История психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 01:27, контрольная работа

Описание работы

Само понятие «душа» Аристотель рассматривает с точки зрения своего учения о категориях: все вещи есть сочетание материи (вещества) и формы (вечной сущности вещи), которые первоначально представляли собой не связанные друг с другом возможности, в единстве же составляют действительность. И живое существо тоже «составляет сущность», состоящую из материи (тело) и формы (душа). Аристотель классифицировал душу:
Растения имеют растительную душу, ее функция воспроизведение и питание, однако не ощущения
Животные обладают растительной душой, плюс, память воображение, стремление
Высшая форма души у человека, потому что кроме растительной и животной есть еще и мышление и воля.

Содержание

Короткая биография Аристотеля

Психологические представления Аристотеля

Значение З. Фрейда в развитии современной психологической мысли

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

История психологии1 контр. р..doc

— 69.50 Кб (Скачать)
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

  1. Короткая  биография Аристотеля
 
  1. Психологические представления Аристотеля
 
  1. Значение  З. Фрейда в развитии современной  психологической мысли
 
  1. Список  используемой литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Короткая  биография Аристотеля.
 

Аристотель был величайшим из древнегреческих философов, учеником, но также и  противником Платона, он родился в 384 г. до н. э. в Стагире-городе на северо-западном побережье Эгейского моря. Его отец  был придворным врачом македонского царя Аминты III. В семнадцатилетнем возрасте Аристотель приезжает в .Афины, где становится учеником Платона. В его Академии он пробыл до смерти учителя. Приход к руководству школой Спевсиппа, с которым  у Аристотеля не сложились отношения, побудил его оставить Афины. С 355 г. он живет сначала в Ассосе, в Малой Азии, под покровительством тирана города Атарнея Гермия. Аристотель женился на некоей Пифиаде - не то дочери, не то приемной дочери, не то племяннице Гермия, а по некоторым сведениям - его наложнице. Через три года философ уезжает в Митилену на о. Лесбос.

В Митилену Аристотель прибыл по приглашению своего друга и верного ученика Теофраста. Еще через три года он принял приглашение македонского царя Филиппа и стал воспитателем его сына Александра, будущего великого полководца. После того как в битве при Херонее Филипп II разгромил греческое ополчение и тем положил конец греческой независимости. Аристотель вернулся в Афины. Здесь он создает свою школу, получившую название Ликей, по имени храма Аполлона Ликейского, вблизи которого она находилась. Второй афинский период был временем окончательного оформления системы воззрений Аристотеля и подведения итогов. Не меньшее значение имело преподавание в Ликее, привлекавшее многочисленных учеников.

Зрелые  произведения Аристотеля, составившие  Corpus Aristotelicum, делятся традиционно на восемь групп и сюда же входят труды по психологии: «О душе» в З-х книгах и «Малые труды по естествознанию» (Parva naturalia), включающие трактаты: «О восприятии и воспринимаемом», «О памяти и воспоминании», «О сне», «О бессоннице», «О вдохновении приходящем во сне», «О длительности и краткости  жизни», «О жизни и смерти», «О дыхании». Включается сюда также неподлинный труд «О духе», относящийся, видимо, к середине. III в. до н. э.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Психологические взгляды Аристотеля.
 

Психологические взгляды Аристотеля наиболее полно  отражены в  трудах  «О душе», «Метафизика», «О возникновении животных», «Вторая  аналитика», «О памяти» и «О сновидениях».  

Аристотель  является основоположником собственно научной философии. Он оказал самое сильное по сравнению со своими предшественниками влияние на развитие человеческой мысли. Аристотель изучал практически все проблемы развития природы и общества, ввел терминологию, не утратившую своего значения и поныне. Его можно назвать основоположником большинства наук, в том числе и психологии, где ему принадлежит первая целостная теория психических явлений.

Аристотель, как уже было сказано выше, считается, в сущности,

основоположником  психологии как науки о душе. В  трактате «О Душе» он систематизировал существовавшие взгляды на природу психического, выведя на их основе собственную теорию.

