Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:19, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности экстраверсии интроверсии студентов подросткового возраста
Задачи:1.Рассмотреть подходы к исследованию экстраверсии интроверсии отечественных и зарубежных авторов.
2.Изучить особенности экстраверсии интроверсии студентов подросткового возраста
3.Проанализировать полученные результаты.
Введение
Актуальность
темы курсовой работы, посвященной
экстраверсии - интроверсии у студентов
в подростковом возрасте, обусловлена
тем, что в периоды кризисов возрастного
развития у подростков особенности кризисов
связаны именно со сменой приоритета интроверсии
на экстраверсию и наоборот.
Ребенок начинает чувствовать себя взрослым,
«ломаются» прежние «детские» взгляды,
крушатся многие «розовые» надежды детства.
В целом в подростковом возрасте конкурируют
две ведущих деятельности:
– общение - свойственное экстравертивном
типу.
– и обучение — интровертивному.
Таким образом для подростков экстраверсия
и интроверсия — единое целое и борьба
противоположных тенденций в формировании
направленности личности
Одной из важнейших личностных характеристик человека является степень предрасположенности личности к экстравертности - и интровертности. По мнению большинства ученых - психологов степень экстравертности - и интровертности является важнейшим систематизирующим личностным фактором. Так, в теории личности Г.Айзенка экстравертность - и интровертность (наряду с нейротизмом) порождает различные, существенные типы людей, которые по-своему проявляются в окружающем мире.
Объект исследования: выступает личность.
Предмет исследования: экстраверсия интроверсия студентов подростков
Цель исследования: выявить особенности экстраверсии интроверсии студентов подросткового возраста
Задачи:1.Рассмотреть подходы к исследованию экстраверсии интроверсии отечественных и зарубежных авторов.
2.Изучить особенности экстраверсии интроверсии студентов подросткового возраста
3.Проанализировать полученные
Гипотеза исследования:
- студенты, принимавшие участие в исследовании, в основном будут экстравертами;
- у студентов будет преобладать устойчивое эмоциональное состояние
Научная новизна: заключается в выявлении экстраверсии интроверсии у современных студентов подросткового возраста
Методология: теоретические работы по проблеме экстраверсии интроверсии студентов подросткового периода
Методы: беседа, наблюдение, диагностические методы.
Методика: Методика Г. Айзенка
Практическая значимость: полученные эмпирические данные могут быть использованы в профессиональной деятельности психологов, в консультативной и психокорекционной работе, в деятельности преподавателей учебных заведений при организации бесед с родителями учащихся по проблемам экстраверсии интроверсии.
Теоретическая значимость: материал моей работы может стать основой для дальнейшего исследования.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1 Понятие экстраверсии
Экстраверсия — интроверсия — характеристика типических различий между людьми, крайние полюсы которой соответствуют преимущественной направленности человека либо на мир внешних объектов (у экстравертов), либо на собственный субъективный мир (у интровертов).
Деление людей на типы экстравертов и интровертов осуществляется с учетом таких качеств, как коммуникабельность, разговорчивость, честолюбие, напористость, активность и ряд других.
ИНТРОВЕРСИЯ - личностная характеристика, описанная швейцарским психиатром и психологом К.Юнгом в 1910 и означающая дословно «обращенность внутрь». Интроверсия предполагает предпочтение человеком своего внутреннего мира воображения, богатого и созидательного объективной реальности. Интроверты обычно чувствительны, склонны к самоанализу и самокритике. Для них не характерны спонтанные действия, они не особенно общительны, им не свойственно выражение эмоций; интроверт больше погружен в свои мысли и фантазии, часто предпочитает общению с людьми возможность предаться размышлениям. Юнг выдвинул гипотезу об интроверсии и экстраверсии как противоположных личностных качествах. Критическое изучение этих понятий показало, что они являются слишком широкими и всеобъемлющими. Термины, однако, по-прежнему широко употребляются. Поскольку некоторые отличительные особенности интроверсии - необщительность, субъективизм, чувствительность - нередко связаны с определенными психическими расстройствами, термин зачастую вызывает негативные ассоциации. Изначальное определение интроверсии, однако, не содержит оценочной характеристики.
