История
становления психологии
как науки.
Издревле
благодаря общественным потребностям
человеку приходилось различать
и учитывать индивидуальные психические
особенности людей. Уже тогда
люди стали задумываться над существованием
некоего духовного начала, которое
направляло их поведение.
Психология,
как особая научная дисциплина, зародилась
в недрах философии, и поэтому находится
с ней в родственных отношениях. Психологическое
«измерение» личности очень сложно выделить
и изучить, не ориентируясь на философское
учение о человеке, специфике его бытия
(индивидуального и общественного), о природе
человеческого сознания и деятельности.
Становление
психологии как науки имеет
длительный период, но достаточно
короткую историю. С Древней
Греции идут попытки объяснения
психических явлений. Психика
и душа рассматривались как
непременный атрибут природы:
все имеет душу, а она, в свою
очередь, является источником
движения и развития. Душа –
это независимая от физического
тела субстанция, которая оказывает
влияние на судьбу человека, его
здоровье, успех. Такой подход
получил название анимизма (от
лат. anima – душа, дух). В дальнейшем представления
о природе психики развивали Демокрит
и Платон. Демокрит – родоначальник материалистических
взглядов на психику. Он считал, что душа
состоит из атомов. Дал объяснение явлению
причинности и показал, что не бывает беспричинных
явлений. Платон, напротив, говорил о первичность
идей и вторичности материального мира.
Он считал, что любое познание – это процесс
воспоминания души. От Платона берет начало
философия идеализма. Великие умы античности
предполагали, что существует связь психики
и мозга. Они считали, что психика зависит
от окружающей среды, и различали устойчивые
индивидуальные признаки психики человека.
В средние
века, в условиях тотального господства
религии, был запрет на изучение
человека. И все же, начиная с
15 в., продолжилось развитие психологической
мысли, и было оно связано
с расцветшей механикой. Первым
законы механики применить к психике
пытался Декарт. Он сравнил работу организма
с техническими устройствами. А также
полагал, что животное бездушно, а его
поведение – это реакция на внешнее воздействие.
Декарт ввел понятия рефлекса и сознания,
но «разорвал» их. Спиноза предпринял
попытку преодолеть дуализм Декарта. Он
хотел создать учение о человеке как целостном
существе. Он выделял 3 основных мотива
деятельности человека: влечение, радость,
печаль. На основе этих мотивов проявляются
разнообразные эмоциональные состояния.
Локк развил идеи чувственных источников
познания мира. Его учение называется
сенсуализм, поскольку он утверждал, что
в разуме нет ничего, что не прошло бы через
органы чувств.
В 18 в. французские
философы Дидро, Гольбах, Гельвеций, Кондильяк
впервые выдвинули идеи о социальной детерминации
психики человека. Эти идеи легли в основу
части положений современной психологии.
В начале
19 в. появились новые подходы к психике.
Наметился посыл для формирования психологии
как науки. В числе предпосылок можно выделить
развитие анатомии и физиологии нервной
системы. Во второй половине 19 в. знания
из области биологии, физиологии, медицины
стали основой для создания научной психологии.
В истории
психологии есть период, когда
она формировалась в недрах
других научных дисциплин, и
период, когда происходило ее
становление как самостоятельной
научной дисциплины.
Для периода
формирования психологии в рамках
других научных дисциплин характерно:
1. несамостоятельность
психологического знания. Это знание
представлялось как одна из частей философских
и медицинских учений. Сначала оно было
в виде учения о душе, затем – философской
теории познания, учений об опыте и сознании;
2. отсутствие
сообществ, которое разделяло
бы общие взгляды на предмет
и метод изучения;
3. умозрительный
характер исследований. В этот
период совершенно отсутствовал
экспериментальный подход к исследованиям.
Учение о
душе имеет свою основу в
рамках древнегреческой философии
и медицины. Наука в Древней
Греции зародилась в связи
с двумя обстоятельствами:
1. наука является
особой областью человеческой
деятельности. Образовалась она
в независимости от религии
и существовала отдельно от
нее;
2. упорядоченность
космоса (всего сущего) считалась
основанной не на власти сверхсущества,
а на законе. Греки чрезвычайно почитали
закон, и даже верховные боги были подчинены
ему.