Аристотель  отвергает и материалистические учения о Душе (душа как

разновидность материи) и идеалистические (душа–бестелесная сущность). По Аристотелю, душа связана с одной стороны с материей, с другой – с богом, таким образом, психология занимает средние положение между физикой и теологией.  Аристотель открыл новую эпоху в понимании души как предмет психологического знания.  Не физические тела и не бестелесные идеи стали для него источником этого знания, а организм,  где телесное и духовное образуют нераздельную целостность.

Само  понятие «душа» Аристотель рассматривает  с точки зрения своего учения о  категориях: все вещи есть сочетание  материи (вещества) и формы (вечной сущности вещи), которые первоначально представляли собой не связанные друг с другом возможности, в единстве же составляют действительность. И живое существо тоже «составляет сущность»,  состоящую из материи (тело) и формы (душа). Аристотель классифицировал душу:

  • Растения имеют растительную душу, ее функция воспроизведение и питание, однако не ощущения
  • Животные обладают растительной душой, плюс, память воображение, стремление
  • Высшая форма души у человека, потому что кроме растительной и животной есть еще и мышление и воля.

Аристотелем впервые в истории человеческой жизни была выдвинута идея о неразделимости души и живого тела. Таким образом, тезис Аристотеля о неразделимости души и тела сразу делает бессмысленными все вопросы, стоявшие в центре учения  Платона о прошлом и будущем души.

По Аристотелю, существует еще и бог – наивысшая  из форм, «мысль мыслей», – который  есть чистый разум. Но человека Аристотель считает совершеннейшим из материальных тел. Естественно, каждый человек при его превращении из младенца в зрелое существо проходит все те предыдущие ступени, которые преодолел за всю историю органический мир.

Аристотель  отрицает существование телесного  органа для мышления. Оно, по его  мнению, автономно и, в отличие от души бессмертно. 

Большое значение для развития психологии имеют  исследования Аристотеля в области  гносеологии–теории познания. Философ  исходит из мысли о том, что  мир познаваем и существует объективно, независимо от акта познания; мир первичен, а сознание вторично. 

С точки  зрения Аристотеля, познание проходит путь от восприятия человеком внешних  предметов к знанию. Оно бывает чувственным и разумным. На этапе  чувственного познания главную роль играют ощущения. Ощущения - страдательное состояние, они не могут существовать без внешнего воздействия. «Ощущение есть восприятие чувственных форм материи, оно запечатлевает предметы, имеющие цвет, вкус, но не как отдельные вещи, а как нечто, имеющее качество». Ощущение - это предпосылка к познанию. По Аристотелю, существа, не имеющие ощущений, ничему не научатся и ничего не поймут.

Ощущения  отличаются от знания тем, что происходят извне и отражают отдельные, единичные  явления. Знание же имеет дело со всеобщим и существует некоторым образом  в самой душе. Поэтому мыслить  может всякий когда угодно, ощущение же не зависит от нашей воли: для него необходимо присутствие возбуждающего это ощущение предмета. 

Аристотель  признает единство чувственного и разумного  познания: ощущение и познание –  в принципе одна и та же способность  души. Душа не состоит из предметов, например, в ней находится не камень, а форма (образ) камня. Она как бы является рукою: как рука есть орудие орудий, так и разум есть форма форм, а ощущение - форма всего ощущаемого. Поэтому предмет мысли также находится в чувственно постигаемых формах, включая так называемые абстракции, что и составляет свойства и состояния чувственно ощущаемого. 

Заслуживает также внимания учение Аристотеля о  деятельном и страдательном разуме (или уме).

Деятельный  разум подобен свету, выделяющему потенциально существующие цвета. Он мыслит понятиями и постигает истину. Страдательный ум проявляется тогда, когда человек обращается к мысленным предметам. В страдательном уме встречаются истина и ложь, он – форма существования деятельного ума. 

Аристотель одним из первых предложил классификацию когнитивных процессов на основе определения функций (и свойств) души.

