История развития психогенетики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 14:00, контрольная работа

Описание работы

Психогенетика – междисциплинарная область знаний, пограничная м\у психологией (точнее, дифференциальной психологией) и генетикой. Предметом ее исследований являются относительная роль и взаимодействие факторов наследственности и среды в формировании индивидуальных различий по психологическим и психофизиологическим признакам. В последние годы в сферу психогенетических исследований включается и индивидуальное развитие: и механизмы перехода с этапа на этап, и индивидуальные траектории развития.

Содержание

Введение
Этапы развития психогенетики
История развития генетики поведения в России
История близнецовых исследований
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ФИЛИАЛ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.docx

— 34.33 Кб (Скачать)

     Ряд конкретных исследований, проведенных  сотрудниками Медико-биологического института, обсуждается также в соответствующих  разделах данной книги.

     Вообще  следует сказать, что Медико-биологический, а впоследствии Медико-генетический институт был уникален для своего времени как по целям, так и по результатам работы, которая проводилась его сотрудниками. Более 700 пар близнецов всесторонне изучались медиками и психологами Института. Существовавшая в институте система оказания всех видов амбулаторной и стационарной медицинской помощи близнецам обеспечивала постоянное наблюдение за каждой обследуемой парой. При Институте был создан и специальный детский сад для близнецов, где они находились под постоянным наблюдением врачей и психологов (Левит С.Г.,1936).

     К сожалению, события, развернувшиеся вокруг генетики (в период засилья в биологической  науке Т.Д.Лысенко) в 30-е годы, не обошли и Медико-генетический институт. В 1936 году началась открытая травля С.Г.Левита и института в целом, что привело  к его закрытию летом 1937 года. В 1938 году С.Г.Левит был арестован и  впоследствии расстрелян. После этого  исследования по генетике поведения  в СССР прекратились. И лишь после  ослабления позиций Т.Д.Лысенко в 60-е годы научная работа в этом направлении стала опять возможной.

     Возобновление отечественных психогенетических  исследований связано с изучением  природы межиндивидуальных различий свойств нервной системы. Эти исследования были начаты сотрудниками НИИ общей и педагогической психологии в лаборатории Б.М.Теплова - В.Д. Небылицына, а с 1972 года продолжались (под руководством И.В.Равич-Щербо) уже в специальной лаборатории, основной задачей которой было проведение психогенетических исследований. Теоретической базой начавшихся исследований служила концепция свойств нервной системы (СНС), разработанная Б.М.Тепловым и его учеником В.Д.Небылицыным. Представления о базовом, врожденном характере СНС послужили побудительным мотивом для исследования роли наследственных факторов в формировании индивидуальных особенностей нервной системы.

     Этапы пути, пройденного лабораторией в 70-80-е  годы, представляют собой последовательный переход от изучения природы СНС как физиологической основы индивидуальности к анализу соотношения свойств нервной системы с психологическими характеристиками и к изучению роли наследственных и средовых факторов в формировании индивидуального разнообразия всевозможных психологических и психофизиологических характеристик человека.

     Практически все исследования, проводимые в лаборатории  в 70-е годы, были нацелены на проверку упомянутого предположения о  врожденном, наследственно обусловленном  характере индивидуальных особенностей функционирования центральной нервной  системы, лежащих в основе СНС (Шляхта Н.Ф., 1978; Шибаровская Г.А., 1978; Василец  Т.А., 1978 и др.). В те же годы начала использоваться регистрация биоэлектрической активности мозга у близнецов, вначале в качестве одного из индикаторов СНС (Равич-Щербо И.В. и др.,1972; Шляхта Н.Ф., 1972, 1978; Шибаровская Г.А., 1978), а затем и как самостоятельный биоэлектрический феномен (Мешкова Т.А., 1976; Беляева Е.П., 1981; Гавриш Н.В., 1984).

     Применение  техники выделения вызванных  потенциалов (ВП) позволило подойти  к анализу наследуемости нейрофизиологических механизмов переработки информации. Первая работа в этом направлении была посвящена анализу зрительных ВП (Марютина Т.М., 1978). В дальнейшем список исследуемых нейрофизиологических показателей расширялся за счет включения таких показателей, как слуховые ВП (Кочубей Б.И.,1983), потенциалы мозга, связанные с движением (Малых С.Б., 1986), условная негативная волна (Малых С.Б., 1990).

