История психодиагностики

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 07:01, реферат

Описание работы

Психодиагностика - это не только направление в практической психодиагностике, но и теоретическая дисциплина. Психодиагностику в практическом смысле можно определить, как установление психодиагностического диагноза – описание состояния объектов, коими могут выступать отдельная личность, группа или организация.

Содержание

1. Психодиагностика – наука и искусство предвиденья
2. История психодиагностики
2.1. Допсихологическая история
2.2. История психодиагностики как науки
2.3. Предпосылки возникновения психодиагностики
3. Структура психодиагностики
4. Основные области применения психодиагностики
5. Этапы психодиагностического обследования
6. Ограничения, достоинства и недостатки психодиагностических методик
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

История психодиагностики.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

         Малоформализованные методики — это наблюдения, беседы и интервью, анализ продуктов деятельности. Они дают ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические  процессы и явления, которые мало поддаются объективизации и формализации (например, плохо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т. д.).

         Малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и требуют большого профессионального мастерства и опыта психодиагноста.

         Малоформализованные и строго формализованные диагностические  методики дополняют друг друга и должны использоваться в комплексе. Развитие новых интеллектуальных методов анализа данных постепенно расширяет область применения компьютеров в психодиагностике. Новые технологии позволяют использовать имитацию психологической интуиции компьютерными системами.

         Накопленный опыт применения психодиагностики суммирован в многочисленных учебных пособиях, энциклопедических собраниях методик и тестов и в справочной литературе.

4. Основные области применения психодиагностики:

  • управление персоналом, подбор и отбор персонала, профориентация;
  • оптимизация обучения и воспитания, проблема «сложных детей»;
  • прогнозирование социального поведения (психологическая экспертиза в армии, при формировании экспедиций и др.);
  • судебно-психологическая экспертиза;
  • консультативная, психотерапевтическая помощь.

       1. Психодиагностика - основа работы практического психолога.

  • Сфера образования и воспитания (цели оптимизации обучения и воспитания). В основном это детские сады и школы, редко в ВУЗах.

       Психодиагност работает по практическому запросу педагога, воспитателя, родителей, администрации, в школах - учеников.

       Содержание  психодиагностической деятельности не зависит от того, кто сформировал  запрос. Лишь на этапе интерпретации  нужно учитывать, кто сформулировал  запрос.

       Типовые задачи: можно отнести к двум классам, исходя из функций воспитания и образования. Они взаимосвязаны и переплетены.

  • Образовательная - познавательная сфера, воспитательная, личностная. Используются методики диагностики, направленные на измерение и оценку когнитивной сферы.

2. Психологическая готовность к профессии или профессиональная пригодность.

       Профессиональная  пригодность (К.М.Гуревич) - это свойство личности, о которой можно судить по:

  • успешности овладения профессией
  • по степени удовлетворенности человека своим трудом

      По  ним можно судить, является ли человек  профессионалом в своей деятельности.

      Важно знать получится ли из этого кандидата  профессионал? Из каждого ли кандидата на работу вырастет профессионал?

       I. Важным условием является интерес  к профессиональной деятельности, желание работать, положительная мотивация. Достаточно ли лишь сильного желания?

Диагностика нужна:

  • для сообщения результатов обследования испытуемого (насколько психологические особенности соответствуют требованиям профессии).

       Тогда человек будет осознанно формировать профпригодность (развивать нужные качества, вырабатывать особые способы выполнения трудовой деятельности, соответствующие его особенностям). Облегчение процесса формирования профпригодности.

  • профессиональное обучение с использованием индивидуального подхода. Иногда проводится отбор: бывает мест мало, а желающих много. Выбирают наиболее подготовленных. Отбор тех, кто быстрее стане профессионалом.

       За  рубежом всегда проводится профотбор  на все виды трудовой деятельности (огромное число специальных тестов и тестовых батарей (более 300), связанных с различной профессиональной деятельностью).

       Продиагносцировав всех психолог узнает психологические  качества всех кандидатов.

  • анализ трудовой деятельности
  • профессиограммы
  • методики выявления профессиональных качеств

       Наши  психологи считают, что не надо проводить  отбор на работу с относительно профессиональной пригодностью. Это будет возможный  шанс любому человеку попробовать себя в данной профессии.

  • Профессиональное консультирование. Знание всех характеристик подготовленности к профессиональной деятельности.

3. Клинико-консультационная  работа

       Работа  психолога и психодиагноста в  клиниках (при неврологических и  психиатрических клиниках)

Особенности работы:

- широкое  использование методов беседы и наблюдения - они являются основными в работе. Эти методы являются хорошо разработанными, очень совершенны и изощрены. Наука граничит с искусством (интуиция и профессионализм). 

Специфика исполнения:

       Метод беседы используется очень широко. Расспрос пациента (после установки контакта, хороших взаимоотношений). Непринужденная беседа такая, что пациент мог сообщить о своих жалобах, симптомах болезни.

       Главное в работе психолога - занять позицию  активного слушателя, демонстрация внимания, нежелательно прерывать и ограничивать. Это нужно делать в случае необходимости крайне тактично. Внимание должно быть привлечено к содержанию и форме рассказа.