ЭКСТРАВЕРСИЯ - характеристика определенного типа личности. Термин был введен известным швейцарским психиатром и психологом Карлом Юнгом. Согласно Юнгу, человек является экстравертом, если его основные интересы лежат во внешнем, объективном мире, в котором он видит высшую ценность. Экстраверсия, таким образом, предполагает предпочтение социальных и практических аспектов жизни, в отличие от погружения в мир воображения и интроспекции.
Интроверсия по Айзенку (от лат. intrо - внутри) - личностная переменная в иерархической модели личности Х. Айзенка - . Характеризуется рядом признаков. Среди них - настойчивость, ригидность, субъективизм, скромность, раздражительность. Интроверт застенчив, интроспективен, не следует внезапным побуждениям, любит порядок, на него можно положиться, холоден. Ориентирован на представления.
Экстраверсия по Айзенку - личностная переменная в иерархической модели личности Х. Айзенка. Характеризуется рядом признаков. Среди них - социабельность, импульсивность, активность, оживленность, восприимчивость, возбудимость. Экстраверт любит вечеринки, нуждается в людях, любит каверзные шутки, не лезет за словом в карман, любит перемены. Беззаботен, весел, любит смеяться, вспыльчив, не всегда на него можно положиться. Ориентирован на ощущения и эмоции.
Экстраверт — это человек, чьи мысли, чувства, интересы и действия направлены на окружающих, на предметы внешнего мира. Он легко вступает в контакт с другими людьми, хорошо приспосабливается к новым ситуациям. Экстраверт, как правило, человек импульсивный, находящийся в постоянном движении, шутливый, часто поверхностный. Он открыт по отношению к внешним объектам, стремится умножать свои связи с ними, в результате чего эти объекты также оказывают на него сильное влияние.
Интроверт — человек, психическая энергия которого направлена внутрь, на самого себя; его мысли, интересы и даже действия обращены на собственное Я. В связи с этим у интроверта проявляется склонность к рефлексии, постоянному анализу своих психических состояний. Он с трудом контактирует с окружением и хуже, чем экстраверт, приспосабливается к нему; он замкнут ко всему, что вне его; он защищается, вместо того чтобы позволить себя формировать; он не может подчиниться внешнему объекту. Интроверты, как правило, серьезны, выдержанны, педантичны, нередко склонны к депрессии.
1.2 Экстраверсия интроверсия как предмет изучения отечественной и зарубежной психологии
Особое место анализ экстраверсии и интроверсии черт личности занимает в зарубежной психологии. История развития психологии личности за рубежом неразрывно связана с творчеством двух выдающихся ученых К.Юнга - творца завершенных концептуальных взглядов на типологию людей, в основу которой положено деление на экстра и интровертов, и Г. Айзенка – создателя методики по диагностике экстра и интровертности, а в более общем виде - методики по диагностике индивидуальности человека, которая длительное время использовалась во всем мире, как одна из основных при экспериментальном, психодиагностическом анализе личности. Главную роль в привлечении внимания психологов к этим понятиям сыграл Карл Юнг. Юнг рассматривал экстраверсию и интроверсию в качестве фундаментальных измерений человеческого темперамента и полагал, что многие из значительных флуктуации и противоречий в зап. мысли могут быть поняты как результат столкновения между этими противоположными перспективами. Он также считал что зап. мышление в целом, в сравнении с восточным, носит экстравертированный характер. Юнг определял экстраверсию как обращение либидо или психические энергии вовне. Это эквивалентно высказыванию, что экстраверсия означает направление интереса на объекты (др. людей или предметы), присутствующие в данном окружении, и функционирование в связи с этими объектами. Находясь в экстравертированном состоянии, субъект воспринимает, мыслит, чувствует и действует сообразуясь с данным объектом. Интроверсия была определена Юнгом как обращение либидо внутрь. Это означает перенаправление интереса от объекта к субъекту - к собственному сознательному опыту индивидуума. В интровертированном состоянии восприятие, мышление, чувствование и действие определяются более непосредственно субъективными факторами, чем данным объектом. Экстраверт - человек, обычно находящийся в экстравертированном состоянии, - склонен немедленно и непосредственно реагировать на поступающие извне стимулы. Находясь преимущественно в интровертированном состоянии, интроверт склонен воздерживаться от немедленных