Исследования экстраверсии интроверсии у студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности экстраверсии интроверсии студентов подросткового возраста
Задачи:1.Рассмотреть подходы к исследованию экстраверсии интроверсии отечественных и зарубежных авторов.
2.Изучить особенности экстраверсии интроверсии студентов подросткового возраста
3.Проанализировать полученные результаты.

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.docx

— 55.46 Кб (Скачать)

Интроверты не любят сильных  впечатлений, контролируют свои эмоции, несколько пессимистичны, неагрессивны, стремятся к спокойной упорядоченной  жизни. Экстраверты же стремятся  к сильным, ярким впечатлениям, склонны  к риску, действуют под впечатлением момента. Они любят перемены, находчивы  в разговоре, беззаботны, оптимистичны. Предпочитают действовать, а не рассуждать, склонны к агрессивному поведению, бывают несдержанными.

Интроверты не могут поступить  вразрез со своими убеждениями, и  если они все-таки вынуждены пойти  на это или случайно нарушают внутренние нормы, чувствуют себя плохо и  сильно переживают. Они не часто  ссылаются на жесткие этические  принципы, но сами редко нарушают общеустановленные  правила общественной жизни.

Юнг писал, что экстраверты подчиняются внешним требованиям не без борьбы, но верх всегда берут внешние условия. Сознание экстраверта обращено вовне, поскольку оттуда и черпается всегда главное и решающее определение. Его интересуют лица и вещи. Соответственно и поступки такого человека обусловлены и объясняются влиянием последних. Экстраверты склонны делать то, в чем в данный момент нуждается окружающая среда и чего она ждет от него. Экстраверты внушаемы, доступны влиянию других лиц, часто жертвуют собой ради других. По характеристике Юнга, им свойственно постоянно растрачивать себя и во все втягиваться, а интроверты защищаются от внешних воздействий, по возможности воздерживаются от всяческих затрат энергии, которые непосредственно относятся к объекту, чтобы занять по возможности более подкрепленную и сильную позицию.

Как отмечают Г. Айзенк и С. Айзенк (1968), экстраверты импульсивны, склонны к риску, а интроверты неимпульсивны, свои действия планируют заранее, придают большое значение моральным и этическим нормам.

Интроверты медленно устанавливают  связи и трудно входят в чуждый им мир эмоций других людей. Они с  трудом усваивают адекватные поведенческие  формы и поэтому часто кажутся  «неловкими». Их субъективная точка  зрения может оказаться сильнее  объективной ситуации.

В некоторых работах ученых была отмечена положительная связь между  степенью экстраверсии и степенью приспособляемости  к сменному труду.

Вывод: Экстра и интровертность являются качественными характеристиками индивидуальности человека, с количественными различиями по отдельным чертам, параметрам, функциям, составляющим, структурным компонентам. Различия между экстра и интровертами затрагивают всю личность, всю ее структуру, все ее компоненты. Эта одна из базисных характеристик личности, с которой могут и должны сопрягаться все ее другие индивидуально-психические особенности.

Степень выраженности экстра и интровертированных черт личности является важным типологическим критерием при оценке личности, при создании научных типологий, в том числеу с использование многокритериального подхода.

Не следует  считать, что экстравертность лучше интро-вертности. Это специфическая направленность психической активности личности. И есть виды деятельностей, как правило,это индивидуальные, предметные виды деятельностей, где интроверты достигают больших высот. В целом интроверты способны к более бесстрастной оценке ситуаций, происходящего, у них менее активно действуют механизмы вытеснения, они более устойчивы в своих привязанностях, интересах.

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭКСТРОВЕРСИИ ИНТРОВЕРСИИ СТУДЕНТОВ ПОДРОСКОВОГО ВОЗРАСТА

 

2.1 ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ  ЭКСТРОВЕРСИИ ИНТРОВЕРСИИ СТУДЕНТОВ  ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Для выявления  экстроверсии интроверсии студентов подросткового возраста мной была проведена методика Г. Айзенка.