Важнейшие
направления развития представлений
о душе связаны с учениями
Платона (427 – 347 гг. до н.э.) и
Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.). Платон
разделил материальное смертное тело
и нематериальную бессмертную душу. Индивидуальные
души представляют собой несовершенные
образы единой универсальной мировой
души. Каждая из душ обладает частью универсального
духовного опыта, который она припоминает,
и в этом заключается суть индивидуального
познания. Это учение заложило основы
философской теории познания и определило
ориентацию психологического знания на
решение собственно философских, этических,
педагогических и религиозных проблем.
Принципиально
иное представление о душе
было дано Аристотелем в его
психологическом трактате «О
душе». По Аристотелю, душа есть
не что иное, как форма живого
органического тела. Душа обеспечивает
предназначение. Она является основой
всех жизненных проявлений и
неотделима от тела. Такое положение полностью
противоречит учению Платона о вселении
душ при рождении и истечении их при смерти.
Зато оба философа согласны, что душа определяет
цель активности живого тела. Понятие
цели, конечной причины введено Аристотелем
для объяснения детерминированности поведения
живых организмов. Такое объяснение было
телеологично, приводило к парадоксу влияния
будущего на прошлое, но позволяло ввести
в круг объяснимых феноменов активность
живых организмов. Аристотель дал одну
из наиболее ранних формулировок объяснительных
принципов психологии – развития, детерминизма,
целостности, активности.
Ученик Платона,
последователь Аристотеля Теофраст
(372 – 287 гг. до н.э.) в трактате «Характеры»
дал описание 30 различных характеров,
развивая аристотелевское представление
об этом свойстве человека. Его работа
положила начало отдельной линии в популярной
психологии, которую продолжили в эпоху
Возрождения Монтень, в эпоху Просвещения
– Лабрюйер, Ларошфуко, затем фон Книге,
а в наше время – Карнеги.
Вершиной
и завершением этапа развития
психологического знания в рамках
учения о душе стала система
взглядов Фрэнсиса Бэкона (1561 – 1626).
Исследования души составляли часть единой
науки о человеке, построение которой
планировал Бэкон. Новизна подхода Бэкона
состояла в отказе от умозрительного решения
вопросов о природе души и переходе к эмпирическому
изучению ее особенностей. Однако это
намерение не могло быть реализовано,
потому что в то время еще не были сформированы
представления ни об общенаучном методе,
ни о предмете исследования. Бэкон в соответствии
с традицией отделил науку о теле от науки
о душе, а в учении о душе выделил науку
о рациональной божественной душе и душе
нерациональной, чувствующей, телесной,
общей для человека и животных. Учение
Бэкона возродило идею гилозоизма: способностью
выбора обладают и живые, и мертвые тела
(например, магнит). Важные новые составляющие
учения о душе, введенные Бэконом, - представление
о роли общества и орудий в процессах познания.
Представления
о душе радикально изменились после
того, как Рене Декарт (1596 – 1650) ввел
понятие «сознание». Оно рассматривалось
как критерий, различающий душу и
тело. Интроспекция, по мнению Декарта,
настолько очевидна, что была применена
им для неоспоримого доказательства
самого существования субъекта, сформулированного
в виде афоризма «мыслю, следовательно,
существую». Согласно критерию интроспекции,
душой обладает только человек, а
животные не имеют души и действуют
подобно механическим устройствам.
Для объяснения собственно телесных
действий у животных и у человека
Декарт ввел представление о рефлексе,
в котором был реализован принцип
механистического детерминизма. Суть
рефлекса, по Декарту, состоит в том,
что внешние воздействия посредством
перемещения животных духов по нервам
приводят к движению определенных мышц,
которое и представляет собой
действие организма. Учение Декарта
составило основу нового психологического
знания, поскольку оно ввело представления:
- о доступности
внутреннего мира через интроспекцию;
- о рефлексе
как механизме поведения;
- о ведущей
роли внешнего мира в детерминации
поведения, а также ее механистическую
интерпретацию;
- о психофизической
проблеме и ее дуалистическом
решении.
Эти нововведения
надолго определили ход развития
философского учения о познании,
а затем послужили важным фактором
при образовании и развитии
научных парадигм в психологии
[4, с. 31-32].
К середине
17 в. опыт был принят как
предмет философской теории познания.