реакций и действовать на основе субъективных соображений, следующих за внешним стимулом. Измерение экстраверсии и интроверсии в психологии трактовалось по-разному. Познакомившись с юнговской интерпретацией этих терминов, Зигмунд Фрейд заключил, что экстраверсия характеризует здоровое состояние, в то время как интроверсия создает предрасположенность к психопатологии. Между тем Юнг отнюдь не трактовал экстраверсия и интроверсия подобным образом и не считал одну предпочтительней другой. Однако точки зрения Фрейда возобладала в общественном сознании (например в США), отдающем предпочтение экстраверсии перед интроверсии. Среди американских психологов и педагогов существует выраженная тенденция рассматривать экстраверсию как более предпочтительную характеристику и истолковывать это измерение в рамках соц. поведения. Так, экстраверсия часто понимается в аспекте коммуникабельности , тогда как интроверсия рассматривается как тенденция к уклонению от социальных контактов. Юнг рассматривал это измерение преимущественно с точки зрения различных форм опыта или сознания, и попытка определения его через поведение сама по себе отражает экстравертированный подход к психологии. Лучшей иллюстрацией такого сдвига в ориентации является большинство разрабатываемых опросников, в которых содержание пунктов шкал экстраверсии, как правило, связано с коммуникабельностью, а содержание пунктов шкал интроверсии преимущественно связано с тревожностью или невротическими симптомами. Строго говоря, такие шкалы не могут рассматриваться в качестве мер экстраверсии интроверсии в юнговском понимании. Мюррей утверждал, что юнговские понятия охватывают целый ряд отдельных частных переменных, которые могут измеряться и оцениваться независимо друг от друга. Он предложил новые названия для некоторых из них. Одно из таких измерений получило название "экзокатексия-эндокатексия" . Оно глубоко образует отражает сравнительное значение, которое индивидуум придает внешнему миру (включает сюда практическую деятельность, социальные и политические события и мнения других людей) в противоположность внутреннему миру (своим собственным переживаниям, фантазиям, идеям, теориям, образам и т. д.). Др. таким измерением является "экстрацепция-интроцепция" (extraception - introception). Оно связано с детерминантами восприятия, оценки и поведения. Экстрацепцией называется тенденция руководствоваться конкретными, отчетливо наблюдаемыми, физ. обстоятельствами, тогда как интроцепция отражает тенденцию руководствоваться более субъективными факторами: чувствами, фантазиями, помыслами и стремлениями. Работы ряда крупных исследователей в области факторного анализа - включ. Раймонда Б. Кэттелла, Дж. П. Гилфорда и Ганса Айзенка – также указывают указывают на возможность выделения некоторых частично независимых составляющих измерения "экстраверсии-интроверсии". В то же время их данные скорее представляют согласованные свидетельства существования широкого общего измерения (по-видимому, представляющего собой фактор большего порядка), которое довольно хорошо корреспондирует с юнговскими понятиями и охватывает большое количество специфических индивидуальных различий, которые мы обнаруживаем в человеческой личности. Один из теоретиков факторно-аналитического подхода, Ганс Айзенк, уделил особое внимание этому измерению и при его интерпретации воспользовался рядом физиологических понятий, предложенных И. П. Павловым. Согласно Айзенку, интроверты характеризуются очень чувствительными процессами коркового возбуждения. Поэтому они склонны очень быстро перегружаться - интеллектуально и эмоционально - умеренной соц. и физ. стимуляцией и чаще испытывать чувства тревоги и отчаяния. Как следствие, они часто прибегают к самозащитному уходу из своего окружения, и могут ограничивать соц. взаимодействия посредством контроля или сдерживания поведения. В отличие от них, экстраверты характеризуются менее чувствительными корковыми процессами, или преобладанием процессов коркового торможения. Поэтому им необходимо больше стимуляции из соц. окружения, и они могут обращаться к ее активному поиску, чтобы преодолеть свою корковую инертность.
Именно
эти исследователи положили
В отечественной психологии проблема экстравертности и интровертности ставилась чаще как проблема внутренней и внешней деятельности (Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н. и др.). Хотя есть немало прекрасных экспериментальных исследований и в этой области, однако они проведен - в русле зарубежных изысканий.
