История школ и книжного дела в Древней Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 20:37, реферат

Описание работы

Вопрос о характере, содержании, уровне и формах древнерусской образованности составлял один из важных предметов напряженной полемики в русской общественной мысли на протяжении последних пяти царствований. В начале 19 века именно он впервые разделил отчетливо два основные русла – славянофилов и западников. В конце 19 века обсуждение этого вопроса находилось на острие "борьбы за школу", своеобразного русского "культуркампфа" Оценку роли Церкви в деле просвещения России, в русской культуре связывали с вопросом о мере участия Церкви в деле просвещения в дальнейшем.

Работа содержит 1 файл

Педагогика Древней Руси.docx

— 32.98 Кб (Скачать)

Книжная культура Московской Руси  уже не имеет следов систематической школы, однако школа элементарной грамотности  не исчезала. Учили членов притча чтению и молитвам по Псалтири и Часослову. Грамотность открывала возможность к чтению. Интерес к книгам был высок, по достоинству оценивалось значение книги Св. Писания в борьбе с ересями. Так, впервые на всем православном Востоке на Руси появилась полная рукописная Библия (Геннадий Новгородский, 1490), со всем аппаратом Священного Писания. Критический подход к книге, однако, был чужд в русской образованной среде, сложился начетнический тип образованности, "буквопоклонническая среда". Редким исключением выглядит Нил Сорский, оказавшийся способным за время пребывания на Афоне освоить высокую и тонкую культуру греческого богословия. Он принес на Русь не только молитвенную практику иссихии, но и практику критического рассмотрения книг. Писаний много, но не все из них истинны. Испытав в чтении истинные, их держись, - такое наставление св. Нила, по мнению Карташова, необычно в начетнической среде (9, с. 410-411). Св. Нил устанавливает своеобразную "иерархию доверия": прежде всего следует доверять заповедям Господним с толкованиями и апостольским преданиям, также житиям и учениям св. отцов, по ним и испытывать другие писания. 

Потребность в систематической школе испытали прежде всего в юго-западной митрополии, и прежде всего в видах борьбы с западными исповеданиями. Там остро встал вопрос о спасении православия средствами просвещения – школы, науки, книжности. Дело это начало не духовенство, а миряне – аристократия и горожане. Первые братские школы организовались в 16 веке (у кн. Остожского - Остожская, Слуцкая, у кн. Курбского). Носители духовной энергии и идей были беженцы из московской Руси – Андрей Курбский, бывш. Троицкий игумен Артемий,  обосновавшийся в Слуцке. Проект Курбского предполагал дать русскому православию науку греческих отцов, для чего эти тексты  предполагалось добыть на Востоке и перевести их на церковно-славянский и русский язык (9, с. 597), что и было сделано. Кроме того, некоторые из православных должны были освоить систематическую школу в латинских университетах, для того, чтобы уметь распознавать ереси, выраженные в силлогизмах и разбирать формальные доказательства. В 16 же веке начинается и книгопечатание, прежде в Москве (Иван Федоров), потом в Юго-западной митрополии. В 1580- 81 гг. появляется первая печатная Библия на славянском языке (Остожская Библия), собранная на основе "многих Библий, различных письмен и языков". 

В 17 веке открывается первая систематическая  школа  в Киеве по латинскому образцу, открывая собой новую эпоху русской  образованности. 

В ХХ веке в русле методологии историзма  просвещение в Древней Руси получает достаточно высокую оценку. Признание  его непреходящего значения для  отечественной культуры базируется на идее типа культурного развития России, формирующегося под влиянием Православной Церкви. Осознание характера  книжной культуры, учености и организации  школьного дела в контексте исторической жизни России имеет непреходящее значение. Оценка достоинств и недостатков  отечественных школьных традиций имеет  не только теоретический, но также практический смысл, если мы способны выделить в  них различные компоненты, и, прослеживая  их генезис, различить  относительную  ценность, обусловленную историческими  обстоятельствами, и ценность непреходящую, укорененную в самом существе культурного бытия России, связанного с православной Церковью. 
 

