Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 14:00, контрольная работа
Психогенетика – междисциплинарная область знаний, пограничная м\у психологией (точнее, дифференциальной психологией) и генетикой. Предметом ее исследований являются относительная роль и взаимодействие факторов наследственности и среды в формировании индивидуальных различий по психологическим и психофизиологическим признакам. В последние годы в сферу психогенетических исследований включается и индивидуальное развитие: и механизмы перехода с этапа на этап, и индивидуальные траектории развития.
Введение
Этапы развития психогенетики
История развития генетики поведения в России
История близнецовых исследований
Заключение
Список использованной литературы
ФИЛИАЛ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СТОЛИЧНАЯ
ФИНАНСОВО - ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»
в г. Череповце
Факультет Психологии, педагогики и права
Специальность:
Психология
Заочное
отделение
Контрольная
работа
Дисциплина: Психогенетика
По
теме: История развития
психогенетики
Студентки 3 курса
Малининой
Виктории Леонидовны
г. Череповец, 2011г.
Введение
Этапы развития психогенетики
История развития генетики поведения в России
История близнецовых исследований
Заключение
Список использованной литературы
Психогенетика – междисциплинарная область знаний, пограничная м\у психологией (точнее, дифференциальной психологией) и генетикой. Предметом ее исследований являются относительная роль и взаимодействие факторов наследственности и среды в формировании индивидуальных различий по психологическим и психофизиологическим признакам. В последние годы в сферу психогенетических исследований включается и индивидуальное развитие: и механизмы перехода с этапа на этап, и индивидуальные траектории развития.
Она решает вопрос о происхождении человеческой индивидуальности, о существовании «первичных», «исходных» особенностей психики человека, предшествующих приобретаемому опыту, во-первых, и о возможном влиянии генов на динамику психического развития, его индивидуальные траектории, смену возрастных периодов и т.д. во-вторых.
Решение этих вопросов определяет конкретно-научную методологию и, кроме того, оказывается встроенным в общее мировоззрение человека. Оно важно и для решения прикладных задач, связанных с диагностикой и с учетом индивидуально-психологических особенностей ребенка и взрослого. Неверное решение, неправильное понимание экспериментальных данных психогенетики приводит к социально нежелательным последствиям – от игнорирования педагогом индивидуальности ученика до расистских теорий.
Психогенетика изучает вопросы наследования поведенческих признаков и психологических функций в популяциях, и по определению эта наука озабочена не отдельными индивидуальностями, а их разнообразием, т.е. популяционной изменчивостью (вариативностью, дисперсией) изучаемого признака. Ее интересуют вопросы, касающиеся характеристик распределения индивидуальных значений по изучаемому признаку в популяции, + вопросы о том, влиянием каких факторов – генетических или средовых – можно объяснить наблюдаемую изменчивость.
Генетика
поведения человека сравнительно недавно
сложилась как самостоятельная
научная дисциплина, и тем не менее
она имеет свою богатую предысторию,
тесно переплетенную с
Теория эволюции Ч.Дарвина - один из истоков генетики поведения человека. Появление эволюционной теории дало толчок к исследованию феномена наследственности, поскольку в основе механизма эволюции лежат изменчивость, наследственность и естественный отбор. Появление теории эволюции привлекло внимание исследователей к феномену наследственности, поскольку он играет существенную роль в эволюционном процессе.
В истории развития генетики поведения человека можно, конечно достаточно условно, выделить четыре основных периода:
С 1960 года, с момента создания «Ассоциации генетики поведения» можно начинать отсчет четвертого современного этапа развития генетики поведения. С этого момента начинается бурное развитие генетических исследований разнообразных психологических признаков. В начале 80-х годов интерес исследователей привлекают возможности генетики поведения для изучения среды. В эти же годы центральное место в генетике поведения занимает проблема развития. Появляются и новые методы исследования.
Евгеническое движение.
19
ноября 1921 года в Институте
Своими главными задачами Русское Евгеническое общество считало:
1)
изучение законов
2)
установление наследственных
3)
исследование экзогенных и
4) изучение плодовитости тех или иных типов.
Для решения этих задач Русское Евгеническое общество предполагало организовать сбор массовых статистических данных по строго методически обоснованным и одноообразным схемам. План посемейного евгенического обследования включал в себя семейный лист для отдельных признаков, семейный лист для нескольких признаков, типологический лист для изучения однородных типических групп, родовой биографический лист, демографический семейный лист и семейно-родословную таблицу.
В 1922 году в Москве Н.К.Кольцовым был основан «Русский Евгенический Журнал», который консолидировал достаточно разнообразное евгеническое движение. Всего успело выйти 7 томов (1922 - 1930) журнала. Для организации евгенических исследований был создан и специальный отдел при Институте экспериментальной биологии. Н.К.Кольцов достаточно широко понимал задачи евгеники и включал в нее не только составление генеалогий, но и географию болезней, витальную статистику, социальную гигиену, генетику психических особенностей человека, типов наследования цвета глаз, волос и т.д.
В эти же годы Ю.А. Филипченко в Ленинграде организовал Бюро по евгенике при Комиссии по изучению естественных производительных сил России при Российской академии наук и начал издавать «Известия Бюро по евгенике».
Евгеническое движение в СССР просуществовало недолго, поскольку цели движения расходились с официальной идеологией. К 1930 году евгеника в СССР прекратила свое существование.
наследственность психогенетика евгенический
Первые публикации близнецовых исследований в России относятся к началу 1900-х годов. Это работы С.А.Суханова, Т.И.Юдина, В.В.Бунака, Г.В.Соболевой. В 1900 году С.А.Суханов опубликовал работу «О психозах у близнецов», в которой проанализировал 30 случаев сходства психоза у близнецов. Эту работу в дальнейшем продолжил Т.И.Юдин, который описал уже 107 случаев психозов у близнецов. Из этих 107 случаев в 82 случаях были больны оба близнеца, а в 25 случаях только один из пары.
Однако систематические исследования близнецов начались только в 1929 году в Медико-биологическом институте (в 1935 году он был переименован в Медико-генетический институт).
Основная
задача института, по мнению его директора
С.Г.Левита, состояла «в разработке с
точки зрения генетики и смежных
с нею наук (биометрии, цитологии,
биологии развития, эволюционного учения)
проблем медицины, антропологии и
психологии, равно как разработка
проблем теоретической
Психологическое направление работ было предложено А.Р.Лурией, который возглавил психологическое отделение института (С.Г.Левит,1934).
В
институте проводились
Как
пишут С.Г.Левит и А.Р.Лурия
в статье «Генетика и педагоги»
(журнал «За коммунистическое просвещение»
от 2 декабря 1934 года), многие педагоги
дошкольных учреждений возлагают большие
надежды на использование технического
конструирования в детском