История развития психологии личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 20:03, курс лекций

Описание работы

Психология личности - это наука изучающая детерминанты личностного функционирования, она стремиться выявить причинные механизмы, объясняющие различные феномены и сосредотачивает внимание на биологических, психических и социальных факторах влияния на функции личности. Зарождение и развитие психологии личности проходило в традициях западных цивилизаций при которых вопросы сознания, поведения, эмоций и индивидуальности находились в компетенции философии.

Работа содержит 1 файл

Психология личности.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

 

психологии личности- это наука изучающая детерминанты личностного функционирования, она стремиться выявить причинные механизмы, объясняющие различные феномены и сосредотачивает внимание на биологических, психических и соц. Факторах влияния на функции личности.

Мотивы бывают осознанными и неосознанными. Работа по осознаванию мотивов требует опыта и Интел напр.

Мотивы- это цели – характерны для зрелых личностей. Если у че-ка есть мотивы, ему легче выполнять деятельность. Личностный смысл – (ввел Леонтьев) форма проявления мотива в сознании. Переживание, повышенная субъективная значимость предмета, оказавшегося в поле деятельности ведущего мотива. Феномен личностного смысла обнаруживается, когда нейтральный объект переживается как личностно важный.

Мотив – материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок и ради которого они осуществляются. Источником побудительной силы мотивов выступают потребности. Деятельность всегда имеет мотив («немотививированная» деятельность – та , мотив которой скрыт от самого субъекта или от наблюдателя). Более того, деятельность может иметь сразу несколько мотивов (полимотивированная), тогда она направлена на удовлетворение нескольких потребностей.

Сдвиг мотива на цель- стихийный механизм формирования личности. Нормы поведения формируют культуру и должны быть внутренне приняты чел. Ре-ты освоения норм не огранич.внешним поведением, но вызывают изменения во внутреннем плане. Сначала ребенок выполняет требуемое, т.к.требование матери имеет для него личностный смысл. Ее похвала-предмет потребности. Со временем действие приобретает самост.побуд.силу-становится мотивом (мыть руки, делать уроки)

Функции мотивов:

1) побуждение и направление деятельности

2)смыслообразующая функция (мотив сообщает определенный личностый смысл целям, структурным единицам деятельности – действиям, операциям; а также обстоятельствам, способствующим или препятствующим реализации мотива. От того, каким мотив побуждается деятельность, нередко зависит ее эффективность и качественные особенности протекания).

3) определяет характер познавательных процессов и структурирует содержание восприятия, памяти, мышления и т.д.

Психологическая саморегуляция Психологическая саморегуляция целенаправленное изменение работы различных психофизиологических функций, для осуществления которого требуется формирование особых средств контроля за деятельностью .


12) Многообразие определений и понятий "личность". Критерии, которым должно удовлетворять определение личности

 

психологии личности- это наука изучающая детерминанты личностного функционирования, она стремиться выявить причинные механизмы, объясняющие различные феномены и сосредотачивает внимание на биологических, психических и соц. Факторах влияния на функции личности.

 

Слово «личность» – в английском языке «personality» – происходит от латинского «persona». Первоначально это слово означало маску, которую надевал актер в древнегреческом театре. По сути, данный термин изначально указывал на роль в театральном действии, т.е. в понятие «личность» вкладывался внешний, поверхностный социальный образ, подобный тому, что демонстрирует человек, играя определенные социальные роли.

Есть аналог этого слова и в русском языке – «личина», что также обозначает исполнение чужой роли, притворную внешность, общественное лицо, обращенное к окружающим. Подобная трактовка понятия «личность», на сегодняшний день, считается весьма упрощенной. Однако она по-прежнему распространена среди непрофессионалов: большинство людей оценивает личность по критерию внешней привлекательности: обаянию, манерам, умению вести себя в обществе, т.е. в обыденной психологии имеет место отождествление личности с тем впечатлением, которое человек производит на окружающих.

Существует множество понятий личности. Наиболее корректными из них, несмотря на то, что они делают акцент на разные аспекты личностной проблематики, являются следующие:

Б. Г. Ананьев: личность — субъект труда, познания и общения.

И. С. Кон: личность — это специфическая интеграция социальных ролей.

