История развития психологии личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 20:03, курс лекций

Описание работы

Психология личности - это наука изучающая детерминанты личностного функционирования, она стремиться выявить причинные механизмы, объясняющие различные феномены и сосредотачивает внимание на биологических, психических и социальных факторах влияния на функции личности. Зарождение и развитие психологии личности проходило в традициях западных цивилизаций при которых вопросы сознания, поведения, эмоций и индивидуальности находились в компетенции философии.

Работа содержит 1 файл

Психология личности.doc

— 175.00 Кб (Скачать)


1) История развития психологии личности

 

психологии личности- это наука изучающая детерминанты личностного функционирования, она стремиться выявить причинные механизмы, объясняющие различные феномены и сосредотачивает внимание на биологических, психических и соц. Факторах влияния на функции личности.

 

Зарождение и развитие психологии личности проходило в традициях западных цивилизаций при которых вопросы сознания, поведения, эмоций и индивидуальности находились в компетенции философии.

Становление науки о личности проходило в несколько этапов:

1)       психология должна была отделиться не только от философии, но и от физиологических теорий.

2)       История развития психологии личности рассматривается как история конкуренции.

 

психологии личности это достаточно молодая наука. Свое развитие она получила в начале XX века в ответ на кризис традиционной вундтовской психологии.
 

Психология личности изучает не отдельные аспекты психического функционирования (мотивация, эмоции, память, воля, способности и т.д.), а должна охватить всё многообразие проявлений психического функционирования человека и исследовать человека как целое.

В связи с этим можно указать, что объектом психологии личности является человек как целое.

Сложной исследовательской задачей является определение предмета психологии личности. Это обусловлено тем, что феномен личности очень многогранен. Он отражает многообразие проявлений жизни человека в истории развития общества и его собственной жизни. Поэтому вопрос об эмпирической сфере изучения личности - как исходный вопрос любого познания - является сложным и дискуссионным.

В исследованиях по психологии личности изучается широкий спектр проявлений личности: мотивы её деятельности, индивидуальные биохимические свойства, социальные роли, типы ВНД, внешность, способности, нравственный облик, самосознание, потребности, влечения, черты характера, настроение, чувства, манера общения, ценностные ориентации, одаренность, интеллект, поступки, воля и т. д.

Таким образом, личность имеет самые различные проявления, и создание целостной картины из мозаик различных феноменов представляет трудности. Каждый из этих феноменов, взятый сам по себе и отнесенный к изолированному существу человеку, не может быть квалифицирован как личность.

 


2) Описание личности в терминах основных типов

 

психологии личности- это наука изучающая детерминанты личностного функционирования, она стремиться выявить причинные механизмы, объясняющие различные феномены и сосредотачивает внимание на биологических, психических и соц. Факторах влияния на функции личности.

 

 

Существует два основных подхода к описанию личности — в терминах ее качеств и в терминах основных типов.

люди могут быть разбиты на определенные группы (типы) в соответствии с характерными отличительными чертами.

 

 Жидкость

Темперамент

Кровь (лат. sanguis)

сангвинический (оптимистический, жизнерадостный)

черная желчь (греч. melan coin)

меланхолический (печальный, угнетенный)

желчь (греч. coin)

холерический (раздражительный)

мокрота (греч. flegma)

флегматичный (апатичный)

Исторически типологические изыскания ведут свое начало от Гиппократа (IV век до н. э.), утверждавшего существование четырех типов темперамента в зависимости от четырех основных жидкостей организма (см. табл.).


