Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 14:00, контрольная работа
Психогенетика – междисциплинарная область знаний, пограничная м\у психологией (точнее, дифференциальной психологией) и генетикой. Предметом ее исследований являются относительная роль и взаимодействие факторов наследственности и среды в формировании индивидуальных различий по психологическим и психофизиологическим признакам. В последние годы в сферу психогенетических исследований включается и индивидуальное развитие: и механизмы перехода с этапа на этап, и индивидуальные траектории развития.
Введение
Этапы развития психогенетики
История развития генетики поведения в России
История близнецовых исследований
Заключение
Список использованной литературы
Ряд
конкретных исследований, проведенных
сотрудниками Медико-биологического института,
обсуждается также в
Вообще следует сказать, что Медико-биологический, а впоследствии Медико-генетический институт был уникален для своего времени как по целям, так и по результатам работы, которая проводилась его сотрудниками. Более 700 пар близнецов всесторонне изучались медиками и психологами Института. Существовавшая в институте система оказания всех видов амбулаторной и стационарной медицинской помощи близнецам обеспечивала постоянное наблюдение за каждой обследуемой парой. При Институте был создан и специальный детский сад для близнецов, где они находились под постоянным наблюдением врачей и психологов (Левит С.Г.,1936).
К сожалению, события, развернувшиеся вокруг генетики (в период засилья в биологической науке Т.Д.Лысенко) в 30-е годы, не обошли и Медико-генетический институт. В 1936 году началась открытая травля С.Г.Левита и института в целом, что привело к его закрытию летом 1937 года. В 1938 году С.Г.Левит был арестован и впоследствии расстрелян. После этого исследования по генетике поведения в СССР прекратились. И лишь после ослабления позиций Т.Д.Лысенко в 60-е годы научная работа в этом направлении стала опять возможной.
Возобновление
отечественных
Этапы пути, пройденного лабораторией в 70-80-е годы, представляют собой последовательный переход от изучения природы СНС как физиологической основы индивидуальности к анализу соотношения свойств нервной системы с психологическими характеристиками и к изучению роли наследственных и средовых факторов в формировании индивидуального разнообразия всевозможных психологических и психофизиологических характеристик человека.
Практически все исследования, проводимые в лаборатории в 70-е годы, были нацелены на проверку упомянутого предположения о врожденном, наследственно обусловленном характере индивидуальных особенностей функционирования центральной нервной системы, лежащих в основе СНС (Шляхта Н.Ф., 1978; Шибаровская Г.А., 1978; Василец Т.А., 1978 и др.). В те же годы начала использоваться регистрация биоэлектрической активности мозга у близнецов, вначале в качестве одного из индикаторов СНС (Равич-Щербо И.В. и др.,1972; Шляхта Н.Ф., 1972, 1978; Шибаровская Г.А., 1978), а затем и как самостоятельный биоэлектрический феномен (Мешкова Т.А., 1976; Беляева Е.П., 1981; Гавриш Н.В., 1984).
Применение
техники выделения вызванных
потенциалов (ВП) позволило подойти
к анализу наследуемости
Психогенетические исследования самостоятельных психологических характеристик поначалу проводились в соответствии с теоретическими представлениями дифференциальной психофизиологии, что проявлялось в ориентации на динамические, а не на содержательные характеристики. Вначале список исследуемых характеристик практически исчерпывался особенностями общительности, тревожности и эмоциональности (Егорова М.С., Семенов В.В.,1988).
С начала 80-х годов психологическая проблематика в исследованиях лаборатории начинает меняться. Основным предметом исследования становятся когнитивные характеристики - интеллект и когнитивные способности (см. обзор: Егорова М.С., 1988). С этого времени экспериментальные исследования проводятся вне теоретического контекста дифференциальной психофизиологии, при сохранении представлений об иерархическом строении индивидуальности. Возможной перспективой становится совместный психогенетический анализ психологических и психофизиологических характеристик, т.е. рассмотрение психофизиологических характеристик как опосредующего звена между генотипом и психологическими особенностями.
В
конце 80-х годов одной из основных
тем обсуждения в лаборатории
становится вопрос о специфике
Еще
в 1978 г. Т.А.Пантелеевой было показано,
что генетический контроль параметров
сенсомоторной деятельности обнаруживается
лишь на уровне высокой автоматизации
навыка. Тогда же в исследовании
Т.М.Марютиной было обнаружено, что
генетический контроль параметров зрительных
ВП меняется в зависимости от экспериментальной
ситуации, в которую включен исследуемый
параметр. Исследование генетической
обусловленности целостных (системных)
психофизиологических образований, каковыми
являются оборонительная и ориентировочная
реакции (Кочубей Б.И.,1983), также подтвердило
зависимость характера
Таким образом, эти данные свидетельствуют о том, что фенотипически один и тот же психофизиологический признак, т.е. признак, имеющий одни и те же внешние проявления, может существенно различаться по своей психологической структуре и, соответственно, по соотносительному вкладу генотипических и средовых детерминант в его вариативность.
Данные
о возрастной динамике генетического
контроля поведения человека также
говорят о зависимости
Таким образом, сама логика научного движения привела к организации первого в России лонгитюдного исследования близнецов, которое было начато в лаборатории возрастной психогенетики Психологического института РАО в 1986 году.
Лонгитюдное
прослеживание развития близнецов
было задумано как попытка подойти
к решению одного из основных вопросов
возрастной психологии - вопроса о
том, какие факторы, генетические или
средовые, и в какой степени
обеспечивают преемственность развития.
В настоящее время лонгитюдное
исследование продолжается, его цель
- выяснение характера
Заключение
Целью контрольной работы являлось изучение и закрепление знаний о истории развития психогенетики.
В ходе проделанной работы были выявлены и изученны:
- основные этапы развития психогенетики;
- наиболее важные аспекты из истории развития психогенетики;
- история близнецовых
исследований.
Размещено на Allbest.ru