А. Г. Ковалев: личность — это сознательный индивид, занимающий определенное место в обществе и выполняющий определенную общественную роль.

Личность – это качественно новое образование. Оно формируется благодаря жизни человека в обществе. В процессе своей жизни и деятельности человек вступает в отношения с другими людьми (общественные отношения), и эти отношения становятся «образующими» его личность. Поэтому личностью может быть человек, имеющий опыт социальных отношений, человек как общественное существо, как носитель качеств, которые отсутствуют у «маугли». Согласно отечественной традиции, личность – это человек в совокупности его социальных качеств, формирующихся в различных видах общественной деятельности и отношений.

 

Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

Понятие «личности» многопланово. Личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т. д. Каждая из этих наук изучает личность в своем специфическом аспекте.

Существуют близкие к личности понятия: «человек», «индивид», «индивидуальность».

 


13)  Описание личности в терминах ее качеств.

 

психологии личности- это наука изучающая детерминанты личностного функционирования, она стремиться выявить причинные механизмы, объясняющие различные феномены и сосредотачивает внимание на биологических, психических и соц. Факторах влияния на функции личности.

 

Существует два основных подхода к описанию личности — в терминах ее качеств и в терминах основных типов.

 

Качества личности - стабильные внутренние особенности человека, оцениваемые позитивно. Это позитивные черты характера, знания, умения и навыки.


Качества. Качеством личности называется длительно существующая характеристика, проявляющаяся в поведении индивида в различных ситуациях. Описать свойство пунктуальности значит отметить склонность человека появляться вовремя — на работе, на свидании, встречая поезд.

Качество характеризует поведение человека в большей или меньшей степени. Мы называем человека пунктуальным не потому, что он точен до секунды во всех возможных обстоятельствах, а когда он пунктуален по сравнению с другими людьми.

Говоря о личностном качестве, мы, таким образом, соотносим его с границами проявления этого качества у разных людей — от весьма выраженного проявления до весьма малого.


все качества можно поделить на 2 большие категории:

1)внутренние качества (образуют богатый внутренний мир человека),

2) внешние (поведение и имидж), которые формируют красивую вывеску.

Под душевным миром мы понимаем те качества, который в глаза не бросаются, но делают человека желанным гостем в любой компании.

 

 

 


14) Личности и межличностные отнашения.

 

психологии личности- это наука изучающая детерминанты личностного функционирования, она стремиться выявить причинные механизмы, объясняющие различные феномены и сосредотачивает внимание на биологических, психических и соц. Факторах влияния на функции личности.

 

Под личностью понимают устойчивую систему социально-значимых черт, характеризую­щих индивида как члена того или иного общества. Личность — это продукт общественного раз­вития и включения индивидов в систему социальных отношений путем активной предметной дея­тельности и общения.

Поведение отдельного человека как личности существенно зависит от его отношений с окру­жающими его людьми. Такие взаимосвязи с одним человеком, группой (большой или малой) назы­ваются межличностными отношениями. Они могут быть классифицированы по различным основа­ниям.

1. Официальные и неофициальные. Официальными называют отношения, которые складываются между людьми в силу их должностного положения (например, учитель — ученик, директор школы — учитель, Президент РФ — глава Правительства РФ и т.д.). Такие отношения строятся на основе официально утвержденных правил и норм (например, на основе Устава образовательного учрежде­ния, Конституции РФ и др.), с соблюдением каких-либо формальностей. Отношения, которые возни­кают между людьми в связи с их совместной работой, также могут называться деловыми.

2. Неофициальные отношения (их часто называют личными отношениями) не регулируются нор­мами права, для них не существует соответствующей юридической основы. Они складываются меж­ду людьми вне зависимости от выполняемой работы и не ограничены установленными формальными правилами.

В основе межличностных отношений лежат определенные чувства людей, их отношение к дру­гому человеку. Чувства колеблются между двумя полюсами — симпатией (внутреннее расположе­ние, привлекательность человека) и антипатией (внутреннее недовольство человеком, неудовлетво­ренность его поведением). Человек воспринимает другого человека прежде всего на основе внешнего облика, а потом уже, складывая свои впечатления от его слов, поступков и черт характера, формиру­ет общее впечатление о нем. Следовательно, в основе восприятия любой личности лежит взаимо­связь характера, поведения и внешнего облика человека.

Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения. То, что на первый взгляд представляется естественными качествами человека (например, черты его характера), в действительности является закреплением в личности общественных требований к ее поведению.

Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения. Развитие личности - это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.

 

 


15)  Бессознательное и фукционирование личности

 

психологии личности- это наука изучающая детерминанты личностного функционирования, она стремиться выявить причинные механизмы, объясняющие различные феномены и сосредотачивает внимание на биологических, психических и соц. Факторах влияния на функции личности.

 

Бессознательное – это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.

Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У человека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и тому подобное.

Соотношение сознания и бессознательного было впервые рассмотрено З. Фрейдом. К бессознательному в личности человека он относил такие качества, потребности и интересы, которые человек не осознает, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях и психических явлениях.

Фрейд выделил три основные структуры личности: Оно (Id), Я (Ego) и Сверх-Я (Superego). Оно представляет собой источник всей побудительной энергии, которая необходима для жизненной активности человека. Эта энергия изначально присуща сексуальным и агрессивным влечениям, которые составляют существенную часть Оно. Основной принцип функционирования Оно — принцип удовольствия. Оно ищет наслаждения и избегает боли, стремится к немедленной и тотальной разрядке. Полная противоположность Оно — Сверх-Я, которое представляет систему ценностей, норм и правил поведения, принятых в обществе, а также идеалы и наказания, которых человек ожидает, если правила будут нарушены. Эго — это подструктура личности, ответственная за принятие решений. Эго, функционируя в соответствии с принципом реальности, стремится удовлетворить желания Оно, согласовав их с требованиями Сверх-Я. Оно, Я и Сверх-Я находятся в постоянной борьбе, сильные конфликты между этими структурами могут приводить к психическим и соматическим заболеваниям.

 

Полностью функционирующая личность — это личность творческая.

Можно выделить три характеристики, или аспекта полного функционирования человека, хотя они объединены в единое целое.

1. Открытость переживаниям. Пользуясь позитивным отношением со стороны других и позитивным самоуважением, полностью функционирующая личность свободна от угрозы и, следовательно, свободна от необходимости защищаться. Человек открыт всем своим переживаниям, раздражители принимаются и обрабатываются в нервной системе без избирательности или искажения.

2. Экзистенциальный образ жизни. Открытость переживаниям означает наличие в каждый момент жизни новизны, поскольку сочетание внешних и внутренних раздражителей всякий раз уникально. Наблюдается поток переживаний, в которых проявляется «Я» и личность; поскольку каждое переживание отличается новизной, человек не может заранее предсказать свои действия.

3. Организм как верный ориентир к доставляющему удовлетворение поведению. Полностью функционирующая личность делает то, что «представляется ей правильным», и обнаруживает, что это адекватное или удовлетворяющее поведение. Это происходит потому, что, будучи открыта всем переживаниям, она обладает всей доступной информацией без отрицания или искажения отдельных элементов.

 


16) Сознательный опыт в структуре личности

 

психологии личности- это наука изучающая детерминанты личностного функционирования, она стремиться выявить причинные механизмы, объясняющие различные феномены и сосредотачивает внимание на биологических, психических и соц. Факторах влияния на функции личности.

 

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Далеко не  все, что воспринимается человеком и оказывает влияние на принятие решений, им осознается. Кроме сознания у человека есть и сфера бессознательного.

 

Соотношение сознания и бессознательного было впервые рассмотрено З. Фрейдом.

Сознание управляет самыми сложными формами поведения.

Критерии самосознания:
· выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды);
· осознание своей активности — “Я управляю собой”;
· осознание себя “через другого” (“То, что я вижу в других, это может быть и мое качество”);
· моральная оценка себя, наличие рефлексии — осознание своего внутреннего опыта.
В структуре самосознания можно выделить:
· осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего “Я” (“Я как действующий субъект”);
· осознание своих реальных и желаемых качеств (“Реальное Я” и “Идеальное Я”);
· познавательные, когнитивные представления о себе (“Я как наблюдаемый объект”);
эмоциональное, чувственное представление о себе. Таким образом, самосознание включает в себя: самопознание (интеллектуальный аспект познание себя) и самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе)

Информация о работе История развития психологии личности