. флегматический – скрывающий в себе человека медлительного, невозмутимого, с замедленно проявляющимися чувствами, не склонного к резкой и быстрой смене настроения, тщательно и не спеша составляющего планы и неторопливо воплощающего их в жизнь;

сангвинический – человек намного более подвижный, легко загорающийся всякой новой идеей (и также быстро «переключающийся» на другую), с живой мимикой и привычкой жестикулировать, общительный и довольно впечатлительный;

        холерический – описывающий человека неуравновешенного, временами плохо контролирующего свои эмоции, «срывающегося» по пустяками; несдержанного; глубоко переживающего как радостные, так и печальные события; способного к необдуманным поступкам, совершаемым под действием сильного эмоционального всплеска;

        меланхолический – тип человека, «прячущего» от посторонних свои глубокие переживания, весьма постоянного в своих привязанностях; иногда вялого, избегающего активных действий, замкнутого, довольно болезненно воспринимающего неприятности и старающегося избежать  многочисленных знакомств.

. Одна из наиболее ранних современных теорий, рассматривающих связь телосложения и свойств личности, принадлежит Э. Кречмеру

1. Астенический тип Человек-астеник отличается худобой, высоким ростом, кожа довольно бледная и тонкая, длинные руки и ноги, узкие плечи,  грудная клетка довольно неширокая и плоская. Такие люди не страдают ожирением, но при этом у них слабо развитая мускулатура.

2. Атлетический тип Обычно это люди с развитой мускулатурой и скелетом. Люди этого типа обычно высокие или же среднего роста, у них широкая грудь и плечи.

3. Пикнический тип Люди небольшого роста, с втянутой шеей. Обычно страдают ожирением, слабо развита мускулатура. Также развиты внутренние полости тела.

 


3)  Методы измерения личности и их характеритсика

 

психологии личности- это наука изучающая детерминанты личностного функционирования, она стремиться выявить причинные механизмы, объясняющие различные феномены и сосредотачивает внимание на биологических, психических и соц. Факторах влияния на функции личности.

Конкретно-психологическое измерение личности потребовало разработки специальных методов, позволяющих приобрести эмпирически контролируемое знание об ее свойствах и классифицировать различия между людьми.

Основные подходы:

1) социальный подход – изучает соц. Окружение человека и его взаимодействие на развитие личности.

2)психометрический подход – внутренняя структура свойств личности.

 

3) биологический
4)экспериментальный

Выбор метода измерения личности характеристик зависит от конкретных целей которые предлагается достичь.


4) Общая характеристика категории "развитие". Развитие и рост. Психическое развитие

 

психологии личности- это наука изучающая детерминанты личностного функционирования, она стремиться выявить причинные механизмы, объясняющие различные феномены и сосредотачивает внимание на биологических, психических и соц. Факторах влияния на функции личности.

 

Развитие – это процесс изменений приводящий к возникновению колличествен, качествен, и структурных преобразований психики и поведения человека.

 

Основными свойствами развития:

1)       Необратимость – накапливание и изменение

2)       Направленность = взаимосвязь линий развития.

3)       Закономерность – воспроизведение однотипных изменений и разн. Людей.

 

Процесс развития личности – социализация

ее механизмы: подражание, идентификация, рефлексия, чувство вины и стыда

 

Развитие – подразумевает активное участие человека в опред конечных путях и жизненных целях.

Развитие, рост и созревание взаимосвязаны между собой.

 

Психическое Развитие

- закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Развитие психики реализуется в форме филогенеза онтогенеза.

В качестве основных тенденций развития психики выявлены следующие:

1) усложнение форм поведения - форм двигательной активности;

2) совершенствование способности к индивидуальному научению;

3) усложнение форм отражения психического - как следствие и фактор предыдущих тенденций.

 


5. Подходы в изучении личности и их характеристика

психологии личности- это наука изучающая детерминанты личностного функционирования, она стремиться выявить причинные механизмы, объясняющие различные феномены и сосредотачивает внимание на биологических, психических и соц. Факторах влияния на функции личности. В современной психологии выделяют 7 основных подходов к изучению личности.

1)  Психодинамический подход к изучению личности
Основоположником этого подхода является австрийский ученый З.Фрейд (1856-1939). Этот подход известен еще и под другим названием: "классический психоанализ".