Учение  Аристотеля оказало влияние на развитие психологии когнитивных процессов  вплоть до наших дней. Так, например, он обосновал гипотезу, которая через много веков была оформлена в виде закона ассоциаций и ассоциативной концепции памяти, а также сформулировал законы мышления, обоснованные при помощи логически выводимых научных понятий. 

Аристотелю  принадлежит приоритет в постановке и решении вопросов, определивших направления исследований целых поколений ученых и школ психологии. Наряду с уже обозначенными выше положениями к ним следует отнести:

– формирование системы психологических понятий  на базе созданного объективно-генетического  метода;

– обоснование  гипотезы, через много веков оформленной  в закон ассоциаций, а также  первую попытку определить их физиологический  механизм;

– синтез античных представлений о чувствах, характере и воле человека, разработку проблемы аффектов, детерминированных внутренними и внешними факторами;

– утверждение  биопсихического и эволюционного  подходов в толковании явлений и  процессов душевной жизни человека;

– введение понятия «об общем чувствилище» как главном психическом центре, воспринятое и развиваемое вплоть до XIX в. физиологией и медициной;

– попытку  внедрения психогностического и  психофизиологического подходов в  решении проблемы детерминации органических и психических функций, освоения человеком всеобщих истин;

– отражение  собственных законов мышления, обоснованных в логически выводимых научных понятиях и категориях, являющихся предметом анализа и развития от античности до современности. 

Связанный с именем Аристотеля прорыв в понимании  природы психического получил резонанс в веках. Обращаясь к творчеству великого учёного, мы еще раз убеждаемся в неисчерпаемости его психологических воззрений, их познавательном оптимизме, обращенном в будущее, необходимости постоянной учебы у родоначальника и первого систематизатора науки о душе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Значение З. Фрейда в развитии современной психологической мысли.

Без преувеличения  можно сказать, что австрийский  психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) является одним из тех ученых, кто во многом повлиял на все дальнейшее развитие современной психологии.  

Ни одно психологическое направление не приобрело столь широкую известность  за пределами этой науки, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его  идей на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие отрасли науки, связанные с человеком. До сих пор в психологии мы используем термины введенные Фрейдом, иногда не желая этого и не задумываясь. 

З.Фрейд  назвал свое учение психоанализом —  по имени метода, разработанного им для диагностики и лечения  неврозов.

Психоанализ (глубинная психология) является одним из первых психологических направлений, появившихся в результате разделения психологии на разные школы. Вышедшие в 1900 и 1901 гг. книги З.Фрейда «Психология сновидений» и «Психопатология обыденной жизни» принято считать условными вехами рождения этого направления, так как в них были сформулированы его основные постулаты. В отличие от предыдущих направлений, особенно гештальтпсихологии, в психоанализе кардинально пересмотрены не только предмет психологии, но и приоритеты - на первое место выходит не интеллект, а мотивация. Предметом психологии в этой школе стали глубинные, бессознательные структуры психики, а методом их исследования - разработанный этой школой психоанализ.

 В  становлении этой школы ведущая  роль принадлежит, безусловно, З.Фрейду. Фрейд - это один из тех ученых, кто во многом повлиял на дальнейшее развитие современной психологии, а может быть, и направил ее по определенному пути развития. Это связано не только с содержанием его концепции, но и с личными качествами ученого. Его утверждения о приоритете бессознательного в содержании психики, о значении сексуальных  влечений и агрессии не были принципиально новыми для психологии. Эти идеи носились в воздухе в то время, о чем свидетельствуют работы Жане, Шарко, Льебо. Именно они подали Фрейду мысль о роли гипноза и внушения, о возможности его отсроченного воздействия. Важным для него было и положение Брентано об интенциональности, целевом предназначении каждого психического акта. Такой целью для Фрейда стала адаптация человека. Эта биологическая детерминация была одним из важнейших методологических принципов его теории, ее стержнем, объясняющим важность насильственной социализации ребенка, необходимость придания социально приемлемой формы сексуальным и агрессивным влечениям. Болезнь в этой концепции как раз и является результатом неудачной (или неполной) адаптации. 

Информация о работе История психологии