Методика  проводилась на базе ГОУ СПО «  Свердловского областного медицинского колледжа» по адресу ул. Говырина, 3. Студенты 1 курса, группы 141-М в возрасте 15-17 лет

Описания возраста: Подростковый возраст

Данная  методика предназначена для изучения индивидуально-психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности: нейротизма, экстраверсии, интроверсии и психотизма.

Цель: Выявления личностных черт экстраверсии интроверсии.

Материал и оборудование: Бланк с инструкцией и ручка.

Описание методики: Автор двухфакторной модели личности американский психолог Г. Айзенк в качестве основных свойств рассматривает экстраверсию—интроверсию и нейротизм. В психологии экстраверсия—интроверсия определяются как способы адаптации человека к окружающему миру. Если экстравертированный тип личности ориентируется на внешние обстоятельства, окружающие его объекты, то интровертированный тип — на субъективные факторы, собственные переживания, свой собственный мир. Такая внешняя (объективная) или внутренняя (субъективная) ориентация формирует ту или иную психическую установку личности по отношению ко всему происходящему.

Таким образом, экстраверт — это человек, который ориентирован на внешнее окружение, на объективный мир вещей и явлений. Интроверт — это человек, у которого преобладает субъективная ориентация, его интересы в значительной мере обращены внутрь, к собственным идеям, образам, созданным его воображением, к своей внутренней духовной жизни.

Нейротизм (понятие, синонимичное тревожности) проявляется как эмоциональная неустойчивость, напряженность, эмоциональная возбудимость, депрессивность.

Методика исследования экстраверсии—интроверсии и нейротизма содержит 57 вопросов, из которых 24 вопроса связаны со шкалой экстраверсии—интроверсии, еще 24 — со шкалой нейротизма, а остальные 9 вопросов входят в контрольную шкалу — шкалу искренности (И), предназначенную для оценки степени искренности испытуемого при ответах на вопросы.

Инструкция: Вам предлагается ответить на ряд вопросов. Отвечайте только «Да» или «Нет», ставя знак «+» или «-» в соответствующей графе протокола исследования не раздумывая, поскольку важна Ваша первая

Обработка результатов: Подсчитайте баллы по шкалам: Э — экстраверсия, Н — нейротизм, И — искренность, используя ключ. Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается как один балл.

 

КЛЮЧ

 

Шкала

Номер вопроса

 

Да

Нет

Экстраверсия

 

1,3,8,10,13,17,22,25,27,39,

44,46,49,53,56

 

5,15,20,29,32,34,37,41,51

Нейротизм

 

2,4,7,9, 11, 14, 16, 19, 21,23,26,28,31,33,35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55,57

 

Искренность

6, 24, 36

12, 18, 30, 42, 48, 54


 

По полученным результатам  постройте диаграмму по макету. При анализе результатов исследования необходимо придерживаться следующих уровней выраженности показателей:

Уровни  выраженности  показателей  экстраверсии-интроверсии

Уровни выраженности показателей нейротизма

Уровни выраженности показателей  искренности

  • 5 — яркий интроверт
  • 10 — интроверт

12 — среднее значение

  • 15 — экстраверт
  • 19 — яркий экстраверт

< 7 — низкий уровень нейротизма

9—13 — среднее значение нейротизма

  • 15 — высокий уровень 
    нейротизма
  • 19 — очень высокий 
    уровень нейротизма

< 4 — ответы можно считать достоверными

> 4 — неискренность в ответах свидетельствует о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение


 

Интерпретация результатов: Экстраверт. Деятельный, активный, общительный человек, легко вступающий и поддерживающий межличностные контакты. Хорошо разбирается в людях, прогнозирует их реакции и поведение. Он отзывчив, импульсивен, жизнерадостен, уверен в себе, стремится к лидерству. Не любит уединения, испытывает тягу к новым впечатлениям, риску. Его характеризует хорошая приспособляемость к среде, открытость в чувствах. Бывает несдержанным, ненадежным в общении, не всегда обязателен, склонен к агрессивным формам реагирования.

