Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 01:27, контрольная работа
Само понятие «душа» Аристотель рассматривает с точки зрения своего учения о категориях: все вещи есть сочетание материи (вещества) и формы (вечной сущности вещи), которые первоначально представляли собой не связанные друг с другом возможности, в единстве же составляют действительность. И живое существо тоже «составляет сущность», состоящую из материи (тело) и формы (душа). Аристотель классифицировал душу:
Растения имеют растительную душу, ее функция воспроизведение и питание, однако не ощущения
Животные обладают растительной душой, плюс, память воображение, стремление
Высшая форма души у человека, потому что кроме растительной и животной есть еще и мышление и воля.
Короткая биография Аристотеля
Психологические представления Аристотеля
Значение З. Фрейда в развитии современной психологической мысли
Список используемой литературы
В своих исследованиях Фрейд разработал ряд понятий, запечатлевших реальное своеобразие психики и потому прочно вошедших в арсенал современного научного знания о ней. К ним относятся: понятия о защитных механизмах, фрустрации, идентификации, вытеснении, фиксации, регрессии, свободных ассоциациях, силе Я и др.
Фрейд выдвинул на первый план жизненные вопросы, которые никогда не переставали волновать людей, — о сложности внутреннего мира человека, об испытываемых им душевных конфликтах, о последствиях неудовлетворенных влечений, о противоречиях между “желаемым” и “должным”. Жизненность и практическая важность этих вопросов выгодно контрастировали с абстрактностью и сухостью академической, “университетской” психологии. Это и обусловило тот огромный резонанс, который получило учение Фрейда, как в самой психологии, так и далеко за ее пределами.
Взгляды
Фрейда можно разделить на три
области: метод лечения
функциональных психических
заболеваний, теория
личности и теория общества. При этом
стержнем всей системы являются его взгляды
на развитие и структуру личности. Фрейд
выделял несколько защитных механизмов,
главными из которых являются вытеснение,
регрессия, рационализация, проекция и
сублимация.
Хотя
не все аспекты теории Фрейда получили
научное признание, а многие его
положения на сегодняшний день кажутся
принадлежащими скорее истории, чем
современной психологической
Ни одно
течение в истории психологии
не вызывало таких взаимоисключающих
суждений и оценок, как фрейдизм. Идеи
психоанализа, по свидетельству многих
писателей, настолько проникли в “кровь”
западной культуры, что многим ее представителям
значительно легче мыслить ими, чем игнорировать
их. Вместе с тем во многих странах психоанализ
подвергается резкой критике.
Несмотря
на существенную модернизацию многих
положений Фрейда его последователями
основные подходы к психическому
развитию, заложенные в его теории,
остались неизменными. К ним относятся,
прежде всего, следующие положения:
1) понимание
психического развития как
2) представление
о развитии как адаптации к
среде; хотя среда и не
3) представление
о движущих силах психического
развития как врожденных и
бессознательных;
4) идея
о том, что основные механизмы
развития, также врожденные, закладывают
основы личности и ее мотивов
уже в раннем детстве и
Влияние Фрейда на академическую психологию было меньше, чем на любую другую область, занимающуюся человеческими проблемами. Психологи сознания отвергали существование бессознательного — основополагающую гипотезу Фрейда. Бихевиористы вообще отвергали существование разума. За исключением признания того, что Фрейд проникал в человеческие мотивы, академическая психология по большей части игнорировала или отвергала психоанализ. Все попытки примирить академическую психологию и психоанализ не увенчались успехом.
Более
того, изоляция психоанализа от
академической психологии
Фрейдом
был введен в научный оборот ряд
идей и проблем, показавших, что уровень
сознания неотделим от других глубинных
уровней психической
Фрейд
разработал ряд гипотез, моделей, понятий,
запечатлевших своеобразие
Эти понятия
обогатили также
Изучение
Фрейдом роли сексуальных переживаний
и сопряженных с ними душевных
травм дало толчок развитию новых
областей знания, в частности сексологии.
Фрейдом
было показано, сколь важно, прослеживая
становление характера человека
- его строение и динамику, учитывать
детские годы и испытанное ребенком
в этом периоде, в особенности
отношения в семье, от которых
зависит формирование его характера,
его мотивационной сферы.
Жизненность,
практическая значимость поставленных
Фрейдом проблем вытекает также
из того, что в круг научного анализа
им были вовлечены феномены, которые
традиционная психология не привыкла
принимать в расчет: чувства
вины, неполноценности,
тревожности, уход от
реальной ситуации в
область грез, возникновение
внутренней тенденции
к агрессивности.
Чтобы
понять смысл влияния Фрейда, надо
иметь в виду, что в научном
творчестве, его результатах следует
различать субъективное и объективное.
Ряд своих постулатов Фрейд оценивал как
незыблемые (такие, как Эдипов комплекс,
страх кастрации у мальчиков и т. п.). С
подобными феноменами он встречался в
своей клинической практике. Фрейду представилось,
что он здесь имеет дело не
с симптомами, наблюдаемыми у отдельных
лиц, страдающих психоневротическими
расстройствами, а
с проявлением глубинных
начал человеческой
природы.
И сколько
бы возражений ни выдвигалось против
этих догм психоанализа, его создатель
оставался слеп к любой критике. Заметив
(и здесь он не был одинок, многие врачи
до Фрейда писали об этом) сексуальную
этиологию неврозов у своих пациентов,
Фрейд отождествил любые скрытые от сознания
вожделения человека с сексуальными.
Этим
он и взбудоражил интеллектуальный
мир. Сексуально озабоченный невропат
Фрейда стал своего рода моделью поведения
человека в любых ситуациях и культурах.
Тем самым это поведение получило превратную
трактовку.
Однако, если бы учение Фрейда оказалось только мифологической конструкцией, оно не вошло бы в запас научных представлений, а метод психоанализа не оказался бы одним из самых влиятельных среди множества техник психотерапии.
А ведь
именно такова историческая реальность.
С ней приходится считаться и
ее следует объяснить.
Список
используемой литературы