Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 20:37, реферат
Вопрос о характере, содержании, уровне и формах древнерусской образованности составлял один из важных предметов напряженной полемики в русской общественной мысли на протяжении последних пяти царствований. В начале 19 века именно он впервые разделил отчетливо два основные русла – славянофилов и западников. В конце 19 века обсуждение этого вопроса находилось на острие "борьбы за школу", своеобразного русского "культуркампфа" Оценку роли Церкви в деле просвещения России, в русской культуре связывали с вопросом о мере участия Церкви в деле просвещения в дальнейшем.
История школ и книжного дела в Древней Руси
Захарченко
М.В.
Вопрос
о характере, содержании, уровне и
формах древнерусской образованности
составлял один из важных предметов
напряженной полемики в русской
общественной мысли на протяжении последних
пяти царствований. В начале 19 века
именно он впервые разделил отчетливо
два основные русла – славянофилов
и западников. В конце 19 века обсуждение
этого вопроса находилось на острие "борьбы
за школу", своеобразного русского "культуркампфа"
Оценку роли Церкви в деле просвещения
России, в русской культуре связывали
с вопросом о мере участия Церкви в деле
просвещения в дальнейшем. Сторонники
укрепления влияния Церкви на русскую
школу стремились показать, что ее участие
в деле просвещения во все периоды русской
истории было успешным и плодотворным.
Противники (либералы, социалисты) отстаивали
тезис о том, что, имея в своих руках все
русское просвещение на протяжении веков,
русская Церковь так и не сумела его хорошо
организовать, а значит, в дальнейшем не
должна допускаться к организации школьного
дела в России либо радикально изменить
собственные подходы к образованию.
В идеологии
петровских и послепетровских образовательных
реформ последовательно проводится мысль
о полном невежестве допетровской России.
Просвещение насаждается на девственной
почве, перенимается от образованных европейских
народов, где уже дает обильные плоды.
Русским следует осваивать плоды просвещения
и скорее укоренять его на своих пажитях.
Это светское просвещение, оно способствует
росту изобилия и совершенствованию нравов,
правильному устроению гражданской жизни
и пользе государства. Прежнее русское
просвещение для решения этих задач бесполезно,
оно ограничено исключительно вопросами
веры и церковной жизни, распространяется
в пределах священнического сословия,
и в этих границах и должно оставаться.
Идеология эта распространяется тем успешнее,
что одно из первых лиц в Церкви – Феофан
Прокопович – активный проводник этих
идей.
Точку
отсчета, исходя из которых данная идеология
может быть подвергнута конструктивной
критике, а вместе с тем и точку
построения научной методологии
исследования образованности в русской
культуре задает И.В. Киреевский. Анализируя
его работы "19 век" (1832 г.) и "о характере
просвещения Европы и его оношении
к просвещению России" (1852), мы видим,
что, отказываясь от противопоставления
"образованного Запада" и "непросвещенной
России", он предлагает идею "типа"
образованности и обращает внимание на
то, что в Древней Руси,, несмотря на видимое
отсутствие систематического школьного
образования, мы встречаемся с высокой
культурой нравственного просвещения
народа, источником которого является
Церковь. Он полагает, что возрожденческий
поворот Запада к систематическому образованию
по типу античности не может оцениваться
однозначно положительно. Этот поворот
означал отказ от святоотеческой традиции
духовного просвещения, которая не только
целиком вбирает в себя систематическую
школу античности, но и восполняет ее,
образуя новый тип, органично сочетающий
"внешнее" (система, логика, дисциплина
ума) и "внутреннее" (нравственное,
"сердечное") просвещение. Киреевский
связывает перспективу развития просвещения
в России с утверждением его на основаниях
святоотеческой традиции.
Тем не
менее, во второй половине 19 века направление
исследований и оценок состояния
древнерусской образованности связано
с поиском систематически организованной
школы античного образца (6, 8, 11, 13,
15, 22, 23). В ряде работ защищается точка
зрения, что по крайней мере в Киевский
период такая школа не только существовала,
но была повсеместно развита. Первой весьма
основательной и всеми замеченной монографией
этого направления было исследование
Н.Лавровского (11), выполненное на большом
круге летописных источников, обзору которых
он посвящает отдельное научное сообщение
(12). Лавровский стремится доказать повсеместное
распространение тесно связанных с Церковью
начальных училищ с систематическим набором
дисциплин, а также определить состав
обучения, опираясь на свидетельства русских
летописей и аналогии с византийской и
западной школой времен Карла Великого.
По реконструкции Лавровского, в состав
дисциплин входили чтение, письмо, пение,
грамматика, счисление. Книга вызвала
большой общественный резонанс; отчетливо
обозначив проблему, она стимулировала
научный поиск как последователей, так
и противников заявленной позиции. В русле
выводов Лавровского лежат суждения митр.
