Автор: l*********@yandex.ru, 24 Ноября 2011 в 20:34, реферат
Необходимость преподавания психологии в школах России обсуждается с различной степенью интенсивности в течение XIX–XX веков. Нужно ли введение психологических знаний как отдельная дисциплина в планы общеобразовательных школ? Этот вопрос осознавался и всячески поддерживался педагогами, философами, просвещенной общественностью. Психологию как учебный предмет то включали в учебные планы, то выводили, неизбежно отмечая в этом случае неудовлетворительное качество преподавания, которое всегда объяснялось следующими причинами: отсутствием специальной подготовки преподавателей и сложностью предлагаемого учащимся материала.
Дальнейшая судьба школьного курса «Этика и психология семейной жизни» повторила судьбу школьной психологии на предыдущих временных этапах. После выхода нового закона «Об образовании» в 1992 г. преподавание курса «Этика и психология семейной жизни» не включили в учебные планы, хотя он не был отменен. Многие учителя продолжали вести эти занятия.
«Когда-то
обязательная для
всеобщего преподавания
в школах, „Этика и психология…“
оставила память о своей
беспомощности в решении
многих вопросов семейного
воспитания, о многочисленных
натяжках и неправде,
связанной прежде всего
с идеологическими установками
„доперестроечного
времени“» [4, с. 138].
Начало 1990-х гг. – настоящее время.
Демократизация всего общества, начавшаяся в конце 1980-х гг., отразилась и на образовании в целом, и в частности на преподавании психологии в школе. Стали много и горячо говорить о гуманизации образования, личностно-ориентированном обучении, о том, что в идеале образование должно выдерживать баланс трех полюсов: Человека, Культуры, Общества.
Надо сразу отметить тот факт, что государство в лице министерства не регулирует и не навязывает обязательное ведение уроков психологии в школе. Предполагается, что гуманизация образования вообще невозможна без знаний о природе и сущности человека: они обладают свойством ослаблять религиозные, философские, идеологические и иные психогенные перегородки между людьми. А психология как учебная дисциплина здесь играет первостепенную роль. Но в учебных планах до сих пор нет этого предмета как обязательного, на страницах периодической печати ведутся споры, нужна ли психология в школе как урок или факультатив, педагогам-психологам, желающим вести этот предмет, порой часы выделяются в зависимости от желания администрации школы или района.
Информация о работе Из истории преподавания психологии в гимназиях и средних школах России