История психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 01:27, контрольная работа

Описание работы

Само понятие «душа» Аристотель рассматривает с точки зрения своего учения о категориях: все вещи есть сочетание материи (вещества) и формы (вечной сущности вещи), которые первоначально представляли собой не связанные друг с другом возможности, в единстве же составляют действительность. И живое существо тоже «составляет сущность», состоящую из материи (тело) и формы (душа). Аристотель классифицировал душу:
Растения имеют растительную душу, ее функция воспроизведение и питание, однако не ощущения
Животные обладают растительной душой, плюс, память воображение, стремление
Высшая форма души у человека, потому что кроме растительной и животной есть еще и мышление и воля.

Содержание

Короткая биография Аристотеля

Психологические представления Аристотеля

Значение З. Фрейда в развитии современной психологической мысли

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

История психологии1 контр. р..doc

— 69.50 Кб (Скачать)

В своих  исследованиях Фрейд разработал ряд понятий, запечатлевших реальное своеобразие психики и потому прочно вошедших в арсенал современного научного знания о ней. К ним относятся: понятия о защитных механизмах, фрустрации, идентификации, вытеснении, фиксации, регрессии, свободных ассоциациях, силе Я и др.

Фрейд выдвинул на первый план жизненные  вопросы, которые никогда не переставали  волновать людей, — о сложности  внутреннего мира человека, об испытываемых им душевных конфликтах, о последствиях неудовлетворенных влечений, о противоречиях между “желаемым” и “должным”. Жизненность и практическая важность этих вопросов выгодно контрастировали с абстрактностью и сухостью академической, “университетской” психологии. Это и обусловило тот огромный резонанс, который получило учение Фрейда, как в самой психологии, так и далеко за ее пределами.

Взгляды Фрейда можно разделить на три  области: метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личности и теория общества. При этом стержнем всей системы являются его взгляды на развитие и структуру личности. Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются вытеснение, регрессия, рационализация, проекция и сублимация.  

Хотя  не все аспекты теории Фрейда получили научное признание, а многие его  положения на сегодняшний день кажутся  принадлежащими скорее истории, чем  современной психологической науке, невозможно не признать, что его  идеи оказали положительное влияние  на развитие мировой культуры — не только психологии, но и искусства, медицины, социологии. Фрейд открыл целый мир, который лежит за пределами нашего сознания, и в этом его огромная заслуга перед человечеством.  

Ни одно течение в истории психологии не вызывало таких взаимоисключающих суждений и оценок, как фрейдизм. Идеи психоанализа, по свидетельству многих писателей, настолько проникли в “кровь” западной культуры, что многим ее представителям значительно легче мыслить ими, чем игнорировать их. Вместе с тем во многих странах психоанализ подвергается резкой критике.  

Несмотря  на существенную модернизацию многих положений Фрейда его последователями  основные подходы к психическому развитию, заложенные в его теории, остались неизменными. К ним относятся, прежде всего,  следующие положения:  

1) понимание  психического развития как мотивационного, личностного;  

2) представление  о развитии как адаптации к  среде; хотя среда и не является  всегда и полностью враждебной, однако она всегда противостоит  конкретному индивиду;  

3) представление  о движущих силах психического  развития как врожденных и  бессознательных;  

4) идея  о том, что основные механизмы  развития, также врожденные, закладывают  основы личности и ее мотивов  уже в раннем детстве и существенного  изменения эта структура в дальнейшем не претерпевает. 

Влияние Фрейда на академическую психологию было меньше, чем на любую другую область, занимающуюся человеческими проблемами. Психологи сознания отвергали существование бессознательного — основополагающую гипотезу Фрейда. Бихевиористы вообще отвергали существование разума. За исключением признания того, что Фрейд проникал в человеческие мотивы, академическая психология по большей части игнорировала или отвергала психоанализ. Все попытки примирить академическую психологию и психоанализ не увенчались успехом.

 Более  того, изоляция психоанализа от  академической психологии способствовала  его развитию в качестве отрасли  медицины, хотя сам Фрейд против  этого возражал. В Соединенных  Штатах, для того чтобы получить  образование психоаналитика, необходимым условием является наличие степени доктора медицины. Изоляцию породила вражда из-за растущего профессионального соперничества между психиатрией и клинической психологией. Психиатры всегда были склонны смотреть на клинических психологов как на плохо обученных «контрабандистов» от медицины.  

Фрейдом был введен в научный оборот ряд  идей и проблем, показавших, что уровень  сознания неотделим от других глубинных  уровней психической активности, не изучив взаимодействие которых невозможно понять природу человека.  

Фрейд разработал ряд гипотез, моделей, понятий, запечатлевших своеобразие психики  и прочно вошедших в арсенал современного научного знания о ней. К ним относятся  понятия о защитных механизмах (психологической  защите), идентификации, рационализации, вытеснении, фиксации, катарсисе, силе Я и др.

Эти понятия  обогатили также психотерапевтическую практику.  

Изучение  Фрейдом роли сексуальных переживаний  и сопряженных с ними душевных травм дало толчок развитию новых  областей знания, в частности сексологии.  

Фрейдом было показано, сколь важно, прослеживая  становление характера человека - его строение и динамику, учитывать  детские годы и испытанное ребенком в этом периоде, в особенности  отношения в семье, от которых  зависит формирование его характера, его мотивационной сферы.  

Жизненность, практическая значимость поставленных Фрейдом проблем вытекает также  из того, что в круг научного анализа  им были вовлечены феномены, которые  традиционная психология не привыкла принимать в расчет: чувства  вины, неполноценности, тревожности, уход от реальной ситуации в область грез, возникновение внутренней тенденции к агрессивности. 

Чтобы понять смысл влияния Фрейда, надо иметь в виду, что в научном  творчестве, его результатах следует  различать субъективное и объективное. Ряд своих постулатов Фрейд оценивал как незыблемые (такие, как Эдипов комплекс, страх кастрации у мальчиков и т. п.). С подобными феноменами он встречался в своей клинической практике. Фрейду представилось, что он здесь имеет дело не с симптомами, наблюдаемыми у отдельных лиц, страдающих психоневротическими расстройствами, а с проявлением глубинных начал человеческой природы.  

И сколько  бы возражений ни выдвигалось против этих догм психоанализа, его создатель оставался слеп к любой критике. Заметив (и здесь он не был одинок, многие врачи до Фрейда писали об этом) сексуальную этиологию неврозов у своих пациентов, Фрейд отождествил любые скрытые от сознания вожделения человека с сексуальными.  

Этим  он и взбудоражил интеллектуальный мир. Сексуально озабоченный невропат Фрейда стал своего рода моделью поведения человека в любых ситуациях и культурах. Тем самым это поведение получило превратную трактовку.  

Однако, если бы учение Фрейда оказалось только мифологической конструкцией, оно не вошло бы в запас научных представлений, а метод психоанализа не оказался бы одним из самых влиятельных среди множества техник психотерапии.

А ведь именно такова историческая реальность. С ней приходится считаться и  ее следует объяснить. 
 
 

Список используемой литературы 

  1. Асмус В.Ф. « Античная философия»
  2.  Ждан А. Н. «История психологии, от античности к современности» М., 1997
  3. Лихи Т. «История психологии»
  4. Марцинковская Т.Д. «История психологии»

Информация о работе История психологии