История становления психологии как науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 20:05, доклад

Описание работы

Издревле благодаря общественным потребностям человеку приходилось различать и учитывать индивидуальные психические особенности людей. Уже тогда люди стали задумываться над существованием некоего духовного начала, которое направляло их поведение.
Психология, как особая научная дисциплина, зародилась в недрах философии, и поэтому находится с ней в родственных отношениях. Психологическое «измерение» личности очень сложно выделить и изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, специфике его бытия (индивидуального и общественного), о природе человеческого сознания и деятельности.

Работа содержит 1 файл

Доклад. История становления психологии как науки..docx

— 25.76 Кб (Скачать)

1. накопилось  множество наблюдений, которые были  легко доступны для исследователя (через самонаблюдение);

2. была затруднена  оценка логических противоречий  и степени важности наблюдений. Как следствие, любые полученные  результаты считались одинаково  ценными и уместными;

3. научные парадигмы  задавались школами, в которых  авторитет руководителя (основателя) перебивал необходимость строгого  соответствия результатов основным  требованиям к научному знанию;

4. в допарадигмальный период доминирующие взгляды менялись очень редко. Даже учитывая тот факт, что они уже были не достаточно жизнеспособны.          

 В 60-х гг. 19 в. начинается новый период развития психологической науки. Для него характерны следующие черты:

1. появляются  новые научные парадигмы, институты  и психологические профессиональные  сообщества;

2. внутри парадигм  формируются представления о  предмете и методе исследования;

3. согласовываются  предмет и метод психологии  с общенаучными нормами и ценностями;

4. развиваются  контакты с другими науками,  в результате чего  возникают новые парадигмы и отрасли психологии;

5. появляется  большое разнообразие и конкуренция  парадигм.        

 Оформление  психологии как самостоятельной  научной дисциплины связано с  появлением первых научных программ, созданных Вундтом и Сеченовым.  Программа Вундта ориентировалась  на общенаучный экспериментальный  метод. Но единственным прямым  методом психологии Вундт называл  самонаблюдение, так как предмет  психологии – это непосредственный  опыт самого человека. Роль эксперимента  ограничивается лишь приданием  результатам исследований точности  и надежности. Важнейшая роль  Вундта в становлении психологии  как самостоятельной научной  дисциплины состояла в том,  что именно он организовал  первые специализированные институты  психологической науки. В 1879 г.  Вундт основал научную лабораторию  в Лейпциге, а в 1881 г. – научный  журнал «Философские исследования».  Вундт также учредил фиксированное  членство в научном психологическом  сообществе, благодаря проведению  в Париже в 1889 г. Первого  международного психологического  конгресса. Интроспекция, предложенная  Вундтом в качестве метода  психологии, получила дальнейшее  развитие в парадигме структурной  психологии, которую основал Титченер (1867 – 1927), продолжатель идей Вундта в США.

К концу 19 в. проявилось осознание, что интроспекция не раскрывает основных сторон психики. И изначально потому, что круг изучаемых в психологии явлений не исчерпывается феноменами сознания. А также  интроспекция может быть применима лишь к небольшому числу объектов, соответствующих предмету психологии [3, с. 36-38].

Существенные  изменения в представления о  предмете и методе психологии были внесены З. Фрейдом (1856 – 1939), который  основал парадигму психоанализа. До того, как психоанализ превратился  в версию популярной психологии, он был направлен на изучение личности и строился в соответствии с такими принципами, как принцип детерминизма, принцип развития, принцип активности, источник которой, согласно учению Фрейда, лежит внутри субъекта. Психоанализ  отказался от интроспекции как метода исследования.

Серьезнейший  переворот в представлениях о  предмете и методе психологии совершил Уотсон (1878 – 1958). Датой рождения бихевиоризма считают публикацию в 1913 г. статьи «Психология  с точки зрения бихевиориста». Согласно этому направлению, психология является объективной экспериментальной отраслью естественных наук. Предметом психологии называется поведение, которое понимается как совокупность наблюдаемых мышечных, железистых реакций на внешние стимулы. Метод исследований  - поведенческий эксперимент.

В период с 1910 по 1930-е гг. в психологии сформировалось множество  конкурирующих несовместимых и даже несопоставимых парадигм. Это была уникальная ситуация в истории науки. Ни в одной дисциплине не происходило столкновения такого множества столь различных парадигм. Вот неполный список собственно психологических парадигм, сформировавшихся во время открытого кризиса: бихевиоризм; когнитивный бихевиоризм Толмена; психоанализ; учения Фрейда, Юнга, Адлера; гештальтпсихология; динамическая психология Левина; описательная психология Дильтея и Шпрангера; генетическая психология Пиаже; культурно-историческая теория Выготского; различные версии теории деятельности: Басова, Рубинштейна; реактология в версиях Корнилова и Бехтерева; психология установки Узнадзе. Состояние психологии в 1910 – 1930-е гг. представляло собой стадию  открытого кризиса. Этот период продолжается вплоть до настоящего времени, для него характерно разнообразие и конкуренция парадигм. Благодаря множеству конкурирующих парадигм мы имеем наиболее полное представление о предмете и методе в психологии. Чтобы продуктивно выйти из кризиса, необходима выработка психологическим сообществом общего мнения об основных научных ценностях, принципах, предмете и методе психологии.

Информация о работе История становления психологии как науки