Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 07:01, реферат
Психодиагностика - это не только направление в практической психодиагностике, но и теоретическая дисциплина. Психодиагностику в практическом смысле можно определить, как установление психодиагностического диагноза – описание состояния объектов, коими могут выступать отдельная личность, группа или организация.
1. Психодиагностика – наука и искусство предвиденья
2. История психодиагностики
2.1. Допсихологическая история
2.2. История психодиагностики как науки
2.3. Предпосылки возникновения психодиагностики
3. Структура психодиагностики
4. Основные области применения психодиагностики
5. Этапы психодиагностического обследования
6. Ограничения, достоинства и недостатки психодиагностических методик
Список используемой литературы
Малоформализованные методики — это наблюдения, беседы и интервью, анализ продуктов деятельности. Они дают ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации и формализации (например, плохо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т. д.).
Малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и требуют большого профессионального мастерства и опыта психодиагноста.
Малоформализованные
и строго формализованные
Накопленный опыт применения психодиагностики суммирован в многочисленных учебных пособиях, энциклопедических собраниях методик и тестов и в справочной литературе.
4. Основные области применения психодиагностики:
1. Психодиагностика - основа работы практического психолога.
Психодиагност работает по практическому запросу педагога, воспитателя, родителей, администрации, в школах - учеников.
Содержание психодиагностической деятельности не зависит от того, кто сформировал запрос. Лишь на этапе интерпретации нужно учитывать, кто сформулировал запрос.
Типовые задачи: можно отнести к двум классам, исходя из функций воспитания и образования. Они взаимосвязаны и переплетены.
2. Психологическая готовность к профессии или профессиональная пригодность.
Профессиональная пригодность (К.М.Гуревич) - это свойство личности, о которой можно судить по:
По ним можно судить, является ли человек профессионалом в своей деятельности.
Важно знать получится ли из этого кандидата профессионал? Из каждого ли кандидата на работу вырастет профессионал?
I.
Важным условием является
Диагностика нужна:
Тогда человек будет осознанно формировать профпригодность (развивать нужные качества, вырабатывать особые способы выполнения трудовой деятельности, соответствующие его особенностям). Облегчение процесса формирования профпригодности.
За рубежом всегда проводится профотбор на все виды трудовой деятельности (огромное число специальных тестов и тестовых батарей (более 300), связанных с различной профессиональной деятельностью).
Продиагносцировав всех психолог узнает психологические качества всех кандидатов.
Наши психологи считают, что не надо проводить отбор на работу с относительно профессиональной пригодностью. Это будет возможный шанс любому человеку попробовать себя в данной профессии.
3. Клинико-консультационная работа
Работа психолога и психодиагноста в клиниках (при неврологических и психиатрических клиниках)
Особенности работы:
- широкое
использование методов беседы и наблюдения
- они являются основными в работе. Эти
методы являются хорошо разработанными,
очень совершенны и изощрены. Наука граничит
с искусством (интуиция и профессионализм).
Специфика исполнения:
Метод беседы используется очень широко. Расспрос пациента (после установки контакта, хороших взаимоотношений). Непринужденная беседа такая, что пациент мог сообщить о своих жалобах, симптомах болезни.
Главное в работе психолога - занять позицию активного слушателя, демонстрация внимания, нежелательно прерывать и ограничивать. Это нужно делать в случае необходимости крайне тактично. Внимание должно быть привлечено к содержанию и форме рассказа.
По
манере можно понять личностные особенности
и черты характера.Важно
Беседа
может стать
Беседа гибкая и вариабельная с учетом индивидуальных особенностей, без элементов внушения, тактичность и деликатность вопроса. Нужно оценивать: насколько внимателен пациент, как хорошо понимает вопросы, как охотно отвечает.
Ассоциативный эксперимент (цель - проверить умеете ли вы быстро говорить? - версия для испытуемого). Пациент будет считать, что оценивают скорость его речи.
У психолога в данном случае одна истинная цель - исследовать мышление. Пациенту говорят, что проверяют остроту слуха, на самом деле выявление содержания слуховых галлюцинаций.
Сама процедура диагностики не является жестко стандартной, возможны отклонения: психолог приходи на помощь, возможен индивидуальный подход.
Все отклонения должны быть зафиксированы для правильного заключения результатов обследования.
5. Судебно-психологическая экспертиза.
Начало положили работы в области судебной психологии: проблема психологии преступника, свидетеля, допроса, суда.
Развитие судебной психологии и как следствие необходимость участия психолога в судебном следствии. В начале 20 века в Германии - В.Штерн первый психолог, который провел психологическую экспертизу по решению суда.
До 1917 года - у нас не проводились.
В 1927 году - при московской прокуратуре создана психологическая лаборатория, возглавил ее А.Р.Лурия. Разработка методов, Лурия первым изобрел детектор лжи.
1931 год - лаборатория закрыта.
Экспертизу проводят опытные психологи (изучали ряд юридических дисциплин).
Случаи обращения за помощью к психологу можно отнести к двум основным типам:
Варианты
Данные используются обследуемым в личных целях (например, для самоусовершенствования).
Данные используются психодиагностом (например, для психокоррекционной работы).
Данные используются администрацией для принятия решения.
Этика
психолога требует четкого
5. Этапы психодиагностического обследования:
В психодиагностическом обследовании можно выделить 3 основных этапа:
6. Ограничения, достоинства и недостатки различных типов психодиагностических методик.
Существование множества психодиагностических методик объясняется не только большим количеством свойств, которые с их помощью приходится оценивать, но так же тем, что практически все методики имеют ограничения в применении, в силу которых приходится оценивать, но так же тем, что практически все методики имеют ограничения в применении, в силу которых приходится создавать и использовать другие методики, не обладающие подобными ограничениями.
Важно отметить о классификации самих типов методик. Рассмотрим в связи с этим достоинства и недостатки некоторых типов методик, обращённых к сознанию, в том, что они позволяют судить о психологии данного человека непосредственно на основе того, что говорит он себе или окружающие люди о нём. Однако, испытуемый может недостаточно искренне или некритично отвечать на адресованные ему вопросы, в том числе под влиянием субъективно воспринятой информации, предвзятого отношения к психодиагносту или ситуации психодиагностики.
Словом, сознательное субъективное искажение результатов тестирования – один из самых серьёзных недостатков данной группы методик. Методом устранения подобной помехи может служить введение в конструкцию тестовой методики контрольных вопросов, суждений, специально оценивающих степень искренности отвечающего, что позволяет существенно снизить уровень субъективности получаемых результатов, отсеять варианты, достоверность ответов в которых ниже допустимого.
Проективные методики имеют
Достоинства психодиагностики: