Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 20:37, реферат
Вопрос о характере, содержании, уровне и формах древнерусской образованности составлял один из важных предметов напряженной полемики в русской общественной мысли на протяжении последних пяти царствований. В начале 19 века именно он впервые разделил отчетливо два основные русла – славянофилов и западников. В конце 19 века обсуждение этого вопроса находилось на острие "борьбы за школу", своеобразного русского "культуркампфа" Оценку роли Церкви в деле просвещения России, в русской культуре связывали с вопросом о мере участия Церкви в деле просвещения в дальнейшем.
Книжная
культура Московской Руси уже не
имеет следов систематической школы,
однако школа элементарной грамотности
не исчезала. Учили членов притча чтению
и молитвам по Псалтири и Часослову.
Грамотность открывала
Потребность
в систематической школе
В 17 веке
открывается первая систематическая
школа в Киеве по латинскому образцу,
открывая собой новую эпоху русской
образованности.
В ХХ веке
в русле методологии историзма
просвещение в Древней Руси получает
достаточно высокую оценку. Признание
его непреходящего значения для
отечественной культуры базируется
на идее типа культурного развития
России, формирующегося под влиянием
Православной Церкви. Осознание характера
книжной культуры, учености и организации
школьного дела в контексте исторической
жизни России имеет непреходящее
значение. Оценка достоинств и недостатков
отечественных школьных традиций имеет
не только теоретический, но также практический
смысл, если мы способны выделить в
них различные компоненты, и, прослеживая
их генезис, различить относительную
ценность, обусловленную историческими
обстоятельствами, и ценность непреходящую,
укорененную в самом существе
культурного бытия России, связанного
с православной Церковью.
Список
литературы
1. Альманах библиофила : Вып. 26. Тысячелетие русской письменной культуры (988-1988) – М.:Книга, - 1989. – 255 с.
2. Баклакова Н.А. Русский читатель ХVII века.- в кн. Древнерусская литература и ее связи с Новым временем, М., 1967 С. 172- 193.
3. Безобразова
М.В. К истории просвещения
в России. Исследование по рукописям.
СПб, 1898.
4. Буш
В.В. Памятники старинного
5. Владимирский -Буданов Государство и народное образование// ЖМНП, 1873, сентябрь-ноябрь.
6. Голубинский
Е.Е. История русской Церкви .1901., Т. 1, часть
1, С. 585-596.
7. Демков
М.И. Русская педагогика в
8. Каптерев П.Ф.. История русской педагогии. Петроград.1915., - 746 с.
9. Карташов
А.В. Очерки по истории
10. Киреевский И.В. Полное собрание сочинений : В 2-х т.- М., 1911.
11. Лавровский Н. О древнерусских училищах . Харьков, 1854.
12. Лавровский.Н. Памятники старинного русского воспитания. Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при Московском Университете.1861.
13. Лебедев
Н.А. Исторический взгляд на
учреждение училищ, школ, учебных
заведений и ученых обществ,
послуживших к образованию
14. Модзалевский, Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших времен : В 2 т. / Научн. ред., вст. ст. М.В.Захарченко / СЗО РАО.- Спб. : Алетейя, 2000.-Т.2.- 920 c.– (Сер.: Библиотека русской педагогики).
15. Миропольский. Очерк истории церковноприходской школы на Руси.Три выпуска. СПб, 1894 – 1896.
16. Очерки
истории школы и
17. Переводные памятники философской мысли в Древней Руси: [Сб. ст.] / Отв. ред. Громов М.Н. – М.: ИФРАН, 1992. – 205 с.
18. Пономарев
А.И. Отзыв о сочинении г.М.
19. Послание
архиепископа Новгородского
20. Струминский
В.Я. Педагогика Киевской Руси как предмет
исторического изучения (Обзор основных
направлений и работ в дореволюционную
эпоху) // Ученые записки Гос. научно-исследовательского
института школ НКП РСФСР. – М., 1940 // С.
80-94, 98-101, 101-104 106)
21. Филин Ф.П. Истоки и судьбы русского литературного языка. – М.,1981
22. Хмыров М.Д.. Училища и образованность в допетровской Руси. Народная Школа 1869 , NN 4-9
23. Чернышевский Н.Г. ПСС. Т.ΙΙ/ – М., 1949
24. Школа
и педагогика в культуре
http://www.portal-slovo.ru/
Информация о работе История школ и книжного дела в Древней Руси