Интроверт. Часто погружен в себя, испытывает трудности, устанавливая контакты с людьми и адаптируясь к реальности. В большинстве случаев интроверт спокоен, внешне сдержан, уравновешен, миролюбив, его действия продуманы и рациональны. Скромен, склонен к уединению, предпочитает книги общению с людьми. Круг друзей у него невелик. Интроверт высоко ценит этические нормы, любит планировать будущее, задумывается над тем, что и как будет делать. Он не любит сильных впечатлений, волнений, стремится к спокойной, упорядоченной жизни. Интроверт строго контролирует свои чувства, пессимистичен, редко ведет себя агрессивно.

Нейротизм (низкие оценки) — это эмоционально стабильные лица, характеризующиеся спокойствием, уравновешенностью, уверенностью, решительностью.

Нейротизм (высокие оценки) — это эмоционально неустойчивые лица, характеризующиеся неуравновешенностью нервно-психических процессов, а также лабильностью вегетативной нервной системы. Поэтому они легко возбудимы, для них характерны резкие колебания настроения, чувствительность, обидчивость, а также тревожность, нерешительность, медлительность и мнительность.

Показатели экстраверсии—интроверсии и нейротизма (стабильности—нестабильности) взаимонезависимы и биполярны. Сочетание этих двух в разной степени выраженных свойств и создает неповторимое своеобразие личности. Характеристики большинства испытуемых располагаются между полюсами, чаще где-то близко к центру. Удаленность показателя от центра свидетельствует о степени отклонения от среднего с соответствующей выраженностью личностных свойств.

Связь факторно-аналитического описания личности с четырьмя классическими типами темперамента — холерическим, сангвиническим, флегматическим, меланхолическим — отражена в «круге Г. Айзенка».

По горизонтали в  направлении слева направо увеличивается выраженность показателей шкалы нейротизма, а по вертикали сверху вниз — экстраверсии—интроверсии.

2.2 Обработка  и интерпретация полученных данных

Полученные результаты были обработаны и занесены в таблицу.

Таблица 1

Методика проводилась 05.03.12 г. На базе ГОУ СПО « Свердловского областного медицинского колледжа» по адресу ул. Говырина, 3. Студенты 1 курса, группы 141-М в возрасте 15-17 лет

 

 

Количественный анализ

 

 

Имя исследуемого

Сколько лет

Уровни выраженности показателей  экстраверсии-интроверсии

Уровни выраженности показателей нейротизма

Уровни выраженности показателей  искренности

1

Юлия

16

15-экстраверт

15-выс. ур.нейротизма

1-достоверны

2

Лиза

16

10-интроверт

15-выс. ур.нейротизма

1-достоверны

3

Юля

15

7-яр. интроверт

20-оч. выс.ур нейрот.

5-неискр

4

Жанна

16

11-ср. зн

6-низ. ур. Нейрот.

2-достоверны

5

Катя

16

9-интроверт

13-ср. зн.нейрот.

2-достоверны

6

Иван

17

12-ср. зн.

13-ср. зн.нейрот.

6-недост.

7

Аня

16

7-интроверт

12-ср.зн

3-достоверны

8

Катя

17

13-ср. зн.

20-оч. выс.ур нейрот.

1-достоверны

9

Лариса

15

12-ср. зн.

15-выс. ур.нейротизма

3-достоверны

10

Алёна

16

17-экстраверт

23-оч.выс.ур нейротизма

3-достоверны

11

Кристя

17

17-экстраверт

23-оч.выс.ур нейротизма

3-достоверны

12

Сергей

16

15-экстраверт

15-выс. ур.нейротизма

3-достоверны

13

Лена

15

10-интроверт

22-оч.выс.ур.нейротизма

2-достоверны

14

Рита

17

17-экстраверт

7-низ.ур нейротизма

1-достоверны

15

Эля

16

18-экстраверт

10-ср.зн. нейротизиа

2-достоверны

16

Ирина

15

4-яр. Интроверт

15-выс. ур.нейротизма

4-достоверны 

17

Лена

16

15-экстраверт

14-ср.зн

3-достоверны

18

Света

15

8-интроверт

18-выс.ур. нейротизма

2-достоверны

19

Миша

16

16- экстраверт

10-ср. знач.

1-достоверны

20

Настя

17

15- экстраверт

5-низ. Ур. нейротизма

4-достоверны

             

Информация о работе Исследования экстраверсии интроверсии у студентов