История становления и развития социальной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 13:57, контрольная работа

Описание работы

Социальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей в условиях их социального взаимодействия.
Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания формировалась на стыке социологии и психологии. Интегрируя две научные дисциплины, которые стали её своеобразным теоретическим фундаментом, социальная психология активно вбирает в себя всё новое, что накапливается в смежных гуманитарных науках.

Работа содержит 1 файл

соц.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

    В 70-х годах завершилось организационное  становление социальной психологии. Произошла институционализация  её как самостоятельной науки. В 1962 г. Организована первая в стране лаборатория социальной психологии в ЛГУ; в 1968 г. – первая кафедра  социальной психологии там же; в 1972 г. – кафедра в МГУ. В 1966 г. С введением учёных степеней по психологии социальная психология приобрела статус квалификационной научной дисциплины. Началась систематическая подготовка специалистов по социальной психологии. В научных учреждениях организуются группы, В Институте психологии АН СССР в 1972г. Создан первый в стране сектор социальной психологии. Публикуются статьи, монографии, сборники. Проблемы социальной психологии обсуждаются на съездах, конференциях, симпозиумах, совещаниях.

    - Пятый период (с 80-х годов 20 века)

    Он  связан с социокультурной ситуацией, в которой ученые оказались перед  необходимостью осознания уровня её развития в Беларуси, определения  ориентиров дальнейшего её развития с учетом отечественных достижений и достижений мировой социальной психологии, доступ к которым с каждый годом увеличивался.

    Сохранение  естественных связей с отечественной (советской) социальной психологией  и всё расширяющийся доступ к  мировой социальной психологией  характеризует современную ситуацию развития этой науки и практики в Беларуси.

    Ряд ученых продолжают разрабатывать социально-психологические  проблемы в рамках сложившейся традиции (Я.Л. Коломинский – педагогическая социальная психология, Л.А. Кандыбович – социальная психология личности, Т.В. Сенько и др.).

    Другие  социальные психологи, не отвергая отечественных  наработок, стремятся работать в  рамках мировой социальной психологии. Наиболее ярким ученым среди них  является Янчук В.А. Он сделал доступными современные представления, накопленные в различных теоретических представлениях и школах, представил для заинтересованных лиц в Беларуси историческую ретроспективу становления и развития ведущих социально-психологических традиций. Данная работа выполнялась в рамках, разрабатываемого им, интегративно-эклектического подхода. 

    3. Становление современной  социальной психологии  за рубежом 

    В широком смысле западные специалисты  определяют социальную психологию как  науку, изучающую (взаимо) зависимость  поведения людей, определяемую фактором их взаимоотношений и взаимодействий. Поведенческая взаимозависимость означает, что поведение индивида изучается одновременно и как причина, и как результат поведения других людей. Причём другие люди могут быть в реальном контакте с данным индивидом, существовать в его воображении или просто предполагаться конкретной ситуацией.

    Современная социальная психология возникла в начале 20в. Годом её рождения можно считать 1908г., когда были опубликованы первые две книги по социальной психологии: “Введение в социальную психологию” английского психолога У. Макдугалла и работа американского социолога Э. Росса “Социальная психология”.

    Начало  научной социальной психологии на Западе обычно связывают с работами В. Меде в Европе и Ф. Олпорта в США  в 20-е годы 20в. Они сформулировали требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину и перешли к систематическому экспериментальному изучению социально-психологических явлений в группах. В развитии психологии выделились три школы – психоанализ, бихевиоризм, гештальт-психология, на положения и идеи которых стала опираться социальная психология.

    До 60-х годов социальная психология активно использовала методологию  экспериментальной психологии и  первоначальная задача “социализации” психологии редуцировалась до изучения влияния управляемого социального окружения на индивидуальное поведение, что привело к кризису 1960-1970гг. В результате преодоления этого кризиса произошла либерализация социальной психологии, она освободилась от искусственности лабораторного эксперимента. В последние годы много больше внимания уделяется изучению социального поведения в естественных условиях, а так же изучению социального и культурного контекста с использованием методов наблюдения и современных корреляционных методик.

