Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 13:57, контрольная работа
Социальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей в условиях их социального взаимодействия.
Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания формировалась на стыке социологии и психологии. Интегрируя две научные дисциплины, которые стали её своеобразным теоретическим фундаментом, социальная психология активно вбирает в себя всё новое, что накапливается в смежных гуманитарных науках.
Социальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей в условиях их социального взаимодействия.
Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания формировалась на стыке социологии и психологии. Интегрируя две научные дисциплины, которые стали её своеобразным теоретическим фундаментом, социальная психология активно вбирает в себя всё новое, что накапливается в смежных гуманитарных науках.
По своей природе она наука интегративная. Однако в ней выделяют как бы две основные (мировые) школы. Это психологическая-социальная психология и социологическая-социальная психология.
Психологическую-социальную психологию - интересуют в основном психологические проблемы поведения личности в группе и ориентирована на традиционные для психологии методы.
Социологическую-социальную психологию – интересует социальная проблематика, опирается она на методы социологии.
Г.М. Андреева отмечает, что социальная психология первоначально существовала в лоне философии, а после выделения из философии психологии и социологии произошел новый синтез, что и дало непосредственную жизнь социальной психологии.
Социальную
психологию можно считать, с одной
стороны, самой древней областью
знаний, а с другой-ультрасовременной
научной дисциплиной. Ультрасовременной
её можно считать из-за быстро растущего
влияния её в обществе, углубляющегося
осознания роли “человеческого фактора”
во всех сферах современной жизни.
1. Теоретические и эмпирические источники социальной психологии
В истории социальной психологии можно выделить 3 периода:
1)период накопления знаний в сферах философии и общей психологии (6в.до н.э.-до 19в.);
2)период
выделения описательной
3)период
оформления социальной
По такой периодизации трудно судить о том, как возникло и накоплялось социально-психологическое знание, каковы его исторические предпосылки. Вместе с тем большинство исследователей исторического развития социальной психологии справляются с этими трудностями. Так, немецкие социальные психологи Г.Гибш и М.Форверг в книге “Введение в марксистскую социальную психологию” в качестве источников социальной психологии называли следующие:
- Теорию психологии народов (развиваемую преимущественно в Германии);
- Теорию психологии масс (развиваемую в романских странах-Италии,Франции);
- Различные теории о социальных инстинктах (сформулированные в Англии и США в нач.20в.);
Г.М. Андреева отмечает, что социальная психология изначально существовала в лоне философии, а после выделения из философии психологии и социологии произошел новый синтез, что дало непосредственную жизнь социальной психологии.
Б.Д.
Парыгин рассматривая историю возникновения
социально-психологической
- стихийно сложившийся опыт использования законов общественной психологии для достижения определенных практических результатов;
- ораторское искусство Древней Греции, сформировавшее приемы и технику управления вниманием, эмоционально-психологическим состоянием больших и малых групп;
- опыт использования средств искусства в обыденной и праздничной жизни для формирования социально приемлемых установок и ценностных ориентаций;
- опыт действ жрецов, шаманов, ведунов, в которых отрабатывались приемы суггестивного воздействия на аудиторию;
- культурно-психологические традиции чань-буддизма, сформировавшие приемы психотехники, психотренинга, психорегуляции;
На этом основании можно сделать вывод, что возникновение социальной психологии есть результат не только стихийного, а то и неосознанного опыта людей, но и сознательной духовно-практической их деятельности;
2.
философские истоки и
- идеи Платона (который, по мнению американского социального психолога Г. Олпорта, как раз и был родоначальником социальной психологии) об иррациональности поведения масс, присущем демократии (эти идеи легли в основу теории массовых социальных движений);
- идеи Аристотеля об общественных инстинктах, интегрирующих социум;
- социально-психологические объяснения процессов общественно-политической жизни, содержащиеся, а работах Аристотеля, Гоббса, Спинозы, Локка, Руссо;
- концепция социальной детерминации развития личности, развитая в работах Гельвеция;
-философско-
- теория исторического развития, развернутая в работах Гегеля;
- научный анализ социально-психологических явлений (социальных настроений, общественного мнения, нравов, обычаев и т.д.), данный в трудах русских философов- В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Д.И. Писарева;
- социально-психологический анализ положения русского крестьянства, содержащийся в работах социолога Н.К. Михайловского;
А также другие философские идеи, теории, концепции.
3.
предпосылки социально-
Э. Холландер выделил 3 основные стадии в эволюции социальной психологии, взяв за основание преобладание на стадии определенных методологических принципов.