Список  литературы 

1. Альманах  библиофила : Вып. 26. Тысячелетие русской письменной культуры (988-1988) – М.:Книга, - 1989. – 255 с.

2. Баклакова Н.А. Русский читатель ХVII века.- в кн. Древнерусская литература и ее связи с Новым временем, М., 1967 С. 172- 193.

3. Безобразова  М.В.  К истории просвещения  в России. Исследование по рукописям.  СПб, 1898. 

4. Буш  В.В. Памятники старинного русского  воспитания ( к истории древнерусской письменности и культуры ) Пг,1918.

5. Владимирский  -Буданов  Государство и народное образование// ЖМНП, 1873, сентябрь-ноябрь.

6. Голубинский Е.Е. История русской Церкви .1901., Т. 1, часть 1,  С. 585-596. 

7. Демков  М.И. Русская педагогика в главнейших  ее представителях. СПб (Пг) 1915 ( источники, высказывания).

8. Каптерев П.Ф.. История русской педагогии. Петроград.1915., - 746 с. 

9. Карташов  А.В. Очерки по истории русской  церкви. В двух тт. М.: Наука, 1991. Репринт.  – Т. 1. 

10. Киреевский  И.В. Полное собрание сочинений : В 2-х т.- М., 1911.

11. Лавровский  Н. О древнерусских училищах . Харьков, 1854.

12. Лавровский.Н. Памятники старинного русского воспитания. Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при Московском Университете.1861.

13. Лебедев  Н.А. Исторический взгляд на  учреждение училищ, школ, учебных  заведений и ученых обществ,  послуживших к образованию русского  народа с 1025 по 1855 год. СПб,.1874. 

14. Модзалевский, Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших времен : В 2 т. / Научн. ред., вст. ст. М.В.Захарченко / СЗО РАО.- Спб. : Алетейя, 2000.-Т.2.-  920 c.– (Сер.: Библиотека русской педагогики).

15. Миропольский. Очерк истории церковноприходской школы на Руси.Три  выпуска. СПб, 1894 – 1896.

16. Очерки  истории школы и педагогической  мысли народов СССР.  В 7 частях. Часть I. С древнейших времен  до конца ХVII века./отв.ред Э.Д. Днепров.-М.,1989 

17. Переводные  памятники философской мысли  в Древней Руси: [Сб. ст.] / Отв. ред.  Громов М.Н. – М.: ИФРАН, 1992. –  205 с.

18. Пономарев  А.И. Отзыв о сочинении г.М.Безобразовой "К истории просвещения в России. " Исследование по рукописям…" Сост.проф.СПб дух. Акад. СПб.,1902.

19. Послание  архиепископа Новгородского Геннадия (ок.1500 г. ). Акты исторические., СПб., 1841 г., N 104

20. Струминский В.Я. Педагогика Киевской Руси как предмет исторического изучения (Обзор основных направлений и работ в дореволюционную эпоху) // Ученые записки Гос. научно-исследовательского института школ НКП РСФСР. – М., 1940 // С. 80-94, 98-101, 101-104 106) 

21. Филин  Ф.П. Истоки и судьбы русского  литературного языка. – М.,1981

22. Хмыров  М.Д.. Училища и образованность  в допетровской Руси. Народная  Школа 1869 , NN 4-9

23. Чернышевский  Н.Г. ПСС. Т.ΙΙ/ – М., 1949

24. Школа  и педагогика в культуре древней  Руси : Ч. 1 : Историческая хрестоматия / Сост.: Кошелева О.Е., Мошкова Л.В. – М.: Изд-во Рос. открытого ун-та, 1992. – 208 с. 

http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/38258.php

Информация о работе История школ и книжного дела в Древней Руси