Так М. М. Смирнова в статье "Психологическая характеристика выраженности экстернальности - интернальности в тексте" (Вопросы психологии. 1990. N1. С.140-147.) отмечает, что изучение более генерализованных личностных образований, например направленности, самооценки или структуры самосознания, существенно меняет подход как к общей проблеме личности, так и к исследованию ее объективации в тексте. Первые шаги в этом направлении уже предприняты. Так, имеются данные относительно связи экстраверсии-интроверсии с целым рядом текстовых параметров. Экстраверсия-интроверсия, конечно, не является фактором, определяющим личность в целом, однако представляет собой некоторую обобщенную характеристику совокупности единичных свойств субъекта.
Предпринятый в данном исследовании М. Смирнова сопоставительный анализ выраженности в тексте экстернальности - интернальности субъекта речевой деятельности позволил установить специфику воплощения в тексте локуса контроля как многомерного личностного образования. Однако обращает на себя внимание то, что значения ряда параметров очень близки между собой, во-первых, при равно высоких экстернальности и интернальности говорящего: параметры подтверждения, адресованности и обстоятельности действия и некоторые другие; во-вторых, при равнонизких экстернальности и интернальности: параметры деятельностно-ориентированной оце-ночности, сослагательности, усилия, инструментальности действия и некоторые другие; в-третьих, в случае высокой интернальности и низкой экстернальности и наоборот: параметры размерности, подтверждения, уточнения, усиления, обстоятельности и инструментальности действия и другие. Таким образом, очевидна необходимость выделения тех параметров текста, которые наиболее отчетливо объективируют различные градации экстернальности и интернальности говорящего.
Представители соционики А.Аугустинавичуте, Е.Филатова, Гуленко В.В., Молодцов A.B., Медведев H.H. и др. исследовали и высказали оригинальные мысли о взаимосвязи экстра-интровертности с другими личностными особенностями, о совместимости различных типов и подтипов экстра и интровертов. В начале ХX в. И. П. Павлов и его сотрудники, изучая механизмы высшей нервной деятельности, обратили внимание на отличие в поведении собак в экспериментальной ситуации по выработке условных рефлексов. Для объяснения этих отличий И. П. Павлов высказал допущение, что они обусловлены динамикой нервных процессов в коре головного мозга. Такими показателями с точки зрения И. П. Павлова являются сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Основными процессами являются возбуждение и торможение в коре больших полушарий.
Если приложить теорию Павлова
к экстраверсии - интроверсии, то получится,
что у экстравертов процессы возбуждения
и торможения подвижные, соответственно,
такие люди быстрее переключаются,
им физиологически нужно меньше времени
на переход из одного состояния в
другое.
Интроверты обладают менее подвижными
процессами, структурам мозга (не буду
вдаваться каким именно), нужно больше
времени, чтобы отормозить процесс или
прийти в состояние возбуждения. Таким
образом, получается, что интровертам
нужны паузы между событиями и состояниями,
чтобы успешно с ними справляться.
"Рассматривая процессы
Немало
для разработки данной проблематики
сделал Елисеев О.П. (Конструктивная типология
и психодиагностика личности. - Псков, 1994).
При этом он при анализе данных типов личностей
исходил из пространственно-
Исследования подобного рода ведутся
на кафедре психологии профессиональной
деятельности кадров госслужбы при
Президенте РФ, в других учебных
и научно-исследовательских
1.3 Личностные особенности
Подростковый возраст занимает особое место среди других возрастных этапов становления личности. Это критический, переломный, переходный возраст- возраст полового созревания. Он охватывает период от 11 до 17 лет. Именно в это время происходит усиленное усвоение социальных ценностей, формирование жизненной позиции
В 15 лет интроверсия сменяется экстраверсией: подросток экспансивен, энергичен, общителен, возрастают его уверенность в себе, а также интерес к людям и различиям между ними; он очарован словом «личность», любит обсуждать и сравнивать себя с другими людьми, активно идентифицирует себя с любимыми героями кино, узнавая в них собственные черты.
Интроверты скромны, застенчивы, склонны к уединению, предпочитают книги общению с людьми. Они сдержанны, сближаются только с немногими, поэтому имеют мало друзей, но преданы им. Экстраверты, наоборот, открыты, обходительны, приветливы, общительны, имеют много друзей, склонны к вербальному общению. Они коммуникабельны, разговорчивы, честолюбивы, напористы и активны. Даже если экстраверты спорят, они допускают влияние на себя.
Информация о работе Исследования экстраверсии интроверсии у студентов