Стадия социальной философии(6в.до н.э.-до 19в.) в течение которой мыслители и ученые обычно стремились строить глобальные теории, которые включали в себя суждения о человеке и его душе, об обществе и его социальном и политическом устройстве и о мироздании в целом.
Социально-психологические воззрения от античных времен до конца Средневековья можно объединить в большую группу концепций, которые Г.Олпорт назвал простыми теориями с“суверенным фактором”Для них характерна тенденция найти простое объяснение сложным проявлениям человеческой психики, выделив при этом какой-то главный, определяющий, суверенный фактор. Здесь следует выделить ряд теорий, уверенным фактором в которых было избрано стремление человека получать как можно больше удовольствия (счастья) и избежать боли(гедонизм).
Основу других простых теорий с суверенным фактором составляет так называемая “большая тройка”. В качестве суверенных факторов берется положительное начало в виде симпатии и любви к другим людям и производных от них – подражания и внушения.
Стадия социального эмпиризма (19в.). Для обоснования теоретических соображений используют уже не просто рациональные умозаключения, а набор эмпирических данных, собранных по какому-то признаку и как-то обработанных, хотя бы упрощенным способом.
Стадия социального анализа(с нач.20в.)означает современный подход, включающий в себя установление не только внешних связей между явлениями, но и выявление причинных взаимозависимостей раскрытие закономерностей, проверку и перепроверку получаемых данных, и построение теории с учетом всех требований современной науки.
Социальная психология, по мнению амер.социопсихолога С. Серожента, была подготовлена четырьмя школами:
- школой социальной философии (Платон, Монтескье, Гоббс, Локк, Руссо);
- школой социальной антропологии (Вундт, Штейнталь);
- школой английского эволюционизма (Ч. Дарвин, Г. Спенсер и т.д.);
- школой ранней социологии.
Признавая значимость названных областей научного знания в развитии социальной психологии, нельзя, однако, не назвать ряд других наук о человеке, внесших свой вклад в становление социальной психологии, а именно:
-антропологию
-археологию
-этнографию
-общую психологию
-психиатрию
-биологию
2. История отечественной социальной психологии
Выделяют 5 периодов:
1 период-60-е годы 19в. - нач.20в.;
2 период-20-е годы - первая половина 30-х годов 20в.;
3 период-вторая половина 30-х – первая половина 50-х годов;
4 период-вторая половина 50-х – вторая половина 70-х годов 20в.
5 период – с 80-х годов 20 века
- Первый период (60-е годы 19в. - нач.20в.)
В этот период развитие российской социальной психологии обусловливалось особенностями общественно-исторического развития общества, состоянием и спецификой развития общественных и естественных наук, особенностями развития общей психологии, спецификой научных традиций, культуры, менталитета общества.
Развитие социально-психологических идей происходило главным образом внутри прикладных психологических дисциплин. Обращалось внимание на психологические особенности людей, проявляющиеся в их взаимодействии, совместной деятельности и общении.
Основной эмпирический источник социальной психологии был вне психологии. Знания о поведении личности в группе, групповых процессах накапливались в военной и юридической практике, в медицине, в изучении национальных особенностей поведения, при изучении верований и обычаев. Эти исследования в смежных областях знания, в разных сферах практики отличали богатство поставленных социально-психологических вопросов, своеобразие принимаемых решений, уникальность социально-психологического материала, собранного исследованиями, наблюдениями, экспериментами.
Социально-психологические
идеи в этот период успешно развивались
представителями общественных наук,
прежде всего социологами. Наиболее
разработанная социально-
Действующими силами социального развития являются герои и толпа. Сложные психологические процессы возникают при их взаимодействии. Толпа в концепции Н.К. Михайловского выступает как самостоятельное социально-психологическое явление. Социально-психологическая проблематика особенно отчетливо проявилась в научных представлениях Н.К.Михайловского о психологических особенностях вожака, героя, о психологии толпы, о механизмах взаимодействия людей в толпе. Исследуя проблему общения между героем и толпой, межличностное общение людей в толпе, он в качестве механизмов общения выделяет внушение, подражание, заражение, противопоставление. Главный из них – подражание людей в толпе. Основой подражательности является гипнотизм. В толпе нередко осуществляется автоматическое подражание.
Итоговый вывод Н.К. Михайловского состоит в том, что психологическими факторами развития общества являются подражание, общественное настроение и социальное поведение.
Особое
место в предреволюционной
Информация о работе История становления и развития социальной психологии