Макария в его "Истории русской Церкви"
(СПб, 2857), на них опираются работы М.Д..
Хмырова ("Народная школа", 1869 – 22),
Миропольского (СПб, 1894 – 1896 – 15), Лебедева
Н.А (СПб, 1874 – 13).
Н.Г.Чернышевский
оспоривает выводы Лавровского и полагает,
что из приведенных летописных свидетельств
нельзя извлечь никаких выводов, кроме
того, что книжное дело и грамотность
на Руси поддерживались за счет каких-то
культурных механизмов, однако определенного
вывода об их характере сделать нельзя.
Он резко критикует Лавровского за произвольное
толкование свидетельств, в частности,
за интерпретацию глагола "учити".
"Глагол "учити" значил не только
учить, но также и поучать, назидать. Все
места летописей, свидетельствующие о
том, что пастыри церкви назидали свою
паству в благочестии и благонравии, он
перетолковывает в том смысле, что они
заводили училища и были наставниками
в качестве школьных учителей, а не в том
качестве, как повсюду и всегда каждый
священник называется наставником своей
паствы"(23, С.689-690).
Первый
русский систематик всемирной истории
педагогики – Л.Н.Модзалевский, намереваясь
включить отечественную педагогическую
историю в мировой контекст, в наброске
о допетровском периоде русской образованности
предлагает такую схему: византийская
образованность в Киевский период, затмение
просвещения и отсутствие даже простой
грамотности после монгольского завоевания,
заимствование модели западноевропейского
схоластического образования (западнорусская
и Московская ученость 15-17 вв), решительный
переход к западноевропейским моделям
после Петра (14, с. 321-347). В Киевский период
Русь сумела вполне воспринять византийскую
образованность, как со стороны уровня
достигаемой учености, так и по характеру
организации учебного процесса. Он описывает
весьма обширный план дисциплин подготовки,
но ничего не говорит о широте распространения
этой образованности, однако особо отмечает
такую характеристику древнерусской педагогической
культуры, как ее преимущественную направленность
на нравственное развитие личности –
черта, утраченная в период схоластической
западной учености, сконцентрированной
на внешнем освоении суммы познаний, и
с трудом обретаемая в современной (речь
идет о 60-х гг. 19 века) школе. Детей, по словам
митр. Михаила, следует учить "словесем
книжного разума, также и благонравию,
и в правде, и в любви, и зачалу премудрости
– страху Божию, чистоте и смиренномудрию;
учити же их не яростию, не жестокостию,
не гневом, но радостовидным страхом и
любовным обычаем и сладким поучением,
и ласковым рассуждением, противу коегождо
силы, и со снисхождением, на не унывают…
на пользу души же и телу" (14, с. 328). Византийская
образованность разрушена в результате
монгольского завоевания. В Московский
период книжная грамота неизвестна не
только народу, но зачастую князьям (Дмитрий
Донской, Василий Темный не научены грамоте
и книжному чтению), даже в священники
часто ставят неграмотных людей (вывод
опирается на постановления Стоглавого
собора 1551 г.).
Другую
схему предлагает в "Истории русской
Церкви" Е.Е. Голубинский (6; М, 1880). Просвещение
по греческому образцу было водворено
у нас очень ненадолго в
высшем (боярском) сословии и быстро
угасло, выродившись в простую
грамотность, поддерживающую начетничество,
в границах почти только священнического
сословия. Причиной тому было вовсе
не монгольское завоевание, но неудачный
выбор способа, посредством которого
это просвещение насаждалось. Владимир
Великий, выбрав веру и крестив Русь,
имел намерение в полной мере приобщить
страну к греческой просвещенности
в самом широком смысле, включая
ее ученость и ее художественную жизнь.
Однако эта попытка не удалась. Школы,
едва появившись, угасли. Владимир, Ярослав,
его дети – вот поколения, в
границах которого окончилось, едва начавшись,
русское просвещение. В этих поколениях
мы встречаем привезенных
П.Ф. Каптерев
(8) предлагает схему трех периодов развития
отечественной педагогики – церковного,
государственного и общественного, интегрируя
в рамки церковного периода Киевскую и
Московскую эпохи. Характеристику церковного
периода он строит почти исключительно
на материале московского периода, полагая,
что достоверную характеристику киевской
эпохи получить трудно из-за недостатка
свидетельств. Основываясь почти целиком
на известном Послании архиепископа Новгородского
Геннадия (19) и на постановлениях Стоглавого
Собора, он крайне низко оценивает уровень
грамотности на Руси. В этих документах
отражена неудовлетворенность состоянием
грамотности в среде духовенства (речь
идет не о систематическом просвещении
византийского образца, но о способности
читать богослужебные книги) и требование
широко развернуть дело подготовки священнослужителей
в части церковной книжной грамотности.
