История становления и развития социальной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 13:57, контрольная работа

Описание работы

Социальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей в условиях их социального взаимодействия.
Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания формировалась на стыке социологии и психологии. Интегрируя две научные дисциплины, которые стали её своеобразным теоретическим фундаментом, социальная психология активно вбирает в себя всё новое, что накапливается в смежных гуманитарных науках.

Работа содержит 1 файл

соц.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

                                            Введение

    Социальная  психология – отрасль психологии, изучающая закономерности поведения  и деятельности людей в условиях их социального взаимодействия.

    Социальная  психология как самостоятельная  отрасль научного знания формировалась на стыке социологии и психологии. Интегрируя две научные дисциплины, которые стали её своеобразным теоретическим фундаментом, социальная психология активно вбирает в себя всё новое, что накапливается в смежных гуманитарных науках.

    По  своей природе она наука интегративная. Однако в ней выделяют как бы две основные (мировые) школы. Это психологическая-социальная психология и социологическая-социальная психология.

    Психологическую-социальную психологию - интересуют в основном психологические проблемы поведения личности в группе и ориентирована на традиционные для психологии методы.

    Социологическую-социальную психологию – интересует социальная проблематика, опирается она на методы социологии.

    Г.М. Андреева отмечает, что социальная психология первоначально существовала в лоне философии, а после выделения из философии психологии и социологии произошел новый синтез, что и дало непосредственную жизнь социальной психологии.

    Социальную  психологию можно считать, с одной  стороны, самой древней областью знаний, а с другой-ультрасовременной научной дисциплиной. Ультрасовременной её можно считать из-за быстро растущего влияния её в обществе, углубляющегося осознания роли “человеческого фактора” во всех сферах современной жизни. 
 
 
 
 

    1. Теоретические и эмпирические источники социальной психологии

    В истории социальной психологии можно  выделить 3 периода:

    1)период  накопления знаний в сферах  философии и общей психологии (6в.до н.э.-до 19в.);

    2)период  выделения описательной социальной  психологии из философии в  самостоятельную область знания (50-60е г.19в.-20е г.20в.)

    3)период  оформления социальной психологии  в экспериментальную науку (20е  г. 20в.) и её современного развития.

    По  такой периодизации трудно судить о  том, как возникло и накоплялось  социально-психологическое знание, каковы его исторические предпосылки. Вместе с тем большинство исследователей исторического развития социальной психологии справляются с этими трудностями. Так, немецкие социальные психологи Г.Гибш и М.Форверг в книге “Введение в марксистскую социальную психологию” в качестве источников социальной психологии называли следующие:

        - Теорию психологии народов (развиваемую преимущественно в Германии);

        - Теорию психологии масс (развиваемую в романских странах-Италии,Франции);

         - Различные теории о социальных инстинктах (сформулированные в Англии и США в нач.20в.);

    Г.М. Андреева отмечает, что социальная психология изначально существовала в лоне философии, а после выделения из философии психологии и социологии произошел новый синтез, что дало непосредственную жизнь социальной психологии.

    Б.Д. Парыгин рассматривая историю возникновения  социально-психологической теории, выделяет

  1. эмпирические предпосылки социальной психологии, к которым относит:

    - стихийно сложившийся опыт использования законов общественной психологии для достижения определенных практических результатов;

    - ораторское искусство Древней Греции, сформировавшее приемы и технику управления вниманием, эмоционально-психологическим состоянием больших и малых групп;

    - опыт использования средств искусства в обыденной и праздничной жизни для формирования социально приемлемых установок и ценностных ориентаций;

    - опыт действ жрецов, шаманов, ведунов, в которых отрабатывались приемы суггестивного воздействия на аудиторию;

    - культурно-психологические традиции чань-буддизма, сформировавшие приемы психотехники, психотренинга, психорегуляции;

    На  этом основании можно сделать  вывод, что возникновение социальной психологии есть результат не только стихийного, а то и неосознанного  опыта людей, но и сознательной духовно-практической их деятельности;

    2. философские истоки и предпосылки  социально-психологической теории:

    - идеи Платона (который, по мнению американского социального психолога Г. Олпорта, как раз и был родоначальником социальной психологии) об иррациональности поведения масс, присущем демократии (эти идеи легли в основу теории массовых социальных движений);

    - идеи Аристотеля об общественных инстинктах, интегрирующих социум;

    - социально-психологические объяснения процессов общественно-политической жизни, содержащиеся, а работах Аристотеля, Гоббса, Спинозы, Локка, Руссо;

    - концепция социальной детерминации развития личности, развитая в работах Гельвеция;

    -философско-антропологическое объяснение роли и сущности социально-психологического общения как единственного способа проявления человеческой сущности, данное Фейербахом;

    - теория исторического развития, развернутая в работах Гегеля;

    - научный анализ социально-психологических явлений (социальных настроений, общественного мнения, нравов, обычаев и т.д.), данный в трудах русских философов- В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Д.И. Писарева;

    - социально-психологический анализ положения русского крестьянства, содержащийся в работах социолога Н.К. Михайловского;

    А также другие философские идеи, теории, концепции.

    3. предпосылки социально-психологической  теории в системе наук о человеке.

    Э. Холландер выделил 3 основные стадии в эволюции социальной психологии, взяв за основание преобладание на стадии определенных методологических принципов.

    Стадия  социальной философии(6в.до н.э.-до 19в.) в течение которой мыслители и ученые обычно стремились строить глобальные теории, которые включали в себя суждения о человеке и его душе, об обществе и его социальном и политическом устройстве и о мироздании в целом.

    Социально-психологические воззрения от античных времен до конца Средневековья можно объединить в большую группу концепций, которые Г.Олпорт назвал простыми теориями с“суверенным фактором”Для них характерна тенденция найти простое объяснение сложным проявлениям человеческой психики, выделив при этом какой-то главный, определяющий, суверенный фактор. Здесь следует выделить ряд теорий, уверенным фактором в которых было избрано стремление человека получать как можно больше удовольствия (счастья) и избежать боли(гедонизм).

    Основу  других простых теорий с суверенным фактором составляет так называемая “большая тройка”. В качестве суверенных факторов берется положительное  начало в виде симпатии и любви  к другим людям и производных  от них – подражания и внушения.

    Стадия  социального эмпиризма (19в.). Для обоснования теоретических соображений используют уже не просто рациональные умозаключения, а набор эмпирических данных, собранных по какому-то признаку и как-то обработанных, хотя бы упрощенным способом.

    Стадия  социального анализа(с нач.20в.)означает современный подход, включающий в себя установление не только внешних связей между явлениями, но и выявление причинных взаимозависимостей раскрытие закономерностей, проверку и перепроверку получаемых данных, и построение теории с учетом всех требований современной науки.

    Социальная  психология, по мнению амер.социопсихолога С. Серожента, была подготовлена четырьмя школами:

    - школой социальной философии (Платон, Монтескье, Гоббс, Локк, Руссо);

    - школой социальной антропологии (Вундт, Штейнталь);

    - школой английского эволюционизма (Ч. Дарвин, Г. Спенсер и т.д.);

    - школой ранней социологии.

    Признавая значимость названных областей научного знания в развитии социальной психологии, нельзя, однако, не назвать ряд других наук о человеке, внесших свой вклад в становление социальной психологии, а именно:

    -антропологию

    -археологию

    -этнографию

    -общую  психологию

    -психиатрию

    -биологию 

    2. История отечественной  социальной психологии

    Выделяют 5 периодов:

    1 период-60-е годы 19в. - нач.20в.;

    2 период-20-е годы - первая половина 30-х годов 20в.;

    3 период-вторая половина 30-х – первая половина 50-х годов;

    4 период-вторая половина 50-х – вторая половина 70-х годов 20в.

    5 период – с 80-х годов 20 века

    - Первый период (60-е годы 19в. - нач.20в.)

    В этот период развитие российской социальной психологии обусловливалось особенностями общественно-исторического развития общества, состоянием и спецификой развития общественных и естественных наук, особенностями развития общей психологии, спецификой научных традиций, культуры, менталитета общества.

    Развитие  социально-психологических идей происходило  главным образом внутри прикладных психологических дисциплин. Обращалось внимание на психологические особенности  людей, проявляющиеся в их взаимодействии, совместной деятельности и общении.

    Основной  эмпирический источник социальной психологии был вне психологии. Знания о поведении  личности в группе, групповых процессах  накапливались в военной и  юридической практике, в медицине, в изучении национальных особенностей поведения, при изучении верований и обычаев. Эти исследования в смежных областях знания, в разных сферах практики отличали богатство поставленных социально-психологических вопросов, своеобразие принимаемых решений, уникальность социально-психологического материала, собранного исследованиями, наблюдениями, экспериментами.

    Социально-психологические  идеи в этот период успешно развивались  представителями общественных наук, прежде всего социологами. Наиболее разработанная социально-психологическая  концепция содержится в трудах Н.К.Михайловского. По его мнению, социально-психологическому фактору принадлежит решающая роль в ходе исторического процесса. Законы, действующие в социальной жизни, надо искать в социальной психологии. Михайловскому принадлежит разработка психологии массовых социальных движений, одной из разновидностей которых являются революционные движения.

    Действующими  силами социального развития являются герои и толпа. Сложные психологические  процессы возникают при их взаимодействии. Толпа в концепции Н.К. Михайловского выступает как самостоятельное социально-психологическое явление. Социально-психологическая проблематика особенно отчетливо проявилась в научных представлениях Н.К.Михайловского о психологических особенностях вожака, героя, о психологии толпы, о механизмах взаимодействия людей в толпе. Исследуя проблему общения между героем и толпой, межличностное общение людей в толпе, он в качестве механизмов общения выделяет внушение, подражание, заражение, противопоставление. Главный из них – подражание людей в толпе. Основой подражательности является гипнотизм. В толпе нередко осуществляется автоматическое подражание.

    Итоговый  вывод Н.К. Михайловского состоит  в том, что психологическими факторами  развития общества являются подражание, общественное настроение и социальное поведение.

    Особое  место в предреволюционной истории  развития российской социальной психологии занимает В.М. Бехтерев. Свои занятия  социальной психологией он начинает в конце 19 века. В 1908 г. публикуется  текст его речи на торжественном  актовом собрании Петербургской Военно-медицинской академии. Эта речь была посвящена роли внушения в общественной жизни. Социально-психологической является его работа “Личность и условия её развития”(1905). В специальной социально-психологической работе “Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки”(1911) содержится развернутое изложение его взглядов на сущность социально-психологических явлений, на предмет социальной психологии, методы этой отрасли знания. Через 10 лет В.М.Бехтерев публикует свой фундаментальный труд “Коллективная рефлексология” (1921), который может рассматриваться как первый в России учебник по социальной психологии. Эта работа явилась логическим развитием его общепсихологической теории, составлявшей специфическое российское направление психологической науки – рефлексологию. Принципы рефлексологического объяснения сущности индивидуальной психологии были распространены на понимание коллективной психологии.

Информация о работе История становления и развития социальной психологии