Понятие опыта включало идеи,
ощущения, чувства и результаты
самонаблюдения. В это время сложилось
и стало доминировать представление,
что знание основывается на
опыте, а идем, которые составляют
содержание сознания, появляются
на основе опыта. Эта точка
зрения восходит к сенсуализму,
учению, сложившемуся еще в античности,
согласно которому нет ничего
в разуме, чего раньше не было
бы в чувстве. Именно важнейшая
роль представления об опыте
определила название целого направления
исследований в рамках философии
познания – эмпирическая психология.
Этот термин, введенный Христианом
Вольфом (1679 – 1754), подчеркивал задачу
изучения конкретных явлений психической
жизни, используя самонаблюдение, в отличие
от рациональной психологии, которая занималась
вечной, неизменной, бессмертной душой.
Учение о сознании формировалось в рамках
философии, и, даже используя результаты
естественнонаучных работ, оно не имело
опытного характера в современном смысле
этого слова.
Основой изучения
сознания как у предшественников
Вольфа – Гоббса (1588 – 1679) и
Локка (1632 – 1704), так и у мыслителей,
развивавших это учение до
второй половины 19 в. – Кондильяка
(1715 – 1780), Гербарта (1776 – 1841), Лотце (1817
– 1881), был именно прием интроспекции,
их объединяла идея об особой сущности
изучаемых явлений, постигаемых исключительно
самонаблюдением. И внешний, и внутренний
опыт доступны только самонаблюдению.
Лейбниц (1646
– 1716) ввел в дополнение к
понятию «перцепция» термин «апперцепция»,
трактуя его как психическую
силу, детерминирующую целенаправленность
действий, их активный, осознаваемый,
произвольный характер. Таким образом,
если картезианские и локковские
представления о сознании исчерпывали
всю феноменологию состояний духа, то
Лейбниц впервые выделил круг неосознаваемых,
недоступных самонаблюдению явлений.
Ассоциативная
и эмпирическая психология в
этот период выступали как
отрасли философской теории познания
и уже поэтому не могли находиться в
противоречии.
Именно с
развитием эмпиризма в философском
учении о познании связано
возникновение названия новой
дисциплины – психологии. Появление
термина «психология» принято
связывать либо с теологическими
трудами деятеля Реформации Филиппа
Меланхтона (1497 – 1560), либо с обозначением
особого раздела литературы, введенного
в 16 в. философами Гоклениусом и Кассманом.
Лейбниц предложил для обозначения знаний
о душе термин «пневматология», но его
ученик Вольф ввел в широкое употребление
термин «психология».
В конце
18 – начале 19 вв. психологическое
знание начинает выходить за
пределы философии – в языкознание,
в этнографию, в биологию и
медицину. Спенсер сформулировал
принцип адаптации организмов
к среде, Дарвин наметил нетелеологическое
объяснение целенаправленности поведения,
изучил инстинктивное поведение и эмоции,
показал эволюционное происхождение некоторых
форм поведения человека, Гальтон поставил
вопрос о наследственности психологических
характеристик, английский невролог Джексон
успешно изучал закономерности локализации
и распределения обеспечения психических
функций различными структурами мозга.
Плодотворный контакт с физиологией и
анатомией был развит при разработке идей
Декарта о рефлексе. Исходное умозрительное
представление приобрело конкретное анатомо-физиологическое
выражение в работах Прохазки, Белла и
Мажанди как рефлекторная дуга, по которой
нервной возбуждение распространялось
от рецептора к эффектору так, что сенсорный
стимул вызывал двигательную реакцию.
Сеченов на основе представления о рефлексе
сформулировал одну из основных программ
превращения психологии в научную дисциплину.
В этот
период важнейшей проблемой становилась
выработка отношения психологии
к таким общенаучным ценностям,
сформировавшимся к тому времени
в естественнонаучных дисциплинах,
как приемы экспериментального исследования,
требования к его обобщенности, объективности,
количественному характеру знания.
Таким образом,
в период, когда психологические
знания формировались в недрах
других наук, произошел отказ от донаучного
представления о душе как нематериальной
бестелесной субстанции. Сознание и опыт
человека стали изучаться на основе самонаблюдения.
Сформировалась необходимость перехода
от философских исследований теоретико-познавательного
типа к конкретно-научным методам. Период
этот можно назвать допарадигмальным.
Для него характерны следующие явлениия: