История психодиагностики

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 07:01, реферат

Описание работы

Психодиагностика - это не только направление в практической психодиагностике, но и теоретическая дисциплина. Психодиагностику в практическом смысле можно определить, как установление психодиагностического диагноза – описание состояния объектов, коими могут выступать отдельная личность, группа или организация.

Содержание

1. Психодиагностика – наука и искусство предвиденья
2. История психодиагностики
2.1. Допсихологическая история
2.2. История психодиагностики как науки
2.3. Предпосылки возникновения психодиагностики
3. Структура психодиагностики
4. Основные области применения психодиагностики
5. Этапы психодиагностического обследования
6. Ограничения, достоинства и недостатки психодиагностических методик
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

История психодиагностики.doc

— 82.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

На  тему: «История психодиагностики» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

1. Психодиагностика  – наука и искусство предвиденья 3

2.  История психодиагностики 4

       2.1. Допсихологическая история 4

       2.2. История психодиагностики как науки 5

       2.3.  Предпосылки возникновения психодиагностики 8

3. Структура психодиагностики 8

4. Основные области применения психодиагностики 9

5. Этапы  психодиагностического обследования 14 

6. Ограничения,  достоинства и недостатки психодиагностических  методик 14

Список используемой литературы 16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Психодиагностика – наука и искусство предвиденья.

         Одно из значений слова «диагноз» - (греч.) распознавание.

         Диагностика понимается как распознавание чего-либо: болезни в медицине, отклонения от нормы в дефектологии и т.д. 

         Психодиагностика - это не только направление в практической психодиагностике, но и теоретическая  дисциплина. Психодиагностику в практическом смысле можно определить, как установление психодиагностического диагноза –  описание состояния объектов, коими могут выступать отдельная личность, группа или организация.

         Психодиагностика  осуществляется на основе специальных  методов. Может входить составной  частью в эксперимент или выступать  самостоятельно, как метод исследования либо, как область деятельности практического психолога, направляясь при этом на обследование, а не на исследование.

         Психодиагностика  понимается двояко:

     В широком смысле  - сближается с  психодиагностическим измерением вообще и может относиться к любому объекту, поддающемуся психодиагностическому анализу, выступая, как выявление и измерение его свойств;

     В узком смысле, более распространенном – измерение индивидуально –  психодиагностических свойств личности.

         В научной литературе понятие «психодиагностика» было введено  в 1924 году Г. Роршахом.

         Психодиагностика  как наука определяется, как область  психологии, разрабатывающая методы  выявления и измерения индивидуально  – психологических особенностей и перспектив развития личности.

         Как теоретическая  дисциплина, психодиагностика имеет  дело с переменными и постоянными величинами, характеризующими внутренний мир человека. Психодиагностика с одной стороны, это способ проверки теоретических построений, а с другой – конкретное воплощение теоретических построений – способ движения от абстрактной теории, от обобщения к конкретному факту.

         Теоретическая психодиагностика опирается на основные принципы психологии:

  • Принцип отражения – адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности;
  • Принцип развития – ориентирует изучение условий возникновения психических явлений, тенденции их изменения, качественные и количественные характеристики этих изменений;
  • Принцип диалектической связи сущности и явления – позволяет увидеть взаимное обуславливание этих философских категорий на материале психической реальности при условии их нетождественности;
  • Принцип единства сознания и деятельности – сознание и психика формируются в деятельности человека, деятельность одновременно регулируется сознанием и психикой;
  • Личностный принцип – требует от психолога анализа индивидуальных особенностей человека, учета его конкретной жизненной ситуации, его онтогенеза.

         Эти принципы положены в основу разработки психодиагностических методик – способов получения  достоверных данных о содержании переменных психической реальности.

2. История психодиагностики.

2.1. Допсихологическая история

         Предыстория уходит в глубину веков (люди давно поняли, как важно оценивать особенности людей). Середина третьего тысячелетия до нашей эры в Древнем Вавилоне проводились специальные испытания выпускников школы писарей: нужно было знать 4 арифметических действия, измерение полей, уметь петь, играть на музыкальном инструменте, разбираться в тканях, металлах, растениях.

         В Древнем Египте была система испытаний для кандидатов в жрецы - собеседование (биографические данные, умение вести беседу, внешность), проверки умения трудиться, слушать, молчать, испытание огнем, водой, страхом мрачных подземелий.

         Пифагор прошел эту  систему проверок и стал использовать для отбора людей в свою математическую школу. Также оценивал интеллектуальные способности - давал очень трудные математические задачи: решалась задача - принимал в школу, не сумел решить - оценивалось умение достойно держать себя, дать отпор. Также Пифагор уделял внимание смеху и улыбке.

         В Древнем Китае  за 2200 лет до нашей эры специальная  система проверок чиновников. Оценивалось 6 умений - знать музыку, стрелять из лука, верховая езда, писать, считать, знание ритуалов и обычаев. Очень давно  понята необходимость оценивать психологические особенности людей.

2.2. История психодиагностики как науки.

         Психологическая диагностика  выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX в. под воздействием требований практики. Ее возникновение  было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии.

         Первым ее источником стала экспериментальная психология, поскольку экспериментальный метод  лежит в основе психодиагностических методик, разработка которых и составляет одну из задач психодиагностики. Психодиагностика выросла из экспериментальной психологии. А ее возникновение в 50-70-е гг. XIX в. связано с возросшим влиянием естествознания на область психических явлений, с процессом «физиологизации» психологии, состоявшим в переводе изучения психических фактов в русло эксперимента и точных методов естественных наук. Первыми экспериментальными методами психологию снабдили другие науки, главным образом физиология.

         Началом возникновения  экспериментальной психологии условно  считается 1879 г., так как именно в  этом году В. Вундт основал в Германии первую лабораторию экспериментальной психологии. В. Вундт (1832-1920), намечая перспективы построения психологии как цельной науки, предполагал разработку в ней двух непересекающихся направлений:

  • естественно-научного, опирающегося на эксперимент;
  • культурно-исторического, в котором главную роль призваны играть психологические методы изучения культуры («психология народов»).

         По его теории естественно-научные экспериментальные  методы можно было применять только к элементарному, низшему уровню психики.

         Экспериментальному  исследованию подлежит не сама душа, а  только ее внешние проявления. Поэтому  в его лаборатории в основном изучались ощущения (зрительные, слуховые, цветоощущения, тактильные) и вызываемые ими двигательные акты-реакции, а  также чувство времени, объем и распределение внимания. По образцу лаборатории В. Вундта стали создаваться подобные экспериментальные лаборатории и кабинеты не только в Германии, но и в других странах (Франции, Голландии, Англии, Швеции, Америке).

         Развивающаяся экспериментальная психология вплотную подошла к изучению более сложных психических процессов, таких, как речевые ассоциации. Они и стали предметом исследования Ф. Гальтона (1822-1911).

         Английский антрополог Ф. Гальтон в 1879 г. опубликовал результаты своих ассоциативных экспериментов. Составив список из 75 слов, он открывал их по одному и включал секундомер. Как только испытуемый отвечал на слово-раздражитель словесной ассоциацией, секундомер останавливался. Так впервые хронометрия была использована для исследования умственной деятельности.

         В. Вундт сразу  же после публикации Ф. Гальтона использовал  ассоциативную методику в своей  лаборатории, хотя и считал высшие функции  не подлежащими эксперименту. Получаемые в опытах индивидуальные различия во времени реакции объяснялись характером ассоциаций, а не индивидуальными особенностями испытуемых.

         Автором, создавшим  первый собственно психологический  экспериментальный метод, был Г. Эббингауз (1850-1909), изучавший законы памяти, используя для этого наборы бессмысленных слогов (искусственных сенсомоторных элементов речи, не имеющих конкретного значения).

         Он полагал, что  полученные им результаты не зависели от сознания испытуемого, интроспекции (наблюдения индивида за тем, что происходит в его психике) и, следовательно, в большей степени удовлетворяли требованию объективности. Этим методом Г. Эббингауз открыл путь экспериментальному изучению навыков.

         Американский психолог Дж. Кеттелл (1860-1944) исследовал объем  внимания и навыки чтения. С помощью  тахистоскопа (прибора, позволяющего предъявлять испытуемому зрительные стимулы на краткие отрезки времени) он определял время, необходимое для того, чтобы воспринять и назвать различные объекты — формы, буквы, слова и т. д. Объем внимания в его опытах составлял величину порядка пяти объектов. Проводя эксперименты с чтением букв и слов на вращающемся барабане, Дж. Кеттелл зафиксировал феномен антиципации («забегания» восприятия вперед).

         Так на рубеже XX в. в  психологии утвердился объективный  экспериментальный метод, который  начал определять характер психологической науки в целом. С внедрением в психологию эксперимента и появлением благодаря этому новых критериев научности ее представлений создались предпосылки для зарождения знаний об индивидуальных различиях между людьми.

         Но возникновение психодиагностики не было итогом простого логического развития экспериментально-психологического и дифференциально-психологического изучения человека. Она складывалась под воздействием запросов практики, сначала медицинской и педагогической, а затем и индустриальной. Одной из основных причин, обусловившей зарождение психодиагностики, нужно считать выдвинутую врачебной практикой потребность в диагностике и лечении умственно отсталых и душевнобольных людей. Работы французских врачей Ж. Е. Д. Эскироля и Э. Сегена, занимавшихся проблемами умственной отсталости детей, внесли определенный вклад в разработку методов, помогавших определить умственную отсталость.

     2.3. Предпосылки возникновения психодиагностики.

     1. Медицинская практика (исследование и лечение умственной отсталости - дифференцировка уровней отсталости). Э.Сеген - один из методов диагностики умственной отсталости.

     2. Потребности педагогической практики.

     3. Запросы индустриальной практики  и потребности армии.

     Практика, жизнь требовала диагностировать большие массы людей с целью отбора наиболее подготовленных к тому или иному виду деятельности, а также распределение по разным видам деятельности людей в соответствующие с их индивидуальными особенностями.

3. Структура психодиагностики.

         В XX веке психодиагностика и ее приложения интенсивно разрабатывались, и в настоящее время образуют разветвлённую структуру методов и методик. Средства современной психодиагностики разделяются на две группы: строго формализированные методики, и методики малоформализованные.

         К строго формализованным  методикам относятся тесты, опросники, методики проективной техники и  психофизиологические методики. Для  строго формализованных методик  характерны детальная регламентация, стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов), объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.), надежность и валидность. Многие строго формализованные методики доведены до уровня компьютерной реализации.

Информация о работе История психодиагностики