     Психогенетические исследования самостоятельных психологических характеристик поначалу проводились в соответствии с теоретическими представлениями дифференциальной психофизиологии, что проявлялось в ориентации на динамические, а не на содержательные характеристики. Вначале список исследуемых характеристик практически исчерпывался особенностями общительности, тревожности и эмоциональности (Егорова М.С., Семенов В.В.,1988).

     С начала 80-х годов психологическая  проблематика в исследованиях лаборатории  начинает меняться. Основным предметом  исследования становятся когнитивные  характеристики - интеллект и когнитивные  способности (см. обзор: Егорова М.С., 1988). С этого времени экспериментальные исследования проводятся вне теоретического контекста дифференциальной психофизиологии, при сохранении представлений об иерархическом строении индивидуальности. Возможной перспективой становится совместный психогенетический анализ психологических и психофизиологических характеристик, т.е. рассмотрение психофизиологических характеристик как опосредующего звена между генотипом и психологическими особенностями.

     В конце 80-х годов одной из основных тем обсуждения в лаборатории  становится вопрос о специфике психофизиологических и психологических признаков  человека, включаемых в генетическое исследование, в связи с тем  что накапливаются данные, свидетельствующие  о зависимости механизмов наследственной детерминации психологических и  психофизиологических признаков от их психологической структуры.

     Еще в 1978 г. Т.А.Пантелеевой было показано, что генетический контроль параметров сенсомоторной деятельности обнаруживается лишь на уровне высокой автоматизации  навыка. Тогда же в исследовании Т.М.Марютиной было обнаружено, что  генетический контроль параметров зрительных ВП меняется в зависимости от экспериментальной  ситуации, в которую включен исследуемый  параметр. Исследование генетической обусловленности целостных (системных) психофизиологических образований, каковыми являются оборонительная и ориентировочная  реакции (Кочубей Б.И.,1983), также подтвердило  зависимость характера наследственной детерминации от специфики исследуемого звена соответствующей реакции. Наиболее отчетливо указанная зависимость  выявилась при исследовании потенциалов  мозга, связанных с движением (Малых  С.Б.,1986). Оказалось, что генетический контроль параметров ПМСД на одно и  то же, по биомеханической схеме, движение зависит от места, которое это  движение занимает в психологической  структуре действия. Генетический контроль более выражен, когда движение лишь средство выполнения, а не цель действия.

     Таким образом, эти данные свидетельствуют  о том, что фенотипически один и тот же психофизиологический признак, т.е. признак, имеющий одни и те же внешние проявления, может существенно  различаться по своей психологической  структуре и, соответственно, по соотносительному вкладу генотипических и средовых детерминант  в его вариативность.

     Данные  о возрастной динамике генетического  контроля поведения человека также  говорят о зависимости наследственной детерминации от психологической структуры  изучаемого признака, поскольку механизмы  реализации психологической функции  меняются в онтогенезе. Экспериментальные  исследования А.Р.Лурии, проведенные  еще в 30-е годы, показали, что на разных этапах онтогенеза одной и  той же психической функции влияние  генетических факторов оказывается  различным, что, по его мнению, связано  с качественной перестройкой психической  деятельности ребенка.

     Таким образом, сама логика научного движения привела к организации первого  в России лонгитюдного исследования близнецов, которое было начато в  лаборатории возрастной психогенетики  Психологического института РАО  в 1986 году.

     Лонгитюдное прослеживание развития близнецов  было задумано как попытка подойти  к решению одного из основных вопросов возрастной психологии - вопроса о  том, какие факторы, генетические или  средовые, и в какой степени  обеспечивают преемственность развития. В настоящее время лонгитюдное  исследование продолжается, его цель - выяснение характера генетического  контроля психологических и психофизиологических признаков человека в процессе индивидуального  развития. 
 
 
 

Заключение 

     Целью контрольной работы являлось изучение и закрепление знаний о истории  развития психогенетики.

В ходе проделанной  работы были выявлены и изученны:

- основные этапы развития психогенетики;

- наиболее важные  аспекты из истории развития психогенетики;

- история близнецовых  исследований. 

 

      Список использованной литературы

 
  1. Перова  Е. Н. Русское Евгеническое Общество и история отечественной психогенетики - М.: Издательство Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова
  2. Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека. Т.3 М., 1990
  3. Малых С.Б. Статья История психогенетики, М:ИДО РУДН, 2003г.

     Размещено на Allbest.ru

Информация о работе История развития психогенетики