З. Фрейд утверждал, что личность не обладает свободой воли. Поведение человека полностью детерминировано его сексуальными и агрессивными мотивами, которые он называл "ОНО". ОНО – нечто темное, биологическое, не знающее законов, требующее немедленной разрядки психической энергии, производимой сексуальными и агрессивными побуждениями. Для более полного удовлетворения глубинных мотивов у человека формируются особые структуры личности: "ЭГО" и "СУПЕРЭГО", призванные отражать текущие требования физической и социальной среды. ЭГО – это часть сознания, которая стремится выразить и удовлетворить желания ОНО в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. СУПЕРЭГО – это приобретенная система ценностей и норм, принятых в социальном окружении конкретного человека. ОНО, ЭГО и СУПЕРЭГО находятся в постоянном конфликте из-за ограниченного объема энергии либидо. Для снятия (временного) конфликтов личность вырабатывает специальные защитные механизмы. Сильные конфликты могут привести человека к психологическим проблемам, заболеваниям.

2). Психоаналитический подход к изучению личности
Многие представители этого подхода были учениками З. Фрейда. Однако было бы неправильно считать, что этот подход является, неким новым, более совершенным этапом в развитии классического психоанализа З. Фрейда. Эго – качественно другой подход и основан на ряде новых теоретических положений. Наиболее ярким представителем этого подхода является швейцарский исследователь К. Юнг (1875-1961).
Главным источником развития К. Юнг считал врожденные психологические факторы. Человек получает по наследству от родителей готовые первичные идеи - "АРХЕТИПЫ". Некоторые архетипы универсальны, например, идеи Бога, добра и зла, и присуши всем народам. Но есть архетипы культурно- и индивидуально-специфические. К. Юнг предполагал, что архетипы отражаются в сновидениях, фантазиях и нередко встречаются в виде символов, используемых в искусстве, литературе, архитектуре и религии (Юнг, 1994). Согласно К. Юнгу, смысл жизни каждого человека наполнить врожденные АРХЕТИПЫ конкретным содержанием.

3). гуманистический подход к изучению личности
В гуманистическом подходе выделяют два основных направления. Первое – «клиническое» (ориентированное преимущественно на клинику) представлено во взглядах американского психолога К. Роджерса (1902-1987). Основоположником второго - "мотивационного" направления является американский исследователь А. Маслоу (1908-1970). Несмотря на некоторые отличия между этими двумя направлениями, их объединяет много общего.

Главным источником развития представители гуманистической психологии считают врожденные тенденции к "САМОАКТУАЛИЗАЦИИ". Развитие личности – есть "развертывание" этих врожденных тенденций. А. Маслоу выделял два типа потребностей, лежащих в основе развития личности: "ДЕФИЦИТАРНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ", которые прекращаются после их удовлетворения и "РОСТОВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ", которые, напротив, только усиливаются после их реализации. Существуют также потребности промежуточные по своему содержанию - "ПОТРЕБНОСТИ В ПРИНАДЛЕЖНОСТИ", связанные с потребностью в других людях. А. Маслоу сформулировал закон поступательного развития мотивации

4) когнитивный подход к изучению личности
Когнитивный (от латинского "cognatio" – думаю, мыслю) подход к изучению личности близок к гуманистическому. Однако в нем имеется ряд существенных отличий. Основоположником этого подхода является американский психолог Дж. Келли (1905-1967). По мнению этого автора, единственное, что человек хочет знать в этой жизни – это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем.
Главным источником развития личности, согласно Дж. Келли, является среда, социальное окружение. Когнитивная теория личности подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. В этой теории любой человек сравнивается с ученым, проверяющим гипотезы о природе вещей и делающий прогноз будущих событий. Любое событие для любого человека открыто для многократного интерпретирования. Главным понятием в этом направлении является "КОНСТРУКТ" (от английского "construct" – строить). Это понятие включает в себя особенности всех известных познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и речи). Благодаря этим конструктам, человек не только познает мир, но и, согласно Дж. Келли, устанавливает межличностные отношения. Конструкты, которые лежат в основе этих отношений, называются личностными конструктами

Информация о работе История развития психологии личности