амнезии, травматические неврозы, деперсонализация и диссоциация);

     б) защитные функции в определенных ситуациях опасности, вызывающих повышенную тревогу (например, вхождение в гипноидальные  состояния во время психотерапии;

     в) прорыв запрещенных импульсов (например, реакции острого психоза и  паники);

     г) бегство от ответственности и  внутреннего напряжения (например, использование наркотиков, марихуаны, алкоголя);

     д) символическое отыгрывание бессознательных  конфликтов (например, демоническая одержимость, колдовство);

     e) проявление органических поражений  или нейрофизиологических нарушений  (например, предвестники, токсические  состояния);

     ж) неосторожные и потенциально опасные  реакции на определенные стимулы (например, гипноз от автострады, транс от длительного наблюдения за экраном радарного дисплея, монотонная длительная сторожевая работа).

     Б) Адаптивные выражения. Человек использует различные ИСС, чтобы получить новое знание или опыт, выразить психическое напряжение или освободиться от конфликта, не подвергая опасности себя или других, и функционировать в социуме более адекватно и конструктивно.

     1. Исцеление. История показывает, что  продуцирование ИСС всегда играло  значительную роль в различных  исцеляющих действиях и практиках.  Индукция этих состояний использовалась  почти для любого возможного  аспекта психологической терапии. Так, шаманы могут впадать в транс или состояние одержимости, чтобы диагностировать этиологию недомогания своих пациентов или выяснить конкретное лечебное средство или практику исцеления. Более того, во время лечения или целительной церемонии шаман, хунган, медик, священник, проповедник, психолог или психотерапевт может считать продуцирование пациентом ИСС необходимым условием исцеления. Неисчислимые случаи практики исцеления строятся на преимуществах внушаемости, повышенной значимости, склонности к эмоциональному катарсису и чувстве возрождения, связанных с ИСС. Практики "инкубации" в храмах сна у древних египтян и греков, излечение верой в местах поклонения, исцеление через молитву и медитацию, выздоровление от "божественного прикосновения", наложения рук, при посещении мощей, спиритическое исцеление, излечение одержимостью духами, экзорсизм, гипнотическое и магнетическое лечение и современная гипнотерапия - все это очевидные случаи роли ИСС влечении.

Информация о работе Измененные состояния сознания