       По  манере можно понять личностные особенности  и черты характера.Важно фиксировать  содержание речи и о чем человек умалчивает, говорит с тревогой.

       Беседа  может стать психотерапевтической. Затем настает этап вопросов психодиагноста. Схема опроса должна быть подготовлена заранее. Содержание вопросов и их количество, порядок, что зависит от состояния пациента и задачи психодиагноста.

       Беседа  гибкая и вариабельная с учетом индивидуальных особенностей, без элементов внушения, тактичность и деликатность вопроса. Нужно оценивать: насколько внимателен пациент, как хорошо понимает вопросы, как охотно отвечает.

       Ассоциативный эксперимент (цель - проверить умеете ли вы быстро говорить? - версия для испытуемого). Пациент будет считать, что оценивают скорость его речи.

       У психолога в данном случае одна истинная цель - исследовать мышление. Пациенту говорят, что проверяют остроту слуха, на самом деле выявление содержания слуховых галлюцинаций.

       Сама  процедура диагностики не является жестко стандартной, возможны отклонения: психолог приходи на помощь, возможен индивидуальный подход.

       Все отклонения должны быть зафиксированы  для правильного заключения результатов обследования.

5. Судебно-психологическая экспертиза.

       Начало  положили работы в области судебной психологии: проблема психологии преступника, свидетеля, допроса, суда.

       Развитие  судебной психологии и как следствие  необходимость участия психолога в судебном следствии. В начале 20 века в Германии - В.Штерн первый психолог, который провел психологическую экспертизу по решению суда.

До 1917 года - у нас не проводились.

В 1927 году - при московской прокуратуре создана  психологическая лаборатория, возглавил ее А.Р.Лурия. Разработка методов, Лурия первым изобрел детектор лжи.

1931 год  - лаборатория закрыта.

       Экспертизу  проводят опытные психологи (изучали  ряд юридических дисциплин).

         Случаи обращения  за помощью к психологу можно  отнести к двум основным типам:

    • ситуация клиента — когда человек за помощью и консультацией для себя или своих близких;
    • ситуация экспертизы — когда к психологу обращается администрация (например, администрация больницы, школы, суда, предприятия) за помощью в диагностике, например, уровня психического развития человека, причин отклоняющегося поведения подростка, состояния преступника в момент совершения преступления, профессиональной пригодности и т. д.

         Варианты использования  психодиагностических данных:

       Данные  используются обследуемым в личных целях (например, для самоусовершенствования).

       Данные  используются психодиагностом (например, для психокоррекционной работы).

       Данные  используются администрацией для принятия решения.

       Этика психолога требует четкого определения  целей и задач психодиагностической работы (то есть, оформления заказа) уже на предварительном этапе.

5. Этапы психодиагностического обследования:

       В психодиагностическом обследовании можно  выделить 3 основных этапа:

  1. Сбор данных.
  2. Переработка и интерпретация данных.
  3. Вынесение решения – психодиагностический диагноз и прогноз.

6. Ограничения, достоинства и недостатки различных типов психодиагностических методик.

       Существование множества психодиагностических методик  объясняется не только большим количеством  свойств, которые с их помощью приходится оценивать, но так же тем, что практически все методики имеют ограничения в применении, в силу которых приходится оценивать, но так же тем, что практически все методики имеют ограничения в применении, в силу которых приходится создавать и использовать другие методики, не обладающие подобными ограничениями.

       Важно отметить о классификации самих  типов методик. Рассмотрим в связи  с этим достоинства и недостатки некоторых типов методик, обращённых к сознанию, в том, что они позволяют  судить о психологии данного человека непосредственно на основе того, что говорит он себе или окружающие люди о нём. Однако, испытуемый может недостаточно искренне или некритично отвечать на адресованные ему вопросы, в том числе под влиянием субъективно воспринятой информации, предвзятого отношения к психодиагносту или ситуации психодиагностики.

       Словом, сознательное субъективное искажение  результатов тестирования – один из самых серьёзных недостатков  данной группы методик. Методом устранения подобной помехи может служить введение в конструкцию тестовой методики контрольных вопросов, суждений, специально оценивающих степень искренности отвечающего, что позволяет существенно снизить уровень субъективности получаемых результатов, отсеять варианты, достоверность ответов в которых ниже допустимого.

        Проективные методики имеют существенное  достоинство в том, что обладают  высокой валидностью и надёжностью.  Они менее субъективны и менее  подвержены случайным, ситуативным  влияниям. Недостаток их – трудоёмкость  и значительные временные затраты, необходимые для получения нужного психодиагностического результата.

Достоинства психодиагностики:

  • Объективность – результаты исследования могут быть оценены количественно и качественно и почти не зависеть от субъективых исследований.
  • Оперативность – сбор информации в относительно короткие сроки.
  • Прицельность – получение информации об определенных качествах личности, а не о человеке вообще.
  • Практичность – результаты исследования объективно предопределяют варианты выбора средств дальнейшего практического воздействия.

Информация о работе История психодиагностики