    Теоретико-методологическое развитие западной социальной психологии происходило как в русле общепсихологических направлений – бихевиоризма и фрейдизма, так и новых собственно социально-психологических школ и направлений – необихевиоризма (Г. Олпорт и др.), неофрейдизма (К. Хорни, Э. Фромм, А. Адлер и др.), теории поля и групповой динамики (К. Левин, Г. Келли и др.); социометрии (Дж. Морено, Дж. Крисуэл и др.);трансактивной психологии(Э. Кентрил, В. Иттельсон и др.); гуманистической психологии( К. Роджерс и др.); когнитивистские теории, а так же интеракционизма (Г. Мид, Т. Сарбин и др.), который представляет социологический источник в развитии социальной психологии.

    Социальная  психология занимается изучением широкого спектра проблем. К числу наиболее активно разрабатываемых в современных исследованиях можно отнести:

  1. процессы актрибуции;
  2. групповые процессы;
  3. оказание помощи;
  4. аттракция и аффилиация;
  5. агрессия;
  6. преступления;
  7. установки и их изучение;
  8. социальное познание;
  9. социальное развитие личности(социализация);
  10. кросскультурные исследования.

    Традиционно социальная психология разделяется  на три или четыре области исследования:

    - изучение индивидуального социального поведения;

    - изучение диадического социального взаимодействия и процессов общения;

    - изучение малых групп и психологическое изучение социальных проблем.

    В изучении индивидуального социального  поведения важны как когнитивные, так и мотивационные факторы.

    Когнитивные факторы изучались в социальной психологии двумя различными путями: как изучение влияния различных  социальных факторов на процессы восприятия любых объектов и как изучение непосредственного восприятия человека человеком (социальной перцепции), чему уделялось значительно большее внимание.

    Мотивационные аспекты индивидуального социального  поведения более часто изучались в связи с процессами диадического взаимодействия. Анализ повседневных взаимодействий вскрывает две базовые переменные: переменную доминирования, статуса или власти в противовес подчиненному поведению и переменную положительного социального поведения (аттракция, привязанность, любовь, оказание помощи) в противовес негативному социальному поведению (агрессия). 
 
 
 
 

                                         Заключение

    Социальная  психология родилась на перекрестке  двух наук – психологии и социологии.

    Выделяют три основные стадии в эволюции социальной психологии:

  1. Стадия социальной философии (6в. до н.э. – до19в.)
  2. Стадия социального эмпиризма (19в.)
  3. Стадия социального анализа (с нач.20в.)

    Традиционным  было мнение о том, что истоки социальной психологии восходят к западной науке. Историко-психологическик исследования показали, что отечественная социальная психология имеет самобытную историю. Возникновение и развитие западной и отечественной психологии происходило как бы параллельно.

    Отечественная социальная психология возникла на рубеже 19- 20 веков. Путь её становления имеет ряд стадий: зарождение её в общественных и естественных науках, отделение от родительских дисциплин (социологии и психологии), возникновение и развитие экспериментальной социальной психологии.

    История отечественной социальной психологии имеет 5 периодов:

    1. период-60-е годы 19в. - нач.20в.;

    2. период-20-е годы - первая половина 30-х годов 20в.;

    3. период-вторая половина 30-х – первая половина 50-х годов;

    4. период-вторая половина 50-х – вторая половина 70-х годов 20в.

    5. период – с 80-х годов 20 века

    Годом рождения социальной психологии принято  считать 1908 год., когда были опубликованы первые две книги по социальной психологии: “Введение в социальную психологию”  английского психолога У. Макдугалла и работа американского социолога Э. Росса “Социальная психология”.

    Становление научной социальной психологии на Западе связывают с работами В. Меде в  Европе и Ф. Олпорта в США в 20-е годы 20в.

                

Список используемой литературы 

  1. Социальная  психология: Учебное пособие / Отв. ред. А.Л. Журавлёв.-М.:ПЭР СЭ,2005. – 52с.
  2. Социальная психология: УМК / авт.-сост. Л.Н. Лесив-Иванова.-МН.: ФУСТ БГУ,2007. - /35с.
  3. Социальная психология: Курс лекций. - М.: ИНФРА – М., Новосибирск: НГАЭиУ,2006. – 20с.

Информация о работе История становления и развития социальной психологии