Впрочем, свидетельства этих же документов
могут быть проинтерпретированы и в другом
ключе: вследствие бурного роста церковных
приходов и монастырей в 15 веке появилось
большое количество священнослужителей
из других сословий (из крестьян, ремесленных
людей), в семейные традиции которых не
входило приобщение к грамоте. Для их-то
обучения потребовалось быстро организовать
училища, и Церковная власть (иерархи и
Собор) направляет силы Церкви на решение
этой проблемы. Вместе с тем, отмечает
Каптерев, состояние книжной культуры
в Московский период вовсе не такое уж
низкое. Мы встречаем и монастырские библиотеки
с богатым набором книг, и домашние библиотеки,
и обширную переписку, и крепкую летописную
традицию, и жанровое развитие русской
словесности. В этой книжной культуре,
однако, нет следов систематической школы.
Каптерев характеризует этот тип учености
как "начетничество" - совокупность
познаний, приобретенная в силу обширного,
но недисциплинированного и некритического
чтения, руководимого не школой, но предпочтениями
и пристрастиями.
Современный
исторический взгляд на проблему
В методологии
ХХ века осознана невозможность избавиться
от ценностной позиции в историческом
познании. Историчность явлений прошлого
составляет само существо выводов и оценок
историка. Историчность проблемы древнерусской
образованности выявлена в нескольких
подходах авторов ХХ века.
Систематический
историографический анализ представлений
о просвещении в Киевский период
проводит В.Я.Струминский (20: М, 1941)
(С. 80-94, 98-101, 101-104 106). Он прибегает к традиционной
для советской историографии схеме трех
идеологических течений в русской
общественной мысли – церковно-монархического,
либерально-дворянского и буржуазно-демократического
и стремится поместить в эти рамки палитру
историографических оценок школьного
и книжного дела. Выводы Лавровского и
выводы Голубинского Струминский равно
оценивает как "антиисторические".
Увлекшись развенчанием "слащаво преувеличенной"
и совершенно неверной картины церковного
просвещения, представленной "церковно-монархическим"
направлением, либерально-скептическая
концепция, выдвинутая в противовес первой,
превращала историю Киевской Руси в пустое
место, в период, лишенный какого-либо
исторического движения и развития. Так,
Голубинский, утверждая, что "в период
домонгольский мы не знали настоящего
образования, что нашим образованием
была простая грамотность", смещает
историческую перспективу, ибо почему
же эта "простая грамотность" не должна
рассматриваться как важное достижение
в развитии образованности народа, которые
доселе не знал письменной культуры? В
обоих случаях превалируют публицистические
намерения, заслоняя историческую перспективу
и объективную историческую оценку. В
первом случае авторы стремятся утвердить
большую и непреходящую культурную значимость
Церкви, во втором – авторы исходят из
идеи о том, что историческая роль Церкви
уже закончилась, и что в прошлом так же
, как и в настоящем, она лишена всякого
значения (20. С.106).
Динамика
вопроса о школах и книжности
в ключе современной историко-
В контексте
истории русской Церкви взвешенные
оценки образованности, школ и книжного
дела в допетровской Руси предлагает А.В.Карташов
(9). Он выделяет три хронотопа в истории
русской Церкви – до-монгольский (Киевский)
период, Московскй период и историю юго-западной
митрополии. Карташов в целом принимает
точку зрения Голубинского на способ насаждения
греческого просвещения при Владимире:
на Русь пришла школа, основанная на частной
инициативе и предполагающая наличие
культурных механизмов, питающих потребность
в образовании. Однако он не столь пессимистично
оценивает результаты прививки греческой
образованности. В народе потребности
в образовании не было, на школу и науку
смотрели как на злые мытарства. Однако
следы введенного Владимиром просвещения
заметны на протяжении всего Киевского
периода – и это не только свидетельства
летописей о заведении училищ, но и несомненно
несущие на себе следы правильного систематического
образования произведения русских авторов
– митр. Иллариона, Кирилла Туровского,
"Слово о полку Игореве" (9, с. 258). На
Руси еще достаточно долго действовали
и приглашались греческие учителя, способные
предложить систематический школьный
курс, включающий риторику, диалектику,
богословие. Обучение у них было востребовано
в узком слое высшего сословия – среди
князей и бояр. Школа не имела широкого
распространения, как то рисуют оптимисты,
она не была систематически организованной
и повсеместно поддерживаемой государством
школой. Однако киевская образованность
носила характер не простой грамотности,
а настоящей систематической школьной
образованности, правда, эта школа не расцветала,
а постепенно угасала (9, с.254-262).
Информация о работе История школ и книжного дела в Древней Руси